ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ
районы великих рек; много воды и тепла, плодородные поливные земли (субэкваториальный пояс)
ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ Климат субэкваториальный. Осадков от 500-1000 мм в год на низменностях юга страны и плато Петен и до 2000-2500 мм на нагорьях.. Плодородие почв и обилие тепла и влаги, позволяли земледельцам майя собирать по 2 урожая. в год. Наиболее крупная река (на границе с США) – Рио-Браво-Дель-Норте. На юге Мексики много озер. Преобладают нагорья с возвышающими над ними действующими и потухшими вулканами. Большая часть территории покрыта лесами. главными культурами являлись маис (кукуруза), бобы, сладкий картофель и тыквы, а также какао и хлопок, выращиваемые на продажу и для натурального обмена. Майя ощущали родственную связь и отождествляли себя с этим растением. Они не использовали тягловых животных в земледелии. Все делалось вручную, хотя вспашка земли, в нашем понимании возделывания почвы, почти не использовалась. Подготовка почвы, сев и сбор урожая на маисовом поле производились совместными усилиями группы числом до 20 человек, главным образом потому, что это являлось наиболее экономически целесообразным. Сначала было нужно выбрать небольшой участок земли в лесу, а затем расчистить его от деревьев – крайне нелегкая задача для мужчин, имевших лишь каменные топоры. Это делалось тогда, когда в другом месте урожай уже был на корню. Орудием сева являлся простой сажальный кол, чье острие закаляли на огне. С его помощью в почве проделывали лунки глубиной в четыре-пять дюймов и бросали в них несколько семян, рассчитывая, что по меньшей мере одно из них не станет добычей вредителей и взойдет. При использовании столь примитивного способа не было необходимости в тщательной расчистке земли – легко можно было сажать семена даже вокруг оставленных в земле пней. После этого единственной задачей становилась прополка земли (требующая огромных усилий) и охрана посевов от вредителей. Из остающихся крупных стволов деревьев и ветвей сооружался частокол для зашиты посевов от диких животных, но птицы наносили посевам огромный ущерб, и, как в любой тропической стране, значительная их часть уничтожалась насекомыми.
ПОСЕЛЕНИЯ
крупные города с мощными стенами, к ним примыкают большие поля с оросительными системами
Тикаль, вероятно из всех городов майя классического периода, находится в джунглях Петена, в 11 милях к югу от Вашактуна. По всей видимости, он был основан в одно время с Вашактуном и имел с ним тесную связь. Высказываются предположения, что примерно до 435 года нашей эры, когда начался период расширения цивилизации майя, ее границы в равнинных районах были ограничены радиусом 30 миль вокруг этих двух городов.
Тикаль занимает огромное по площади пространство, лишь центральная часть которого была подробно исследована. Большая рыночная площадь этого города расположена на искусственно выровненном известняковом плато, находящимся между двумя ущельями, превращенными с помощью построенных майя плотин в водохранилища; эти плотины служили и в качестве путепроводов. В Тикале находятся восемь огромных пирамид и десятки более мелких, но не менее величественных сооружений. Некоторые пирамиды имеют высоту более 200 футов. Здесь также находятся 80 массивных стел и десятки алтарей. Везде можно обнаружить иероглифы, особенно много их на деревянных перемычках над входами в пирамиды.
По характерному для V века нашей эры типу скульптуры, обнаруженной в Тикале, ряд авторов высказывает предположение, что влияние Теотиуакана здесь было столь же сильным, как и в Каминальгуйю. Стало ли это результатом торговых отношений, завоевания или колонизации, остается невыясненным. Однако отнюдь не с этого времени ведет свое начало Тикаль, ибо имеются свидетельства проживания здесь людей, датируемые VI столетием до нашей эры. Ничего не известно и о конце Тикаля. Самая поздняя из обнаруженных в надписях дат относится к 869 году нашей эры. Когда 700 лет спустя здесь появились испанцы, это место представляло собой живописные руины посреди джунглей.
Архитектура в центральной части любого крупного города майя I тыс. н.э. представлена пирамидальными холмами и платформами различных размеров и высоты. На их плоских вершинах стоят каменные здания: храмы, резиденции знати, дворцы. Здания окружали прямоугольные мощные площади, бывшие основной единицей планировки в городах майя. Рядовые жилища строились из дерева и глины под крышами из сухих пальмовых листьев. Обычно жилые и подсобные постройки образуют группы, расположенные вокруг открытого внутреннего дворика прямоугольной формы. Такие группы были местом обитания большой патриархальной семьи. В городах имелись рынки и ремесленные мастерские (например, по обработке кремня и обсидиана). Местонахождение того или иного здания в черте города определялось социальным положением его обитателей. Высокая продуктивность земледелия майя была связана с созданием стройного агрокалендаря, регламентировавшего сроки и очередность всех сельскохозяйственных работ. Создателями и хранителями его были жрецы, которые облекали свои предписания в весьма строгую форму.
ГОСУДАРСТ-ВЕННОЕ
УСТРОЙСТВО
Теократия, правитель-деспот чиновничья иерархия, мощные государственные образования-империи
Значительная группа населения городов майя (правящая верхушка, чиновники, воины, ремесленники и торговцы) не была прямо связана с земледелием и существовала за счет обширной земледельческой округи, поставлявшей ему всю необходимую сельскохозяйственную продукцию и главным образом маис. в период наивысшего своего расцвета (VII-VIII вв. н.э.) социальная структура майя была достаточно сложной. Наряду с основной массой общинников-земледельцев существовала знать (прослойку ее составляли жрецы), выделялись ремесленники и торговцы-профессионалы. Во главе иерархической социальной системы стоял обожествляемый правитель. Правители майя всегда подчеркивали свою связь с богами и исполняли, помимо своих основных (светских) функций, ряд религиозных. Они не только обладали властью при жизни, но и почитались народом даже после их смерти. В своей деятельности правители опирались на светскую и духовную знать. Из первой формировался управленческий аппарат. Несмотря на то, что об организации управления у майя в классический период известно мало, наличие аппарата управления несомненно.
ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКИЕ
ОСОБЕННО-СТИ, МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ
созидательный коллективный труд, мирный характер народа; человек слаб, имеет ограниченные возможности, подавлен богами и стихиями
Майя были добрыми и сдержанными людьми. Рождение ребенка считалось у них одним из самых радостных событий, проявлением благосклонности богов. Воспитывали детей строго, в духе послушания старшим и жрецам. Необходимо отметить позитивное отношение майя к суициду, приравнивавшемуся к жертвоприношению или военному подвигу.
Понятия майя о войне радикально отличались от европейских и еще в одном отношении. Для майя на войне было главным не убить врага, а пленить его. В особенности им хотелось взять в плен накома, командира врагов. Стоило увидеть, как его захватили, и сражение заканчивалось. Его армия прекращала сопротивление, а его самого пленившие противники с триумфом доставляли в свой город, где приносили в жертву. Та же судьба ждала его офицеров и других высокопоставленных особ. Простые солдаты становились рабами.
МИФОЛОГИЯ
мифы о сотворении и устройстве мира (космогонические); обожествление стихий, боги в основном зоо-антропоморфные; жизнь движется по кругу (растительный принцип)
Образование мира
майя верили в циклическую природу времени на всех общественных уровнях. Майя считали что вселенная имеет три главные части: небо, землю и подземное царство. Небо у майя имело тринадцать уровней или слоев, где жили разные боги. Подземное царство, Шибалба́, состояло из девяти уровней, которые были населены старыми богами смерти и гниения. Майя считали, что Шибалба была местом, куда попадали души большинства людей после смерти, и что божества ада мучили их там. Ицамна и бог Солнца, превалировали в небе майя. Ночное небо часто представлялось окном, которое показывает все сверхъестественные явления. Майя соотносили созвездия с богами и видели в их сезонных движениях ответы на свои вопросы и рассказы и считали, что в ночном небе сливаются все уровни мира.
Также майя рассматривали Землю как плоскую и четырёхугольную, где каждый угол имел собственное цветное значение: восток был красный, север — белый, запад — чёрным, а юг — жёлтым.
В этот системе также существовал и пятый «угол», центр, который ассоциировался с сине-зелёным цветом
Апу́хилиАх-Пуч — в мифологии майя один из богов смерти и королей Шибальбы (преисподней). Обычно изображался в антропоморфном облике с черепом вместо головы (иногда с головой совы) и с трупными пятнами на теле. Его головной убор — в форме головы каймана.
Чак (Чаке) («топор») — в мифологии майя бог молний, воды и дождя. Первоначально, вероятно, был богом рубки деревьев и очищения участка леса под поля (отсюда его имя), но позднее стал божеством дождя, полей и растущей кукурузы (по легенде, он открыл камень, скрывающий первую кукурузу). Обычные атрибуты Чака — топор или пылающий факел.
Чак мыслился как в единственном числе, так и во множественном («чаки»). Четыре чака были связаны со сторонами света: красный — восток, белый — север, чёрный — запад, жёлтый — юг. Разнообразные чаки живут в сенотах(природные колодцы или небольшие озёра, которые индейцы майя использовали в качестве источников воды и мест для жертвоприношений), лесах и пещерах.
Иш Таб (Ixtab — Петля-Женщина) — у индейцев майя богиня самоубийств и жертвоприношений, также ассоциировавшаяся с плодородием и лунным затмением. В Дрезденском кодексе изображена повесившейся. Как предполагали майя, Иш Таб находилась на ветвях мирового древа, соответствовавших раю. Для самоубийц Иш Таб выполняла роль психопомпа. В индейском фольклоре Иш Таб — вредоносный женский дух, заманивающий мужчин в лес. Она также часто появляется в произведениях фантастической литературы, связанных с мифологией майя.
НАУКА, ТЕХНИКА
науки, необходимые для земледелия: астрономия, метеорология,врачевание; для строительства: математика, геометрия...; священное иероглифическое письмо; науки в основном мифологичны, доступны жрецам; техника: строительные и сельскохозяйственные орудия, ирригационные системы, архитектура, инженерное дело
Следует выделить гениальные достижения майя в области науки, прежде всего математики и астрономии (в этих областях они превзошли даже современников-европейцев). Майя впервые в истории человечества применили идею местоположения при записи больших чисел, разработали точную систему нумерации. Впервые в мире (и на тысячу лет раньше, чем Старый Свет!) они изобрели ноль. Майя пользовались двадцатеричной системой исчисления. На этой основе строилась их календарная система, с помощью которой теоретически можно было выразить любые числа и периоды времени. Они оставили хронологические расчеты на 400 млн. лет. Уникальны достижения майя в области астрономии, ими сделаны почти невероятные вычисления. Продолжительность земного года они определяли в 365,2420 дней (по современным данным - 365,2422 дня), то есть сделали это точнее, чем создатели юлианского (365,2510 дней) и современного григорианского (365,2425 дней) календарей. Майя очень точно определили продолжительность вращения Луны вокруг Земли, Венеры и Марса вокруг Солнца, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения. В развитии письменности майя также превзошли все остальные высокие культуры доколумбовой Америки. Майя прекрасно владели техникой гранения драгоценных камней, декоративной росписью.
ХРАМЫ -МОДЕЛИ МИРА
в виде мировой горы (принцип иерархии), гигантские размеры, основная форма пирамида: храмы и пирамиды Египта и Мезоамерики, зиккураты, ступы, пагоды
Пирамиды майя также несли религиозный смысл. Как правило, новая пирамида должна была быть построена каждые 52 года. При выборе для строительства того же места, где уже имелась пирамида, новая сооружалась вокруг уже существующей, что значительно увеличивало ее в размерах. Вокруг пирамид расположены здания, где жили жрецы, и дворцы знати. Их архитектура тяжеловесна, но, тем не менее, величественна. Многие здания украшает большое количество настенной живописи и скульптур, часто в виде фризов. Скульптуры майя отличаются угловатостью и громоздкостью, а поскольку древние скульпторы стремились заполнить все пустые места, то их произведения имеют огромное количество всевозможных деталей, назначение которых трудно понять. Настенная живопись великолепна и во многих отношениях напоминает древнеегипетскую и древнеиндийскую, с тем лишь исключением, что фигуры людей более реалистичны.
ХУДОЖЕСТ-
ВЕННЫЕ
ОБРАЗЫ
боги и правители изображаются по канону; портрет умершего как дубликат его физической оболочки; простые люди изображаются реалистически
Изображения богов в искусстве майя постоянно менялись, каждый бог или богиня изображались то в одном обличье, то в другом. Но определенные условности в изображениях богов часто делают их узнаваемыми. Как уже отмечалось, Кетцалькоатль или Кукулькан, как правило, изображался пернатым змеем. Итзамна обычно имел тело ящерицы или игуаны. Его жена Иш Чель, хотя и считалась добрым божеством, часто принимала обличие сварливой старухи. Богиня новолуния Иш Чап представляла собой Иш Чель в более привлекательном виде. Юм Кааш, бог маиса, всегда изображался молодым человеком и держал в руках горшок с растущим в нем побегом маиса. Форма его головы была настолько вытянутой и заостренной, что напоминала лист маиса. Чаки изображались с хоботом, как у тапира или слона, и с выступающими вперед зубами. Эк Чуах, бог преисподней и смерти, был черным и злобным, с выдающейся нижней губой. Ах Пуч, другой бог смерти, изображался скелетом. Его плащ был увешан колокольчиками, его сопровождала собака, сова и другие птицы, предвещающие несчастье.
Один из богов Венеры всегда изображался с завязанными глазами. Другой принимал обличие пумы, а в ухе еще одного была птица с зелеными перьями. Иш Чаб, богиня самоубийства (считавшегося у майя почетной смертью, открывающей немедленный доступ в рай), изображалась с веревкой на шее. Хобнила,главу бакабов(братья Хобниль, Кан-Цик-Наль, Сак-Кими и Хосан-Эк, которые стоят в четырёх углах вселенной и поддерживают небо, чтобы оно не упало на землю) часто рисовали в виде стилизованной пчелы. А бога ягуаров всегда можно было отличить по маске ягуара. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощренность линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк.
КАНОН
предельно устойчив, невосприимчив к новациям; иерархичность в изображении, статичность
Одним из главных признаков красоты у майя считалось косоглазие. Для этого к волосам младенца прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусинка, свисавшая между глаз. К головке новорожденного плотно прибинтовывали спереди и деревянную дощечку - чтобы удлинить линию лба, сделать череп более плоским. Еще одним признаком «красоты», моды у майя считались подпиленные зубы - и мужчины, и женщины придавали им остроконечную форму.
Аристократы и жрецы часто инкрустировали свои зубы нефритом, бирюзой, перламутром. майя были брахицефалами, то есть ширина их головы значительно превосходила ее длину. У майя существовал обычай придавать плоскую форму черепам младенцев при помощи крепко стянутых веревками дощечек -повтор.
ДОМИНИРУЮЩИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА И СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
архитектура, скульптура, барельефы, фрески, иероглифика и иератика; искусства утилитарны, подчинены религиозным культам; монументализм
посмотри сюда!! Разве эти виды искусства отсутствуют у майя? Без них не может состояться земледельческая культура – почему???!!!
Майя были искусными гончарами и скульпторами, и их лучшие работы мало чем уступают всему созданному древними культурами Средиземноморья. Их произведения гончарного искусства поражают еще и потому, что создавались они без помощи гончарного круга. Гончары майя работали с кусками влажной глины и создавали сосуд, укладывая друг на друга виток за витком длинные полоски глины. Когда набиралось достаточное количество витков, их вручную разглаживали и придавали нужную форму, после чего гончар с помощью черепка завершал отделку поверхности. Горшки и другая домашняя утварь изготовлялись при помощи специальных форм и часто имели украшения. Печи для обжига, как правило, находились на открытом воздухе, их отапливали дровами или древесным углем, а иногда даже травой. Большая часть скульптурных произведений майя была обнаружена в каменных сооружениях, при строительстве которых гений майя проявился в наибольшей степени. Архитектура майя эволюционировала из простого дома, многие из которых стояли на низких платформах или помостах. Монументальные здания в городах строились на нескольких уменьшающихся в размерах платформах, расположенных одна на другой в виде ступеней, ведущих к входу в здание. Подобное расположение нашло свое логическое завершение в создании пирамид, усеченных в верхней части. Построенную пирамиду обычно оштукатуривали. Археологу Эрику Томпсону посчастливилось увидеть одну из пирамид в ее первозданном виде, после разборки более поздней по времени создания пирамиды, построенной в соответствии с традициями майя вокруг первой.
СТЕПЕНЬ КРЕАТИВНОСТИ КУЛЬТУРЫ
прогрессивнее кочевой, т.к. необходимо совершенствование технологии
сельскохозяйственного производства, но не развивает творческую энергию человека. КОНСЕРВАТИВНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ
Консервативный – это стабильный, устойчивый, малоподвижный тип культуры, майя к ним и относились. Майя консервативны в своих обычаях не враждебны по отношению к прогрессу; не любители перемещаться, за исключением крайних случаев. Основной сельскохозяйственной культурой была кукуруза. Её сеяли на полях особым способом вместе с фасолью, делая палкой в земле отверстия на небольшом расстоянии и засыпая туда семена. Этот метод способствовал обогащению почвы благодаря тому, что бобовые консолидируют в нём азот. Орудием сева являлся простой сажальный кол, чье острие закаляли на огне. При использовании столь примитивного способа не было необходимости в тщательной расчистке земли – легко можно было сажать семена даже вокруг оставленных в земле пней. После этого единственной задачей становилась прополка земли (требующая огромных усилий) и охрана посевов от вредителей. Из остающихся крупных стволов деревьев и ветвей сооружался частокол для зашиты посевов от диких животных. Майя не стремились усовершенствовать свои орудия труда