Общая характеристика навыков
Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык — упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у животных формируется как механизм их приспособления к среде путем проб и ошибок. В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения деятельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, выступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на части и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встречаясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдельным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова. В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводят к точной локализации процессов возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения, подавляя одни очаги и активизируя тем самым другие. Образуются системы условно-рефлекторных связей с упроченными переходами от одной системы нервных связей к другой. Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опытная. По мере совершенствования навыка письма человек начинает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 —3 коротких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьшается напряжение при выполнении действия. Первоклассник с большой силой сжимает ручку при письме. На начальном этапе формирования этого навыка у него отмечается значительное напряжение мышц рук и туловища. При выработанном навыке письма излишнее напряжение и дополнительные движения исчезают. В-третьих, отдельные самостоятельные движения объединяются в единое действие. Обучая детей письму, учитель отрабатывает написание отдельных элементов буквы. При беглом письме буквы пишутся быстро, одним росчерком пера.
В результате хорошо отработанных двигательных навыков повышается производительность труда, улучшается качество работы и уменьшается утомление человека. Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двигательного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двигательный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, исполняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает “слепым” методом. Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анализаторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двигательным. Зрительный анализатор, а также сознание освобождаются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.
Контроль одной чувствующей кинестезической системы понижает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирующей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) тактильно различаемыми знаками повышает качество набора. Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный контроль за движением может затруднить его выполнение. Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверенность в движениях. Из сказанного нельзя делать вывод, что навыки являются бессознательно регулируемыми действиями. Особенность навыка — не бессознательность, а сознательный контроль действия в целом. Сознание устанавливает соответствие действия задачам деятельности. Превращение действия в навык дает возможность высвободить сознание для решения более сложных задач деятельности. Отсюда становится ясным исключительное значение навыков в творческой деятельности: не овладев навыками элементарных действий, нельзя создать условия для творческой деятельности. Начинающий художник, не овладевший навыками построения перспективы, должен думать не о том, как нарисовать предметы, а о том, как изобразить их в перспективе. Школьник, не имеющий навыка правильного построения предложений, вынужден думать не о содержании сочинения, а о грамматической структуре предложений. Таким образом, в любой деятельности овладение правильными приемами ее использования и выработка навыков является предпосылкой ее успешного выполнения.
В трудовых навыках прослеживаются индивидуальные особенности личности. Несмотря на одинаковый метод обучения, интеграция движений и действий в навыке своеобразна. Она зависит от психических свойств индивида. У людей с различными типами нервной деятельности устанавливается разное соотношение познавательной, ориентировочной и исполнительской стороны деятельности. Тип нервной деятельности позволяет одним людям развивать в процессе труда более точное выполнение действия, Другим — более быстрое. Одинаково успешное выполнение деятельности обеспечивается типичными для человека приемами совершения действий. Таким образом, навыки включаются в структуру личности. Виды навыков В любом виде трудовой деятельности, как и в учении, успешное решение задач возможно при овладении определенной суммой навыков. Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения. Двигательные навыки включены в самые различные виды деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т. д. Не меньшее значение имеют навыки мыслительной деятельности, выступающие как обязательные компоненты умственного труда. К важнейшим из этих навыков относятся навыки чтения чертежей, заучивания, построения доказательств и т. д. Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам распределения и концентрации внимания, наблюдения. Выработка сенсорных навыков лежит в основе развития чувствительности. И труд, и учение, и игра предполагают определенный уровень развития чувствительности. Навык слухового восприятия складывается для родного языка в раннем детстве на основе подражания, расчленение же слов и их опознание в иностранном языке при обучении в школе формируются в сознательных упражнениях. Классический пример сенсорных навыков — обучение приему на слух телеграмм, передаваемых азбукой Морзе. Принимая на слух короткие и длинные сигналы, радист учится читать фразы без предварительной записи. Примером сенсорно-мыслительного навыка, вырабатываемого в школьном обучении, будет обучение разложению на множители алгебраических выражений. Упражняясь в решении примеров, школьник развивает навык группировки на основе восприятия и воображения. Например, он начинает видеть общие множители, которые можно вынести за скобки.
Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки поведения лежат в основе привычных форм поведения. Например, ребенка учат сдерживать 'себя, тихо разговаривать в транспорте, не надоедать, показывают, как надо здороваться с человеком в различных обстоятельствах жизни, в отдельных случаях упражняют в действиях (вставать при входе в класс учителя). Путем многократного повторения у ребенка могут формироваться. навыки правильного поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|