Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доклад по истории на тему «Культура 50-60х годов в СССР»

 

Студента группы 2ТО-04

Мокина Михаила

 

 

2012 г.

Процессы изменений в общественно-политической жизни страны оказали значительное влияние на культурную жизнь советского общества. Обретенная свобода дала толчок развитию инициативы, творческой мысли.

Однако в наследие от сталинского режима остался и продолжал действовать надзор со стороны административных и партийных органов. Личное влияние на развитие культуры старался оказывать и сам Хрущев. Культуру старались поставить на службу административно-командной идеологии.

Основные тенденции литературе и искусстве. В период «оттепели» в противоборство вступают две основные тенденции. Первая соответствует требованиям метода социалистического реализма. В рамках второй – появляются произведения, правдиво отражавшие историю советской власти, затрагивающие философские, эстетические, социально-психологические, морально-нравственные проблемы, исследующие личность в конкретной ситуации. Вновь оживает авангард.

Относительная свобода вызвала к жизни творческие дискуссии. Рождаются неординарные издания – альманах «День поэзии», журнал «Юность» и многие другие. Весьма популярными становятся выступления, встречи, концерты.

Происходит становление национальных художественных школ. Вошло в традицию проводить массовые праздники песни и танца, встречи мастеров искусств союзных республик. В Москве регулярно проходят декады литературы и искусства разных национальностей.

С каждым годом расширялись зарубежные связи мастеров советского искусства. С блеском высту­пали за рубежом скрипачи Д. Ойстрах и Л. Коган, пианист С. Рихтер, дирижеры Е. Мравинский и К. Иванов, балет Большого театра, грузинский ансамбль народного танца, танцевальный коллектив «Березка» и многие другие.

Партийные органы остались главными опекунами художественного творчества. И в годы «оттепели» периодически пользовались старыми методами руководства, в ходу были запреты, публичные разносы. В 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление об устранении излишеств в архитектуре и строительстве. Зодчество было вычеркнуто из списка муз и не оправилось от этого удара и по сию пору.

 

Литература. В рамках социалистического реализма выходят в свет идеологические выдержанные романы В. Кочетова «Молодость с нами», «Братья Ершовы», «Секретарь обкома», И. Шевцовой «Тля», пьесы А. Корнейчука и А. Софронова, стихи и поэмы Н. Грибачева, С. Смирнова.

Однако особый интерес у читающей публики вызвали «возвращенные» произведения М. Булгакова, М. Зощенко, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Хлебникова, Б. Пастернака, Б. Пильняка.

Оглушительный успех ожидал роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым». Автор, в центр внимания, по сути, поставил два мотива: закономерность страшного «Китеж-града» и случайность выживания при этом всего инакомыслящего, творческого, желающего своему народу блага. Тогда же, роман был подвергнут уничтожающей критике как политически вредный, искажающий нашу действительность. «Изничтожение» произведения «благословил» и Н. Хрущев в выступлении на III съезде писателей (1959 г.), хотя заметил, что читал роман «без булавки» (без взбадривания, чтобы не заснуть).

Новый уровень жизненной и художественной правды задал А.И. Солженицын повестью «Один день Ивана Денисовича». В это же время Солженицын завершил роман «В круге первом», с таким «взывчатым», по словам автора, содержанием, что он не решился пустить его даже в Самиздат. После «Одного дня Ивана Денисовича», автор получил целый поток писем. Документальные свидетельства бывших узников вошли в обобщающее произведение о лагерной жизни «Архипелаг ГУЛАГ», опубликованное за рубежом в 1974 г. За что писатель был выслан из СССР.

А.И. Солженицын

В годы «оттепели» впервые прозвучала правда о русской деревни. Г. Троепольский в цикле «Из записок агронома», В. Овечкин в «Районных буднях» показали нищету, развал жизни, рассказали о том, как проводили коллективизацию. А. Твардовский в поэме «За далью даль» впервые говорит о культе личности Сталина.

Кино поистине оставалось самым массовый вид искусства. Посчитали, что за один 1963 г. на киносеансах в СССР побывало около 4 млрд. зрителей, из них 1,5 млрд. – в сельской местности. Однако кинофильмов выпускалось слишком мало, и они явно не отвечали запросам времени. В 1959 г. было принято решение о создании различных творческих объединений. В работе кинематографистов появился элемент состязательности. В течение одного 1961 г. было выпущено более 100 худо­жественных лент.

Как самый оперативный вид искусства, кинематограф одним из первых откликнулся на перемены. Сложные переплетения судеб героев, право человека на ошибку, утверждает кино «оттепели». Несколько притупился критерий глубокой партийности. В фильмах послышалась нота нормальной человечности, искренность. Кажется, что всякий фильм делался с намерением заново открыть мир, ценилась достоверность и повседневность. На первое место выходит «интеллектуальное» кино, где документализм соседствовал со значительной условностью языка.

С триумфом демонстрировались на экранах СССР и мира (в 1963 г. советские картины увидели в 100 странах) фильмы «Тихий Дон» С. Герасимова, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Летят журавли» М. Калатозова, трилогию «Хождение по мукам» Г. Ро­шаль, «Сережа» Г. Данелии и И.Таланкина, «Сорок первый», «Баллада о солдате» и «Чистое небо» Г. Чухрая, «Девять дней одного года» М. Ромма.

Театр. Музыка. В начале 60-х годов две трети репертуара театров составляли спектакли, поставленные в рамках социалистического реализма. Популярностью пользовались пьесы «Крылья», «Над Днепром» А. Корнейчука, «Иркутская история», «Город на заре» А. Арбузова, «Все остается людям» С. Алешина. Осталась традиция шефских концертов. Многие театры выезжали на новостройки, в колхозы и совхозы Целинного края, в Сибирь.

Студию молодых актеров организовал О. Ефремов. На ее основе рождается театр «Современник». Здесь была поставлена пьеса «Два цвета» драматургов А. Зака и И. Кузнецова. Театр первым нарушил традиции соцреализма. Герой в конце погибал, что окрашивало спектакль в трагические тона. С легкой руки О. Ефремова и его товарищей по «Современнику» в нашу жизнь вошло сочетание «дети ХХ съезда».

Во всех жанрах музыкального творчества главными стали темы прошедшей войны, укрепления мира, отечественной истории. Крупные произведения были созданы в области симфонической музыки (Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хача­турян). Появились оперы Д. Кабалевского «Семья Тараса», С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». Широко известными стали песни композиторов А. Новикова, И. Дунаевского, В. Соловьева-Седого, Э. Колмановского, В. Мурадели.

«Оттепель» предоставила новые возможности для экспериментов и в музыкальном творчестве. Исключительно популярной становится джазовая музыка. Открывается первое в Союзе джазовое кафе «Молодежное». Здесь не было эстрады. Даже специально нанимали комсомольцев-дружинников, которых сажали на место танцующих, объясняли, что под эту музыку танцевать нельзя, ее надо слушать. Позже появились другие джазовые кафе («Аэлита», «Синяя птица», «Ритм» и др.), где собирались поэты, художники, писатели, космонавты – единомышленники, разбуженные «оттепелью».

Музыкальные молодежные группы старательно подражали своим иностранным собратьям: широкие брюки, тонкие галстуки, рубашки «бати даун» с планкой, прически «аэродром». Конечно, это был социальный и культурный протест. Лауреат международного джазового фестиваля А. Козлов вспоминает, что музыканты серьезно изучали древнерусскую культуру, русские народные песни, православие, считали, что «русский человек тем более будет русским, чем больше он будет знать о других культурах…». И правительство и советские обыватели были шокированы новым явлением.

 

При всей противоречивости «оттепели», этот период стал самым судьбоносным в советской истории. Здесь были заложены оппозиционные настроения, произошла переоценка ценностей. Величайшая заслуга этого времени в том, что был дан ответ на вопрос: «А что я мог сделать один?». На театральную сцену выходил актер и спрашивал: «А что я мог сделать один?», затем выходил следующий, и следующий… И вот уже вся сцена заполнена и каждый спрашивает: «А что я мог сделать один?»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...