Система обеспечения экономической безопасности: основы построения
Практика показывает, что обеспечение экономической безопасности представляет собой непрерывный сложный процесс, как правило, требующий привлечения значительных сил и средств, объединения и упорядочения усилий всех сторон, заинтересованных в его успешном протекании. Очевидно, что при столь серьезной обусловленности к этому процессу необходим системный подход. Все его составляющие следует рассматривать в их неразрывном единстве и взаимодействии, и вместе с тем каждую составляющую - как носителя своей, только ей присущей функции, от выполнения которой зависит не только надежное обеспечение экономической безопасности, но и сама возможность ее обеспечения. На этой основе все, что нужно для обеспечения экономической безопасности, должно быть сведено в достаточно эффективно работающую систему. Что же представляет собой система обеспечения экономической безопасности (СОЭБ) того или иного объекта экономической безопасности? Цель создания такой СОЭБ состоит в эффективной защите жизненно важных экономических интересов соответствующего объекта безопасности от угроз. Функционирование любой СОЭБ подчинено соблюдению одних и тех же принципов, которые представляют собой основные правила функционирования, как каждой составной части этой системы, так и всей системы в целом. Эти принципы таковы: - соблюдение документально зафиксированных (в том числе и законодательно установленных), а также, если это необходимо, то и неписаных норм, и правил организации и функционирования системы; - соблюдение баланса интересов данного объекта экономической безопасности и других взаимодействующих с ним объектов экономической безопасности, например, баланса жизненно важных экономических интересов (ЖВЭИ) личности, общества и государства;
- соблюдение приоритетности в противодействии угрозам ЖВЭИ данного объекта экономической безопасности; - объединение для защиты ЖВЭИ данного объекта экономической безопасности всех необходимых для этого сил и средств; - сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения экономической безопасности и контроля над их применением; - взаимодействие СОЭБ данного и других объектов экономической безопасности, что особенно важно в том случае, когда этим системам приходится противостоять одним и тем же или аналогичным угрозам; - комплексность применения разнородных мер и механизмов противодействия угрозам ЖВЭИ данного объекта, например, экономических, политических, юридических, информационных, пропагандистских и иных. Строгое следование всем этим принципам способствует более рациональному использованию сил и средств, имеющихся в системе для защиты ЖВЭИ, в целях более быстрой и полной ликвидации или нейтрализации угроз этим интересам. И напротив, несоблюдение этих принципов, отход от них может привести к снижению эффективности работы системы, и, в конечном счете, к ее деградации и развалу. СОЭБ может быть рассмотрена в структурном и в функциональном разрезе. В структурном разрезе любая СОЭБ предстает состоящей из: - объекта экономической безопасности, под которым в национальном аспекте может рассматриваться: отдельный человек, выступающий в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта; хозяйствующий субъект, образуемый группой людей, государством, органами местного самоуправления; общество в целом и в лице составляющих его социальных групп и слоев (крестьянство, казачество и т.п.), различных общественных объединений (партий, ассоциаций, союзов, муниципалитетов и т.п.); государство как таковое и в лице различных его органов; страна в целом. В международном аспекте под таким объектом может рассматриваться: все мировое хозяйство, хозяйственные комплексы регионов планеты, замкнутые экономические группировки (например, Европейский Союз), а также транснациональные корпорации. При этом объект экономической безопасности рассматривается в конкретных постоянно меняющихся условиях его существования, с присущими ему материальными и духовными ценностями, а также сформировавшимися под их воздействием ЖВЭИ, которые данная система собственно и призвана защищать;
- нормативной правовой базы, необходимой для придания легитимности процессу обеспечения экономической безопасности данного объекта, регламентирования этого процесса, и являющейся основанием для контроля над ним. Такой базой могут служить законы, указы, постановления, уставы, ведомственные инструкции, иные подзаконные акты, неписаные, но сложившиеся на основе жизненного опыта и здравого смысла нормы и правила ведения дел, а также то или иное сочетание их всех; - органов, полностью или частично, предназначенных для обеспечения экономической безопасности данного объекта и имеющих для этого в своем распоряжении необходимые силы и средства; - сил и средств, выделяемых упомянутым выше органам для обеспечения экономической безопасности данного объекта. При этом под «силами» обычно понимаются люди, предназначенные для упомянутой деятельности, а под «средствами» - все необходимое для этой деятельности материальное, финансовое, информационное, интеллектуальное и иное обеспечение; - всей совокупности любого рода ресурсов, которыми располагает данная система для обеспечения экономической безопасности своего объекта, и которые, по мере необходимости, могут быть использованы для этого.
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
В разных источниках рассматривают и другие принципы БЖ: гуманность, демократичность, плановость, оперативность, приоритетность, научность, эффективность, дублирование защиты, системность, комплексность, экономичность, рациональность, надежность, непрерывность и иные. При обеспечении безопасности допускается ограничение прав и свобод граждан, в случаях, предусмотренных законом (в соответствии со ст.55 Конституции РФ, ч. 3). Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством. Закон дал четкое определение системы органов безопасности РФ. Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом, не допускается. Таким образом, вся вертикаль власти, а также все организации и граждане, имеющие отношение к обеспечению безопасности, а также нормативные акты образуют общую систему безопасности нашего государства и общества Но все органы власти, организации и граждане имеют множество иных задач и функций помимо сферы безопасности, например, экономические, производственные, технические, культурные и иные. Их реализация регулируется иными соответствующими актами. А в Законе «О безопасности» раскрываются направления деятельности всех подсистем государства и общества именно в интересах и в сфере обеспечения безопасности. Каковы же эти направления (функции).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|