Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Средневековая философия и философия Возрождения».




Астраханский Государственный

Технический Университет

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Основные этапы развития философии»

Проверила:

к.ф.н., доц. Гайнутдинова Е.В.

____________

Выполнил:

студент гр.ДИААБ_11/2

Сагиндыков Расул

 

 

Астрахань

Тема: «Античная философия».

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в Y-IY вв. до н.э. Она развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они пытались научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т.д. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главный вопрос древнегреческой философии - о первоначале мира. Здесь философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику.

Предпосылки зарождения философии:

Разделение труда

· Увеличение количества свободного времени

· Появление металлургии – увеличение производительности труда – возникновение избыточного продукта – организация труда – необходимость получения знаний

· Захватнические войны – рабовладение

· Разделение города и деревни

· Развитие торговли – путешествия – обмен опытом

· Духовная предпосылка – мифология, как первый способ объяснения сущности мира.

Специфика античной философии:

1) в ней представлены все основные разделы философии как рационализированного мировоззрения, ориентированные на поиск первоначала Космоса, Души, Человека, Общества, что обеспечивало познание мира, общества и человека, достижение им счастья;

2) античные мыслители отразили стихийную диалектику и материализм, свойственные как природе, так и мышлению;

3) развитие науки и производственной практики оказывают непосредственное воздействие на философию, которая сама, в свою очередь, способствует их прогрессу;

4) философия связана с духовной культурой общества;

5) античная философия подготовила средневековую философию, акцентировала духовное начала.

В VIII-VII веках до н.э. происходит возникновение зачатков философской мысли, связанное с кризисом ритуальной олимпийской религии. Острое осознание духовно-практических проблем – поиск смысла человеческого бытия, соотношение индивидов и общества, человека во Вселенной и т.п. – происходит в творчестве «семи мудрецов», самых авторитетных для древнегреческого обыденного сознания хранителей мудрости. Они противопоставляли на первых порах миру богов и героев, осмысление важных тем в афоризмах, или гномах, которые уже имели форму всеобщности и в них можно было увидеть зарождение древнегреческой этики («Меру во всем соблюдай»). К этому виду гномов относится назидательная и лирическая поэзия, пробуждающая личное самосознание.

Другие гномы несут в себе мировоззренческо-философский смысл («Познай самого себя»).

Многовариантных списков мудрецов достаточно, как и количество их учеников, но имя Фалеса Милетского (VII-VI века до н.э.) – первого философа Эллады, неизменно во всех источниках. К семи предфилософов также относят Солона, Клеобула, Хилона.

Социально-экономической и культурной основой греческой жизни были города-полисы. Споры на агоре (центральная площадь города) формировали мышление древних греков, которое сохранило меру как основную проблему философствования, унаследованную от предфилософии «7 мудрецов». Эта установка и порождает греческую философию как осмысление природы, где из хаоса производится гармоничный космос, которому должно соответствовать поведение человека.

Тема: «Средневековая философия и философия Возрождения».

Теоцентризм средних веков. Философские учения Августина и Фомы Блаженного. Средневековье (5-15вв): от падения Римской империи до нового времени. В социально-экономическом плане совпал с феодализмом.

Средневековая философия – это философия доиндустриального общества, для которого характерны господства теологии (teos – бог, logos - учение) и религии. Период изменения характера и целей философии. Период к монотеистическим религиям.

Исходным пунктом философских размышлений стали догматы священного писания, предпочтение отдавалось вере, а не знанию религии и не науке. Характерной чертой стал теоцентризм, т.е. обращение к Богу, его сущности, как к первопричине и первооснове мира. В философию стал интенсивно проникать понятийный аппарат религии и поэтому получаются основания для существования термина религиозная философия. В философии средних веков выделяют:

1) Патристика (pater - отец) – это философские учения «отцов» церкви, система теолого-философских взглядов, обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. Августин Блаженный – яркий представитель (354-430гг). Епископ северной Африки доказал необходимость существования церкви, как посредника между богом и людьми. Основным из его произведений является «Оградие Божие», «Об истинной религии» и т.д., более 40 томов. Учение о бытии (онтология) – Бог создал мир из ничего. Бог есть источник бытия. Все существующее есть благо, а зло это не субстанция, а ее порча или недостаток. Поддержание мира есть постоянное творение его богом вновь. Доказывает, что мир один. Т.о., мировоззрение Августина глубоко теоцентрично, т.е. проблема Бога и его отношения к миру выступает как основная. Он обосновал криоценизм – учение о сотворении природы Богом. «Сотворив природу и вещи, бог сотворил и время. Бесспорно, вещи находятся во времени они меняются и время есть мера их изменения».

Разрабатывает философскую антропологию и выдвигает проблему свободы личности. С Августина Блаженного начинается разработка философии истории. Он впервые осмыслил связь прошлого, настоящего и будущего. Он сделал попытку охватить всемирно исторический процесс, поставив историю человечества в тесную связь с планами и намерениями Бога. По Августину: «Человечество в историческом процессе образует два «града», с одной стороны светское государство – царство зла, дьявола, а с другой – христианская церковь – царство божие на земле». Град божий – это мир добра, поэтому власть церкви выше светской власти, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви. История (Бог) ведет к тому, что силы света постепенно одолевают силы тьмы, но процесс этот бесконечен.

2) Схоластика (6-15вв) (school - школа) – это средневековая христианская философская, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии. Ее представители – схоласты, стремились на рациональной основе объяснить и систематизировать христианские вероучения. Центральное место занимал спор об «универсалиях» (это общие понятия) – это дискуссия длилась несколько столетий. В итоге философы разделились на: 1) реалистов (realis - вещественны). Стремились доказать, что общие понятия имеют реальное существование по отношению к отдельным вещам природы и предшествуют им, т.е. существуют дерево вообще, человек вообще и т.д. Отдельно от единых вещей, как их духовные сущности – прообразы. б) номиналистов (nomen - имя). Считали общие понятия лишь именами, названиями вещей. Реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия создаются нашим мышлением и не только не существуют, не зависят от вещей, но даже не отражают их реальных качеств.

Спор реалистов и номиналистов явился философским, т.к. в нем фактически обсуждались проблемы природы единичного и общего и их диалектика.

Центральной фигурой схоластической философии был Фома Аквинский (1225-1274). Он создал систему, сосредотачивающую в себе все достижения схоластики. Основные труды: «Сумма теологии и сумма против язычников» (сумма философии). Среди обсуждаемых проблем, была проблема соотношения философии и теологии. Он считал, что по своему предмету философия и теология не различаются, обе имеют предметом бога и то, что он создает. Только теология идет от бога к природе, а философия от природы к богу. А отличаются они методом. Философия опирается на опыт и разум, а теология – на веру. Фома считает, что не разум должен направлять веру, а наоборот вера должна определять пути разума. А философия должна служить теологии. Древняя проблема – это проблема существования Бога. Фома приводит 5 рациональных доказательств существования Бога: 1) все что движется имеет причиной своего движения нечто иное, приходится признать, что существует перводвигатель, т.е. Бог 2) Все, что мы видим, с чем соприкасаемся, есть следствие чего-то, т.е. все имеет свою причину, но и эти причины имеют свою причину, т.е. есть первопричина – Бог 3) высшая необходимость – это Бог 4) высшая степень или эталон – это Бог 5) разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе.

В антологии Фома принимает аристотельскую концепцию материи и формы, приспосабливая к христианству. Рассматривая проблему универсалий, Фома выступает с позиции умеренного реализма, он утверждает, что общее существует до вещей, в вещах и поле вещей.

Антропоцентризм философской эпохи Возрождения. Гуманизм и натуральная философия.

Эпоха Возрождения (14-16вв). Происходит распад феодальных отношений и начало складывания капитализма. Много научных открытий. 1-е печатные книги, открытие Америки и т.д. Развивается география, математика, медицина, химия и т.д. Сломана диктатура церкви. В центре культуры человек. В этот исторический период меняется общая ориентация философии. На 1-й план выходит проблема человека, определившая гуманистическую направленность философии.

Основные черты: 1) возрождение интереса к изучению природы 2) использовали прежде всего материалистические произведения философов античности 3) тесная связь с естествознанием 4) исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентричную по своей направленности.

Характерным типом философского мышления стала философия Николая Кузанского (1401-1464). Высказывал ряд диалектических идей, применив к природе, разработал методологический принцип совпадения противоположностей в едином предмете. В теории познания обосновалось понятие, проблема творчества и безграничных возможностей человека. Человек – это своеобразное подобие природы и Бога. Показал, что Земля не центр мира, положил начало крушению космологической теории Платона, Аристотеля и Птолимея. В эпоху возрождения формируются основы современного естествознания, радикально изменяет миропонимание, которое явилось средством появления гелиоцентрического учения Николая Коперника.

Коперник создал новую гелиоцентрическую систему мира, что явилось 1-ой научной революцией. Высказал мысль о движении, как естественном свойстве небесных и земных объектах. В 1616г произведение Коперника было внесено в черной список Папы Римского.

Джордано Бруно (1548-1600). Его воззрения тоже характеризуется как пантеизм. Цель философии в познании не сверхприродного бога, а природы. Его взгляды соединяются с элементами стихийной диалектики. Выдвинул теорию о существовании множества миров. В 1592г был арестован и в 1600 он и его труды были сожжены. Он был последним представителем эпохи Возрождения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...