Несколько слов о содержании книги
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Глава I.В начале главы дано описание теории дифференциального анализа. При этом особое внимание уделяется тенденциям современного воспитания, которые в основных своих чертах могут быть охарактеризованы с помощью таких категорий, как беспомощность и надежда. На примерах конфликтных социальных ситуаций в воспитании и психотерапии разъясняется понятие актуальных способностей как центрального аспекта теории дифференциального анализа. Вводятся понятия основных способностей, способностей к познанию и любви. Актуальные способности обобщаются в типологию, удобную для практического применения. Глава 2. После объяснения понятия «актуальные способности» предпринимается попытка показать их значение и развитие. Особую роль здесь играют примеры из психотерапевтической практики. Первичные способности представляются читателю в виде цепочке развития. Вторичные способности, поскольку они соотносятся с практикой, представляются на примерах конфликтов как реальные и заданные реакции. Примеры реальных и заданных реакций взяты из психотерапевтической практики. Заданная реакция — это не предписание, не рецепт и не универсальное средство, а альтернатива, которая для пациента в его особой ситуации могла бы стать наиболее подходящей. Читатель может сам ввести понятия реального и заданного значения в «контрольную ситуацию», руководствуясь своими собственными проблемами. Глава III. На основе многочисленных примеров описаны 22 наиболее типичные неправильные установки. Большинство внут-риличностных и межличностных конфликтов возникают на основе подобных установок. На них же продемонстрировано значение актуальных способностей, хотя об этом не всегда говорится явно. Все перечисленные в этой главе неправильные установки подразделяются следующим образом: общие установки, установки в воспитании, в межличностных отношениях, в сексуальных отношениях, а также установки, касающиеся религии и смерти.
Глава IV. Рассмотрены возможности применения дифференциального анализа в воспитании и самопомощи. При этом самопомощь не должна заменять психотерапию, осуществляемую специалистом. Самопомощь учит справляться с теми конфликтами и проблемами, с которыми человек сталкивается ежедневно. Самопомощь, основанная на дифференциальном анализе, подразделяется на пять ступеней: наблюдение, дистанцирование, инвентаризация, ситуативное одобрение, вербализация и расширение цели. Эти пять ступеней подробно описываются на примерах. Особое внимание уделяется возможностям групповой психотерапии: семейной, родительской и партнерской. И наконец рассказывается о дифференциально-аналитической психотерапии, которая была использована в таких важных случаях, как расстройства поведения у детей и сексуальные расстройства. В конце книги, после списка литературы, объяснены психологические, социологические и медицинские термины с точки зрения дифференциального анализа. Отдельные места книги, особенно восточные притчи и раздел о реальных и желательных реакциях, вполне могут заинтересовать детей. Автор этой книги не мог, да и не стремился к тому, чтобы решить все проблемы и дать запатентованные рецепты. Он попытался разъяснить читателю отдельные, можно сказать, классические обстоятельства и проблемы, обострить его восприятие и показать возможности дифференцирования. Таким образом, книгу надо рассматривать не как четкое руководство к действию, а как изложение методики, находящейся в процессе непрерывного развития.
ПСИХОТЕРАПИЯ СЕГОДНЯ В настоящее время от 60 до 80 % всех заболеваний обусловлены психически или, по крайней мере, связаны с психикой. В ФРГ каждый день оформляется примерно 200 разводов. Количество людей, больных алкоголизмом, постоянно растет. Примерно 40 % мужчин и 70 % женщин выпадают из трудового процесса по причине ранней инвалидности. На 9 миллионов потенциальных пациентов приходится примерно 500 практикующих врачей-психотерапевтов, тогда как, по предварительным "подсчетам, нужны примерно 20 000 психотерапевтов. Для того чтобы получить психотерапевтическое лечение, пациент должен ждать примерно 1-2 года, и примерно 6 лет нужно пациенту с психосоматическими расстройствами, чтобы попасть — если он вообще попадет — к компетентному врачу. Почему так происходит Потому что лечат симптом, а не человека. Потому что занимаются формой конфликтов, а не их содержанием. Потому что психотерапевт и пациент говорят на разных языках. Потому что сами психотерапевты крайне редко понимают друг друга. Что можно сделать Вывести психотерапию из башни из слоновой кости и освободить ее от дурной репутации науки, окутанной тайной. Использовать все потенциальные возможности, которые таит в себе самопомощь. Работать с конфликтами не только абстрактно, но и конкретно, исходя из того, что представляет собой каждый отдельный конфликт. Основные цели этой книги: Помочь человеку, не имеющему психотерапевтической подготовки (книга предназначена для широкого круга читателей). Дать полезную информацию практикующим врачам и психологам. Познакомить психиатров и психотерапевтов с новой теорией и новыми психотерапевтическими методами. Дать терапевту возможность обращаться к пациенту на понятном языке, а также дать пациенту почувствовать, что врач понимает все его проблемы. Метод дифференциального анализа предоставляет всем людям равные условия в области психотерапии. Чем скорее мы поймем, что психические и психосоматические расстройства содержательно связаны с актуальными способностями, то есть с психосоциально значимыми категория, тем в большей степени дифференциальный анализ будет использоваться как теоретиками, так и практиками психотерапии.
Глава I ТЕОРИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА Мысли о воспитании ТЕНЬ НА СОЛНЕЧНЫХ ЧАСАХ (восточная притча) Однажды на Востоке один король захотел доставить радость своим подданным и привез из путешествия солнечные часы. Его подарок изменил жизнь людей в королевстве. Они начали разли,-чать время и планировать свой день. Они стали пунктуальнее, организованнее, надежнее и старательнее, в результате чего обрели богатство и здоровье. Когда король умер, подданные стали думать, как им отдать должное его заслугам. И поскольку солнечные часы были символом любви короля к своим подданным и причиной их благоденствия, они решили построить вокруг солнечных часов великолепный храм с золотым куполом. Однако когда храм был готов и купол возвысился над часами, солнечные лучи перестали попадать на них. Тень, которая показывала время, исчезла, и часы перестали служить людям. Изменились и люди: одни перестали быть пунктуальными, другие — надежными, третьи утратили свою организованность и старательность. Каждый пошел своим путем. Королевство распалось. Притчу о солнечных часах и затемняющем их великолепном храме можно довольно удачно перенести на ситуацию с воспитанием. Каждый человек располагает определенным количеством способностей, которые он в процессе своего взросления и своего противоборства с окружающим миром продолжает развивать. Родители (поначалу наиболее важные для ребенка персоны окружающего мира), а затем и другие люди, влияющие на его воспитание, могут ускорять или задерживать развитие способностей, которые в начале жизни ребенка еще являются неразвитыми и поддающимися формированию. К сожалению, чаще всего происходит задержка развития способностей, как в нашей притче о солнечных часах. Для того чтобы из ребенка сформировать человека по своему образу и подобию, воспитатель выдвигает на передний план определенные социально желательные качества. В этой связи одни способности ребенка хотя и развиваются и дифференцируются, но им уделяется чрезмерно большое внимание, другие же, напротив, подавляются и перестают действовать, как чудесные солнечные часы в построенном для них великолепном храме.
ВОСПИТАНИЕ И ПЕРЕВОСПИТАНИЕ Некоторым читателям может не понравиться то, что мы рассматриваем проблемы воспитания в одной плоскости с проблемами партнерства, брака и межличностных отношений. Когда мы стали думать о том, допустимо ли вообще подобное сопоставление, мы пришли к признанию неизбежной необходимости отказаться от узкого взгляда на воспитание только как на процесс влияния родителей на ребенка. Во всех формах взаимного влияния людей друг на друга, а также в процессе формирования установок, ожиданий и устранения конфликтов мы снова и снова обнаруживали основные принципы воспитания: не только родители воспитывают детей, но и формы поведения детей оказывают воспитательное воздействие в противоположном направлении. Поведение родителей было в свое время сформировано их собственным воспитанием. Сходную картину мы наблюдаем и в партнерских отношениях. Стойкий интерес друг к другу, общие цели и, в любом случае, эмоции характеризуют партнерство вообще, которым в этой трактовке являются и отношения родителей и ребенка. Симпатия или неприязнь, которые формируются в результате партнерства, зависят не только от разумности решений или обоснованности установок: весь опыт, который человек накопил с начала своего существования и который он отчасти позаимствовал из культурных традиций, накладывает отпечаток на его ощущения, чувства, установки, ожидания и мысли. Так как каждый из нас связан со своей собственной «сферой воспитания», то очень часто ожидания, направленные на другого человека, не сбываются и люди, как бы говоря на разных языках, в конце концов начинают ненавидеть друг друга. Если эти выводы о партнерстве перенести на всю сферу социальных отношений, куда относятся также взаимоотношения групп, народов, наций и культур, то можно было бы взять на себя смелость и разработать общественную теорию, которая наряду с экономическими проблемами выдвигала бы на первый план и трудности взаимодействия. Конфликты не возникают, как гром среди ясного неба, у них своя собственная история. Пытаясь их предотвратить, мы с надеждой обращаем свой взгляд на перевоспитание и пытаемся устранить готовность к конфликтам путем «довоспитания». Институтами, которые отвечают за перевоспитание, являются как психотерапевтическая, так и консультационная помощь. Однако эти институты могут выполнять свою задачу лишь в том случае, если не ограничиваются только отношениями между психотерапевтом и пациентом. Для того чтобы перевоспитание было наиболее эффективным, необходимо участие самих пациентов в этом процессе.
Таким образом, воспитание и перевоспитание не ограничиваются только воспитанием детей, а касаются общих вопросов жизни человека в социуме. Перечислим лишь некоторые из этих вопросов. Каким образом я научился ненавидеть? Как получилось, что я терпеть не могу именно этого человека? Почему именно эта черта характера моего мужа (моей жены) заставляет меня лезть на стенку? Почему этот поступок моего мужа (моей жены) так разозлил меня, в то время как тот же поступок другого человека меня не задевает? Почему мой ребенок довел меня до бешенства? Мы подробно обсудим вопросы, которые касаются каждого человека, поговорим о причинах, проверим различные гипотезы и попытаемся найти приемлемые решения. В заключение приведем известную восточную мудрость: Если ты дашь кому-нибудь рыбу, Он поест только один раз. Но если ты научишь его ловить рыбу, Он будет сыт всегда. НЕУВЕРЕННОСТЬ И НАДЕЖДА Воспитание — это процесс выяснения разногласий, который охватывает различные уровни общения и множество участников. На переднем плане стоят, несомненно, взаимоотношения между родителями и ребенком, которые зависят от выяснения разногласий между родителями относительно их представлений о воспитании; от отношений родителей друг с другом и с обществом; от влияния социальных учреждений. Воспитание — это дело не только родителей, но всех людей, которые тем или иным образом участвуют в коммуникации и оказывают длительное воздействие. Вместе с общественными изменениями идет изменение привычных стилей и содержания воспитательного процесса. Возможности и направления развития человека в наше время значительно расширились. Но ситуация большего количества возможностей все чаще превращается в ситуацию все большей неуверенности родителей, учителей и воспитателей. Родители ведут себя по-разному: одни действуют осмотрительно, другие все время колеблются, третьи из чувства протеста проявляют провокационную самоуверенность. «Когда я вечером прихожу домой,— рассказывает один отец,— дети уже в постели. Если они сразу же не засыпают и мешают мне, я даю им шлепок по заду, и тогда наступает тишина. Моя жена наконец признала, насколько хорош этот старый метод». «Я не бью своих детей,— делится своим опытом другой,— этого больше нельзя делать. Мы ведь современные люди. Я купил своим детям собаку, с которой они играют по вечерам. Им с ней очень весело, и они берут ее с собой в спальню. Они так заняты собакой, что мы целый вечер свободны от них. В конце концов, я ведь имею право спокойно отдыхать, если целый день занят на работе». Термины «авторитарный», «разрешающий» и «антиавторитарный», относящиеся к различным стилям воспитания, не исключают того, что каждый человек имеет свои собственные, особенные методы воспитания, которые к тому же обусловлены конкретной ситуацией. Мы имеем дело с плюрализмом стилей воспитания. Таким образом, недостатка в методах воспитания нет, однако существует недостаточно критериев для оценки уместности метода в той или иной ситуации. Проблемы неуверенности, беспомощности и надежды, с которыми часто сталкиваются воспитатели, носят общий характер. Это заставляет нас рассматривать проблему воспитания в контексте ситуации конкретного человека, ситуации конкретного общества и ситуации всего человечества. ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ Принципы воспитания и психотерапии всегда зависели от представлений о личности в соответствующую эпоху. Эти представления базируются на опыте, который связан со взаимодействием с родителями и окружающими людьми, а также позаимствован из опыта других людей или из традиций. Воспитание учит человека вести себя так, как это желательно делать в социальном окружении его времени. Оно имеет групповую специфику и — в широком смысле слова — зависит от системы ценностей соответствующего мировоззрения и религии; это относится к каждому из стилей воспитания, какими бы различными они ни были. Другими словами: с помощью воспитания ребенок усваивает нормы, которые являются основой для бесконфликтного общения с другими людьми. Процесс усвоения этих норм мы называем социализацией. Как меняются эти нормы в связи с изменениями, через которые проходит общество в своей истории, и как они соотносятся с тем, что А. Тойнби назвал «уничтожением ценностей»? Оказалось, что невозможно найти какие-либо точные и стабильные эталонные системы «правильного воспитания». В прежние времена пути, критерии, масштабы и цели воспитания предлагала религия. Именно она определяла, что правильно, а что неправильно, что хорошо и что плохо. Так как религии в качестве институтов морали не могли своевременно учитывать требования, нужды и потребности человека в его социальном окружении, их функцию стало выполнять эмансипированное общество, которое и взяло на себя роль носителя социальных норм. В соответствии с этим речь может идти не об уничтожении моральных ценностей, а об изменении их функций. Так возникли и связанные с определенной эпохой взгляды на то, чем определяется поведение человека и какие факторы являются ответственными за развитие человека и нарушения его психики. И если в прежние времена причиной физических и душевных недугов считалось тело, сегодня источник болезней принято искать в окружающем мире (отчий дом, школа, общество и социальные учреждения). Произошли радикальные изменения. «В этом ты похож на своего отца, тот тоже все время лжет»,— часто можно слышать сегодня. «Я такой, каким меня воспитали мои родители, и я не в силах исправить своего воспитания». Физический фактор и фактор окружающего мира напрямую зависят от другого фактора — от времени. Если коснуться противоречий в различных стилях воспитания, то фактор времени означает следующее. С ребенком обращаются так, как в свое время обращались с самими родителями или воспитателями (идентификация), при этом совершенно не принимаются во внимание требования, которые предъявляет ребенку современная жизнь: «Мой ребенок должен жить так же хорошо, как жил я». Другая не соответствующая времени позиция проявляется, когда родители критикуют то воспитание, которое получили сами, и говорят: «Моему ребенку должно быть лучше, чем мне». Эта позиция так же мало учитывает способности ребенка, как и требования времени. Такие родители и воспитатели принимают во внимание только свои желания и конфликты (проекция). Больше всего, пожалуй, распространена индифферентность. Родители не уверены в себе. Они, правда, знают, что усвоенный ими стиль воспитания весьма проблематичен, и пытаются его модифицировать, но не могут освободиться от идентификации и проекции. Свою непоследовательность они прикрывают маской толерантности: ребенка воспитывают в соответствии с имеющимися в данный момент установками, информацией и настроениями (генерализация). Фактор времени имеет значение не только для выбора стиля воспитания; он представляет собой сугубо человеческий фактор. В то время как любое животное всегда живет только в настоящем, человек обладает способностью осознавать свое прошлое, настоящее и будущее. На любом из измерений он может зафиксироваться посредством переживаний. Результатом этого становятся бегство в прошлое (в одиночество и болезнь), бегство в настоящее (в работу) и бегство в будущее (в мечты). Таким образом, большую часть человеческих конфликтов можно рассматривать как нарушение фактора времени, то есть как недостаточную интеграцию прошлого, настоящего и будущего. При изолировании фактора времени возникают фиксации, сопротивление и индифферентность. Последствия обнаруживаются в политике, религии и науке: в 1600 году Джордано Бруно был как еретик сожжен на костре, так как он утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Несколько лет спустя Галилею под давлением инквизиции пришлось отречься от реальной картины мира. Когда Зигмунд Фрейд доложил венскому обществу врачей о своей теории психоанализа, приведя в качестве примера случай мужской истерии, его приняли так плохо, что он больше никогда не посещал этого собрания. Можно было бы привести длинный перечень подобных случаев. Воспитание зависит от того образа человека, который принят в конкретное время в конкретном обществе. В развитии человеческой личности важную роль играет не только его физическое тело и окружающий мир. Гораздо глубже это развитие можно понять, если учитывать многочисленные изменения, связанные с фактором времени. Социальные конфликты и нормы Значение физических факторов так же, как и значение факторов окружающего мира, не вызывает сомнения. Однако трудно сказать, к каким областям поведения относятся психические расстройства и межличностные конфликты. Систематическое изучение таких областей поведения открывает перед нами новые эффективные методы психотерапии и психогигиены. ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ВОСПИТАНИИ Когда придут гости, не забудь вести себя прилично. Давайте зададим себе вопрос о социальных нормах, которые определяют совместную жизнь людей и передаются в процессе воспитания, а также о корректировке этих норм, чем — применительно к каждому индивидуальному восприятию события — и должна заниматься психотерапия. Наблюдения за повседневными конфликтами между родителями и ребенком, ребенком и школой, между самими родителями и в отношениях людей друг с другом в целом позволяют выявить множество содержательных моментов, которые выражаются примерно следующим образом: Вставай наконец, а то опоздаешь. Ты был точен один-единственный раз в жизни — в момент своего рождения (пунктуальность). Ты, похоже, не умеешь говорить «С добрым утром». Когда придут гости, не забудь вести себя так, чтобы люди не жаловались на твое поведение (вежливость). Не перечь мне! Когда я говорю, чтобы ты сел делать уроки, ты должен меня слушаться (послушание). Твои вещи опять разбросаны по всей комнате. Помни, их нужно класть на место (стремление к порядку). Если ты и дальше будешь таким ленивым, мне будет очень стыдно за тебя. Пока ты не сделаешь все свои уроки, ты никуда не пойдешь (прилежание). После твоих гостей вся квартира перевернута вверх дном. Когда ты в следующий раз кого-нибудь пригласишь, сделай, пожалуйста, уборку сам (стремление к порядку, аккуратность, контактность). Коммуникация между людьми и социальные отношения как таковые, по всей видимости, связаны с подобными темами. Так, разговор, который мать ведет со своим двухлетним ребенком, состоит почти исключительно из таких же требований, пожеланий, похвал и упреков. ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ПСИХОТЕРАПИИ Для моего мужа порядок и пунктуальность — тайна за семью печатями. В психотерапии за жалобами, страхами, депрессиями, агрессией и психосоматическими расстройствами также обнаруживаются мотивы, которые связаны с определенными социальными нормами. Так, головные боли, бессонница, внутреннее беспокойство или агрессия могут появляться после неприятностей на работе, после трудного разговора с детьми, при возникновении проблем в семейной жизни. Если говорить, что эти расстройства вызываются большими нагрузками, нужно уточнить, какого рода эти нагрузки. В большинстве случаев в них склонны видеть чрезмерные требования на работе. Однако в действительности существует целый спектр форм поведения и установок, которые несут в себе потенциальные конфликты и в определенных ситуациях могут вызывать их появление. В качестве примеров приведем такие высказывания пациентов: «Когда я узнаю, что у дочери в школе контрольная по математике, я начинаю ощущать внутреннее беспокойство до тех пор, пока Рената (9 лет) не придещ домой. Если оценка хорошая, мое беспокойство проходит. Если же контрольная написана плохо, у меня начинает болеть сердце» (32-летняя мать троих детей, жалобы на сердце и нарушения кровообращения). «Мне пришлось уйти с последней работы, хотя она мне очень нравилась, так как я неправильно выполнила некоторые важные поручения, я была недостаточно дисциплинированной, по мнению моего шефа. Он всегда раздражался, видя беспорядок на моем письменном столе... я часто опаздывала на 5-10 минут» (27-летняя секретарша, депрессии, жалобы на кровообращение). «Для моего мужа порядок и пунктуальность — тайна за семью печатями. Мне всегда приходится его долго ждать, потому что он никогда не говорит, когда придет домой. Кроме того, он везде разбрасывает свои вещи. Меня это ужасно раздражает» (28-летняя пациентка, сильные головные боли, депрессии и сексуальные расстройства). «Я чувствую себя подавленной и страдаю сильной депрессией. Ночью я не могу заснуть, а если все-таки засыпаю, то через час или два я снова просыпаюсь в страхе и не понимаю, где нахожусь. Только после того, как включу свет, я постепенно успокаиваюсь. Часто я бываю очень раздражительной. Началось это два года тому назад, когда мой муж умер от инфаркта. Он был очень перегружен работой и слишком близко к сердцу принимал все свои финансовые трудности. Один работник моего мужа, которому он очень доверял, неаккуратно вел бухгалтерию, так что у нас возникли проблемы с налоговой инспекцией. Кроме того, все время пропадали товары. Мой муж не смог с этим справиться. После того как он умер, все заботы, связанные с фирмой, легли на меня. Я не знаю, кому доверить ведение дел. У меня больше ни к кому нет доверия, в том числе и к самой себе, потому что я этому никогда не училась и вдобавок сейчас очень перегружена. Мысль о том, что из-за моей некомпетентности наша фирма медленно, но верно идет к банкротству, приводит меня в отчаяние» (48-летняя деловая женщина, находящаяся в состоянии депрессии и страха после смерти мужа. В основе ее состояния лежат конфликты, которые относятся к следующим социальным нормам: точность, стремление к порядку, честность, надежность и доверие). «У меня скоро будет инфаркт, потому что для моего сына Маркуса (5 лет) слова „послушание" и „порядок" все равно, что иностранные». Последнее высказывание принадлежит 27-летней женщине, страдающей болями в сердце и депрессией; на протяжении каждой недели она записывает в тетрадь, как ведет себя ее сын. «Воскресенье. Сегодня Маркус должен идти на праздник или со своим отцом, или с детским садом. Он решил пойти с отцом. Только его опять хватило ненадолго. Скоро вернулся домой. Но я его сразу же опять туда послала. Праздник был в парке. Маркус вроде бы опять пошел туда, но в играх не участвовал. Бродил один по улицам. Делал только то, что хотел. Сегодня он был послушным. К обеду переоделся без напоминания. Убрал в шкаф свою одежду. Понедельник. Бабушку с дедушкой он сегодня вообще не слушался. Им опять пришлось с ним ссориться. Но это на него не действует. Они говорят ему, что все мне расскажут, когда я приду домой. Он только смеется. Однажды им даже пришлось отшлепать его. Это, я думаю, ему на пользу. Сегодня он, по крайней мере, соблюдал порядок. Вторник. После ванны он пошел под проливным дождем на улицу. Я крикнула несколько раз, чтобы он вернулся. У него ведь к тому же кашель. Маркус вообще не обратил на меня внимания. Сегодня ему нужно было лечь спать пораньше, потому что утром рано вставать. Через некоторое время я пошла посмотреть, спит ли он. А он вытащил свой ящик с конструктором „Лего" и начал что-то строить, причем он лежал в моей постели. Я вообще не знала, как мне лечь в свою кровать. Так он похозяйничал. Все опять было перевернуто. В его комнату и на кухню невозможно было войти. Все опять валялось на полу: детали конструктора, машинки, детали из его ящичка для инструментов. Домой он притащил старые доски и трубы. Ему нравится беспорядок. Среда. Сегодня он опять похозяйничал в своей комнате. Вытащил из шкафа всю одежду, брюки и обувь разбросал по полу. Тут же лежали его машинки и детали конструктора. Все мягкие игрушки лежали на коврике перед его кроватью. Как только я пришла домой, я велела ему все убрать. Сначала я хотела сделать все сама, но поняла: это было бы уже чересчур. Он должен сам все убрать. Ведь это он устроил такой кавардак. Тут ему никто не помогал. Четверг. Маркус уже несколько дней не делал уборку в своей комнате. Ему не мешает беспорядок. Перед тем как уйти на работу, я сказала: „Маркус, сегодня вечером, когда я приду, я хочу, чтобы в твоей комнате был порядок. А то я рассержусь". Тогда он все сделал. Я сказала: „Видишь, как хорошо ты умеешь это делать! Ты прекрасно все убрал! Теперь тебе и за своими вещами нужно лучше следить. Тебе ведь так и самому больше нравится?" Он согласился. Пятница. Непослушным он стал сразу, как проснулся, хотя он должен был хорошо выспаться. Брючки от пижамы он швырнул в коридор, рубашечку — на пол в своей комнате. Я крикнула: „Маркус, убери, пожалуйста. Так нельзя разбрасывать свою одежду. Ты уже не маленький". Маркус сделал вид, что ничего не слышал. Мне пришлось убрать самой. Суббота. Сегодня в Маркуса опять как будто бес вселился. Опять все было не так. Утром он встал с твердым намерением не идти в детский сад. Целый день он бродил по улице. Опять не слушался бабушку с дедушкой. Его комната и моя кухня выглядели, как поле боя. Вечером мне пришлось долго приводить их в порядок. Он спокойно смотрел на меня и не сдвинулся с места». Нетрудно заметить, что в вышеприведенной записи все время повторяются одни и те же нормы поведения: стремление к порядку, аккуратность, послушание, вежливость, честность, пунктуальность, прилежание, бережливость. Мы пользуемся этими и другими похожими понятиями, чтобы выразить нашу симпатию и антипатию, наше удовлетворение и наше неприятие. Они нужны нам, когда мы сердимся или радуемся. Они являются предметом многочисленных, часто невысказанных желаний по отношению к нашему партнеру. Значение, которое им придается, зависит от индивидуальной и общественной системы ценностей. В то время как для одного человека особое значение имеет прилежность, другой почитает стремление к порядку, пунктуальность, вежливость и бережливость. Каждое из названных понятий может быть использовано в широком диапазоне настроений: благожелательно, вызывающе, с настоятельной просьбой, сердито или с отчаянием. Дело может зайти так далеко, что какая-нибудь мать, крайне серьезно относящаяся к порядку, вдруг заявит: «Для меня было бы лучше, если бы моя 17-летняя дочь, которая вот уже несколько недель живет в собственной комнате вместе с подругой, забеременела, чем тот беспорядок, который я у нее вижу. Комната выглядит, как настоящий свинарник!" Проблемы воспитания — как особый случай проблем партнерства — пожалуй, редко становятся актуальными исключительно только для детей или для родителей. В первую очередь нужно учитывать отношения детей и родителей друг с другом. По этой причине ниже мы будем рассматривать в качестве объекта воспитания не ребенка, а его разногласия с родителями. При этом будет сделана попытка через воспитательный аспект рассмотреть родительские проблемы и партнерские разногласия. Теория дифференциального анализа Итак, принципы воспитания и психотерапии зависят от свойств личности. Попытаемся теперь описать образ человека, который по своим психологическим и религиозным представлениям больше всего соответствует современной действительности. Когда человек рождается, он вовсе не является «чистым листом», а, если использовать эту метафору, представляет собой трудно читаемый или еще не прочитанный лист. Способности и возможности — основы развития человека — нуждаются в созревании и в действенной помощи окружающего мира. Однако говорить о наличии или отсутствии тех или иных способностей трудно. Их замечаешь только тогда, когда они реализуются в достижения — как черные муравьи, которые темной ночью сидят на черном камне. Их совсем не видно, но они существуют и в любое время могут начать проявляться, если возникнут соответствующие условия. У каждого человека есть те или иные способности. Проявятся ли они в ходе его развития или нет — зависит от благоприятных или неблагоприятных условий тела, окружающего мира и времени. Если мы будем исходить из исследования межличностных конфликтов, если мы рассмотрим масштабы ценностей при самооценке и оценке другими людьми, если мы исследуем критерии воспитания и психотерапии и расспросим об условиях, которые ведут к известным психическим и психосоматическим расстройствам, то за этими расстройствами — по крайней мере в форме глубинных структур — мы заметим недостаточность различения собственных и чужих образцов поведения. Эти образцы поведения можно описать с помощью перечня социальных норм, характеризующихся тем, что в человеческом общении они могут выступать в роли конфликтных потенциалов. К ним относятся следующие нормы: пунктуальность, аккуратность, стремление к порядку, послушание, вежливость, честность, верность, бережливость, справедливость, прилежание, старательность, надежность, добросовестность, а также любовь, подражание, терпение, умение ценить «Я», контактность, сексуальность, терпеливость, вера в других или в себя, доверие, надежда, религиозность, сомнение, уверенность и целостность. Эти поведенческие нормы мы назвали, как уже говорилось выше, актуальными способностями. АКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ По своему психологическому содержанию эти категории подразделяются на две принципиальные категории: вторичные и первичные способности. Вторичные способности связаны с передачей знаний и, таким образом, представляют собой способности к познанию. В них отражаются нормы социальной группы индивида. К ним относятся: пунктуальность, аккуратность, стремление к порядку, послушание, вежливость, честность, бережливость, справедливость, прилежность, старательность, надежность, точность, добросовестность и т. д. В бытовых описаниях и оценках, а также во взаимных характеристиках партнеров вторичные способности играют решающую роль. Тот, кто считает другого человека милым и симпатичным, обосновывает свое мнение примерно таким образом: Юн организованный человек и очень прилично себя ведет, на него можно положиться». Противоположную оценку дают такими словами: Юн мне не симпатичен, потому что он неряшлив, непунктуален, несправедлив, невежлив и жаден, а также проявляет мало старания». Так же часто, как и способности, предметом оценки окружающих является влияние соответствующих форм поведения на настроение и физическое самочувствие. Так, например, педантичность, отсутствие стремления к порядку, гипертрофированная аккуратность, неаккуратность, чрезмерные требования к пунктуальности, отсутствие пунктуальности, навязчивая добросовестность или ненадежность могут привести не только к социальным конфликтам, но и к психическим и психосоматическим реакциям. «Когда я думаю о том, как несправедлив мой шеф, меня сразу начинает трясти и мне становится плохо. Потом у меня появляются головные боли и желудочные недомогания» (28-летняя служащая). Сильный резонанс, возникающий при нарушениях вторичных способностей, можно объяснить только спецификой эмоциональных отношений между людьми. Выражением этих отношений являются первичные способности. Первичные способности — это способности к любви; они формируются с первого дня жизни человека благодаря его контакту с окружающими людьми. К ним ртносятся: любовь, терпение, образец/подражание, чувство времени, контактность, сексуальность, доверие, ожидание/вера в других и в себя, надежда, вера/религиозность, сомнение, уверенность и единство/целостность. Некоторые из этих понятий в обыденной речи редко употребляются для обозначения «способностей» в узком смысле слова, как, например, подражание, сомнение, уверенность и единство. Отчасти это психические процессы, в которых проявляются специфические способности, отчасти — результаты этих процессов. В качестве типичных в этом смысле проявлений они могут быть отнесены к группе способностей. Под ними понимаются не «чисто изолированные факторы», ибо они имеют тесную внутреннюю связь друг с другом. Говоря о первичных способностях, мы вовсе не подразумеваем, что они важнее вторичных. Понятие «первичные» лишь указывает на то, что эти способности касаются эмоциональной сферы, близкой к сфере «Я». Первичные способности представляют собой базис, на котором стоит надстройка вторичных способностей. С точки зрения содержания, первичные способности базируются на опыте, который был накоплен относительно вторичных способностей. Приведем в качестве примера высказывание 22-летней пациентки: «Я больше це доверяю моему мужу, потому что он ненадежен и непунктуален...» И наоборот, первичные способности усиливают вторичные. Это видно из слов 29-летней пациентки: «Сфера, в которой я проявляю нетерпимость,— это поддержание порядка. Когда моя 8-летняя дочь неаккуратно делает домашние задания, я расстраиваюсь. Я теряю терпение и могу страшно разозлиться». Вторичные и первичные способности обладают функциями нападения, защиты или же обвинения. «Я терпеть не могу моего мужа; я не хочу иметь с ним сексуальных контактов, потому что он не моется и все разбрасывает. Как только я представлю себе запах его тела, у меня пропадает всякое желание" (24-летняя секретарша, имеющая сексуальные расстройства и проблемы с кровообращением).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|