Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Истоки и краткая история развития психодиагностики за рубежом.




Тема 1.2. ИСТОКИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ

И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

 

вопрос. Истоки и краткая история развития психодиагностики за рубежом.

Научными истоками появления психодиагностики явилось развитие следующих областей психологии, зародившихся в конце 19-го – начале 20-го века:

1. Дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий – изучает индивидуальные различия между людьми, а также типологические различия между представителями различных рас, возрастных, половых, этнических групп и др. Основатели - Ф. Гальтон; В. Штерн. (Штерн ввел названия «дифференциальная психология», «психодиагностика»)

2. Экспериментальная психология, связанная с экспериментальными исследованиями психики человека, исследует изменения психической деятельности в условиях специально организованных экспериментов (В. Вундт).

3. Тестология – наука о тестах - инструментах измерения интеллектуальных способностей людей. (А. Бине«умственный возраст», Дж. Кеттелл - «тест интеллекта»)

19 век«клинический период» психодиагностики. Основными методами психодиагностики были: наблюдение, беседа, анализ истории развития или истории болезни. Сами методы и анализ результатов имели качественный, а не количественный характер.

В 1884 году английским ученым Ф. Гальтоном была создана психологическая лаборатория для исследования индивидуальных различий между людьми. Главным показателем умственных способностей он считал состояние сенсорных функций человека: остроту зрения и слуха, а также скорость психических реакций.

В его лаборатории измерялись различные виды чувствительности, определялось время реакций на различные стимулы-раздражители. Девиз лаборатории: «Все, что возможно сосчитатьсчитайте!». Ф. Гальтон (кстати, двоюродный брат Ч. Дарвина) написал книгу «Наследственныйгений», где проанализировал огромное количество биографий выдающихся людей, их родственные связи. Он пришел к выводу, что отклонения в развитии способностей людей определяются наследственностью (и умственная отсталость, и одаренность). Если, н-р, в семье четверо детей, то шансы стать талантливым имеются только у одного. Он создал теорию, что человеческий род можно улучшить путем соответствующих браков в течении нескольких поколений («евгеника»).

Заслуги Гальтона в психологии и психодиагностике: он ввел в психологию метод тестов, впервые применил для анализа результатов психологических исследований математическую статистику, а также первым начал использовать метод корреляций для анализа результатов психологических исследований.

В дальнейшем сотрудники Гальтона математики Пирсон и Фишер изобрели дисперсионный анализ, а его современник Ч. Спирмен – факторный анализ. Немецкий психолог Э. Крепелин изучал более сложные психологические процессы – восприятие, память и др., он проводил тестовые испытания психически больных людей.

Американский психолог Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания и восприятия букв, слов, фигур (тахистоскоп), он измерял также время реакции на различные стимулы (звук, цвет и др.) и ввел термин «тест интеллекта».

 

20 век«количественный период» психодиагностики (так как начали использовать мат. статистику для обработки результатов психологических исследований).

Во второй половине 19 века в ряде стран открываются первые вспомогательные классы и специализированные школы для умственно отсталых (УО) детей. Часто дети направлялись в эти школы только на основании неуспеваемости. Возникла необходимость диагностики легких форм УО для отбора детей во вспомогательные школы. На помощь врачам и педагогам пришли психологи, которые начали измерять «количество ума» у детей.

 

(Давайте улыбнемся! Анекдот: «В психдиспансере комиссия с проверкой. Проверяющий спрашивает у врача: - Как это вы определяете, кто нормальный, а кто умственно отсталый? Трудно, наверное? - Нет, - отвечает врач, - очень просто. Мы кладем на край ванны ложку и ковшик и просим больного удалить воду из ванной. – А, понимаю, - говорит проверяющий, - психи вычерпывают воду ложкой, а нормальные ковшом! – Э, нет, - говорит врач, - психи черпают и ложкой, и ковшом, а нормальные выдергивают пробку»)

Французский психолог А. Бине в 1905 году разработал первые тесты интеллекта для диагностики детей (совместно с Т. Симоном). Он ввел в психологию понятие «умственный возраст ребенка» (УВ), который определялся тестовыми испытаниями и сравнивался с хронологическим (паспортным) возрастом. УВ определялся по успешности выполнения ребенком тестовых заданий.

Если ребенок справлялся со всеми заданиями для своей возрастной группы, ему давали задания, предназначенные для следующего возраста, и т.д. Тогда к базовому умственному возрасту ребенка могло прибавиться несколько месяцев:

Например, 8-летний ребенок решил все задания для восьмилеток – базовый УВ = 8 лет, и решил 2 задания для 9 летних, прибавляют 4 месяца. Умственный возраст этого ребенка равен 8 лет 4 месяца.

(Всего 6 заданий; 12 мес.: 6 = 2 месяца – «цена» одного задания)

Несовпадение умственного и хронологического возрастов считалось показателем либо умственной одаренности, либо умственной отсталости. В настоящее время установлено, что это может быть также и показателем индивидуального темпа развития ребенка!

 

Недостатки первых тестов интеллекта, созданных Бине в начале 20 века:

1) В них не было четких возрастных показателей.

2) Не было логического единства в самих тестах: для одного возраста тесты на память, для другого – на комбинирование, для третьего – на мышление.

3) Степень трудности теста не всегда правильно соотносилась с возрастом (были задания то слишком простые, то слишком трудные для большинства детей).

4) Большая часть (80%) тестов имели словесный характер. То есть определялся главным образом вербальный, речевой интеллект, а другие виды интеллекта – нет.

5) Успешность выполнения теста зависела от жизненного опыта детей (например, такие задания-вопросы: «Что надо сделать, если опоздаешь на поезд?»)

6) Тесты не учитывали диалектики развития, понимали развитие ребенка как количественный процесс постепенного накопления «ума», но развитие – это качественный и неравномерный процесс.

В дальнейшем более 60 авторов занимались модернизацией, усовершенствованием шкалы интеллекта Бине-Симона: О. Декроли, В. Штерн, Э. Мейман, Л. Термен – шкала Бине-Термена, или Стенфорд-Бине (1916 г.).

 

В 1912 году В. Штерн ввел формулу, по которой определялся коэффициент интеллекта: КИ (IQ) = УВ: ХВ х 100%

(Умственный Возраст делится на Хронологический Возраст, умножить на 100%.

Например, ребенку 10 лет, его УВ=8, значит КИ = 80; ребенку 6 лет, его УВ=4, значит КИ = 66)

 

Стенфордский психолог Л. Термен ввел новое требование к тестам: результаты выполнения теста на большой выборке испытуемых должны соответствовать кривой нормального распределения (кривая Гаусса в математике):

 

Таким образом, было введено понятие статистической нормы.

Для каждого возраста средний, типичный показатель выполнения теста приравнивался к 100 (х), а степень отклонения индивидуальных значений от х = 16 (100 _+) Норма: от 84 до 116 баллов за выполнение теста интеллекта.

По современным стандартизированным тестам Коэффициент Интеллекта приблизительно соотносится с умственным возрастом таким образом:

· условная норма: от 70 - (84 – 116) – до 130

· умственная отсталость: 50-70 - легкая

35-50 – умеренная

20-35 – тяжелая

0-20 – глубокая

 

В настоящее время наиболее известными зарубежными тестами интеллекта являются: различные варианты шкалы Стенфорд-Бине (от 3 до 18 лет), тесты Кеттелла, тесты Амтхауэра, тесты Векслера, тесты Равена.

Шкала умственного развития Бине-Симона -вариант 1911 года (для ознакомления)

 

Возраст ребенка Содержание задания
3 года 1) Показать свои глаза, нос, рот 2) Повторить вслед за взрослым предложение длиной до 6 слогов 3) Повторить вслед за взрослым по памяти числа (например: 2, 6) 4) Назвать нарисованные на картинках предметы 5) Назвать свое имя и фамилию
4 года 1) Назвать свой пол 2) Назвать свой возраст 3) Назвать несколько показываемых ребенку предметов 4) Повторить за взрослым три однозначных числа 5) Сравнить длину показанных линий: какая длиннее, короче (три задачи)
5 лет 1) Сравнить попарно предметы по весу: что тяжелее (давали по 2 предмета) 2) Срисовать квадрат как на образце 3) Повторить слово из трех слогов (н-р: велосипед, электричество) 4) Решить головоломку 5) Сосчитать четыре предмета  
6 лет 1) Определить, какое сейчас время суток 2) Назвать назначение предметов обихода 3) Срисовать ромб как на образце 4) Сосчитать тринадцать предметов 5) Сравнить с эстетической точки зрения два лица (три задания)  
7 лет 1) Различить правую и левую стороны 2) Описать картинку 3) Выполнить несколько поручений 4) Назвать общую стоимость нескольких монет 5) Назвать показанные четыре основных цвета  
8 лет 1) Сравнение двух объектов по памяти, установление сходства между ними 2) Обратный счет от 20 до 1 3) Обнаружение пропусков в изображениях людей (четыре задачи) 4) Назвать день, число, месяц, год 5) Повторить ряд из пяти однозначных чисел  
Из шкалы 1960 года 3 года 1) Назвать 10 предметов на картинках 2) Надеть на нитку четыре бусинки за две минуты 3) Построить мост из кубиков по образцу вслед за взрослым 4) Узнать по памяти животное, которое раньше узнал на картинке 5) Нарисовать круг (три попытки), вертикальную линию 6) Повторить три числа  
9 лет 1) Назвать все месяцы года 2) Назвать стоимость всех монет 3) Составить из предложенных трех слов две фразы 4) Ответить на три легких вопроса 5) Ответить на пять более трудных вопросов  
10 лет 1) Ранжирование предметов 2) Воспроизведение фигур 3) Поиск несоответствий в рассказах 4) Ответы на трудные отвлеченные вопросы 5) Составление предложения из трех слов с одним из предложенных в задании  
11 лет 1) Противостояние внушению при сравнении линий разной длины 2) Составление предложения из трех слов 3) В течение трех минут произнести 60 слов 4) Определение отвлеченных понятий 5) Восстановить порядок слов в предложении (три задания)  
12 лет 1) Повторение однозначных чисел 2) Поиск трех рифм к слову «стакан» 3) Повторение предложений длиной 26 слогов 4) Объяснение смысла картины 5) Завершение рассказа
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...