Зарубежный опыт решения проблем муниципального водоснабжения
Современная система водоснабжения как составляющая часть инженерной инфраструктуры имеет огромное значение для жизни городов. Скрытая под стенами зданий, погребенная под улицами или за вентиляционными решетками городская инфраструктура по большей части невидима. Она также остается невидимой для нас, когда мы беззаботно включаем свет, газ и воду. Но, тем не менее, часто проблемы с инфраструктурой печально оборачиваются многомесячным ремонтом дорог, перебоями в теплоэнергоснабжении, уменьшением освещения улиц и витрин «в целях экономии электроэнергии» и т.д. Для того чтобы устранить возможность неизбежного коллапса водопроводных систем страны, который с каждым годом становится все более ощутимым для экономики России, государству просто необходимо оставить в прошлом устаревшие методы укладки труб, а также воспользоваться новыми долговечными материалами, которые вот уже десятки лет обеспечивают бесперебойное водоснабжение в Западной Европе и США. В отличие от многих зарубежных стран, в России ЖКХ является убыточным сектором экономики, который непосильным грузом «висит» на бюджете, но все равно находится в запущенном состоянии. Такая ситуация требует особого внимания, тщательного анализа и соответствующих организационно-экономических мер, способных коренным образом изменить положение дел в жилищно-коммунальной сфере. На основе этого, представляется целесообразным рассмотрение зарубежного опыта решения проблем муниципального водоснабжения. Зарубежный опыт укладки водопроводных труб уникален и крайне экономичен. Его несомненное преимущество складывается из двух факторов: - во-первых, специалисты отказываются от использования стальной трубы, характеристики которой на сегодняшний день не выдерживают никакой критики;
- во-вторых, происходит отказ от устаревшего На смену стальной трубе приходят технологически более совершенные трубы из полимерных материалов. На смену траншейной методике приходит бестраншейный способ укладки. Для сравнения достаточно заметить, что в России до сих пор повсеместно используют исключительно траншейный способ, дорогостоящий и приносящий серьезный ущерб как окружающей среде, если речь идет о природе, так и городским коммуникациям, если речь идет о ремонтных и строительных работах в городской черте. Одним из самых популярных методов прокладки водопроводных труб на западе считается метод так называемого наклонного и горизонтального направленного бурения. Данная технология представляет собой ряд последовательно совершаемых шагов. Сначала в означенном месте осуществляется наклонное бурение лидерной скважины, впоследствии расширяемой. Именно в эту скважину и будет впоследствии затягиваться трубопровод. Для более успешного бурения используются буровые головки, передняя часть которых имеет скос. Обладая отверстиями для буровой жидкости и сменными пластинами, изготовленными из прочных сплавов, буровая головка легко справляется с поставленной задачей. Ее корпус оснащен специальным датчиком, фиксирующим местоположение головки, благодаря чему оператор бурения фиксирует возможные отклонения в траектории движения последней. Как только буровая головка появляется в заданной точке, она демонтируется, и на ее место устанавливается расширитель, обладающий требуемым диаметром. К расширителю крепится полимерная водопроводная труба. В случае если бурение осуществляется в условиях гористой местности, основную нагрузку берут на себя буровые головки повышенной прочности, оснащенные гидрозабойным двигателем.
Современные технологии укладки трубопровода широко используют систему компьютерного мониторинга процесса бурения, за счет которой осуществляется автоматизированное слежение за параметрами работы установки. В случае изменения базовых параметров грунта компьютерная система немедленно отреагирует на сложившуюся обстановку, максимально оптимизируя процесс бурения. К сожалению, в России по описанной технологии бестраншейного бурения было установлено всего около 200 км трубопровода, что по масштабам целой страны – ничтожно малая цифра. Следует упомянуть и об оригинальной зарубежной методике капитального ремонта аварийных водопроводных систем, предусматривающей полное разрушение старого водопровода при одновременном затягивании в скважину нового. Подобная технология могла бы стать для нашей страны незаменимым подспорьем в разрешении критической ситуации, сложившейся в отечественном коммунальном хозяйстве. Существует два способа устранения аварийных труб. Первый из них – динамический. Суть его состоит в следующем: устройство, именуемое пневмопробойником, вводится в водопроводную трубу, разрушая последнюю и одновременно протягивая за собой новую трубу из полимерных материалов, будь то целиковую (прямо с катушки) или же отдельными секциями (в зависимости от диаметра). Для реализации поставленной задачи нет необходимости в рытье траншей. Достаточно лишь двух котлованов: стартового и приемного [42]. Рассмотрим существующий опыт решения проблем водоснабжения, существующий в Германии. Жилищная политика охватывает в соответствии с федеральной структурой Германии различные государственные, коммунальные и частные области деятельности. Коммунальная жилищная политика, как часть общей жилищной политики, направлена на то, чтобы создать типовые условия, дающие всему населению возможность получить соответствующее спросу жилье. В Германии эксплуатационные расходы в области жилищной политики - это непрерывно возникающие расходы, которые несет собственник (лицо, имеющее наследственное право застройки) посредством собственности на земельный участок или хозяйственную единицу, вспомогательные строения, устройства и сооружения и земельный участок, если они не покрываются съемщиком непосредственно из квартирной платы.
К расходам на водоснабжение относятся расходы на потребление воды, основные сборы, стоимости аренды или других видов передачи в пользование счетчиков воды, а также стоимости их использования, включая стоимости расчетов и распределения, стоимости использования домашних устройств для водоснабжения и устройств для очистки воды, включая материал для очистки. К расходам на канализацию относятся расходы на домашнюю канализацию и канализацию земельного участка, стоимости эксплуатации соответствующих негосударственных устройств и стоимости эксплуатации канализационного насоса [43]. На наш взгляд, в работе целесообразно обратиться и к опыту развивающихся стран, касающегося функционирования систем водоснабжения. Боливия – одна из развивающихся стран, в которых привлекается частный бизнес, чтобы повысить качество и объем водоснабжения и водоотведения в городах. Первый крупный контракт на обеспечение водоснабжением и канализацией двух соседних городов Ла Пас и Дел Алто в форме концессии, сроком на тридцать лет, был заключен в августе 1997 года с компанией «Агуас дел Иллимани». Цели контракта, в частности, касаются полного возмещения расходов в области водоснабжения и канализации. Другой важной задачей, поставленной перед концессионером, являлось обеспечение водой и канализацией бедных районов городов Ла Пас и Дел Алто, которые к моменту заключения контракта не имели доступа к централизованной системе водоснабжения и канализации и вынуждены были полагаться на альтернативные источники воды, зачастую, по завышенной цене. Концессионер также обязан обеспечить качественное обслуживание (качество питьевой воды и очистки сточных вод, давление напора, сроки выполнения заявок клиентов и т.д.) В процессе реализации концессионной схемы в течение двух лет поддерживался хороший ритм работ: 40000 подключений к сети водоснабжения и 25000 подключений к канализации, с доведением уровня сборов платежей до 95% по водоснабжению (80% на момент начала концессии) и 62% по канализации (52% на начало концессии). Кроме того, для очистки сточных вод городской сети водоснабжения и водоотведения в Дел Алто (абонентами которой являются 50% населения) были введены очистные сооружения лагунного типа. Опыт оператора и глубокие преобразования позволили установить эффективный контроль за качеством питьевой воды, выполнением запросов клиентов и др.
Рассмотрим опыт г. Сиднея, где до 1996 года вода, поставляемая 3,5 миллионам жителей, проходила лишь первичную обработку - хлорирование и фторирование, но не подвергалась фильтрации. Дело в том, что водные ресурсы, обеспечивающие агломерацию г. Сидней, относительно хорошо защищены от загрязнений промышленного или сельскохозяйственного характера, благодаря активной политике управления, уже давно проводимой «Сидней Уотер Корпорейшн». В результате, сырая вода имеет, в основном, хорошее качество, которое, однако, может ухудшаться после сильных или продолжительных гроз в районе водоемов водозабора. В рамках глобальной программы улучшения качества питьевой воды, организация агломерации г. Сидней «Сидней Уотер» созвала в 1992 году международный тендер для строительства и эксплуатации четырех фильтровальных станций. Технология была опробована и оптимизирована при проведении экспериментальных работ на месте. Станция «Проспект» включает множество технических новшеств и оригинальных решений: - одноэтапное строительство самой большой в мире станции по фильтрации воды; - особое внимание в гидравлической концепции к изучению изменения расхода воды в процессе очистки, в зависимости от давления напора и высоты; - оптимизированные для этих условий системы ввода и гидравлического смешения реагентов для коагуляции; - другие инновации и технологии. Станция была подключена к системам водоснабжения 15 сентября 1996 года, на полгода раньше предусмотренного программой срока, к удовольствию «Сидней Уотер» и трех миллионов потребителей. Ввод в действие растянулся на четыре месяца, из которых тридцать дней ушло на пуско-наладочные работы, проводимые компанией «Сидней Уотер». Эти испытания доказали эффективность концепций выбранных технических решений. В частности, при пуско-наладочных работах все без исключения критерии были достигнуты, в том числе, и при поступлении в цикл фильтрования сырой недоброкачественной воды [44].
3.2 Отечественный опыт совершенствования системы функционирования муниципального водоснабжения
Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы существенно изменили финансово-экономическое положение многих отраслей народного хозяйства. Продолжение спада в инвестиционной сфере может иметь самые негативные последствия для всей хозяйственной системы, поэтому необходимо активизировать привлечение инвестиций в реальные сектора экономики и в первую очередь в сектор жилищно-коммунального хозяйства РФ. Жилищно-коммунальное хозяйство является крупнейшей сферой национальной экономики и играет важнейшую роль в обеспечении нормальных условий существования россиян. В составе ЖКХ насчитывается более 30 отраслей и видов деятельности. В тоже время, ЖКХ оказалось одной из самых отсталых в смысле экономических реформ сфер деятельности. За последнее десятилетие XX в. резко ухудшилось техническое и финансовое состояние многих объектов коммунального хозяйства в России. Снижение финансовых возможностей бюджетов разного уровня, отсутствие конкуренции и монополизация производства и сферы услуг в отраслях жилищно-коммунального хозяйства существенно тормозит экономическое развитие многих предприятий ЖКХ. Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству и протяженности водопроводных сетей. Однако гордиться подобным фактом представляется преждевременным, ведь около 60% отечественных труб, обслуживающих бытовые нужды населения, официально признаны аварийными. По старинке ремонт продолжает осуществляться так называемым «заплаточным» методом, при котором на изношенную трубу в месте прорыва накладывается металлическая заплатка. Нетрудно догадаться, что подобного рода архаическая технология не только не приносит ожидаемых результатов, но лишь усугубляет и без того плачевное состояние российских трубопроводных систем. При этом наиболее тревожная ситуация складывается в водопроводных и отопительных системах жилого сектора. Сектор водоснабжения является основным сектором городского хозяйства. Сложно недооценивать важность его для городского развития и благополучия жителей городов. Однако, несмотря на критическую роль водоснабжения и водоотведения в развитии городов, проблемам водоснабжения зачастую уделяется минимальное внимание, и то только в тех случаях, когда часть жителей остается без воды. Подобная ситуация характерна не только для развивающихся стран, но также и для стран с развитой экономикой. Для России, с ее наследием в виде муниципальных предприятий водоснабжения и водоотведения, эти проблемы стоят наиболее остро. Сегодня на всех уровнях власти обсуждаются проблемы качества воды, качества обслуживания населения, нехватки средств для проведения мероприятий по модернизации сетевого хозяйства и основных мощностей предприятий водоснабжения, вопросы экологической угрозы от неудовлетворительной фильтрации стоков. Опыт развитых стран, в частности, опыт крупнейших французских частных компаний-операторов, показывает, что большинство этих проблем может быть решено путем делегирования полномочий по управлению водоснабжением и водоотведением частному сектору [45]. Традиционно, ввиду социальной значимости и естественно-монопольного характера этого сектора, предприятия водоснабжения и водоотведения являются государственными или муниципальными. Вода рассматривается многими как практически неограниченный и бесплатный ресурс. Вода необходима для жизни человека. Эти аргументы зачастую толкают власти на введение запретов на участие частного сектора в процессах водоснабжения и водоотведения и на монополизацию сектора в рамках государства. Подобные аргументы также используются для значительного занижения цен на воду. Как показывает опыт некоторых африканских стран, заниженные цены на воду ведут к недостаточному финансированию предприятий водоснабжения, и как следствие - к неудовлетворительному качеству воды и/или к перебоям с водоснабжением. В результате, люди начинают платить за воду гораздо более высокие цены, когда качественную воду им начинают доставлять на ослах. Вода может быть бесплатной только тогда, когда она падает с неба или течет в реке. В тот момент, когда человек открывает кран, вода перестает быть бесплатной. Однако представления о воде как о бесплатном ресурсе не являются единственным недостатком государственного управления водоснабжением. Управление процессами водоснабжения через государственные предприятия имеет свои границы. Государственные (муниципальные) предприятия водоснабжения часто характеризуются низкой производительностью труда и неэффективностью производства. Во многих случаях, когда к управлению системами водоснабжения приходили частные операторы, существенно повышалась производительность труда, и сокращалось количество служащих. Кадровая политика на государственных предприятиях водоснабжения зачастую является неэффективной. Служащие государственных предприятий водоснабжения нередко имеют низкую мотивацию и низкий профессиональный уровень. Финансирование работ государственных предприятий водоснабжения также далеко от эффективного. Во многих случаях счета выставляются за менее чем 50% поданной воды. Причинами могут быть нелегальное подключение к сети, высокий уровень утечек, различные махинации и ошибки, которые в конечном итоге ведут к недостачам. Высока доля неоплаченных счетов, так как не проводится работа с должниками. Однако неэффективность государственного и муниципального управления предприятиями водоснабжения ярче всего проявляется как раз в существующих методах управления предприятиями. Сектором водоснабжения трудно управлять, ввиду многих причин: большая численность клиентов, персонала, высокий уровень социальной ответственности. Муниципальные предприятия также зачастую вынуждены учитывать политические нужды руководства муниципалитета, не имея при этом адекватных механизмов защиты интересов предприятия. Эта проблема особенно остро стоит в российских муниципалитетах, где регулирование предприятий водоснабжения часто переходит из экономической в политическую плоскость. Неэффективность муниципального управления предприятиями водоснабжения, критическое состояние российской отрасли водоснабжения и отсутствие инвестиций заставляют искать альтернативные способы управления и финансирования работы сектора. Частный сектор в России уже начал проявлять заинтересованность в управлении предприятиями водоснабжения, но пока еще не существует правового поля для участия частного сектора, и у потенциальных российских частных операторов отсутствует положительный опыт в управлении подобными предприятиями. Французские компании-операторы имеют более, чем 100 - летний опыт управления предприятиями водоснабжения и водоотведения по всему миру, и возможно, что изучение их опыта принесет наибольшую пользу для развития партнерских отношений между властью и бизнесом. Характерной чертой услуги водоснабжения является то, что обеспечение водой удовлетворительного качества всех желающих является обязанностью властей. Частный сектор никогда не возьмет на себя подобные обязательства. Даже при полной приватизации всех систем водоснабжения, власти все равно останутся ответственными за обеспечение водой потребителей. Этот принцип является основополагающим при формировании партнерства муниципальной власти с частным оператором. Целью сотрудничества власти и бизнеса в сфере водоснабжения всегда является обеспечение равных условий доступа, уровня водоподготовки и непрерывности подачи воды. Для достижения этих целей, муниципальные власти и частный оператор берут на себя различные функции, но эти функции глубоко взаимосвязаны. Так, с одной стороны, частный оператор обязан предоставить свое ноу-хау (в рамках технического, управленческого и финансового плана) и выступить с инициативами, которые обеспечили бы доступ всех граждан к услугам водоснабжения при сохранении приемлемого уровня тарифов. С другой стороны, муниципальные власти должны оставаться гарантом общественных интересов. С самого начала контракта это должно выражаться в легитимности передачи управления, а затем – в прозрачности и обоснованности в отборе компании-оператора и выборе намеченных целей. Муниципальные власти также должны обеспечить добросовестное управление и контроль за работой компании-оператора. Данные условия необходимы для того, чтобы сотрудничество муниципальных властей и бизнеса было легитимным и не вызывало протестов со стороны общественности [46]. В целях совершенствования существующей системы муниципального водоснабжения, на наш взгляд, целесообразно предложить следующее. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления: - обеспечить финансирование действующих региональных программ; - обеспечить первоочередную разработку региональных программ по улучшению водоснабжения из подземных источников в сельских населенных местах для тех субъектов Российской Федерации, где этого требует санитарно-эпидемиологическая ситуация, а также для тех регионов, где указанные программы не были разработаны; - провести инвентаризацию подземных источников питьевого водоснабжения, нецентрализованных источников питьевого водоснабжения в сельских населенных местах, в т.ч. учесть бездействующие, незатампонированные скважины, а также источники с неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием; Направить предписания индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим эксплуатацию подземных и нецентрализованных источников водоснабжения: - об обеспечении выполнения требований санитарного законодательства по организации зон санитарной охраны подземных и нецентрализованных источников водоснабжения (особенно 1 пояса ЗСО); - об обеспечении надлежащего санитарно-технического состояния источников нецентрализованного водоснабжения (проведение ремонтных работ); - об обеспечении работ по тампонированию бездействующих скважин; - об организации разработки и выполнения программ производственного контроля, по радиологическим, санитарно-химическим, микробиологическим и паразитологическим показателям. Кроме того, целесообразно, по нашему мнению, проводить оценку степени опасности загрязнения подземных вод. Важным также является необходимость повысить качество лабораторного контроля за состоянием воды из подземных и нецентрализованных источников водоснабжения в населенных пунктах, усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за подземными и нецентрализованными источниками водоснабжения в сельских населенных местах [47].
3.3 Направления совершенствования системы водоснабжения на территории муниципального образования «г. Нижнекамск»
Массовое внедрение приборного учета горячей воды в системах горячего водоснабжения квартир жилых домов дает возможность жителям регулировать и контролировать расход горячей воды. В идеале, все вновь сооружаемые жилые дома должны быть оборудованы счетчиками горячей и холодной воды. Если прибор приобретен на средства жителя, то экономический эффект становится положительным после того, как затраты на него окупятся за счет экономии средств, затрачиваемых на плату за воду, при условии, что срок окупаемости меньше срока службы прибора. Затраты на установку счётчиков воды несет либо житель, либо организация-поставщик, либо средства местного бюджета. В последнем случае жильцы не имеют право на использование первичного экономического эффекта, полученного за счет снижения расхода воды. В дальнейшем положительный экономический эффект будет использоваться жителями. Измерение объема потребленной воды с помощью счетчиков показывает значительный ее перерасход. Элементарные мероприятия по экономии горячей и холодной воды в среднем позволяют значительно снизить ее потребление, и экономия по сравнению с плановыми показателями составляет в среднем более 25 %, что подтверждает экономическую эффективность установки приборов учета. Отметим возникающие проблемы при организации учета тепловой энергии и водоснабжения в квартирах: - обслуживание, ремонт и поверка приборов, имеющихся у жителей. Решение этой проблемы зависит от распространенности оборудования, используемого для учета, производственной и организационной возможности предприятий, занимающихся данной проблемой; - комплекс мер связанных с модернизацией систем отопления и водоснабжения. Необходимо отметить, что установка счетчиков горячей и холодной воды в квартирах приведет к снижению перерасхода воды по сравнению с нормативным, а также будет стимулировать экономию воды жителями. Кроме того, массовое внедрение приборов учета должно быть, подкреплено развитием базы для их обслуживания, ремонта и поверки, а также подготовкой специалистов соответствующего профиля [48]. Обратимся к опыту г. Москвы по организации установки индивидуальных счетчиков горячей и холодной воды и выявим результаты и эффективность их установки. В префектуре Юго-Восточного административного округа Москвы провели расчеты, сколько можно сэкономить, установив в квартире индивидуальный счетчик горячей и холодной воды. Оказалось, что экономия составляет около 65 руб. в месяц. Как сообщил журналистам префект Владимир Зотов, в округе индивидуальными приборами учета уже оборудовано 37 092 квартиры за счет городского бюджета, еще 26 479 квартир поставили счетчики за счет собственных средств. Наиболее активно в установке счетчиков проявили себя жители столичных районов Некрасовка, Капотня, Люблино и Марьино. Эффективность установки индивидуальных приборов учета за расходом воды показал сравнительный анализ нормативного водопотребления. Так, объем ежемесячного потребления воды составил в 2008 г. 308 литров на человека в сутки, при том что установленный в Москве норматив составляет 363,6 литра. Генеральный директор ГУП “Мосводоканал” Станислав Храменков рассказал, что жители Москвы стали проявлять больший интерес к индивидуальным счетчикам учета расхода воды, которые позволяют экономить и водные ресурсы, и семейный бюджет. Хотя в 98% жилых домов все еще функционируют общедомовые счетчики воды, признал он. По информации Мосводоканала, индивидуальные счетчики позволяют москвичам экономить около 260 рублей в месяц. По их расчетам, сегодня москвич в среднем потребляет около 250 литров питьевой воды в день, однако в течение последних лет отмечается устойчивая тенденция к уменьшению этого показателя [49]. Стоит сказать, что, по сравнению со странами Европы, где счетчики уже давно вошли в обиход, в столице просто разбрасываются ценным ресурсом. Так, житель Германии в среднем потребляет всего 125 литров воды в сутки [50]. В программе реформирования и модернизации ЖКК определена система мер по исправлению сложившейся ситуации в сфере ресурсообеспечения поселений. К основным направлениям по улучшению ситуации в сфере ресурсообеспечения поселений относят, в частности, переход от оплаты по нормативам потребления ресурсов к оплате за фактическое потребление [51]. Одним из способов достижения поставленной задачи является установка квартирных счетчиков, фиксирующих потребление горячей и холодной воды. В связи с этим, в рамках представленной работы целесообразно определить, насколько эффективно и экономически обоснованно установление счетчиков горячей и холодной воды для жителей г.Нижнекамска. Произведенные автором расчеты представлены в п. 4.1 данной выпускной квалификационной работы. В ходе проведенного анализа было выявлено, что однозначно не эффективно и экономически нецелесообразно устанавливать приборы учета воды молодым семьям с маленькими детьми – в связи с большими объемами потребления воды платежи по показаниям счетчиков в среднем будут равны или даже превысят нормативные платежи. Установка счетчиков целесообразна для одиноких людей и семей из двух человек. Таким образом, по мнению автора, в качестве направления совершенствования системы водоснабжения МО ”г.Нижнекамск” представляется целесообразным предложить ОАО “ВКиЭХ” проводить мероприятия по информированию населения о целесообразности установки квартирных приборов учета потребления воды. На наш взгляд, предоставление информации о получаемой экономии от установки приборов учета возможно осуществить через официальный сайт муниципального образования “Нижнекамский муниципальный район”, что не потребует вложения дополнительных средств. Данные проведенных автором расчетов, размещенных на сайте, помогут жителям города осознать необходимость установки приборов учета воды, что приобретает особую актуальность в современных непростых социально-экономических условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|