18. Обобщающая характеристика классической геополитики.
18. Обобщающая характеристика классической геополитики. Геополитика – это научная дисциплина о разделе и переделе сфер влияния, об изменении государственных границ, о союзах и войнах между державами, объясняющая политические решения уровнем развития общества. Геополитика как наука возникла в конце XIX в. Ее основатели – немецкие географы – исходили из представлений своего времени и своего места. Германии тогда действительно не хватало жизненного пространства и колоний для расширения товарных и финансовых рынков, размещения быстро увеличивающего населения. Геополитика зародилась, развивалась как научная дисциплина в три этапа. На первом этапе существовали лишь отдельные представления о зависимости политики от географии и истории народа и появились идеи противостояния Суши и Моря, мировой или региональной гегемонии. Этот этап начался в V в. до н. э. В конце XIX в. геополитика выделилась в относительно самостоятельную отрасль знания, С этого времени начинается классический период ее развития. Геополитики-классики определили область исследования и дефиницию геополитики, развили научный аппарат, создали новые концепции и теории. Их имена (Ф. Ратцель, Р. Челлен, К. Хаусхофер, К. Шмитт, Дж. Дуэ, X. Маккиндер, А. Мэхэн, Н. Спикмен, Н. Боумен, П. Видаль де ла Блаш) вошли в историю этой науки, стали символом ее расцвета. Характерной чертой классической геополитики стало образование национальных школ – немецкой, французской, английской, американской, японской, итальянской, русской, имевших не только общие черты, характерные для классической геополитики в целом, но и приобретших особенные национальные характеристики.
В середине XX века ввиду действия сразу многих факторов (опыт и итоги войны, новая международная система, военно-техническая и технологическая революция, освоение океана и космоса и т. д. ) геополитика вступает в третий, современный этап своего развития. 19. Содержание геополитической модели Н. Спайкмена. Спайкмен рассматривал геополитику как важнейший инструмент конкретной международной политики, как аналитический метод и систему формул, позволяющих выработать наиболее эффективную стратегию. Для Спайкмена характерен утилитарный подход, четкое желание выдать наиболее эффективную геополитическую формулу, с помощью которой США могут скорейшим образом добиться " мирового господства". Этим прагматизмом определяется строй всех его исследований. Спайкмен, внимательно изучивший труды Макиндера, предложил свой вариант базовой геополитической схемы, несколько отличающийся от модели Макиндера. Основной идеей Спайкмена было то, что Макиндер, якобы, переоценил геополитическое значение heartland'а. Спайкмен считал, что географическая история " внутреннего полумесяца", rimland, " береговых зон", осуществлялась сама по себе, а не под давлением " кочевников Суши ", как считал Макиндер. С его точки зрения, heartland является лишь потенциальным пространством, получающим все культурные импульсы из береговых зон и не несущим в самом себе никакой самостоятельной геополитической миссии или исторического импульса. Геополитическую формулу Макиндера " Тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над heartland’ом; тот, кто доминирует над heartland'ом, доминирует над Мировым Островом; тот, кто доминирует над Мировым Островом, доминирует над миром" Спайкмен предложил заменить своей " Тот, кто доминирует над rimland доминирует над Евразией; тот, кто доминирует над Евразией держит судьбу мира в своих руках. "
В своих книгах " Американская стратегия в мировой политике" и " География мира" Спайкмен выделяет 10 критериев, на основании которых следует определять геополитическое могущество государства. Они таковы: 1) Поверхность территории 2) Природа границ 3) Объем населения 4) Наличие или отсутствие полезных ископаемых 5) Экономическое и технологическое развитие 6) Финансовая мощь 7) Этническая однородность 8) Уровень социальной интеграции 9) Политическая стабильность 10) Национальный дух Помимо переоценки значения rimland, Спайкмен внес еще одно важное дополнение в геополитическую картину мира, видимую с позиции " морской силы". Он ввел чрезвычайно важное понятие " Срединного Океана" " Midland Ocean". Так как Спайкмен считал именно " береговую зону", rimland, основной исторической территорией цивилизации, то Средиземноморский ареал древности представлялся ему образцом культуры, распространившейся впоследствии внутрь континента (окультуривание варваров Суши ) и на отдаленные территории, достижимые только с помощью морских путей (окультуривание варваров Моря). Особенно Спайкмен настаивал на роли интеллектуального фактора в этом " атлантическом континенте ". Западная Европа и пояс Восточного побережья Северной Америки (особенно Нью-Йорк) становятся мозгом нового " атлантического сообщества ". Нервным центром и силовым механизмом являются США и их торговый и военно-промышленный комплекс. Европа оказывается мыслительным придатком США, чьи геополитические интересы и стратегическая линия становятся единственными и главенствующими для всех держав Запада. Постепенно должна сокращаться и политическая суверенность европейских государств, а власть переходить к особой инстанции, объединяющей представителей всех " атлантических" пространств и подчиненной приоритетному главенству США. Спайкмен предвосхитил важнейшие политические процессы создание " Северо-Атлантического Союза" (НАТО), уменьшение суверенности европейских держав в послевоенном мире, планетарную гегемонию США и т. д. Основой своей доктрины Спайкмен сделал не столько геополитическое осмысление места США как " Морской Силы" в целом мире, сколько необходимость контроля береговых территорий Евразии: Европы, арабских стран, Индии, Китая и т. д. для окончательной победы в дуэли континентальных и морских сил. Если в картине Макиндера планетарная дуальность рассматривалась как нечто " вечное", " неснимаемое", то Спайкмен считал, что совершенный контроль над rimland со стороны " морских держав" приведет к окончательной и бесповоротной победе над сухопутными державами, которые отныне будут целиком подконтрольны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|