Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации студентам заочного отделения по написанию контрольной работы.

Составитель: к.и.н. А.А. Стерликова

Рецензент: кафедра социально-гуманитарных наук ГУАП;

Доктор философских наук, проф. В.И. Кравченко

Методические указания и контрольные работы предназначены для студентов 1-го курса заочной формы обучения.

Подготовлены к изданию кафедрой Социально-гуманитарных наук по рекомендации методической комиссии Гуманитарного факультета ГУАП.

Введение

 

Отечественная история – одна из гуманитарных дисциплин, которые изучаются в ВУЗах согласно Государственному образовательному стандарту. Знания истории своего Отечества являются важным для всестороннего развития личности, ее общего восприятия мира, поэтому он обязателен для студентов всех специальностей.

Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в экономических, социальных и политических процессах, явлениях человеческой жизни, которые касаются судеб народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений. История как область знаний о прошлой жизни является фундаментом наук об обществе и формирует вместе с другими науками мировоззренческие взгляды.

История российского общества рассматривается в дисциплине как процесс развития народов в многонациональном российском государстве в период с IC по начало CCI в. при объединяющей роли великорусской (русской) нации. На этом долгом и сложном историческом пути формировалась российская цивилизация.

При разработке дисциплины использованы фундаментальные труды классиков отечественной историографии: Н. М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, работы историков советского периода (Б.Д. Грекова, В.В. Мавродина, Б.А. Рыбакова, Н.И. Павленко, М.Н. Тихомирова, Л.В. Черепнина, В.И. Буганова, А.В. Авреха), современные научные разработки отечественных и зарубежных историков.

Для изучения общего курса Отечественной истории рекомендуется следующая литература:

1. Боффа Дж. История Советского Союза. М., 1994.

2. Новейшая история России. 1914-2002 // Под ред. М.В. Ходякова. СПб., 2004.

3. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по Русской истории. М., 1994.

4. Согрин В. Политическая история современной России: От Горбачева до Ельцина. М., 1994.

5. Фроянов И.Я. История России с древнейших времен до начала ХХ века. СПб., 1996.

 

Рекомендации студентам заочного отделения по написанию контрольной работы.

В процессе изучения курса Отечественная история студентами заочного отделения предполагается написание одной контрольной работы в 1 семестре по одной из указанных тем. Контрольная работа – основная форма самостоятельной работы и средство контроля выполнения студентом учебного плана и усвоения материала. Тематика работ достаточно разнообразна: включает в себя такие направления, как дискуссионные проблемы политического, социально-экономического развития нашего Отечества на различных ее этапах.

Объем контрольной работы предполагается в 0.75 м.л. (20-24 стр.). Работа должна быть представлена в деканат до начала экзаменационной сессии.

На титульном листе контрольной работы должны быть ясно указаны фамилия студента, инициалы, номер студенческого билета, тема контрольной работы и дата отсылки работы в университет.

В самостоятельной работе над выбранной темой студент должен использовать историческую литературу, исторические источники (мемуары, воспоминания, документы). Значительная часть литературы указана в с списке рекомендуемой литературы в пособие. Возможно использовать и дополнительную литературу, однако в основе работы должна лежать указанная литература. Не допускается использование в контрольной работе только учебников и справочной литературы. Подобная работа не будет засчитана.

В контрольной работе студент должен продемонстрировать знание основной литературы по указанной теме, наиболее известные трактовки событий и процессов, а так же умение четко и ясно излагать свои мысли, делать выводы из всего объема материала. Работа должная соответствовать теме и заявленному плану. К темам контрольных работ в методичке даются планы. Разрешается, проявив самостоятельность, изменить план, сделать его более развернутым. Необходимо, чтобы план отражал все необходимые факты, аспекты выбранной темы, отражал логическую связь событий. Традиционно план включает в себя три части: введение, основные разделы, заключение. Во введении указывается значение темы, ее место в изучаемом разделе курса, определяется задача работы, круг вопросов, подлежащих рассмотрению. В обосновании темы следует использовать точки зрения выдающихся отечественных исследователей. В основной части раскрываются основные вопросы темы, даются ответы на вопросы, поставленных во введении. В заключении должны быть сделаны выводы по основным задачам, так же указанных во введении.

 

В конце работы должен быть список используемой литературы и оглавление.

 

Следует обратить пристальное внимание на оформление научно-справочного аппарата работы. Цитаты должны заключаться в кавычки, к ним должны даваться ссылки на источник цитирования. Сноски указываются в конце фразы в квадратных скобках следующим способом: номер книги или источника из списка, который прилагается в конце работы, после двоеточия номер тома, двоеточие: номер страницы.

Пример: [2:Т.1:24 ]

Список использованной литературы и источников, правильно оформленный (фамилия, инициалы автора, название работы или источника, место и год издания) указывается в конце работы.

Пример: 5. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

 

К написанию работы следует относиться серьезно, небрежно выполненные и оформленные работы, а так же целиком взятые из различных баз рефератов в сети «Интернет» не будут засчитаны.

 

 

Темы контрольных работ, планы ответов и рекомендуемая литература:

 

1 Проблема возникновения государства у восточных славян.

1) Социально-экономическое и общественное развитие восточных славян.

2) Норманнская теория происхождения государства у восточных славян.

3) Критика норманнской теории.

4) Предпосылки создания государства у восточных славян во второй половине IX века.

5) Два центра древнерусской государственности: Ладога и Киев.

 

В работе необходимо проанализировать факторы и предпосылки, способствовавшие зарождению государственности у восточных славян (социальные, политические, экономические). Рассмотреть основные теории возникновения древнерусского государства: «норманнскую» и антинорманнскую. Выяснить, почему государственность возникла сразу в двух центрах восточных славян: на севере и на юге.

Литература:

73, 74, 100, 101, 102, 107, 112.

 

 

2 Причины и значение принятия христианства в Древнерусском государстве.

1) Причины принятия монотеистической религии в Древнерусском государстве.

2) Языческая реформа князя Владимира: причины неудачи.

3) Взаимоотношения древнерусских князей с Византией.

4) Принятие христианства князем Владимиром.

5) Историческое значение принятие христианства в Древнерусском государстве.

 

В контрольной работе необходимо проанализировать причины перехода к монотеистической религии в Древнерусском государстве. Выяснить, почему выбор пал на христианство восточного, византийского образца, как это было связано с русско-византийскими отношениями в IX-X веках. Каковы были политические, социальные и культурные последствия принятие христианства в Древней Руси. Отметить, какие пережитки язычества сохранялись в древнерусских традициях, что такое «двоеверие».

Литература:

24, 74. 85, 101, 102, 125, 138.

 

 

3 Социально-политическое устройство Древнерусского государства.

1) Социальная структура Древнерусского государства: категории древнерусского общества и их социально-экономическое положение.

2) «Русская правда» о положении различных групп населения.

3) Политическое значение князя.

4) Князь и вече.

5) Военная структура: дружина и народное ополчение.

6) Общий вывод о социально-политическом развитии древнерусского государства. Мнения исследователей.

 

В контрольной работе необходимо проанализировать социально-политическое развитие Древнерусского государства, привести различные мнения исследователей касательно политического устройства и социальных отношений. Необходимо обратиться к главному источнику по древнерусской истории – «Русской правде», выяснить, что в нем говорится о юридическом положении различных социальных категорий Древней Руси: бояр, смердов, закупов, холопов и пр. На основе изучения «Русской правды» и мнений историков сделать общие выводы касательно древнерусского общества. Рассмотреть взаимоотношения князя с вече, дружиной, народным ополчением, определить политическое значение князя в системе управления государством. Сравнить социально-политические отношения Киевской Руси в IX-XI веках с западноевропейскими средневековыми королевствами.

Литература:

35, 74, 90, 95, 99, 125, 135, 138, 139

 

 

4 Социально-экономическое развитие Древнерусского государства.

1) Постановка проблемы: социально-экономическое развитие Древнерусского государства и проблема зарождения феодализма.

2) Теория раннего феодализма в Киевской Руси (Б.Д. Греков).

3) Теория государственного феодализма (Л.В. Черепнин).

4) Теория дофеодального государства и ее основные доказательства (И.Я. Фроянов).

 

В работе следует рассмотреть дискуссионный вопрос по древнерусской истории – социально-экономические отношения в Киевской Руси. Необходимо показать знание основных положений трех теорий зарождения феодальных отношений на Руси. Сравнить социально-экономическую ситуацию IX-XI веков в Древнерусском государстве со средневековыми феодальными королевствами, указать разницу в развитии. На основе изученного материала сделать основные выводы касательно социально-экономического развития Киевской Руси.

Литература:

35, 90, 99, 125, 136, 139, 142.

 

 

5 Русские земли и Золотая Орда.

1) Значение татаро-монгольского нашествия в древнерусской истории.

2) Утверждение монгольского ига и форма зависимости русских земель от Золотой Орды.

3) Взаимоотношения русских князей и Золотой Орды в XIII – XV веках.

4) Куликовская битва и ее значение.

5) Свержение Золотоордынского ига.

6) Историческое значение ига для русских земель.

 

В работе следует рассмотреть вопрос о нашествии монголов на русские земли в первой трети XIII века и установлении ордынского ига. Дать общую характеристику взаимоотношений Руси и Золотой орды в течение 240 лет. Выяснить, каковы были особенности монгольского ига, в чем выражалась зависимость русских земель от монгольских ханов. Как боролись с этой зависимостью, роль Дмитрия Донского и Куликовской битвы. Рассмотреть, в результате каких событий иго было ликвидировано, проанализировать значение данного периода для развития русской государственности.

Литература:

8, 9, 10, 23. 34, 38, 52, 105, 127, 141.

 

 

6 Складывание единого русского государства.

1) Причины начала процесса объединения русских земель.

2) Центры объединения: причины возвышения Москвы.

3) Роль Ивана Калиты в становлении Московского княжества.

4) Роль Дмитрия Донского в объединении русских земель.

5) Церковь и ее роль в объединении русских земель.

6) Иван III и становление Единого русского государства.

 

В работе следует раскрыть предпосылки объединение раздробленных русских земель в централизованное государство и причины возвышения Москвы. Охарактеризовать политику первых московских князей (Ивана Калиты, его приемников, Дмитрия Донского). Более подробно необходимо остановиться на деятельности Ивана III, во время правления которого начинается процесс формирования русского самодержавия. Рассмотреть процесс объединения русских земель вокруг Москвы, внешнеполитическую деятельность Ивана III и его реформы по укреплению централизованной власти.

Литература:

8, 9, 10, 11. 23. 52, 105, 127, 141.

 

 

7 Опричнина Ивана IV: причины, сущность, значение.

1) Краткая характеристика первого периода правления Ивана Грозного (50-ые годы XVI столетия).

2) Причины резкого изменения внутренней политики Ивана IV Грозного.

3) Дискуссия историков о сущности опричнины.

4) Начало и основные события опричнины.

5) Итоги и значения периода опричнины.

 

В работе следует сосредоточиться на наиболее спорном аспекте правления Ивана IV Грозного – периоде опричнины. Следует разобраться в самом понятии «опричнина», выяснить причины начала опричнины, привести основные точки зрения историков по данному вопросу. Кратко рассмотреть события опричнины, проанализировать ее последствия для развития Русского государства.

Литература:

12, 53, 93, 94, 109, 126, 147.

 

 

8 Личность Ивана IV.

1) Детство Ивана IV.

2) Начало самостоятельного правления.

3) Окружение Ивана IV. Избранная рада.

4) Причины перемен в характере и политике царя.

5) Взгляды историков на личность Ивана IV и его роль в русской истории.

 

В работе следует изучить личность Ивана IV Грозного, одного из самых заметных и спорных персонажей отечественной истории. Обратить внимание на детство и воспитание будущего первого русского царя, отметить предпосылки формирования жестокого характера Ивана IV. Кратко рассмотреть период 50-х годов XVI столетия, когда Иван Грозный проявил себя как крупный государственный деятель. Изучить причины изменения характера и политики царя, указать основные точки зрения исследователей на данную проблему. Сделать вывод о личности и роли Ивана IV Грозного в русской истории.

 

Литература:

12, 53, 86, 93, 94, 109, 126, 147.

 

 

9 Причины и основные этапы Смутного времени.

1) Социально-экономическая и политическая ситуация в России в конце XVI века.

2) Причины начала Смуты в России.

3) Первый этап Смуты: Лжедмитрий I.

4) Второй этап Смуты: начало общенационального брожения.

5) Заключительный этап Смуты: борьба с иностранной интервенцией.

6) Итоги Смутного времени.

 

В начале работы следует охарактеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране в конце XVI века. Указать коренные причины «смуты», раскрыть, что это было за явление в истории страны рубежа XVI-XVII веков. Рассмотреть причины и сущность явления «самозванчества» на Руси. Выделить основные этапы Смутного времени (первая самозванческая интрига, движение И.Болотникова, польская и шведская интервенции, Семибоярщина, народные ополчения). Каким образом завершилось Смутное время и каковы были его последствия для Русского государства.

 

Литература:

67, 94, 108, 110, 111, 113, 140.

 

 

10 Феномен самозванчества на Руси.

1) Династический кризис и появление первого самозванца – Лжедмитрия I.

2) Причина распространения самозванцев в России в начале XVII века.

3) Наиболее известные самозванцы в период Смутного времени.

3) Самозванчество как феномен русской истории.

 

В контрольной работе следует сосредоточиться на явлении самозванчества в русской истории. Разобраться с причинами популярности самозванцев в России в период Смутного времени. Сравнить данное явление с историей самозванцев в Европе, выяснить, насколько самозванчество характерно исключительно для русской истории. Продолжилась ли традиция самозванчества в России в последующие периоды?

Литература:

94, 108, 110, 111, 113.

 

 

11 Модернизация в России в начале XVIII века.

1) Русское государство накануне петровских реформ.

2) Истоки и начало реформаторской деятельности Петра I.

3) Становление империи.

4) Значение реформ Петра I. Дискуссия ученых о роли Петра I в русской истории.

 

Работу следует начать с характеристики Русского государства в конце XVII века, показать различия в развитии с европейскими странами. Выяснить, насколько Русское государство было готово к коренным изменениям. Вкратце рассмотреть основные реформы Петра I. Сделать вывод, насколько преобразования Петра I были подчинены идее модернизации и построения рационального государства. Уделить внимание проблеме утверждения в России абсолютизма, создания империи. В заключении дать общую характеристику преобразованиям Петра I, отразив проблему их противоречивости. Следует привести мнения исследователей о сущности и итогах реформ Петра Великого.

Литература:

13, 14, 15, 27, 61, 63, 91, 131.

 

 

12 Внешняя политика Петровской эпохи.

1) Внешнеполитическая ситуация в конце XVII века.

2) Азовские походы.

3) Великое Посольство: дипломатическая подоплека.

4) Северная война: ключевые события.

5) Итоги Северной войны.

6) Начало становления России как Великой державы.

 

В контрольной работе следует показать изменение положения России на международной арене в эпоху Петра I Великого, процесс ее становления в качестве империи и ведущей европейской державы. Отразить содержание внешней политики в конце XVII – начале XVIII столетия: Азовские походы, Великое Посольство, основные события Северной войны. Подвести итог внешнеполитической деятельности Петра Великого.

Литература:

19, 20, 28, 79, 82, 84, 124.

 

 

13 Дворянство в России.

1) История возникновения дворянского сословия.

2) Роль дворянства как служилого сословия.

3) Условия дворянского землевладения.

4) Изменение роли и положения дворян в XVI-XVII веках.

5) Изменение роли и положения дворян в XVIII веке: от Петра I до «золотого века» Екатерины II.

6) Дворянство в XIX веке.

 

В работе необходимо показать историю возникновения дворянского сословия в Русском государстве, правое положение и занятие дворян в XV-XVI веках. Изменение в положение дворян, начиная с середины XVI столетия и становление дворянской империи в XVIII веке. Отметить изменения в самосознании дворян в начале XIX века, проследить изменение в XIX веке, особенно после реформ Александра II. Сделать вывод о роли дворянства в русской истории.

Литература:

13, 14, 15, 16, 17, 63, 67, 76, 86, 88, 131.

 

 

14 «Просвещенный абсолютизм» второй половины XVIII века.

1) Теория «просвещенного абсолютизма» французских просветителей (Ш. Монтескье, Вольтера).

2) Особенности «просвещенного абсолютизма» в России.

3) Правление Петра III и переворот в пользу Екатерины II.

4) Внутренняя политика Екатерины II.

5) Внутренняя политика Павла I.

6) Первые русские просветители.

7) Итоги внутреннего развития России в конце XVIII века.

 

В работе необходимо показать общее представление о европейском Просвещении, об основных направлениях его развития. Выявить отличительные черты российского «просвещенного абсолютизма». Почему он считается особой формой самодержавия? С этой точки зрения проанализировать правление Екатерина II и Павла I. Показать, что, несмотря на ужесточение курса внутренней политики, прогрессивные идеи европейского просвещения находили почву для распространения в России. Следует вкратце охарактеризовать взгляды первых русских просветителей.

Литература:

27, 61, 62, 63, 88, 104, 117.

 

 

15 Внешняя политика второй половины XVIII века.

1) Внешнеполитическая ситуация при наследниках Петра I.

2) Система канцлера А.П. Бестужева.

3) Россия в Семилетней войне.

4) Основные направления внешней политики Екатерины II.

5) Войны с Турцией. Греческий проект.

6) Разделы Польши.

7) Россия и война в Америке за независимость.

8) Россия и Французская Революция.

 

В работе необходимо отразить основные моменты внешней политики России в середине и второй половине XVIII века, показать дальнейшее утверждение России на международной арене в качестве мировой империи. Показать преемственность внешнеполитического курса Петра I и его преемников, особенно Екатерины II. Рассмотреть основные направления внешней политики второй половины XVIII века: южное, западное, а также взаимоотношения с Американскими Штатами, Британией и революционной Францией.

Литература:

17, 19, 42, 43, 62, 81, 122.

 

16 Либеральные идеи и реформы Александра I.

1) Распространение идей европейского просвещения и французской революции в России на рубеже XVIII и XIX веков.

2) Окружение Александра I и проекты преобразований в России.

3) Реформа в области просвещения.

4) Проект государственной реформы М.Сперанского.

5) Конституционные проекты в правление Александра I.

6) Проекты крестьянской реформы.

7) Итоги правления Александра I.

 

В работе следует проанализировать ситуацию в Росси в начале XIX столетия, выяснить причины распространения и популярности либеральных идей. Изучить планы реформ Александра I и его окружения и сравнить с тем, что было реально сделано. Выяснить, почему не все проекты могли быть воплощены в России в данный период времени. Особое внимание следует уделить реформе просвещения и дальнейшему распространению либеральных идей в русском обществе в начале XIX века.

Литература:

21, 27, 78, 104, 132, 145.

 

 

17 Отечественная война 1812 г.: основные события, герои, причины поражения Наполеона.

1) Русско-французские отношения в начале XIX века.

2) Вторжение Наполеона в Россию.

3) Тактика Наполеона и русской стороны.

4) Значение Бородинской битвы.

5) Наполеон в Москве и маневр М.И. Кутузова.

6) Причины поражения Наполеона в России: спор историков.

7) Заграничный поход русской армии.

8) Партизанское движение.

9) Значение и последствия Отечественно войны 1812 г.

 

В начале работы следует показать характер дипломатического и политического противостояния России и Франции в начале XIX века. Выяснить, как шла подготовка к военному столкновению 1812 г., какие события этому предшествовали. Кратко изложите ход военных действий, выделите основные этапы. Проанализируйте действия М.И. Кутузова и причины поражения Наполеона. Особое место следует уделить роли народа в войне, партизанскому движению. Следует отметить, что война явилась примером подъема национального духа и самосознания русского народа. Сделать вывод о значении победы в Отечественной войне, как война повлияла на дальнейшие изменения в русском обществе и международной обстановке.

Литература:

48, 81, 68, 123, 129, 130.

 

 

18 Движение декабристов: истоки, цели, историческое значение.

1) Причины возникновения тайных заговорческих организаций в России.

2) Первые тайные общества и их цели.

3) Южное и Северное общества, их программы и лидеры.

4) Восстание 14 декабря 1825 г.: причина неудачи.

5) Значение восстания декабристов в истории России.

 

В работе необходимо показать, как нарастание противоречий в социально-экономическом и политическом развитии страны в начале XIX столетия нашло отражение в общественной жизни России. Раскрыть истоки идеологии декабристов, рассмотреть, как формировались их взгляды. Следует в общих чертах охарактеризовать содержание программ Южного и Северного тайных обществ, указать различия проектов П. Пестеля и Н. Муравьева. Вкратце описать ход восстания, объяснить причины его поражения. В заключении следует отметить историческое значение движения декабристов, привести различные точки зрения исследователей.

Литература:

27. 41, 65. 69, 78, 83, 133.

 

 

19 Эпоха либеральных реформ Александра II.

1) Причины перехода царского правительства к политике модернизации российского общества.

2) Отмена крепостного права и его историческое значение.

3) Либеральные реформы Александра II в сфере местного управления, суда, финансов, образования, военная реформа.

4) Итоги и значение реформа. Проблема незавершенности.

 

При раскрытии темы необходимо дать общую характеристику социально-экономического и политического развития страны в середине XIX века. Выявить причины экономической и технической отсталости страны, показать как это повлияло на исход Крымской войны. Сделать краткий обзор реформ Александра II, отметить историческое значение крестьянской реформы. Выяснить, в чем заключались противоречия реформ, как они изменили русское общество. Почему преобразования середины XIX столетия остались незавершенными, к каким последствиям это привело.

Литература:

25, 27, 49, 50, 71, 148.

20 Генезис капитализма в России.

1) Особенности русской модели капиталистического развития.

2) Отмена крепостного права и промышленный переворот.

3) Индустриализация в конце XIX – начале ХХ века. Основные этапы и достижения.

4) Противоречия социального развития. Крестьянский и рабочий вопрос.

5) Итоги экономического развития России на рубеже веков.

 

В работе следует сосредоточиться на процессе зарождения русского капитализма и его особенностях. Выяснить, насколько отмена крепостного права повлияла на развитие капиталистических отношений в России. Следует отметить две основные особенности русской модели капитализма: сжатые хронологические сроки и ключевую роль государства в экономическом развитии. Рассмотреть основные этапы индустриализации в конце XIX века. Сделать выводы касательно экономического и социального развития страны во второй половине XIX, отметить основные противоречия данного этапа.

Литература:

25, 27, 49, 50, 66. 71.

 

 

21 Развитие общественной мысли в России во второй половине XIX века.

1. Славянофилы и западники (середина 19 в.).
2. Консервативная и либеральная идеологии эпохи Великих реформ.
3. Формирование революционного народничества. 3 направления (Бакунизм, лавризм, бланкизм)
4. Раскол народничества по вопросу о политической борьбе. Народная воля.
5. Формирование русского марксизма. Группа Освобождение труда.

 

В работе необходимо дать общую характеристику общественно-политического развития России во второй половине XIX века. Раскройте истоки каждого общественно-политического течения, его социальную ориентацию. Рассмотрите основные программные установки, охарактеризуйте деятельность радикальных революционных организаций. Следует отметить, вокруг каких вопросов жизни русского общества разворачивалась острая дискуссия между течениями и организациями.

Литература:

7, 18, 27, 64, 65.

 

 

22 Левые партии в России на рубеже XIX и ХХ веков.

1) Распространение в России социалистических идей.

2) Возникновение социал-демократической партии. Цели и задачи.

3) Причины раскола РСДРП.

4) Социал-революционеры: идеология и методы борьбы.

5) Анархисты в России на рубеже XIX-ХХ веков. Идеологи и организации.

 

В работе следует подробно остановиться на процессе распространения в России социалистических идей и возникновения левых, социалистических партий: социал-демократов и социал-революционеров. Показать в чем различалась идеология и методы этих партий, их социальная ориентация. Остановиться на проблеме раскола РСДРП на меньшевиков и большевиков, проанализировать причины раскола. Затронуть вопрос о зарождении анархизма в России. Сделать вывод о причинах быстрого распространения в России левых идей на рубеже XIX-XX веков.

Литература:

30, 64, 65.

23 Причины и основные этапы Первой русской революции 1905-1907 гг.

1) Назревание революционной ситуации в России на рубеже веков.

2) Основные причины: рабочий, крестьянский вопросы.

3) Кровавое воскресение: спор историков о причинах.

4) Основные этапы и события Первой русской революции.

5) Итоги и значение революции.

 

В начале работы необходимо проанализировать весь комплекс причин, приведших к революции в России, показать противоречие между старым патриархальным, феодальным укладом жизни и новыми буржуазными отношениями. Следует обратить внимание на социальные противоречия: между рабочими и буржуазией, крестьянами и помещиками. Охарактеризовать политическую ситуацию.

Вкратце изложить основные этапы и события Первой русской революции. Особое внимание следует уделить событиям осени 1905 г. и манифесту 17 октября. Рассмотреть, каким образом правительство предприняло попытки решить проблемы путем реформ. В заключение указать причины поражения революции и ее историческое значение.

Литература:

18, 29, 44, 45, 47, 120, 143.

 

 

24 Аграрная реформа П.А. Столыпина.

1) Причины реформы. Цели и задачи правительства.

2) Проект преобразований П.А. Столыпина.

3) Аграрная реформа.

4) Оценка реформы историками: спор об итогах.

 

В работе следует рассмотреть причины аграрной реформы, ее цели и задачи. В начале обратить внимание на то, что проект преобразований П.А. Столыпина был достаточно широкий и выходил за границы крестьянской реформы. Далее в работе необходимо отразить основные положения реформы и методы ее реализации. Особенно внимательно следует отнестись к анализу итогов реформы. Приведите мнение исследователей, которые критикуют аграрную реформу П.А. Столыпина, и тех, кто оценивают ее с положительной стороны. Сделайте вывод о причинах относительной неудачи реформы, ее значению. Почему деятельность П.А. Столыпина не принесла ощутимых результатов и не предотвратила революцию в России?

Литература:

2, 3. 27, 44, 57.

 

 

25 Причины падения самодержавия в России.

1) Россия в Первой мировой войне.

2) Экономический кризис 1915-1916 гг.

3) Потеря царским правительством популярности и поддержки всех слоев населения.

4) Политическая ситуация осенью 1716 г.

5) События февраля 1917 г. и падение самодержавия.

6) Значение событий Февральской революции.

 

Начать работу следует с анализа причин, которые привели к падению самодержавия в России. Прежде всего, необходимо обратиться к вопросу об участии России в Первой мировой войне, о степени подготовленности страны к ней, к каким последствиям это привело. Отразить в работе точки зрения современных авторов о значительной роли войны в революциях 1917 г.. Изложить, какие факторы способствовали росту массового недовольства во всех слоях русского общества. Во-первых, рассмотреть, какое влияние война оказала на экономику Российской империи. Во-вторых, отметить, как изменялось настроение общества с лета 1914 г. до зимы 1916-1917 гг., почему Николай II и его правительство оказались в полной изоляции, без поддержки каких-либо слоев населения. Отразить политическую ситуацию осени 1916 г. Вкратце рассмотреть события Февральской революции. В заключении сделать выводы о ситуации в России в марте 1917 г., объяснить причины складывания двоевластия.

Литература:

1, 3, 4. 30, 45, 120, 121, 144.

26 От февраля до октября 1917: политическая борьба и причины победы большевиков.

1) Складывание системы двоевластия.

2) Борьба политических сил весной-летом 1917 г.: правительственные кризисы.

3) Большевики в июле 1917 г. Конец двоевластия.

4) Попытка Корниловского мятежа.

5) Большевизация Советов и подготовка восстания.

6) Октябрьская революция и приход к власти большевиков.

7) Причины победы большевиков.

 

В работе следует рассмотреть борьбу политических сил от февраля до октября 1917 г. и выяснить, почему Временное правительство не смогло удержаться у власти. В начале работы раскрыть понятие двоевластия, объяснить его значение. Показать, какие силы выступали в борьбе за власть в 1917 г. Какую роль играло Временное правительство, Петросовет, политические партии? Рассмотреть деятельность Временного правительства, выяснить причины многочисленных кризисов. Какие обстоятельства позволили революционным партиям, особенно большевикам, значительно укрепить свои позиции. Проанализировать причины, приведшие к событиям октября 1917 г. и победе большевиков.

Литература:

30, 55, 60, 89, 92, 114, 144

 

 

27 Октябрь 1917: причины, традиционная и современная оценки.

1) Большевики весной и летом 1917 г.

2) Большевизация Советов и подготовка восстания.

3) Октябрьская революция и приход к власти большевиков.

4) Причины победы большевиков.

5) Спор историков о значение победы большевиков. Была ли альтернатива победы большевиков осенью 1917 г?

 

В работе необходимо рассмотреть события весны-лета 1917 г., связанные с усилением политического влияния партии большевиков, большевизации советов (июльский кризис, мятеж генерала Л.Г. Корнилова). Отразить подготовку и проведение вооруженного восстания в Петрограде. В чем была заключалась причина относительной быстроты и легкости захвата власти большевиками. Рассмотреть решения II Съезда Советов, отметить, как они повлияли на укрепление политических позиций большевиков. Особое внимание следует уделить различным оценкам событий октября 1917 г. Следует отметить острую дискуссию по данному вопросу, которая не утихает до сих пор, привести мнение различных сторон и исследователей. Сделать вывод, какое влияние оказала Октябрьская революция на судьбу России, и какую роль она сыграла в мировой истории.

Литература:

30, 40, 55, 60, 89, 97, 114.

 

 

28 Гражданская война в России: Добровольческая армия.

2) Причины Гражданской войны в России и ее начало.

3) Формирование Добровольческой армии.

4) Основные события на Южном фронте.

5) Причины поражения Добровольческой армии и победы большевиков в Гражданской войне.

 

В работе над данной темой следует раскрыть причины начала Гражданской войны в России, кратко охарактеризовать основные противоборствующие силы. Более подробно сосредоточиться на истории Добровольческой армии, ее руководителях, борьбе с большевиками. Рассмотреть состав Добровольческой армией, ее идеологию и методы. Затронуть вопрос о белом и красном терроре. Проанализировать причины поражения Белого движения на юге.

Литература:

22, 33, 40, 58, 59, 72, 89

 

 

29 Гражданская война в России: причины победы большевиков.

1) Начало Гражданской войны.

2) Основные политические силы в Гражданской войне.

3) Организация Красной Армии.

4) Политика военного коммунизма.

5) Оценка историков причины победы большевиков в Гражданской войне.

 

В контрольной работе следует проанализировать причины начала Гражданской войны в России, рассмотреть основные противоборствующие силы, их состав и идеологию. Следует сосредоточиться на причинах победы большевиков уже в Гражданской войне. Для этого следует обратиться к следующим аспектам: экономической политике большевистского правительства, организации Красной Армии, идеологии и пропаганде. Затронуть вопрос о белом и красном терроре. В конце работы следует привести мнения исследователей о причине победы большевиков, сделать вывод о последствиях Гражданской войны для России и ее населения.

Литература:

33, 40, 58, 59, 72, 89, 92, 146.

 

 

30 Новая экономическая политика: причины и значение.

1) Экономика в стране после Гражданской войны.

2) Политическая обстановка: Кронштадтское восстание.

3) Х съезд партии и причины перехода к НЭПу.

4) Основные моменты НЭПа.

5) Итоги НЭПа. Причины перехода к индустриализации.

 

В работе следует рассмотреть вопрос о Новой экономической политике большевиков после Гражданск

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...