Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности и её роль в профессиональной деятельности человека
|
|
|
Тема 1.1 Безопасность как одна из основных потребностей человека
| Содержание учебного материала
|
|
|
1. Понятие безопасности жизнедеятельности. Взаимодействие человека со средой обитания. Нормативно-правовые основы безопасности жизнедеятельности
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
1. Проработка конспектов занятий.
2. Самостоятельное изучение нормативно - правовых актов
|
|
|
Тема 1.2 Безопасность в профессиональной деятельности
| Содержание учебного материала
|
|
|
1. Место и роль безопасности в профессиональной деятельности. Задачи и основные мероприятия по обеспечению безопасности при осуществлении профессиональной деятельности. Требования безопасности и охраны труда к системам жизнеобеспечения объектов экономики. Технологическое оборудование объектов экономики и безопасность при его эксплуатации. Требования пожарной безопасности.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
1. Проработка конспектов занятий.
2. Самостоятельное изучение нормативно - правовых актов
3. Подготовка мультимедийных презентаций по теме «Требования безопасности и охраны труда в работе техника», «Технологическое оборудование в работе техника и безопасность при его эксплуатации», «Требования электро- и пожарной безопасности»
|
|
|
Раздел 2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
|
|
|
Тема 2.1 Общие сведения о чрезвычайных ситуациях
| Содержание учебного материала
|
|
|
1. Чрезвычайные ситуации: понятие, признаки и классификация. Этапы развития чрезвычайных ситуаций. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
1. Проработка конспектов занятий.
2. Построение схемы классификации чрезвычайных ситуаций.
|
|
|
Тема 2.2 Организационные основы защиты населения от ЧС мирного и военного времени
| 1. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основные задачи МЧС России в области защиты населения и территорий от ЧС.
2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основная цель создания этой системы, её задачи, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Гражданская оборона, её структура и задачи по защите населения.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
1. Проработка конспектов занятий.
2. Построение организационно-структурных схем МЧС, РСЧС и ГО Вологодской области
3. Разработка схемы типовой структуры гражданской обороны на объекте экономики
|
|
|
Тема 2.3 Обеспечение устойчивости
функционирования объектов экономики
| 1. Обеспечение устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий.
2. Оценка последствий воздействия чрезвычайных ситуаций на объекты экономики, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России.
3. Методы и средства повышения устойчивости функционирования объектов экономики
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
1. Проработка конспектов занятий.
2. Самостоятельное изучение нормативно - правовых актов
|
|
|
Тема 2.4 Организация защиты и жизнеобеспечения населения
в чрезвычайных ситуациях
| 1. Организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Порядок использования инженерных сооружений для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Основные положения по эвакуации населения в мирное и военное время. Организация эвакомероприятий при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах.
2. Применение средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях. Назначение и порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в чрезвычайных ситуациях.
3. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зоне чрезвычайных ситуаций. Основа организации АСДНР. Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязнённой) радиоактивными и отравляющими (аварийно-химически опасными (АХОВ)) веществами, а также при стихийных бедствиях.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
1. Проработка конспектов занятий.
2. Разработка примерного плана эвакуации населения и работников объекта экономики в условиях чрезвычайной ситуации
|
|
|
Тема 2.5 Чрезвычайные ситуации военного времени
| Содержание учебного материала
|
|
|
1. Чрезвычайные ситуации военного времени: виды, классификация. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Способы защиты населения от оружия массового поражения. Защита населения и объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций военного времени
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
1. Проработка конспектов занятий.
2. Составление таблицы «Характеристика оружия массового поражения».
3.Подготовка мультимедийных презентаций по темам «Ядерное оружие», «Химическое оружие», «Бактериологическое (биологическое) оружие», «Климатическое оружие», «Психологическое оружие»
|
|
|
Тема 2.6 Чрезвычайные ситуации мирного времени
| Содержание учебного материала
|
|
|
1. Чрезвычайные ситуации мирного времени: виды, классификация.
|
|
|
2. Мероприятия по защите населения и территорий в условиях природных чрезвычайных ситуаций
|
3. Мероприятия по защите населения и территорий в условиях пожаров. Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах
|
4. Мероприятия по защите населения и территорий в условиях техногенных чрезвычайных ситуаций. Рекомендации по поведению населения.
|
5. Мероприятия по защите населения и территорий в условиях террористической угрозы. Рекомендации по поведению населения.
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
1. Проработка конспектов занятий.
2. Составление таблицы «Характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени»
|
|
|
Раздел 3. Основы первой (доврачебной) неотложной помощи
|
|
|
Тема 3.1 Оказание первой (доврачебной) неотложной помощи пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций
| Содержание учебного материала
| |
|
Правовые основы оказания первой (доврачебной) помощи. Ситуации, при которых человек нуждается в оказании первой медицинской помощи. Алгоритм оказания первой (доврачебной) неотложной помощи в различных чрезвычайных ситуациях.
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
1. Применение алгоритма оказания первой (доврачебной) неотложной помощи
|
|
|
2. Способы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца
|
|
3. Способы наложения стерильной повязки
|
|
4. Способы оказания первой медицинской помощи при ранах и кровотечениях
|
|
5. Способы оказания первой медицинской помощи при утоплении, удушении
|
|
6. Способы оказания первой медицинской помощи при укусах животными, ядовитыми змеями и насекомыми
|
|
7. Способы оказания первой медицинской помощи при ожогах, обморожении, замерзании
|
|
8. Способы оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током, молнией
|
|
9. Способы оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, обмороке, потере сознания
|
|
10. Способы оказания первой медицинской помощи при острых отравлениях, состояниях, возникающих при заболеваниях внутренних органов
|
|
11. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах, синдроме длительного сдавления
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
1. Проработка конспектов занятий.
2. Решение практических задач, разбор ситуационных задач.
3. Подготовка к практическим занятиям, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите
|
|
|
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
|
|
|
Тема 4.1 Здоровье и здоровый образ жизни
| Содержание учебного материала
| |
|
Здоровье – одна из основных жизненных ценностей человека. Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека. Здоровье женщины как основа благополучия общества. Понятие здорового образа жизни
| |
|
Практические занятия
|
|
|
1. Простейшие способы определения уровня физического здоровья
|
|
|
2. Здоровье женщины – основа благополучия общества
|
|
3. Инфекции, влияющие на физическое, психическое, репродуктивное и социальное здоровье женщины
|
|
4. Оценка негативных факторов окружающей среды проживания
|
|
5. Вредные привычки и их влияние на здоровье
|
|
6. Рациональное питание и его составляющие
|
|
7. Расчет оптимальной калорийности и подбор продуктов для составления меню рационального питания
|
|
8. Тренинг по самоконтролю
|
|
9. Составление распорядка дня
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
1. Проработка конспектов занятий.
2. Решение практических задач, разбор ситуационных задач.
3. Подготовка к практическим занятиям, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
|
|
|
Дифференцированный зачет
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
| Подготовка к дифференцированному зачету
| |
|
| | | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)