Сенситивность
Жизнедеятельность человека основана на постоянном образовании условных рефлексо и постоянном проявлении условных рефлексов как временных связей организма окружающей средой. В основе поведения каждого конкретного человека лежи совокупность условных рефлексов, приобретаемых этим человеком входе его жизни представляющих его жизненный опыт. И элементарные, и сложные условные рефлексы образуются в результате деятельност органов чувств, и характеристика их, следовательно, зависит от характеристик сенсорной организации человека. ".. . У одного и того же человека одновременно имеется много форм абсолютной различительной чувствительности, развитых неравномерно и отличных друг от друг по уровню, - пишет в " Теории ощущений" Б. Г. Ананьев. -Так у одного и того ж человека может быть повышенная разностная чувствительность в област пространственного видения или речевого слуха, а одновременно-пониженна чувствительность цветового зрения или музыкального слуха... Неравномерное развитие разных видо чувствительности в этой структуре проявляется не только в сфере восприятия, н также в памяти и мышлении. Об этом свидетельствуют достаточно изученные явлени зависимости запоминания от сенсорного способа заучивания (зрительного, слухового, кинестетически-двигательного)... С аналогичными явлениям доминирования того или иного чувственных образов мы встречаемся в област внутренней речи и мыслительных процессов, динамики образов воображения процессе изобразительного, музыкального, поэтического, технического творчества". Кроме частных видов чувствительности, как отмечает Б. Г. Ананьев, можн установить и общий для данного человека способ чувствительности, общее свойств сенсорной организации человека-сенситивность, входящую в структуру темперамента.
Рассмотрим признаки сенситивности. Именно они, как и признаки отдельны чувствительностей, являются тем материалом, который " обрабатывает" тренинг, которым он одновременно пользуется для целенаправленной " обработки". Основные признаки сенситивности таковы: 1) устойчивые проявления общего темпа возникновения и развертывания чувственно-двигательных реакций - скорость их возникновения, их длительность и " эффек последействия"; 2) устойчивые проявления психомоторного ритма - способа переключения с одног вида чувственного различения на другой, плавность или скачкообразность переход (наиболее показательным является тут способ переключения, связанный пластичностью всей мозговой организации человека); 3) характер силы реакции, которой человек отвечает на самые различны раздражители; 4) характер глубины реакции, о которой можно судить, главным образом, по глубин следовых реакций, глубине запечатлевания непосредственных образов и яркост образующихся представлений и их ассоциаций. Таким образом, сенситивность неразрывно связана с типом эмоциональности: эмоциональной возбудимости или тормозимости. Можно ли развивать сенсорны умения, не определив характера сенситивности ученика и характера частны особенностей его чувствительностей? Можно ли полагаться на то, что в ход обучения мы " на глазок" определим все его сенсорные особенности? Научна методика обучения должна предусматривать, что еще в период приемных испытаний каждого будущего ученика нужно раскрыть: 1) потенциальные свойства каждой чувствительности (зрительной, слуховой, осязательной); 2) доминирование того или иного типа памяти (зрительной, слуховой, двигательной), учитывая необходимость для актера зрительной памяти как основной:
3) темп возникновения и развертывания чувственно-двигательных реакций; 4) ритм и способ переключения (включая быстроту переключения) с одног чувственного различения на Другое; 5) силу и интенсивность чувственно-двигательной реакции; 6) глубину следовых реакций, яркость образующихся ассоциаций; 7) степень владения зрительной памятью. Можно с уверенностью сказать, что нужны сенсорные качества поступающего ученика прямо пропорциональны его дарованию, которое надо воспитать в процессе обучения. Раскрыв характер сенситивности учащегося, можно выявить необходимост индивидуального развития те или иных сенсорных умений, а затем в тренинге отрабатывать эти умения. Вероятно, недалеко время, когда при кафедрах актерского мастерства буду существовать экспериментальные лаборатории психофизиологии творчества, оснащенные всей осциллографической аппаратурой, какую уже сегодня може предоставить наука и какую она использует в исследованиях, например, п инженерной психологии, по физиологической акустике, по аудиометрии, п эвристическому программированию. Исследовательская работа таких лабораторий поможет установить объективны критерии творческой одаренности и определить наиболее плодотворные пути е развития и совершенствования.
ВЫЯВЛЯТЬ ИЛИ РАЗВИВАТЬ*
Существуют мнения, что сенсорные свойства человека не поддаются изменению, и можно только выявить, если они находятся в скрытом виде, но нельзя развить. Американский психолог Сишор утверждает, что характер отдельных чувствительносте человека не изменяется, поскольку они врожденные. Существует тезис Салмона Блейксли, что индивидуальные различия чувствительности абсолютны и не зависят о объективных условий, в которых они функционируют. Сишор, исследуя слуховые ощущения и работу слухового анализатора, пришел выводу, что врожденные: ' различия людей в структуре органа слуха вызывают различия в восприятии высоты звука, а следовательно музыкальное дарование н только само по себе врожденно, но оно врожденно в специфических типах. Од-: ^ нако опыты и исследовани советских ученых (в частности, Б. Теплова и В. Кауфмана) свидетельствуют, что звуковысотное различение воспитуемо.
Опыты показывают, что наследственно-врожденные особенности и различия структуре органов чувств не определяют пределов чувствительности. Индивидуальны различия чувствительности складываются, главным образом, под влиянием второ сигнальной системы, в результате рефлекторной работы коры головного мозга, структура органов чувств приспосабливается к изменениям чувствительности, происходящим в результате направленной человеческой деятельности. Значит, вс виды чувствительности развиваются и поддаются обработке. А в каких пределах уже сейчас выявляется воспиту-емость сенсорных умений, говорят многочисленные опыты. В опытах Л. Шварц острота зрения повышалась короткий срок до 207 процентов, а общая чувствительность зрени увеличизалась'под действием упражнений до 1000-1250 процентов по отношению исходному уровню. В опытах Б. Теплова порог звуковысотного различения изменялс после тренировки на 130 центов (а цент-это сотая доля одного настроенног полутона). Что это означает практически? Звуковысотная чувствительность музыкантов дает и возможность сравнивать звуки и различать их по высоте тона. У людей, н занимающихся музыкой, умение различать звуки по высоте гораздо ниже, чем музыкантов. Так называемый порог звуковысотного различения у большинства люде обозначается числом центов от 6 до 40, а у людей с хорошим музыкальным слухом-о 3 до 4 центов. Упражняя звуковысотную различительность, Б. Теп-лов за семь сеансов (как пише Б. Г. Ананьев) снизил у одного испытуемого величину порога с 226 до 94 центов, другого - с 32 до 16 центов. Посмотрим, насколько изменяются способности к отдельным ощущениям под влияние трудовой деятельности. Скажем-черный цвет. Строго черный, без всяких примесей. Для большинств из нас-это один определенный цвет, в котором мы можем различить не более двух-трех оттенков. А красильщик различает до 40 оттенков! Переход от красного желтому цвету- сколько оттенков мы различим в нем? Не больше двадцати пяти. А глаз опытного сталевара различает до 200 оттенков (это проверено специальным опытами).
Нормальное человеческое ухо способно, конечно, отличить тарахтенье одного мотор от другого. Любой судовой механик может на слух определить, сколько оборотов минуту дает какой-нибудь судовой двигатель-200, или 500, или 1000. Но опытны летчик (как свидетельствует К. К. Платонов) отличит на слух разницу между 1300 оборотами в минуту и 1340, это уж никак не доступно " нормальному" уху. Так профессия человека изменяет и совершенствует различительные способности ег органов чувств. Так жизнь формирует нервную систему человека. Любопытный пример целенаправленной тренировки органов чувств мы можем прочесть письме известного летчика-испытателя С. Н. Анохина (опубликованном в журнал " Огонек", № 52 за 1964 г. ). После несчастного случая в воздухе летчик потеря глаз. Можно ли летать с одним глазом? Ведь летчик должен обладать глубинны зрением, уметь верно определять расстояние до земли при посадке самолета. Чт сделал С. Н. Анохин? " Я уходил на прогулку в горы, - пишет он, - и целыми часами подбрасывал и лови камешки. Сначала ловить было нелегко: никак не мог правильно определит расстояние до падающего предмета. Эта тренировка очень помогала. В друго упражнении помогали товарищи. Устанавливали рядом две палки, потом одну из ни выдвигали и спрашивали, которую. Я научился видеть одним глазом, как двумя, снова стал полноценным летчиком-испытателем". Зачем все это актеру? Разумеется, воспитание сенсорных навыков и умений в обучении актера не самоцель. Увеличение сенсорных возможностей актера и не мыслится в отрыве от всег сложного комплекса творческих знаний и умений, . помимо чисто сенсорных. Совершенствование сенсорны умений потому и имеет смысл, что в жизнедеятельности человека все неразрывн связано. Еще в исследованиях В. М. Бехтерева, при методе одновременно регистрации вегетативных и двигательных изменений, была доказана связь межд ощущениями, движение и эмоциями. Расширятся сенсорные возможности актера-расширится и сфера его мыслительных эмоциональны возможностей. Это произойдет не только потому, что первичные ощущени представляют собой " горючее" для мышления и эмоций, но и потому, что сам воспитание сенсорных умений в тренинге осуществляется с учетом многих элементо жизненного и сценического самочувствий. Само по себе развитие отдельных сенсорных умений может и не дать никаког эффекта, кроме, так сказать, " местного": увеличится различительная способност осязания, например, или улучшится память слуховых восприятий. Общий же эффект, расширение сферы эмоциональных и мыслительных возможностей'- легко возникающая, быстрая мысль, легко возникающие эмоции, которые должны стать " управляемыми", быстрые и естественные переключения от одной эмоции к другой, яркие внутренни видения, -вот этот общий эффект появится лишь в том случае, если упражнения тренинга будут отвечать следующим условиям:
1) если - каждое из них будет иметь конкретную физическую цель, помимо главной, творческой; 2) если преподаватель, следя за выполнением творческой цели, буде контролировать и физическую цель упражнения, исполняемого учеником; 3) если круг физических целей будет достаточно широк и воспитание сенсорны умений будет планомерным и индивидуализированным для каждого ученика. Например, упражнение " Игры индейцев". В нем две группы учеников за установленно время рассматривают вещи, принадлежащие " противнику", а потом рассказывают о этих, уже спрятанных вещах во всех подробностях. Физическая цель здесь - развитие зрительной памяти. Главная цель-творческая: каждый ученик ставит себя вымышленные предлагаемые обстоятельства, придумывает, почему и для чего ему над рассмотреть вещи, - чтобы запомнить, как их сделать, или решить, стоит ли купит такие же и т. д. Эта творческая цель может быть достигнута только с помощь развитой зрительной памяти. Таким образом, физическая цель служит творческой. В общем, каждый ученик исследует здесь и одновременно осуществляет простейше жизненное действие-внимательно рассматривает предмет, чтобы сделать себе тако же. В работу прежде всего вовлекаются зрение и зрительная память, которые сам тянут за собой цепочку всех иных необходимых " инструментов", помогающи выполнить действие, - и мышление, и внимание, и воображение. Ясно, что первичными элементами в этих упражнениях являются зрение и зрительна память. Мы можем контролировать упражнение, следя за тем, как смотрит ученик, все ли видит, не упускает ли каких-либо деталей. А когда рассказывает, - активн ли привлекае " 245 Зрительную память, описывает ли свои внутренние видения или старается выдумат детали. В жизни в момент жизненного действия нам не нужно заботиться о том, что над смотреть, надо видеть, надо вызывать внутренние видения, -рефлексы непроизвольн включают нужные кнопки. Но воссоздание жизненного действия требует сознательного " включения кнопок". Осознанное выполнение непроизвольных в жизн сенсорных умений - это и есть начало работы над освоением механизма жизненног действия. Нет такого градусника, который позволил бы нам измерить самое главное, само нужное в процессе рождения актера-повышение его " эмоциональной грамотности", возрастающей способности выявлять большие, подлинные чувства. Но если м займемся первым кирпичиком, лежащим в фундаменте чувства-ощущением, доступны нашему воздействию и (может быть) измерению, то мы сможем, косвенным образом, измерить " эмоциональную грамотность". Вероятно, она повысится настолько, насколько увеличатся сенсорные умения. В работе над каждым упражнением преподаватель должен иметь в виду линию развити сенсорных умений ученика, сегодняшнее состояние этих умений и завтрашнюю цел воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|