Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы и методы принятия решений

Полит.ошибка

Словари толкуют значение этого слова по-разному – заблуждение, просчёт, промах, проступок, недостаток, оплошность, ляп, недочет, погрешение, паралогизм, ложный шаг и т. д.. Большинство из этих понятий встречаются в политических процессах, но, тем не менее, они не отражают в полной мере содержания и функциональной роли ошибок, никак не определяют её природы и фундаментальных основ, а выступают лишь внутренним (субъективным) или внешним (формальным) выражением этого сложного явления социально-политической действительности.

Частотный словарь русского языка указывает, что ошибка представляется, с одной стороны, как некое действие, поступок, совершения которого следует избегать самому и оберегать от него других, поскольку его результат может не только огорчить человека, но и иметь роковые последствия. Часто ошибка - признак незрелости, отсутствия жизненного опыта (детская, мальчишеская ошибка) или простой невнимательности, а не злого умысла, поэтому ошибку можно простить (примером может послужить пословица "Ошибка в фальшь не ставится").

Несмотря на их синонимичность, «ошибка» и «заблуждение» обладают, по нашему мнению, разными функционально-ролевыми значениями.

Так, если заблуждение предполагает наличие различного рода сбоев, логических несоответствий, нарушений в ходе самого процесса принятия решения, то ошибка указывает на фактический результат такого действия или процесса.

Также необходимо обратить внимание на понятие «иллюзии». Грань между иллюзиями и заблуждениями в большинстве источников является условной. Иллюзии – это искаженные восприятия действительности на уровне обыденного сознания. Основное отличие иллюзий от заблуждений состоит в том, что воспроизведенные в теоретических построениях они становятся заблуждениями. То есть, выступают одним из видов заблуждений.

Наиболее четко видна разница между ошибкой и ложью. В отличие от понятия «лжи», где субъект осознаёт, что его высказывания не соответствуют предмету, и всё-таки утверждает, что они истинны, специфической особенностью и свойством ошибки выступает тот факт, что субъект сам принимает свои высказывания за истину.

Понятие «ложь» оказывается близким по смыслу к понятию «дезинформация». Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация же может быть осознанной или неосознанной, не переставая оттого быть неправдой.

Понятие дезинформации отличается в данном отношении, в первую очередь, в отношении интенции, намерения, направленности сознания от понятия «ложь». Отсюда дезинформация – это недостоверные, часто ошибочные даже ложные, порой оскорбительные сведения, выдаваемые за достоверные, формирующие в аудитории соответствующие представления.

Итак, подводя небольшой итог, попробуем дать определение ошибке. Ошибка – это результат неправильных и неосознанных действий человека в любой сфере деятельности.

В широком смысле политическая ошибка - это комплексный политический феномен, который обусловлен действиями политического субъекта, приводящими к непредвиденности в развертывании политического процесса и совершаемыми под воздействием определенной политической системы общества, политических событий и отношений.

В узком - это комплекс непредвиденных последствий политического решения неправильных действий субъекта политики.

Аристотель сформулировал исходный категориальный аппарат и разработал базовый концепт, описывающий принятие политических решений и опасности с ним сопряженные.

В своем анализе философ исходил из категорий «рассудительность» и «сознательный выбор». Рассудительность связана с практической деятельностью людей (в том числе с государственным управлением). Вторая базовая категория — «сознательный выбор» — отражает известную произвольность и неопределенность человеческой деятельности, направленной на поиск путей достижения уже обозначенных целей.

Новое освещение проблема получила в эпоху Средневековья. Ошибка здесь становится синонимом греха.

Изучение феномена ошибок в Новое Время связано с акцентированием внимания на политический аспект данного явления. Не случайно тогда появляется афоризм: «Ошибка в политике хуже преступления». Эту мысль взял на вооружение Ф. Бэкон, создавая свою «теорию идолов».

Два вида врождённых идолов – Идолы Рода (или Племени) и Идолы Пещеры. Первые возникают из-за того, что люди склонны верить в истинность предпочтительного и стараются всячески поддерживать и обосновывать то, что они уже однажды приняли, к чему привыкли и в чём заинтересованы. Идолы пещеры состоят в том, что человек, в силу своих индивидуальных особенностей, порождённых характером его психического склада, привычек, воспитания, атмосферы, в которой он жил, множеством других обстоятельств, имеет свой неповторимый, субъективный взгляд на мир.

Два вида приобретённых идолов – это Идол Площади (или Рынка) и Идолы Театра (или Теорий). Идолы Площади проникают в сознание из естественного процесса общения людей и стихийно навязываемых в ходе этого общения клише и штампов словоупотребления. Характеризуя Идолы Театра, Бэкон пишет о том, что количество изобретённых и принятых философских систем есть количество сыгранных комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры.

Политика не возможна без ошибок, так как политикой занимаются люди. А людям свойственно ошибаться. «Самая большая ошибка, - по мнению Карлейля, - полагать, что ты не способен ошибаться».

 

Полит.решения

Политическое решение правомерно рассматривать как центральный элемент управления, состоящий в определении цели и механизмов (средств) ее реализации. Политические решения характеризуются следующей спецификой: область его прямого действия - политика, но влиянием охватываются все сферы жизнедеятельности людей в ситуациях выбора, затрагивающего различные социальные интересы; оно исходит от субъектов (должностных лиц, органов и организаций), имеющих определенные полномочия по использованию властных структур общества для осуществления тех или иных целей; это есть проявление властной воли субъекта для преодоления социально значимых противоречий на основе альтернативного выбора.

Все разнообразие политических решений подразделяют на четыре типа: 1)законы и постановления высших органов власти; 2) решения местных органов власти; 3) решения, принимаемые непосредственно гражданами; 4) решения высших органов политических партий и общественных организаций.

В настоящее время в политической науке сложилось два основных подхода к пониманию процесса принятия решений. Так нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях; поведенческая теория рассматривает данный процесс как специфическое взаимодействие людей и сориентирована на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации.

Характерной чертой процесса принятия политического решения является его ориентация на цель - целенаправленность.

Этапы и методы принятия решений

На практике процесс принятия политического решения распадается на отдельные этапы или стадии. По этому вопросу есть несколько точек зрения.

Г. Саймон - один из первых американских политологов, применивших проблематику принятия решений в политологическом анализе, сформулировал следующую последовательность: 1.постановка проблемы,2. сбор информации, 3.определение возможных альтернатив, 4.выбор действующими лицами одной из альтернатив в соответствии с их иерархией ценностей. Г. Лассуэл выделил семь функциональных этапов процесса принятия решения: 1.постановка проблемы, 2.поиск информации, 3.выработка рекомендаций (формулирование альтернатив), 4.установка (отбор альтернатив), 5.обращение за поддержкой (предварительное убеждение), 6.оценка эффекта решения, 7.итог (обновление, пересмотр или отмена).

Д. Марч и Т. Саймон - представители модели «социальной организации» - включили в процесс принятия решения четыре стадии: постановка проблемы; поиск наиболее эффективных альтернативных решений; сравнительный анализ альтернатив; выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий.

Сегодня существуют два основных метода принятия решений: рационально-универсальный и метод последовательных ограничений (метод «ветвей»). Первый из них предполагает рациональное вычленение проблемы и выбор путей ее решений, наиболее соответствующих поставленным целям. Это идеальный план решения вопроса, результат «правильного мышления», что делает его наиболее распространённым среди представителей оппозиционных сил. Второй метод, метод «ветвей», исходит из необходимости внесении в обычную управленческую деятельность так называемых «инкрементальных поправок» (increment (англ.) - приращение), необходимых для реализации частичных целей. Учитывая плюсы и минусы того и другого методов принятия решений, ряд ученых настаивают на большей продуктивности так называемого «смешанно-сканирующего» метода, который обеспечивает, с их точки зрения, масштабный процесс принятия решений, соединяя при этом преимущества обоих вышеназванных методов.

Как показывает мировая политическая практика, для достижения желаемого результата в политике принимающий решение обязательно должен включить в работу - параллельно с алгоритмом и на той же третьей фазе процесса - еще одну политологическую технологию, которая носит название, говорящее само за себя: информационно-аналитическая поддержка принятия политического решения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...