Вопрос. Истоки и краткая история развития психодиагностики за рубежом.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 1.2. ИСТОКИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
вопрос. Истоки и краткая история развития психодиагностики за рубежом. Научными истоками появления психодиагностики явилось развитие следующих областей психологии, зародившихся в конце 19-го – начале 20-го века: 1. Дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий – изучает индивидуальные различия между людьми, а также типологические различия между представителями различных рас, возрастных, половых, этнических групп и др. Основатели - Ф. Гальтон; В. Штерн. (Штерн ввел названия «дифференциальная психология», «психодиагностика») 2. Экспериментальная психология, связанная с экспериментальными исследованиями психики человека, исследует изменения психической деятельности в условиях специально организованных экспериментов (В. Вундт). 3. Тестология – наука о тестах - инструментах измерения интеллектуальных способностей людей. (А. Бине – «умственный возраст», Дж. Кеттелл - «тест интеллекта») 19 век – «клинический период» психодиагностики. Основными методами психодиагностики были: наблюдение, беседа, анализ истории развития или истории болезни. Сами методы и анализ результатов имели качественный, а не количественный характер. В 1884 году английским ученым Ф. Гальтоном была создана психологическая лаборатория для исследования индивидуальных различий между людьми. Главным показателем умственных способностей он считал состояние сенсорных функций человека: остроту зрения и слуха, а также скорость психических реакций. В его лаборатории измерялись различные виды чувствительности, определялось время реакций на различные стимулы-раздражители. Девиз лаборатории: «Все, что возможно сосчитать – считайте!». Ф. Гальтон (кстати, двоюродный брат Ч. Дарвина) написал книгу «Наследственныйгений», где проанализировал огромное количество биографий выдающихся людей, их родственные связи. Он пришел к выводу, что отклонения в развитии способностей людей определяются наследственностью (и умственная отсталость, и одаренность). Если, н-р, в семье четверо детей, то шансы стать талантливым имеются только у одного. Он создал теорию, что человеческий род можно улучшить путем соответствующих браков в течении нескольких поколений («евгеника»).
Заслуги Гальтона в психологии и психодиагностике: он ввел в психологию метод тестов, впервые применил для анализа результатов психологических исследований математическую статистику, а также первым начал использовать метод корреляций для анализа результатов психологических исследований. В дальнейшем сотрудники Гальтона математики Пирсон и Фишер изобрели дисперсионный анализ, а его современник Ч. Спирмен – факторный анализ. Немецкий психолог Э. Крепелин изучал более сложные психологические процессы – восприятие, память и др., он проводил тестовые испытания психически больных людей. Американский психолог Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания и восприятия букв, слов, фигур (тахистоскоп), он измерял также время реакции на различные стимулы (звук, цвет и др.) и ввел термин «тест интеллекта».
20 век – «количественный период» психодиагностики (так как начали использовать мат. статистику для обработки результатов психологических исследований). Во второй половине 19 века в ряде стран открываются первые вспомогательные классы и специализированные школы для умственно отсталых (УО) детей. Часто дети направлялись в эти школы только на основании неуспеваемости. Возникла необходимость диагностики легких форм УО для отбора детей во вспомогательные школы. На помощь врачам и педагогам пришли психологи, которые начали измерять «количество ума» у детей.
(Давайте улыбнемся! Анекдот: «В психдиспансере комиссия с проверкой. Проверяющий спрашивает у врача: - Как это вы определяете, кто нормальный, а кто умственно отсталый? Трудно, наверное? - Нет, - отвечает врач, - очень просто. Мы кладем на край ванны ложку и ковшик и просим больного удалить воду из ванной. – А, понимаю, - говорит проверяющий, - психи вычерпывают воду ложкой, а нормальные ковшом! – Э, нет, - говорит врач, - психи черпают и ложкой, и ковшом, а нормальные выдергивают пробку») Французский психолог А. Бине в 1905 году разработал первые тесты интеллекта для диагностики детей (совместно с Т. Симоном). Он ввел в психологию понятие «умственный возраст ребенка» (УВ), который определялся тестовыми испытаниями и сравнивался с хронологическим (паспортным) возрастом. УВ определялся по успешности выполнения ребенком тестовых заданий. Если ребенок справлялся со всеми заданиями для своей возрастной группы, ему давали задания, предназначенные для следующего возраста, и т.д. Тогда к базовому умственному возрасту ребенка могло прибавиться несколько месяцев: Например, 8-летний ребенок решил все задания для восьмилеток – базовый УВ = 8 лет, и решил 2 задания для 9 летних, прибавляют 4 месяца. Умственный возраст этого ребенка равен 8 лет 4 месяца. (Всего 6 заданий; 12 мес.: 6 = 2 месяца – «цена» одного задания) Несовпадение умственного и хронологического возрастов считалось показателем либо умственной одаренности, либо умственной отсталости. В настоящее время установлено, что это может быть также и показателем индивидуального темпа развития ребенка!
Недостатки первых тестов интеллекта, созданных Бине в начале 20 века: 1) В них не было четких возрастных показателей. 2) Не было логического единства в самих тестах: для одного возраста тесты на память, для другого – на комбинирование, для третьего – на мышление. 3) Степень трудности теста не всегда правильно соотносилась с возрастом (были задания то слишком простые, то слишком трудные для большинства детей). 4) Большая часть (80%) тестов имели словесный характер. То есть определялся главным образом вербальный, речевой интеллект, а другие виды интеллекта – нет.
5) Успешность выполнения теста зависела от жизненного опыта детей (например, такие задания-вопросы: «Что надо сделать, если опоздаешь на поезд?») 6) Тесты не учитывали диалектики развития, понимали развитие ребенка как количественный процесс постепенного накопления «ума», но развитие – это качественный и неравномерный процесс. В дальнейшем более 60 авторов занимались модернизацией, усовершенствованием шкалы интеллекта Бине-Симона: О. Декроли, В. Штерн, Э. Мейман, Л. Термен – шкала Бине-Термена, или Стенфорд-Бине (1916 г.).
В 1912 году В. Штерн ввел формулу, по которой определялся коэффициент интеллекта: КИ (IQ) = УВ: ХВ х 100% (Умственный Возраст делится на Хронологический Возраст, умножить на 100%. Например, ребенку 10 лет, его УВ=8, значит КИ = 80; ребенку 6 лет, его УВ=4, значит КИ = 66)
Стенфордский психолог Л. Термен ввел новое требование к тестам: результаты выполнения теста на большой выборке испытуемых должны соответствовать кривой нормального распределения (кривая Гаусса в математике):
Таким образом, было введено понятие статистической нормы. Для каждого возраста средний, типичный показатель выполнения теста приравнивался к 100 (х), а степень отклонения индивидуальных значений от х = 16 (100 _+) Норма: от 84 до 116 баллов за выполнение теста интеллекта. По современным стандартизированным тестам Коэффициент Интеллекта приблизительно соотносится с умственным возрастом таким образом: · условная норма: от 70 - (84 – 116) – до 130 · умственная отсталость: 50-70 - легкая 35-50 – умеренная 20-35 – тяжелая 0-20 – глубокая
В настоящее время наиболее известными зарубежными тестами интеллекта являются: различные варианты шкалы Стенфорд-Бине (от 3 до 18 лет), тесты Кеттелла, тесты Амтхауэра, тесты Векслера, тесты Равена. Шкала умственного развития Бине-Симона -вариант 1911 года (для ознакомления)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|