Товарищество нефтяного производства Братьев Нобель (120 лет со дня основания)
К.И. Джафаров, Ф.К. Джафаров И вот пришли три брата, Варяги средних лет, Глядят – земля богата, Порядка ж вовсе нет. А.К. Толстой В 1879 г. 25 мая (6 июня по новому стилю) в России (г. Баку) была основана крупнейшая нефтепромышленная фирма «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» (Бранобель) с основным капиталом в 3.0 млн рублей. В качестве учредителей товарищества выступали трое братьев Нобелей – Людвиг, Роберт и Альфред Эммануиловичи и их друг, полковник гвардейской артиллерии (впоследствии генерал, барон) Петр Александрович Бильдерлинг (1844–1901)1. Семья шведских техников и промышленников Нобелей (Nobel) известна в России с 1837 г., когда в Санкт-Петербург прибыл с образцами изобретенных им мин отец братьев Нобель – Эммануил Нобель (1801–1872) и основал здесь в 1846 г. завод по производству подводных мин. После Крымской войны Э. Нобель стал заниматься производством механизмов для военных судов, но лишившись казенных заказов, уехал в Швецию, оставив в России двух старших сыновей. Роберт Гьельмар Нобель (1829–1896) занимался производством стрелкового оружия и в 1874 г. впервые побывал в Баку, где заинтересовался нефтяным делом и привлек к нему второго брата – Людвига. Людвиг Нобель (1831–1888), конструктор станков, превратил купленный на Выборгской стороне небольшой механический завод в крупнейший машиностроительный завод «Людвиг Нобель» (ныне «Русский дизель», г. Санкт-Петербург)2. Совместно с братьями Робертом и Альфредом основал в 1879 г. в Баку нефтепромышленное предприятие «Бранобель». Альфред Бернхард Нобель (1833–1896), учредитель Нобелевских премий, принес семье всемирную известность. В 1867 г. изобрел динамит, в 1888 г. – баллистит. Организатор и совладелец многих предприятий по производству взрывчатых веществ.
В семье Нобелей был еще четвертый брат – Эмиль (1843–1864), который погиб 3 сентября 1864 г. от взрыва при испытании нитроглицерина в лаборатории в Хеленеборге близ Стокгольма. В 1875 г. в Баку со скромным капиталом вновь приехал Роберт Нобель, где купил у Тифлисского общества маленький керосиновый завод и несколько нефтеносных участков в Сабунчах за 25 тыс. рублей [1, с.368]. «Первоначально Товарищество сосредоточило свою деятельность в селении Сабунчи, где при основании предприятия было приобретено всего за 15500 рублей 8 десятин 614 кв. саженей3 нефтеносных земель. Постепенно расширяя свой земельный фонд путем покупки и аренды нефтяных участков, Товарищество располагает в настоящее время (июль 1914 г. – Авт.) 1517 десятинами 2094 кв. саженями, занятых отчасти под эксплуатацией, отчасти для разного рода промысловых надобностей; при этом специально под разработкой для добычи нефти состояло 947 десятин» [2]. Первая буровая скважина была заложена Робертом Эммануиловичем Нобелем в апреле 1876 г. на участке № 52 Сабунчинской дачи, работы велись под его личным руководством. Бурение первых двух скважин, заложенных Р.Э. Нобелем, производилось вручную открытым буром и бурильным, свободно падающим инструментом Фабиана с мантелем, – с промывкою водой. Станок, прикрепленный к небольшой бревенчатой вышке, был крайне примитивным, состоящий из балансира и лебедки; при этом применялся ручной насос. Такое устройство требовало большого количества рук для балансира и насоса. «И, действительно, работы производились в две смены по 24 человека в каждой: 16 рабочих на станке4, т.е. инструмент и балансир и 8 – на насосе» [4, с. 65]. Осенью 1876 г. в Баку переселился Людвиг Эммануилович Нобель, прекрасный инженер, хорошо знакомый с современной организацией промышленного производства. Он энергично принялся за переустройство нефтяного дела.
В 1877 г. Людвиг Нобель предложил бакинским заводчикам сообща устроить нефтепровод от промыслов до заводов, но получил отказ. Нефть с промыслов доставлялась на заводы гужем – на арбах, в особых кожаных мешках (бурдюках). Каждая арба перевозила до 25 пудов (1 пуд = 16.38 кг) нефти, что составляло один халвар (11–12 бурдюков). «Десять тысяч ароб5 занимались доставкой нефти на заводы, и непрерывной лентой тянулись по отвратительным дорогам с промыслов на заводы. При сильном ветре или дожде, аробщики отказывались выезжать, и заводы должны были оставаться без нефти. Плата за перевозку стояла высокая; доставка одного пуда нефти обходилась в 5 и даже 8 копеек. О нефтепроводах никто не думал» [6, с. 28]. В 1878 г. братьями Нобель был построен первый в России нефтепровод с паровым насосом из Балаханов в Черный город длиной 9 км, диаметром в три дюйма (3"), производительностью в 80 тыс. пудов в сутки (»1300 т в сутки). К концу 1878 г. примеру Нобелей последовали еще три фирмы: И.М. Мирзоева, Г.М. Лианозова и Каспийское товарищество. Кроме Балаханов, подобные же нефтепроводы стали вскоре устраиваться и другими нефтепромышленниками на соседних Сабунчинской и Раманинской площадях. В 1893 г. здесь уже имелось 26 трубопроводов длиной от 7 до 14 верст, общим протяжением в 262 версты, из них 20 служили для перекачки нефти с промыслов на заводы, а шесть доставляли морскую воду на промыслы для паровых котлов. «Производившийся в Баку керосин разливался в большие 20-пудовые деревянные бочки для отсылки в другие города. Своею тяжестью и неполным использованием объема трюмов бочки увеличивали стоимость перевозки на 25%». Перевозить керосин и нефть наливом в деревянных судах было опасно в пожарном отношении, кроме того, «нефтяные продукты легко просачивались через корпус, чем портили воду и рыбные угодья». Перевозка керосина наливом стала производиться на Волге с 1877 г. и нашла многих подражателей. «Первый наливной пароход, выстроенный в 1877 г. в Швеции на судостроительном заводе Мотала, по собственному проекту и чертежам Л.Э. Нобеля, был назван именем “Зороастра”. “Зороастр” имел стальной корпус длиною в 184 фута (соответственно длине шлюзов Мариинской системы), шириною 27 футов и глубиною 9 футов, емкостью 15 тыс. пудов керосина; машина отапливалась нефтяными остатками (мазутом); ход – 10 узлов6» [7, с. 58]. Керосин заливался в восемь цилиндрических емкостей, мощность судовой машины составляла 290 л.с.7. Несколько позже стали заливать нефть или нефтепродукты прямо в корпуса судов. По сути, «Зороастр» был первым в мире нефтеналивным танкером в современном смысле этого слова. После 1878 г. в бакинском порту появились и другие нобелевские наливные суда: «Будда», «Магомет», «Маисей», «Спиноза», «Дарвин», «Линней», «Норденшильд» и пр. Благодаря наливной перевозке пуд керосина обходился потребителям в Нижнем Новгороде на 70–80 копеек дешевле. В Царицыне в 1877 г. пуд керосина стоил в среднем 1 р. 85 коп., в 1878 г. – 1 р. 15 коп., в 1879 г. – 75 коп., в 1882 г. цена упала до 50 коп., а позже понизилась до 15–25 коп. (не считая акциза). В 1882 г. флотилия нобелевских танкеров состояла из 13 судов, способных доставить в Астрахань до 10 млн пудов керосина за навигацию. Наливной способ перевозки позволил в короткое время обеспечить внутренние районы России керосином и нефтью. Для хранения нефтепродуктов Л.Э. Нобель первый устроил громадные железные резервуары при складах8 взамен невыгодных для хранения деревянных бочек. «Резервуары изготавливались из склепанного железа. Утечка керосина из них оказалась крайне незначительной, составляя в среднем от 0.3 до 0.5%. В 1879 г. были устроены первые одиннадцать резервуаров (общей емкостью в 850 тыс. пудов в Царицыне)» [7, с. 67]. В 1881 г. резервуарные парки были устроены в Москве, Туле и Харькове, в 1882 г. – в Бердичеве, Варшаве, Минске, Нижнем Новгороде и других городах.
Для расширения промысловой и заводской деятельности в мае 1879 г. было решено учредить новое предприятие с основным капиталом в 3.0 млн рублей. Основной капитал Товарищества был разделен на паи достоинством в 5000 рублей, с целью предотвратить спекуляцию с их бумагами на бирже, тем более что почти все количество выпущенных паев было сосредоточено в руках семьи Нобелей.
Учредительное собрание Товарищества в 1879 г. состояло из 10 человек, председателем правления Товарищества был избран Людвиг Нобель (табл. 1). Таблица 1. Состав учредительного собрания Товарищества братьев Нобель и размеры их взносов
Для доставки керосина во внутренние губернии России необходимо было внедрить наливной транспорт нефтепродуктов на железных дорогах. Обращения Л.Э. Нобеля к железным дорогам обзавестись наливными вагонами остались тщетными. «Приготовив 100 вагонов-цистерн собственной конструкции, напоминавших облегченные паровые котлы с сухопарником, положенные на железные платформы, он поставил их на Грязе-Царицынскую ж.д. Убедившись в целесообразности выбранного типа, Л.Э. Нобель впоследствии довел количество вагонов до 1500, распределив их по всей сети ж. дорог» [7,.с. 67]. Дешевая дагестанская сера послужила «ближайшим поводом» для устройства Товариществом в 1883 г. образцового для своего времени завода серной кислоты, необходимой для очистки керосина. В 1885 г. фирмой «Бранобель» было произведено 15 млн пудов керосина. Годовое производство керосина всеми бакинскими (российскими) нефтеперегонными заводами в 1885 г. составило 28 млн пудов. «Нобелевский керосин» постепенно завоевывал один район за другим и постепенно вытеснил, с одной стороны, американский «фотоген», а с другой – заменил в деревнях и селах традиционную лучину. Заводы Товарищества располагались на восточной окраине г. Баку, в так называемом «Черном городке». Здесь имелось 11 совершенно самостоятельных заводов: керосиновый, масляный (для выделки смазочных масел), вискозиновый9, бензиновый, парафиновый, серно-кислотные заводы: старый и новый – ангидридный, заводы регенерации кислотных и щелочных отбросов, содовый и механический. Заводская деятельность Бранобеля за период с 1879 по 1904 гг. выразилась в переработке 1 млрд 195 млн пудов собственной и купленной нефти. Заводами Товарищества было выработано в млн пудов: керосина – 379.5; бензина – 2.4; солярового масла – 46.3; смазочных масел – 49.8; нефтяных остатков – 712.8. Участие фирмы «Бранобель» в вывозе мазута из Баку составляло: в 1892 г. – 22.4%; в 1897 г. – 28.6%; в 1902 г. – 34.3%. Фирма «Бранобель» имела заводы и нефтепромыслы в Грозненском районе, Кубанской области, в Ферганской долине, Эмбенском районе, на острове Челекен и других местах. Только в бакинском районе у Товарищества в 1904 г. было 433 скважины против 87 в 1897 г.
В 1908 г. фирма бр. Нобель имела в бакинском районе 42 нефтяных промысла. Товариществу в 1909 г. принадлежало 20% всей выработки керосина в Баку, 50% его сбыта и 35% сбыта мазута. Добыча нефти на промыслах Товарищества составляла в млн пудов: в 1894 г. – 24.3; в 1897 г. – 28.3; в 1899 г. – 95.4; в 1902 г. – 78.6 (см. табл. 2). Таблица 2. Удельный вес Бранобеля в общей добыче нефти в бакинском районе
В 1884 г. Л.Э. Нобель предложил построить керосинопровод общего пользования от Баку до Батума, «но его проект не встретил сочувствия административных сфер. Впоследствии он оборудовал на Сурамском перевале, от Михайлова до Квирил, собственный керосинопровод в 62 версты (1888 г.). Это был первый опыт перекачки керосина на большие расстояния, послуживший образцом для гигантского сооружения – сплошного керосинопровода Баку – Батум, на расстоянии свыше 800 верст». Насколько Товарищество успешно вело свои дела, свидетельствуют следующие показатели: основной капитал в 1900 г. определялся в 15 млн рублей, а процентное отношение чистой прибыли к основному капиталу составляло 56.4%. Летом 1914 г. акционерный капитал Бранобеля увеличился в 3.6 раза, так как пятитысячерублевая акция (пай) «котировались по цене 18–19 тыс. рублей» [2]. Около 30 тыс. человек трудилось в «нефтяной империи» Нобелей. «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» вплоть до 1918 г. было самой крупной нефтепромышленной фирмой в стране, а по сути это была первая в России вертикально интегрированная нефтяная компания, осуществлявшая все технологические циклы производства, начиная от поиска и разведки месторождений нефти, их бурения и разработки, до переработки реализации товарных нефтепродуктов. Фирма всячески поощряла изобретения своих сотрудников, ведь известны же станок ударного бурения «Нобель», скважинный штанговый насос «Бранобель», чугуно- и сталеплавильные печи Л.Э. Нобеля, батареи непрерывнодействующих нефтеперегонных кубов, новые системы дифлегматоров, воздушных мешалок, нефтеналивные вагоны-цистерны и др. Именно Э.Л. Нобель (1859–1932) поддержал молодого ученого В.Г. Шухова (1853–1939) и внедрил на своих заводах и промыслах многие его изобретения: форсунки для сжигания мазута, металлические резервуары, цельнометаллические баржи для транспортировки нефти и нефтепродуктов по морю и рекам, сетчатые и арочные перекрытия, паровые котлы и пр. В то же время, Нобелям удалось осуществить «приток мозгов» с Запада для нужд отечественной промышленности. Так, в сотрудничестве с немецким изобретателем Рудольфом Дизелем (1858–1913) в 1899 г. было организовано производство дизельных двигателей. Двигатели изготавливались в Санкт-Петербурге на заводе «Людвиг Нобель» (будущий «Русский дизель»), ими оснащались в том числе и наливные суда Нобелей. В 1903 г. для перевозки нефтяных грузов от Лахты до Рыбинска по Ладожскому озеру, по Неве и по Мариинской системе были построены наливные теплоходы «Сармат» и «Вандал» емкостью 50 тыс. пудов (около 3000 т). В дизельных двигателях использовали «соляр, вырабатываемый на нефтезаводах Бранобеля». С 1885 г. на фирме работал техник по бурению скважин Рихард Зорге-старший10, который первым выполнил, среди прочих, расчет обратной промывки скважин при бурении. Товарищество никогда не делало из своих опытов в бурении (выбор типа бурового станка, инструмента и др.) коммерческой тайны, предоставляя их для общего пользования в интересах промышленности и потребителей. В 1896 г. были сделаны опыты тампонирования скважин межтрубной заливкой цементом (ранее перепробовали тампонаж глиной, киром, мелким песком, гипсом и т.п.). Первые шаги – в скважинах на Биби-Эйбатском промысле Товарищества – с верхней заливкой были неудачными, но зато многому научили, и скоро «цементация» скважин для укрепления их и изоляции от воды получила полное применение. В том же году на промыслах Товарищества «впервые была пробурена нефтяная скважина № 1004 ударно-канатным способом на глубину 403 м» [8, с. 10]. В 1897 г. Бранобелем была сооружена первая электрическая станция не для освещения, а для передачи энергии двигателям. «К 1901 г. на предприятиях товарищества имелось 177 паровых машин, 131 электрический двигатель, 8 газовых и нефтяных моторов» [8, с. 23]. В 1911 г. впервые в России бакинский нефтепромышленник фон Габер начал применять вращательное роторное бурение, которое требовало меньше затрат и производилось значительно быстрее. Этот опыт вызвал интерес, и в 1913 г. на промыслах имелось уже 20 вращательных станков, выписанных из Америки. «Первое место среди пионеров нового метода бурения занимало т-во Нобель, у которого с декабря 1913 г. по февраль 1917 г. были закончены этим способом 12 скважин в Балаханах и Сураханах» [5, с. 138]. Одним из основных принципов Людвига Нобеля было стремление связать интересы служащих Товарищества с успехом самого предприятия. 15 октября 1882 г. Л.Э. Нобель выступил в Императорском Русском техническом обществе с сообщением «О положении нефтяной промышленности в России», в котором отметил: «Милостивые Государи, я уже более 20 лет стараюсь приложить к своим предприятиям ту теорию, чтобы сделать каждого человека, который работает вместе со мной, участником в достигнутых результатах, чтобы тот, кто делит со мной труды, имел бы право делиться со мною и моими барышами» [9, с. 23]. Достойное вознаграждение за труд в зависимости от общих успехов предприятия было главным принципом Л. Нобеля: «40 процентов прибылей распределялось служащим» [10, с. 44]. Насколько цивилизованными были отношения между хозяевами и служащими свидетельствует то, что для рабочих и техников строились жилые поселки с квартирами для семейных рабочих и казарменными помещениями для холостяков. Для старших служащих в Черном городе (Баку) были построены дома, столовая, библиотека, зал для увеселительных собраний, бильярд и кегельбан, получившие название Villa Petrolea («Нефтяная вилла»). Там же был разбит роскошный парк с цветником и оранжереей (парк Ротефане). Для разбивки парка на песчаной засоленной почве было завезено много тысяч кубометров плодородной земли из Ленкорани. Кроме того было завезено и высажено более 80 тыс. редких кустов и других растений. Для их полива Л. Нобель предложил своим танкерам вместо балласта с песком возить поливную воду из Астрахани. Та же идея с «городками» была реализована в Астрахани, Царицыне, Рыбинске, Саратове, Самаре (Батраки), Уфе и других местах. Во всех городках строились бани, столовые, хлебопекарни, больницы (Баку, Астрахань, Царицын и др.), аптеки, службы санитарного надзора, начальные школы для детей рабочих (Баку). В селении Бузовны на Апшероне «Товарищество» имело свой дачный поселок, где сотрудники отдыхали во время отпусков. Нобели первыми в бакинском районе ввели на своих заводах и промыслах десятичасовой (вместо 14-часового) рабочий день. «В последнее время (около 1909 г. – Авт.), идя навстречу экстренным нуждам своих служащих и их семейств, Товарищество организует на своих южных складах, особенно на берегу Черного моря, дачи-санаториумы, в которых бесплатно предоставляется помещение и возможность пользования курортным лечением при минимальных материальных жертвах больных, бюджет которых таким образом не терпит серьезного ущерба» [4, с. 328]. “Заботясь о получении детьми своих служащих среднего и высшего образования, Товарищество на свои средства основало для сыновей служащих три стипендии имени Людвига Эммануиловича Нобеля, Михаила Яковлевича Белямина и Петра Александровича Бильдерлинга в С.-Петербургском Технологическом институте; по одной – в Горном институте, Ремесленном училище Цесаревича Николая, Коммерческом училище и Бакинском реальном училище; в этом последнем учреждена баронессой С.Я. Бильдерлинг еще одна стипендия имени ее покойного мужа Петра Александровича. Кроме того, Товарищество выделяет еще отдельные пособия нуждающимся студентам, в количестве до 10 человек, в размере 30 рублей ежемесячно на все время прохождения ими курса, сверх платы за учение. Имеется еще особый капитал в 6000 рублей (имени М.Я. Белямина), проценты с которого выдаются в виде пособий на обучение детей» [7, с. 134]. Важной стороной деятельности семейства Нобелей было учреждение в разные годы трех нобелевских премий и две из них – первая (1888 г.) и третья (1904 г.) – присуждались по отраслям знания, неразрывно связанных с нефтяным делом, и учреждены были в России. После смерти от сердечного приступа 31 марта 1888 г. старшего из Нобелей – Людвига, ближайшее очередное собрание пайщиков и акционеров (в 1888 г.) Товарищества постановило: «учредить золотую медаль и премию имени Людвига Эммануиловича Нобеля и с этой целью передать в распоряжение Технического общества капитал единовременно, с тем чтобы через каждые 3 года, на проценты с этого капитала, Обществом выдавалась премия и медаль за лучшие сочинения по металлургии, нефтепромышленности (в общем ее объеме или какой-либо отдельной части), или же за какие-либо выдающиеся изобретения и усовершенствования в технике этих же производств за истекшее трехлетие. Дополнительным постановлением соединенного собрания Правления и Совета Товарищества капитал этот был определен в 6000 рублей» [7, с. 28]. Первым лауреатом российской Нобелевской премии в 1896 г. стал инженер-технолог Алексей Степанов за работу «Основы теории ламп» (имеются в виду керосиновые лампы). Вообще же эта премия вручалась нефтяникам не менее трех раз. В память Л.Э. Нобеля на Балтийском море с 1889 по 1917 гг. плавал нефтяной танкер «Людвиг Нобель», имевший судовую машину мощностью в 600 л.с. и бравший на борт 63 тыс. пудов керосина. В 1904 г. при Бакинском отделении Императорского Русского технического общества была учреждена еще одна Нобелевская премия имени Эммануила Людвиговича Нобеля (1859–1932), сменившего покойного отца на посту руководителя Товарищества. Премия эта выдавалась на проценты с общего капитала в 1000 рублей ежегодно 25 мая за труды, посвященные технике добычи и обработки нефти или же наукам, близко соприкасающимся с ними как, например, геология или химия нефти (положение о премии см. [11; 12])*. Первым лауреатом этой премии в 1909 г. стал бакинский нефтехимик В.Ф. Герр. Третий из братьев Нобелей – инженер-химик Альфред Бернхард 27 ноября 1895 г. составил в Париже необычное по своей сути и выдающееся по значимости для развития мировой науки, литературы и для «сплочения наций, уничтожения рабства или снижения численности существующих армий» завещание. По завещанию учреждались ежегодные международные премии в области физики, химии, медицины и физиологии, экономики (с 1969 г.), литературы, за деятельность по укреплению мира. Премии эти, имеющие мировую славу, присуждаются с 1901г. На вопрос, правомерно ли российскую Нобелевскую премию имени Людвига Нобеля (1888 г.) считать предтечей одноименной международной премии (1901 г.), а также на то, что последняя «забила из нефтяного фонтана», предстоит ответить в будущем. Однако необходимо помнить, что к моменту смерти А.Б. Нобеля 10 декабря 1896 г. в Сан-Ремо общая стоимость его имущества в девяти странах, за вычетом обязательств, составила 31.58 млн шведских крон. Из этой суммы, по завещанию, семейство Нобелей в общей сложности получило один млн. шведских крон. Стоимость имущества А. Нобеля в России составляла 5.28 млн крон, включая акции компании Бранобель [13, с. 110, 129]. Вся причитавшаяся с российской промышленности сумма была переведена к 1899 г. в Швецию и составила чуть больше 17 % фонда Нобелевских премий. А пока следует воспользоваться советом профессора В. Самсонова: «Представляется, что наступило время отдать должное памяти замечательных людей – энтузиастов развития российской промышленности – отцу и братьям Нобель, и увековечить их имена в Санкт-Петербурге и Баку» [10, с. 44]. Примечания 1 П.А. Бильдерлинг родился 20.05.1844 г. в Петербурге. Окончил с отличием Пажеский корпус, а затем Михайловскую Артиллерийскую Академию. Участвовал в Русско-турецкой войне, с 1870 г. занимался изготовлением ружей на Ижевском заводе. С 1879 по 1885 гг. Член Правления, а с 1885 по 1901 гг. Председатель Совета Товарищества Бр. Нобель 2 Некоторые авторы указывают, что Л. Нобель купил механический завод у купца Шервуда. 3 1 десятина = 1.092 га; 1 кв.сажень = 4.55 кв.м; 1 верста = 1.066 км; 1 фут (1’) = 304.8 мм; 1 дюйм (1”) = 25.4 мм. 4 О применении паровой машины при бурении на участке Нобеля упоминается в июне 1877 г. [3]. 5 До открытия Баку-Балаханской железной дороги в апреле 1879 г., – говорит В.Рогозин, – «ароб было не менее 10000», но это число нужно считать неправдоподобным. Ибо, если считать, что они успевали перевозить в среднем за год только 7500 пудов, то на перевозку 20.9 млн.пудов нефти, добытых в 1879 г., потребовалось бы не более трех тысяч ароб [5, с.96]. 6 1 узел = 1 мор. миля/час = 1.852 км/ч. 7 1 л.с. (лошадиная сила) = 736 Вт. 8 В 1908 г. заведующий харьковским районом Бранобеля так охарактеризовал единственную в своем роде систему складов: «Я сковал покупателей в прочное кольцо, из которого им трудно выпутаться». 9 Вискозин [лат. viscosus – вязкий] – высоковязкое масло; применяется для смазки цилиндров паровых машин. 10 Рихард Зорге-старший -техник по бурению скважин, технический консультант фирмы бр. Нобель. В 1885 г. переселился в Баку. Владел метизным заводом и магазином метизов. В 1895 г. в его многодетной семье родился самый младший сын Рихард (Ика) Зорге – будущий разведчик. Список литературы 1. Лисичкин С.М. Очерки по истории развития отечественной нефтяной промышленности. М.: Гостоптехиздат, 1954. 403 с. 2. 35 лет деятельности фирмы бр.Нобель // Нефтяное дело. 1914. № 13 (8.июля 1914 г.). Стлб.30–32. 3. Бакинские известия. 1877. № 41. 4. 30 лет деятельности Товарищества нефтяного производства Братьев Нобель 1879–1909. Спб., 1910. 328 с. 5. Пажитнов К.А. Очерки по истории бакинской нефтедобывающей промышленности. М.; Л.: Гостоптехиздат, 1940. 190 с. 6. Старцев Г.Е. Бакинская нефтяная промышленность. Историко-статистический очерк. Баку: Арор, 1901. 88 с. 7. Двадцатипятилетие Товарищества нефтяного производства бр. Нобель 1879–1904. Спб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1904. 171с. 8. Джанахмедов А.Х., Ахмедов А.И. Альфред Нобель, его премии и бакинская нефть. Баку: Элм, 1997. 28 с. 9. Нобель Л.Э. О положении нефтяной промышленности в России. 24 с. (Беседа по 1 отделу 15-го октября 1882 г.; сообщение Л.Э. Нобеля). 10. Самсонов В. Семья Нобель... Их называли «генераторами новых идей...» // Нефть России. 1996.№ 11. С. 42–44. 11. Труды Терского отделения Императорского Русского технического общества. 1912. Вып.4. С. 125–127. 12. Азербайджанское нефтяное хозяйство. 1996. № 10. С. 56–57. 13. Сульман Р. Завещание Альфреда Нобеля. История Нобелевских премий / Пер. с англ. М.: Мир, 1993. 142с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|