Порядок выполнения работы.
Работа 2. Оценка психоэмоционального напряжения человека Цель работы. Познакомиться с видами и методом оценки психоэмоционального напряжения (ПЭН) и оценить свой уровень ПЭН. Основные понятия. Психические свойства (направленность, форма поведения в конфликтных ситуациях и т.д.) и психические процессы, протекающие у человека (ощущение, восприятие, мышление, память и т.д.) формируют в нем различные психические (душевные) состояния. Каждому психическому состоянию человека присуще определенное психоэмоциональное напряжение. Следовательно, под психоэмоциональным напряжением понимается «возбужденность» психики человека. Уровень психоэмоционального напряжения может быть низким. Это бывает, когда у человека доминируют неблагоприятные душевные состояния. К их числу следует отнести раздражение, тревогу, подавленность, страх, депрессию и др. Причинами такого рода неблагоприятных состояний человека могут быть проблемы социального плана: неудовлетворенность жилищными и бытовыми условиями, неуверенность в завтрашнем дне (боязнь потерять работу, рост преступности в обществе, опасность службы в армии и т.д.) и др. Экономические факторы также влияют на ПЭН. Сюда следует отнести низкий уровень и несоответствие зарплаты затратам труда, высокую стоимость жилья, низкие пенсионные выплаты и др. Условия жизни, порождающие эмоции, способствуют повышению уровня психоэмоционального напряжения. Восторг, удовлетворение семейной жизнью, материальный достаток человека и др. могут стать причиной высокого уровня ПЭН. Перечисленные выше состояния человека называют обычными. Исходя из жизненных условий они чередуются и носят временный характер.
Между тем «психоэмоциональное напряжение» человека может достигать экстремальных значений. В определенных (экстремальных) ситуациях (гибель родных, неудачная любовь, неудачи в учебе, страх за завтрашний день и др.) человеческая психика может не вынести психических перегрузок. Тогда наступают психические срывы и человек переходит запредельное душевное состояние. Их результатом могут быть желание самоубийства, такие тяжелые психические заболевания, как депрессивный психоз, шизофрения и т.д. Оценка уровня психоэмоционального напряжения может быть произведена текстовым методом путем опроса людей по различным сферам жизни человека. Для этой цели используют опросные анкеты. Лабораторией психологии проблем ГосНИИ центра профилактики медицины МЗ РФ разработан и рекомендован для использования тест «Ваше самочувствие». Он включает в себя пять опросников, охватывающих оценку: - собственного здоровья; - психоэмоционального стресса по Л. Ридеру; - удовлетворенности жизнью в целом; - удовлетворенности условиями жизни человека; - удовлетворенности основными жизненными потребностями. По данным авторов теста психоэмоциональное напряжение может быть определено по уровням напряжений, выявленным по отдельным показателям жизнедеятельности человека. Исходя из этого различают людей с низким, средним и высоким уровнем ПЭН (табл. 1). Низкие уровни ПЭН характерны при неудовлетворительной оценке собственного здоровья, неудовлетворенности жизненными потребностями и условиями жизни, наличием большого количества психосоциальных стрессов. Наоборот, высокие уровни ПЭН имеют место при отличной оценке собственного здоровья и удовлетворенности деятельностью самого человека во всех сферах жизни.
Таблица 1. Уровни психоэмоционального напряжения человека*
* Примечание. Методика определения баллов по различным сферам жизнедеятельности приведен в тексте 1 приложения 3 настоящего практикума.
На производстве предпочтительнее иметь персонал с высоким уровнем психоэмоционального напряжения. Допустимо использование людей и со средним ПЭН. Однако привлечение их для выполнения ответственных работ, требующих высокого умственного напряжения (напряженный труд 3 класса 2 и 3 степени – см. работу 1 настоящего практикума), нецелесообразно. Люди с низким уровнем ПЭН отличаются неустойчивой психикой. Они могут иметь различные неблагоприятные душевные состояния. Это усложняет их трудовую деятельность. Такие люди склонны к систематическим ошибкам, обладают невысокой отдачей в работе. Они требуют к себе повышенного внимания со стороны окружающих и служб медико-психологической помощи. Порядок выполнения работы. 1.Внимательно изучите общие рекомендации по работе с психологическими тестами, приведенные в приложении 2. 2. Используя тест 1 определите собственное психоэмоциональное напряжение, присущее данному моменту времени. Тест 1 приведен в приложении 3 настоящего практикума. 3. Сделайте выводы по работе. Дайте критическую оценку полученного психоэмоционального напряжения. Контрольные вопросы. 1. Что понимается под психоэмоциональным напряжением? 2. Назовите факторы, определяющие уровни психоэмоционального напряжения. 3. Какие принципы положены в основу теста «Ваше самочувствие»?
Работа 3. Познание психических свойств (качеств) человека Цель работы. Познать некоторые из психических свойств (качеств) человека, значимых на производстве, на основе общепринятых тестов по инженерной психологии. Основные понятия. Психические свойства (качества) человека – это то, чем природа наградила человека изначально. К ним следует отнести возбуждение, торможение, сознание, внимание, темперамент, состояние анализаторов, характер, направленность, уровень тревожности и другие свойства личности.
Определяемые спецификой центральной нервной системы эти свойства человека устойчивы и постоянны и призваны обеспечить ему необходимое жизнесуществование. Познание психических свойств позволяет человеку изучить себя, заниматься самосовершенствованием, сделать осознанный выбор совей профессии. Применительно к условиям производства, познание – резерв для улучшения результатов труда, снижения травматизма, производственной аварийности и других факторов труда. Для работы на производстве важны следующие психические свойства (качества) человека (рис. 1): · направленность личности; · форма поведения в конфликтных ситуациях; · интеллектуальная лабильность; · внимание; · память; · мышление. Направленность личности – это качество, характеризующее у человека соотношение склонностей на себя (Я), общение (О) и дело (Д). Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность. Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное дело, которое полезно для достижения общей цели. Оценка направленности личности может быть осуществлена с помощью теста 2, приведенного в приложении 4 настоящего практикума.
Рисунок 1. Оценка основных психических свойств человека.
Форма поведения человека в конфликтных ситуациях – представляет собой отстаивание собственных интересов (напористость) в ряду интересов других людей. Различают пять способов регулирования конфликтных ситуаций; Соревнование (конкуренция) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека; Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок; Избегание – отсутствие стремления к кооперации, к достижению собственных целей; Сотрудничество – совместное участие в общем деле на основе полного удовлетворения интересов обоих сторон. Знакомство с методикой определения форм поведения человека в конфликтной ситуации может быть осуществлена с помощью теста 3, приложения 5 настоящего практикума. Интеллектуальная лабильность – способность человека мобилизировать свои силы на переучивание, перестройку исходя из изменившихся условий работы. Люди могут иметь низкую, среднюю, высокую лабильность. Характеристика различных видов лабильности приведена в тесте 4 приложения 6. Внимание – сосредоточение мысли, зрения, слуха на каком-нибудь объекте. Внимание характеризуется избирательностью и устойчивостью. Избирательность внимания – способность человека сосредоточиться на решении определенной задачи. Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения интенсивности (концентрации) внимания при воздействии различного рода производственных факторов. Здесь можно выделить эмоциональную устойчивость и помехоустойчивость личности. Эмоциональная устойчивость – это способность личности правильно оценивать складывающуюся обстановку, ее умение быстро, точно принимать необходимые решения. Помехоустойчивость – умение личности сосредоточить свое внимание и выполнять поставленные перед ней задачи в условиях внешних раздражителей (шум, свет, быстро меняющаяся производственная обстановка и т.д.). Инструкции по пользованию тестами по указанным разновидностям внимания приведены в приложениях 7, 8 и 9. Память – способность сохранять и воспроизводить информацию о мире, окружающем человека, и о самом себе. В деятельности человека имеют место следующие виды памяти: - кратковременная. Это память человека, которая обеспечивает хранение поступившей информации в течении короткого промежутка времени. Она подразделяется на непосредственную и оперативную. В непосредственной памяти хранится почти вся информация, поступившая в какой-то момент времени на органы чувств. Время хранения информации – несколько секунд. Оперативная память – способность человека сохранять текущую информацию для выполнения определенного действия.
- долговременная. Данная память хранит поступившую извне информацию в течении длительного времени (дни, годы, десятилетия). На производстве представляет интерес оперативная память. Тест по оценке оперативной памяти приведен в приложении 10. Мышление – рассуждение, сопоставление и принятие решений на основе опыта и мысли. На производстве особое значение обретает оперативное мышление. Под ним понимается процесс решения практических задач по управлению производством. В приложении 11 приведен тест 9 по оценке оперативного мышления человека. Порядок выполнения работы. 1. Получить задание от преподавателя. В задании указывается несколько психических свойств (качеств), которые необходимо оценить у себя с применение тестов, приведенных в практикуме. 2. Изучить общие рекомендации по работе с психологическими тестами (см. приложение 2). 3. Провести обследование собственных психических свойств согласно задания на работу. Инструкции по работе, текстовый материал, методики обработки результатов обследования приведены в тестах 2 – 9 приложений 4 – 11 настоящего практикума. 4. Дать оценку собственных психических свойств. Здесь уместно напомнить о следующем: проводимое обследование носит благожелательный характер. Цель работы состоит в том, чтобы помочь разобраться человеку в собственном «Я». 5. Подготовить отчет по работе. Форма отчета изложена в приложении 12. Контрольные вопросы. 1. Дайте определение психических свойств человека? 2. Какие из психических свойств (качеств) личности важны на производстве? 3. Дайте характеристику основных психических свойств личности: направленность, формы поведения в конфликтных ситуациях, интеллектуальная лабильность, внимание, память, мышление. Работа 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|