Полезность блага: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор, максимизация полезности и равновесие потребителя.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения в мгновенном, краткосрочном и долговременном периодах. Степень реакции предложения на колебания цен измеряется эластичностью предложения, которая представляет собою отношение изменения предложения в процентах к процентной величине колебания цен. Где - эластичность предложения по цене; - изменение объема предложения, %; - изменение цены, %. Поскольку изменение объема предлагаемого товара и цен происходит в одном направлении, эластичность предложения всегда позитивна. Различают пять вариантов эластичности предложения Графики эластичности спроса Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают ряд периодов: - кратчайший (все факторы постоянны); - краткосрочный (отдельные факторы переменны); - долгосрочный (все факторы переменны). Эта периодизация была предложена А.Маршаллом для анализа предложения. Рассматривая категорию спроса и предложения, можно заметить, что спрос более подвижен во времени, чем предложение. Это вызвано тем, что спрос в большинстве случаев сразу сокращается при существенном повышении цен. Напротив, рост цены является лишь первым сигналом для производителей расширить мощности, вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара. На рынке конкретное соотношение спроса и предложения зависит от размеров запасов товаров, динамики цен на них и денежных доходов населения, организации торговли, рекламы и других факторов. Оно может представлять три возможных варианта. Один из них характеризуется превышением предложения товара над спросом покупателя. Такой случай может быть результатом не только излишнего производства товара, но и непомерного вздувания цен на товары невысокого качества, дефицита денег у населения и других обстоятельств. Второй вариант отличается от первого превышением спроса над предложением товара. В этом случае имеет место неудовлетворенный спрос, товарный дефицит. Рынок реагирует на дефицит прямым или скрытым ростом цен. Выходом из этой ситуации могут быть увеличение производства товаров, пользующихся спросом, повышение цен и уменьшение роста денежных доходов населения. Третий вариант соотношения спроса и предложения характеризуется соответствием между величиной и структурой спроса на товары, с одной стороны, и величины и структуры их предложения - с другой, равновесием спроса и предложения. Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях. Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике. При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице. Варианты эластичности предложения: кривая А — единичная эластичность; кривая В — эластичное предложение; кривая С — неэластичное предложение [Л3, с. 101] В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров. Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.
Полезность блага: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор, максимизация полезности и равновесие потребителя. Потребности — объективная нужда в чем-либо необходимом для достижения жизнедеятельности человека и развития его личности. Потребительское поведение - процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений. На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою потребительскую корзину. Полезность блага — это способность экономического блага удовлетворить 1 или более человеческих потребностей. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность — совокупная полезность всех потребляемых благ.
Предельная полезность — это дополнительная полезность от потребления одной предельной единицы товара или услуги. Закон предельной полезности (закон Госсека): потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителя постоянны, а функция потребления непрерывна. Это означает, что любому, бесконечно малому увеличению количества блага, соответствует прирост общей полезности, хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. МU — предельная полезность; ТU — общая полезность. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность равна 0. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребностям. Если дальнейшее потребление приносит вред, то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Т.о. цена блага определяется не общей, а предельной полезностью. Т.к. предельная полезность этого блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цены. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса. Представители австрийской школы обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченных ресурсов. Ими была вызвана закономерность, что последовательное потребление количества какого-либо блага обладает убывающей полезностью для потребителя. Хотя общая полезность возрастает, предельная при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности. Согласно теории, развитой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребления определяется не общей, а предельной полезностью. Функция полезности - функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества..
Потребитель пытается так распределить свои денежные доходы, чтобы получить максимально совокупную полезность. Он не может купить все, что ему хочется, т.к. денежный доход ограничен, а товары, которые он собирается приобрести, имеют определенную цену. Поэтому потребитель должен выбирать между различными товарами, чтобы при ограниченном денежном доходе получить в свое распоряжение наиболее предпочтительный для него набор товаров и услуг. Теория потребительского выбора основана на некоторых допущениях: 1) множественность видов потребления, 2) ненасыщенность, 3) транзитивность, 4) субституция, 5) убывающая предельная полезность. Правило потребительского поведения заключается в том, чтобы каждая последовательная единица денежных затрат на приобретение товаров приносила одинаковую полезность. - предельная полезность денег. Равенство показывает, что в равновесном состоянии, полезность, полученная из последних денежных единиц, одинакова, не зависимо от того, на какой именно товар она израсходована (второй закон Госсека). Просмотрев поведение потребителя на рынке с точки зрения предельной полезности можно заметить, что хотя потребности людей многочисленны и безграничны, потребность в определённом товаре в пределах определённого промежутка времени может быть удовлетворёна. На рынке потребность выступает как платёжеспособный спрос. Спрос потребителя определяется в зависимости от цен, денежного дохода, его вкуса и предпочтений.
24. Монополия, ее виды. Поведение фирмы в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация. Моно - один; монополия-господство на рынке. 1/3 рынка занимает 1 фирма-рынок монопольный, 60%-абсолютно монопольный рынок. 2. РАЗНОВИДНОСТИ МОНОПОЛИЙ. Виды: абсолютная и чистая, Формы: естественная, техническая, экономическая, административная. Виды монопольных объединений: ПУЛ, РИНГ, КАРТЕЛЬ, СИНДИКАТ, ТРЕСТ, КОНЦЕРН. Монополия Основные черты монополии Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д. Модель рынка чистой монополии. Монополия — исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству. Чистая монополия — это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Характерные черты чистой монополии: понятия «фирма» и «отрасль» совпадают; покупатели не имеют возможности выбора; чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении; кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса; чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами. Барьеры для входа в отрасль — это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста). Чистая монополия — это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции. Ценовая дискриминация: понятие, условия, последствия. В некоторых ситуациях чистая монополия может осуществлять ценовую дискриминацию — устанавливать разные цены на одинаковые по качеству и уровню издержек товары для разных покупателей. Условия осуществления ценовой дискриминации: невозможность для потребителя перепродать купленный у монополии товар; возможность разделить всех потребителей данного товара на группы в соответствии с их готовностью заплатить. Если фирма знает, какую максимальную цену готов заплатить за товар каждый покупатель, то имеет место совершенная ценовая дискриминация (или идеальная). Последствия ценовой дискриминации: производится больший объем продукции; увеличивается прибыль продавца за счет потребительского излишка; возрастает благосостояние общества, т.к. товар становится доступным большему числу потребителей. Переход к политике ценовой дискриминации означает, что MR=P, а график MR сливается с графиком спроса. Весь потребительский излишек переходит к продавцу, увеличивая его прибыль. Исчезают и безвозвратные общественные потери за счет расширения рынка сбыта (Q`m > Qm). Ценовая дискриминация может носить систематический или временный характер. Однако, в любом случае, монополист учитывает эластичность спроса на свой товар. Объектом ценовой дискриминации являются в основном малоэластичные товары.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|