Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические основы менеджмента как экономико-управленческой науки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Пермский государственный университет»

 

Кафедра менеджмента

 

«Основы менеджмента»

 

 

Лекция № 3

 

Тема:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАК ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Вопросы лекции:

1. Предмет и объект исследований, важнейшие категории, закономерности и принципы менеджмента как науки.

2. Методологические подходы в менеджменте организации как системы.

 

 


Вопрос 1. Предмет и объект исследований, важнейшие категории, закономерности и принципы менеджмента как науки.

Управление, как известно, представляет собой осознанную целенаправленную деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.

Менеджмент - важнейшая составная часть управления, предметом которой являются социальные отношения в процессе управления. Таким образом, предметом менеджмента как науки являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

В рамках данной специальности «Менеджмент организации» исследуются экономические системы, их генезис, формирование, развитие, прогнозирование. Разграничительным признаком данной специальности по отношению к другим экономическим специальностям является изучение экономических систем исключительно в качестве объектов управления.

Объектом исследования специальности «Менеджмент организации» выступают экономические системы различного масштаба, уровня, сфер действия, форм собственности. Составной частью исследований менеджмента являются теоретические и методологические принципы, методы и способы управления этими системами, а также институциональные и инфраструктурные аспекты развития экономических систем, а так же различные аспекты изучения субъектов управления экономическими системами (государственные, транснациональные, региональные, корпоративные управленческие структуры, а также менеджеры как субъекты управления).

Предметом исследования «Менеджмента организации» являются управ ленческие отношения, возникающие в процессе формирования, развития (стабилизации) и разрушения экономических систем.

Менеджмент можно рассматривать и как профессиональную деятельность. С этой точки зрения менеджмент представляет собой вид деятельности, который предполагает целенаправленную концентрацию усилий людей для получения заранее определенного экономического результата.

Область профессиональной деятельности менеджеров составляют: 1)обеспечение эффективного управления организацией, 2)организация систем управления, 3)совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Объекты профессиональной деятельности менеджеров выступают: 1)различные организации экономической, производственной и социальной сферы; 2)подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм; 3)научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации; 4)органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.

Менеджмент можно рассматривать и как искусство управления людьми.

Целью изучения данного курса является формирование системы знаний, позволяющей обеспечить эффективное функционирование социальных систем управления.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

1. усвоение теоретических основ методологии менеджмента;

2. исследование функций управления;

3. овладение методами управления;

4. формирование представлений о логике и технологии управления;

5. изучение организационных отношений и коммуникаций, информационного и технического обеспечения менеджмента;

6. приобретение навыков планирования;

7. усвоение теоретических и практических навыков организации и регулирования;

8. -исследование социальных факторов управления (групповой динамики проблем власти и лидерства, психологического климата и др.);

9. получение базовых представлений об управлении конфликтами;

10. овладение методикой оценки экономической эффективности управления;

11. анализ отечественного и зарубежного опыта управления.

В соответствии с этими задачами определена структура курса «Менеджмент».

Менеджмент базируется на основных положениях макро-и микроэкономики. Однако он не является сугубо экономической дисциплиной. Существенную роль в его формировании как науки сыграли гуманитарные (психология, социология, педагогика и др.), естественно-научные (математика, современные концепции естествознания и др.), а также общепрофессиональные (бухгалтерский учет, статистика и т.п.) дисциплины. Вместе с тем сам менеджмент служит основой для изучения ряда других специальных дисциплин, таких как управление персоналом, организационное поведение, стратегическое планирование и др.

В управлении и менеджменте используются одни и те же категории, к которым относятся такие понятия, как «объект и субъект управления», «прямые и обратные связи между ними», «система управления», «окружающая среда».

При рассмотрении основных категорий менеджмента и управления на уровне предприятий и организаций необходимо учитывать специфику их деятельности и общие задачи функционирования хозяйствующих субъектов.

Основные категории менеджмента. Перейдем теперь к рассмотрению непосредственно категорий.

Объект управления - это то, чем управляют, т.е. отрасль, предприятие, подразделение и т.п.

Субъект управления - это то, что управляет, т.е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением.

Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь - это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь - это информация, поступающая от объекта к субъекту управления об исполнении команд и состоянии объекта управления.

Характерной особенностью предприятия (организации) является то, что в качестве субъекта и объекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, а отношения управления, складывающиеся в этой системе - как часть производственных отношений.

В социальной системе управления объект управления часто называют управляемой подсистемой, субъект - управляющей подсистемой. Социальную систему управления характеризует ряд общих условий. Прежде всего, управляемая система обладает способностью изменять свои параметры (или свойства) под воздействием управляющей системы. При этом для эффективного управления необходимы критерии и показатели, наиболее полно отражающие важнейшие параметры деятельности объекта управления. Например, для промышленного предприятия такими показателями могут быть: производственная мощность, численность персонала, объем реализованной продукции, прибыль, рентабельность и др.

Субъект управления воздействует на объект в соответствии с определенной целью. Для этого управляющая подсистема должна предвидеть состояние объекта управления после соответствующего воздействия. Для ориентации на определенную цель субъекту управления должна поступать информация о состоянии объекта после воздействия, т.е. в системе управления должны быть четко организованы прямые и обратные связи. И, наконец, любая экономическая система управления должна располагать определенными материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.

Специфика социальной системы управления обусловливает особенности управления процессом труда в каждой фирме, что находит свое выражение в рационализации соединения живого труда с предметами и орудиями труда, в совершенствовании форм и приемов трудовой деятельности, в том числе и в управлении.

Вместе с тем для всех предприятий (организаций) все большее значение приобретает социальная сторона управления, которая охватывает различные аспекты управленческого общения, соблюдение этических норм и правил общения менеджера с персоналом.

Каждая социальная система управления связана со средой, в которой она существует.

Окружающая (внешняя) среда - это все то, что окружает данное предприятие: поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура, политическая ситуация и др. Окружающая среда активно влияет на любую организацию, поставляя ей кадры, орудия труда, сырье, материалы или товары, энергоносители и т.д. В свою очередь, организация влияет на окружающую среду, когда производит и реализует товары и услуги. Например, предприятия торговли оказывают непосредственное влияние на формирование и удовлетворение потребностей и спроса покупателей, воспитывают вкус и культуру потребления. В свою очередь ассортимент реализуемых ими товаров зависит от уровня развития отраслей пищевой и легкой промышленности, состояния экспорта, импорта и т.д.

Все категории управления тесно взаимосвязаны и взаимозависимы

В некоторых литературных источниках выделяют также и внут реннюю среду организации, которую составляют цели, задачи, технологии, структура управления и люди.

Цель - это желаемое состояние организации,

Задача - это предписанная работа (или серия работ), которая должна быть выполнена установленным способом в заранее определенный срок.

Технология - это средства, при помощи которых предмет труда трансформируется в готовую продукцию.

Структура управления - это логическое соотношение функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения поставленных целей.

Люди -  это главная производительная сила организации.

Закономерности менеджмента. Социальные системы управления могут рассматриваться на различных уровнях управления: на макроуровне (национальная экономика в целом); на региональном уровне (например, хозяйство субъекта Российской Федерации); на микроуровне (организация, предприятие). При этом существует ряд общих законов функционирования социальных систем управления.

Законы функционирования социальных систем управления отражают объективно существующие, систематически повторяющиеся существенные взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.

К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития, закон композиции.

Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем силу индивидуальных усилий членов этой организации. Этот феномен и определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно изменение энергии в сторону как увеличения, так и уменьшения.

 Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является возможность управления приростом энергии. Так, на пред­приятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне - в целенаправленном регулировании социально-экономического развития страны.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. При этом информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, ибо, как уже отмечалось, управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения (или информационной среды).

Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и средствах производства. В то же время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и политической культуры, морали и т.п.

Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, то есть организация изменяется во времени. Она рождается, развивается и умирает. Другими словами, организация имеет свое прошлое настоящее и будущее. При этом развитие организации должно осуществляться целенаправленно. Цель - это идеальный мысленный результат деятельности. Цель управления рассматривается обычно как желаемое состояние системы управления. Правильное определение целей развития - залог успешного функционирования организации. После определения цели осуществляется обычно выбор стратегии развития, а затем реализация избранной стратегии.

Закон композиции относится к числу важнейших законов функционирования организации. Он отражает стремление организации к объединению. Закон композиции особенно актуален для предприятий в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического диплопия со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели. Разумеется, для всех участников объединения должна существовать единая цель, и рамках достижения которой участники объединения разрабатывают стратегию совместных действий и реализуют ее стратегии».

Законы менеджмента имеют объективный характер и проявляются в процессе управленческой деятельности людей. Их действие должно в полной мере учитываться при формировании принципов управления.

Принципы управления. Принципы управления - руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления.

Так же, как и закономерности, принципы управлении и подразделяются на общие и частные.

Принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и все отрасли народного хозяйства.

К важнейшим принципам управления можно отнести целенаправленность, ответственность, компетентность, дисциплину, стимулирование, иерархичность.

Принцип целенаправленности предопределен сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой и определенной предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.

Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение этих целей с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать достижению целей.

Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания - возрастать по мере увеличения полномочий. К сожалению, этот принцип далеко не всегда реализуется в практике управления (особенно на высших иерархических уровнях), что приводит к необдуманным решениям, к злоупотреблению властью и некомпетентному управлению, а все это, в конечном счете, нередко становится причиной гибели организаций.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.

Возрастание популярности торговой деятельности в современных условиях и увеличение числа лиц, не имеющих специальной подготовки, но фактически занятых в торговле, а также учащающиеся случаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают на первый план проблему лицензирования торговой деятельности и осуществления специального обучения лиц, получающих лицензии, в целях обеспечения необходимой компетенции.

Неотъемлемым принципом управления является дисциплина, которая должна присутствовать в любой системе управления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления. Применительно, например, к торговле роль этого принципа особенно велика, так как специфика отрасли обусловливает повышенные требования не только к уровню исполнительской дисциплины, но и к финансовой дисциплине в коммерческой деятельности и к самодисциплине все­го персонала от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина не должна стеснять инициативу работников, а, наоборот, давать возможность творчески относиться к работе.

Принцип стимулирования предполагает, прежде всего, мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное - в основном на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут выступать различные духовные потребности работников: по­требности в принадлежности, в причастности, в успехе и т.п.

Следовательно, содержание принципа стимулирования было бы неправильно сводить только к оплате труда, как это часто происходит на практике. Стимулирование предполагает также использование и моральных стимулов и мотиваций, а также справедливое отношение к персоналу.

Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, построении аппарата управления, при расстановке кадров.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, невозможно добиться четкого функционирования системы управления, игнорируя остальные принципы управления (целенаправленность, планомерность, компетентность, стимулирование, дисциплину), так же как нельзя обеспечить целенаправленную деятельность организации без планомерности, компетентности, дисциплины и иерархичности.

 

 

Вопрос 2. Методологические подходы в менеджменте организации как системы.

Методологический подход применительно к менеджменту предполагает использование определенных приемов познания и способов деятельности, направленных на достижение целей управления.

Рассмотрим наиболее распространенные в современном менеджменте методологические подходы: системный, программно-целевой, ситуационный, комплексный, количественный, процессный и маркетинговый.

1. Системный подход. Этот подход предполагает рассмотрение различных процессов и явлений в управлении как систему. При этом под системой управления принято понимать, как уже отмечалось, обособленную совокупность взаимосвязанных элементов, которая обладает новыми качествами, отсутствующими у образующих ее элементов. Каждый элемент системы является структурообразующей частью какой-либо подсистемы. Так, предприятие является элементом отрасли - полиграфии. В то же время само предприятие - сложная совокупность различных цехов, участков и служб. Элементу присущи одно или несколько свойств, которые необходимы для функционирования системы. Эти свойства элементов и определяют их место в системе управления и позволяют объединять элементы в подсистемы, например, в управляющую или в управляемую подсистему.

Системный подход основан на системном анализе, который осуществляется по следующему алгоритму:

· декомпозиция системы, то есть ее расчленение на образующие элементы;

· анализ элементов;

· выявление наиболее существенных элементов, определяющих поведение системы в целом;

· разработка рекомендаций по улучшению функционирования системы.

С помощью системного подхода сложный объект исследования можно представить как совокупность простых, доступных для изучения элементов. Процедуры системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов управленческих решений, выявление масштабов неопределенности по каждому варианту и на сопоставление вариантов по заданному критерию эффективности.

Важное место в системном подходе занимает понятие «структура».

Под структурой понимается совокупность компонентов системы и их связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы. При исследовании системы структура выступает как способ описания ее организации. При исследовании и проектировании системы проводится ее декомпозиция на компоненты, устанавливаются их функции и связи. Оптимальная структура системы должна иметь минимальное количество компонентов, но вместе с тем они в полной мере должны выполнять заданные функции. Структура должна быть мобильной, т.е. легко приспосабливаемой (адаптивной) к изменяющимся требованиям и целям. Эволюция структуры системы по содержанию в пространстве и во времени отражает процесс ее развития.

Теория систем сама по себе еще не дает готовых ответов менеджерам, какие именно элементы организации как системы наиболее важны, и конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и тех факторов, что в окружающей среде, которые влияют на результат деятельности организации.

2. Программно-целевой подход. Расширение сферы применения системного подхода и анализа связано с распространением программно-целевого управления. Сущность программно-целевого подхода состоит в четком определении целей, разработке программ для оптимального достижения поставленных целей, выделении необходимых ресурсов для осуществления программ и формирования организаций, осуществляющих руководство их выполнением.

Программно-целевое управление начинается с выявления и четкой постановки конечных целей. Цели отражают обычно желаемую ситуацию, к которой должна перейти система управления из заданной ситуации через определенный период времени, после решения ряда проблем, отделяющих заданную ситуацию от желаемой.

Таким образом, уже на стадии постановки цели создается обобщенная модель будущего. Завершается этот этап рассмотрением альтернативных вариантов решения и выбором окончательного решения.

После того как оно принято, начинается этап разработки про­грамм. На этом этапе достижение стратегической цели подразделяется на подцели. На каждом этапе выделяются задачи и приоритеты их решения, а также осуществляется их увязка с ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми). При этом выполнение каждого этапа четко определяется по основному результату, объему и сроку.

На стадии формирования программы крайне важно, сохраняя главную целевую установку, обеспечить преемственность и последовательность промежуточных этапов и решений путем выявления и анализа их влияния на конечные результаты реализации программы.

Для увязки всех этапов реализации программы может быть составлено «дерево целей». Этот термин начал использоваться в литературе по менеджменту еще в 60-е годы. Его появление связывают обычно с методикой PATTERN, на основе которой разрабатывалась программа «Аполлон». В настоящее время это понятие получило широкое распространение не только при составлении программ освоения космоса, но и в управлении производственной и коммерческой деятельностью различных организаций, при разработке экономических и социальных программ.

Термин «дерево целей» состоит из двух понятий: «дерево», которое четко описано в теории графов, и «цели», которая имеет кон­кретное значение в управлении. Поэтому объединение двух понятий не требует специального объяснения и воспринимается обычно интуитивно, как само собой разумеющееся. «Деревом» называется граф G (X,R,Y,Z), в котором любая пара вершин соединена единственной цепью дуг. Пример «дерева» можно представить следующим образом.

Множество вершин X = (А, В, С, D, Е) и множество дуг

R = [(А, В), (А, С), (В, D), (В, Е)] обычно называют отношением древесного порядка на множестве X, причем:

H3X<YnX<Z следует, что Y и Z сравнимы;

на множестве X существует наибольший элемент Xq, который называется корнем «дерева».

В понятии «дерево целей» корень дерева отождествляется с главной целью программы, выделение первого уровня вершин соответствует подцелям первого уровня, вершины на следующем уровне определяются подцелями второго уровня и т.д. Подцели нижних уровней дерева целей следует рассматривать как средства и способы достижения целей более высокого уровня.

После того как цели и подцели при помощи дерева целей согласованы и ранжированы, программа принимает обычно форму директивного документа, обязательного для всех исполнителей.

Принятая программа подлежит исполнению. Однако в процессе ее реализации могут возникнуть изменения в системе управления и в окружающей среде, которые отсутствовали (или не были учтены) в момент принятия программы. Нередко эти изменения вызывают серьезные затруднения в реализации как всей программы, так и отдельных ее этапов. Поэтому необходим постоянный комплексный контроль за ходом реализации всей программы и каждого ее этапа.

Обычно для осуществления такого контроля создаются специальные подразделения, которые включаются в матричную систему управления.

По результатам контроля проводится анализ, в ходе которого сопоставляются полученные результаты с целями (подцелями) программы и в случае отклонений выясняются их причины, а затем принимаются меры либо по корректировке программы, либо по устранению отклонений. Причем принятию решения о корректировке программы или об устранении отклонений должна предшествовать диагностика проблем, вызвавших отклонение от заданных целей (подцелей) программы. Например, заведующий секцией в магазине установил, что его подразделение не выполнило задание по объему товарооборота, и он может установить причины этого невыполнения.

Это будет реактивное управление. Его необходимость очевидна. Однако возможны ситуации, когда в ходе контроля выясняется, что невыполнение заданий программы имеет гипотетический характер, т.е. сбои еще не произошли, но возможны. Тогда проблему рассматривают как потенциальную возможность срыва заданий программы. Например, активный поиск способов повышения эффективности работы подразделения (или улучшения качества произво­димой продукции или оказываемых услуг), характерный для японских кружков контроля качества, даже если программа реализуется успешно, будет упреждающим управлением и, безусловно, принесет пользу организации, реализующей программу.

Однако для упреждающего управления необходима соответствующая система мотиваций всех участников реализации программы, а это далеко не всегда осуществимо на практике.

В нашей стране накоплен существенный опыт программно-целевого управления на всех уровнях. Однако далеко не все программы были осуществлены в полном объеме и в установленные сроки. Среди причин невыполнения заданий программ можно отметить недостаточную организацию контроля, низкий уровень ответственности и отсутствие должной мотивации участников реализации программ.

Системный подход в ряде случаев дополняется ситуационным подходом.

3. Ситуационной подход способствовал дальнейшему развитию теории управления, позволив использовать возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.

Центральный момент ситуационного подхода - ситуация.

Ситуация - это конкретный набор обстоятельств, которые существенно влияют на организацию в данный момент. Используя указанный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х гг., рассмотрение ситуации как важного явления не ново в управленческой теории. Идя намного впереди своего времени, Мери Паркер Фоллет еще в 20-е гг. говорила о «законе ситуации». Она отмечала, что раз­личные ситуации требуют различных типов знаний, и что человек, обладающий знаниями применительно только к одной ситуации, стремится быть в хорошо управляемых деловых организациях, при прочих равных условиях, калифом на час.

Ситуационный подход позволяет увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для организации наиболее эффективного достижения целей. Он пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность организации.

Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.

Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:

· -содержанию - технические, экономические, политические,
организационные, психологические и др.;

· -виду управленческого решения во времени - стратегические, тактические, оперативные;

· ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;

· -методам реализации управленческих решений.

4. Комплексный подход сводится к учету при принятии управленческих решений важнейших факторов внешней и внутренней среды. В частности, при принятии решений должны учитываться технологические, экономические, экологические, организационные, демографические, социальные, психологические, политические и другие факторы. При этом все перечисленные факторы должны учитываться во взаимосвязи и взаимозависимости.

В рамках комплексного подхода выделяются два специфических подхода: поисковый и целевой.

Поисковый подход имеет целью определение состояния объекта управления в перспективе, с учетом сохранения существующих тенденций его развития в будущем. При этом обычно не учитываются факторы, которые могут изменить эти тенденции.

Целевой подход предусматривает целенаправленное изменение объекта управления в будущем. При этом особое внимание уделяется определению путей и сроков перехода управляемой подсистемы из заданного состояния в желаемое.

5. Количественный подход стал складываться в управлении после Второй мировой войны на основе достижений точных наук (математики, кибернетики, статистики). Сторонники этого подхода стремились к формализации управленческого процесса. Они хотели описать исследуемые процессы и явления при помощи математических моделей, просчитать возможные варианты развития на ЭВМ и выбрать оптимальный вариант развития. Подробнее этот подход будет рассмотрен ниже.

6. Процессный подход рассматривает управление как процесс непрерывного чередования функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции будут описаны ниже.

7. Маркетинговый подходу обычно выделяется как один из современных методологических подходов. Этот подход определяют как ориентацию управляющей подсистемы на потребителя. Причем маркетинг рассматривается как система управления, имеющая определенные принципы и функции. К основным принципам маркетинга относят:

1)  обоснованный выбор целей и стратегии предприятия;

2) комплексную увязку целей с ресурсами и возможностями предприятия;

3) оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного начал в управлении организацией.

На реализацию принципов направлены функции маркетинга, к которым относят:

- максимальный учет рыночного спроса и запросов потребителей;

- определение оптимального ассортимента продукции;

- разработку сбытовой политики на основе определения максимально выгодных каналов сбыта.

Маркетинг как управленческая деятельность включает в себя:

1)изучение спроса на конкретный товар;

2)составление программы маркетинга по продукту; расчет полных издержек производства;

3)установление верхнего уровня цены товара и рентабельности его производства;

4)определение результатов хозяйственной деятельности (валовых доходов, чистой прибыли и др.).

Важной особенностью маркетинга как управленческой деятельности является то, что он предусматривает выбор управленческого

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...