Предмет исследования экспериментальной психологии Вундта.
БИЛЕТ 10 В1.Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований. Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и тд. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого. Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.
Психофизика ощущений Психика начинается с ощущений: если бы мы могли помнить себя в утробе матери, в нашей памяти, наверное, возникли бы только ощущения: неясные звуки, цветовые пятна, вибрации, покачивания.
Выделение двух стадий обработки информации — сенсорных и перцептивых процессов — во многом является абстракцией. Трудно отделить их друг от друга, как последовательные действия театрального спектакля. Если мы находимся в нормальном состоянии, то идя по ночной улице, мы воспринимаем здания, тротуар, фонари и автомобили, а не просто ощущаем шорохи, блики и вибрации. Перцептивная обработка информации не просто следует за сенсорной с крайне малым временным интервалом, — эти процессы могут идти параллельно. Первый вопрос, который интересовал Фехнера, — это проблема порогов чувствительности. Возможности наших органов чувств ограничены: мы можем разговаривать на расстоянии 5, 10, 20 метров, но если наш собеседник удалится от нас на расстояние пяти километров, разговор без применения специальных средств усиления звука станет невозможным. Значит (разумно предположить), как считал Фехнер и его последователи, что все стимулы по физической интенсивности можно разделить на те, которые ощущаются, и те, которые не ощущаются.
Дети похожи на родителей. Иногда мы не можем отличить голос сына от голоса отца, во всяком случае, в первые секунды телефонного разговора. Нам трудно настроить гитару: подстраивая одну струну к другой, мы не слышим разницы в звучании, но наш товарищ с консерваторским образованием говорит, что нужно еще подтянуть на четверть тона. Следовательно, есть такая величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать. Эта величина носит название дифференциального порога, или порога дифференциальной чувствительности. Дифференциальный порог – величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать.
• Едва заметное различие — минимальное различие между физическими значениями стимулов, которое вызывает ощущение различия. Одной из главных заслуг авторов теории обнаружения сигнала является введение в структуру сенсорного процесса составляющей принятия решения. Это, с одной стороны, позволило взглянуть на проблемы ощущения с более высоких системных позиций, а с другой — выработать подход к решению многих прикладных проблем — первоначально чисто военной тематики (работа на радарах и сонарах), а потом и гражданской (контроль качества продукции, процессы восприятия человека человеком и др.). • Соотношение Вебера – отношение едва заметного различия к величине исходного стимула равно некоторой константной для каждой сенсорной модальности величине. Примерно через сто лет после появления книги Фехнера Стивенс выдвинул идею возможности непосредственной количественной оценки человеком своих ощущений. Кроме того, он пересмотрел основной постулат Фехнера о константности минимальных различий между ощущениями: вместо DDR = С Стивенс предложил DDR: R = С. Это соотношение выглядит аналогично соотношению Вебера, но только в нем фигурируют не физические величины, а психические — ощущения. Соотношение Стивенса означает, что отношение минимального приращения ощущения к исходному ощущению равно постоянной величине. Проще говоря, если мы испытываем слабое ощущение, то чтобы испытать несколько более сильное, нужно лишь незначительное изменение в ощущениях, чтобы почувствовать разницу, а если мы переживаем очень сильное ощущение, то только мощный всплеск в нашей душевной жизни заставит нас заметить, что что-то в наших ощущениях изменилось. Предмет исследования экспериментальной психологии Вундта. По мнению Вундта, предметом психологии должны выступать лишь только те процессы и явления, которые доступны как внешнему, так и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую составляющую и которые, в силу этого, не могут быть объяснены только с позиции физиологии или психологии. К таким явлениям можно отнести ощущения и представления, и простейшие чувствования. «Вундт критически переоценил прежнее понимание психологии (как науки о душе) и предложил рассматривать в качестве такового предмета — непосредственно данные субъекту явления сознания, постигаемые путем самонаблюдения и интроспекции (букв.”смотрение внутрь”) При этом объект и субъект выступают в неразрывном единстве, а сам объект всегда выступает как представляемый объект, как продукт переработки реального объекта непосредственным опытом субъекта восприятия. Объектом изучения физиологической психологии остается сознание человека и представленный в ней непосредственный опыт отношения субъекта к представляемым объектам. В конечном же счете признается первичность сознания человека по отношению к объективному миру. Ещё одним важным моментом для исследования Вундтом сознания является то, что он понимает существенный недостаток интроспекционизма для познания психических явлений. Он совершенствует этот метод путем ввода в него экспериментальных процедур, наработанных в физиологии. Как считает Вундт именно экспериментальные процедуры и методы позволяют поставить изучение явлений непосредственного опыта на объективную почву. Самостоятельность науки психологии от других естественных наук Вундт обосновывает принципиальным отличием сознания человека от всего внешнего и материального, то есть непосредственный опыт человека (все же остальные науки изучают опыт человека опосредованным путем), поэтому психология и имеет право на самостоятельное существование. “Если, следовательно, и естествознание и психология суть эмпирические науки, так как они имеют своей задачей объяснение опыта, правда, с различных точек зрения, то все-таки психология должна быть призвана более строго эмпирической наукой, в виду своеобразных особенностей, присущих её задаче”. ФЕХНЕР ГУСТАВ ТЕОДОР Его взгляды вызывали недоумение и критику среди мыслителей того времени, поскольку казались им несовременными и даже архаичными. Фехнер был последователем объективного идеализма, считал, что сознание разлито во Вселенной, все небесные тела одушевлены, а материя - оборотная, теневая сторона психического. Столкнувшись с неприятием своей теории материалистами, Фех-нер поставил себе задачу доказать ее правильность, причем при помощи математики. Постепенно он пришел к выводу, что если у Вселенной, начиная от планет и заканчивая молекулами, есть две стороны: «светлая», или «духовная», и «теневая», или материальная, то между ними должно существовать и функциональное соотношение, выразимое в математических уравнениях. Оставив работу в университете, ученый не прекратил свои собственные исследования. В результате длительных поисков и размышлений ночью 22 марта 1850 г. Фехнер сформулировал закон, названный им законом Вебера, а впоследствии получивший название закона Фехнера. Ученый определил логарифмическое соотношение между интенсивностью ощущения и интенсивностью физического раздражителя. Он опубликовал этот закон в своей книге в 1851 г. Таблица логарифмов впервые вистории экспериментальной психологии была применена к феноменам психической жизни. Этот закон впоследствии получил применение везде, где требовалось количественно измерить психологические суждения. Фехнер стремился доказать, что психические явления реальны и их величины могут быть определены, как и количественные характеристики физических явлений. Для этого он разработал методы едва заметных различий, средних ошибок, постоянных средних раздражений. В дальнейшем, разрабатывая эти проблемы, Фехнер обнаружил, что увеличение интенсивности раздражителя значительно отличается от действия с постоянной интенсивностью. Для проверки этих фактов он провел обширные экспериментальные исследования. Их результаты он опубликовал в 1860 г. в книге «Элементы психофизики». В этой работе он предложил математические определения ощущений, времени реакции, ассоциаций и других феноменов душевной деятельности. Эга его работа оказала огромное влияние на все последующие труды в области измерения и вычисления психических. В 2Конфликт социальный - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при расхождении во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам - конфликтология. Причины социальных конфликтов Причина социальных конфликтов кроется в самом определении - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой. Типология конфликта Принято различать конфликты в разных сферах жизнедеятельности, например, в психологии (в сферах трудовых отношений, в научно-исследовательских коллективах, в воинских коллективах, в спорте, в среде осужденных, в педагогике, в семейно-брачных отношениях); в искусствоведении (в литературе, театре, кино, живописи, музыке. Выделяют следующие подходы изучения конфликта в искусствоведении: исследование конфликта как частного момента искусства, основы конфликта как проявления общего и частного в отражаемом процессе, философское рассмотрение художественного конфликта как эстетической категории. Исследование конфликта в исторических науках (международные, региональные, конфликты на Ближнем Востоке, развитые страны и конфликты в Третьем мире (политика США, Великобритании, Франции, Германии), роль ООН и других международных организаций в урегулировании конфликтов, этнические конфликты в зарубежных странах; межнациональные и этнические противоречия и конфликты на территории бывшего СССР. Выделяют также математические модели конфликтных явлений, а также конфликты в военной науке. В теории и практике конфликтологических исследований сложился определенный комплекс понятий и проблем, с которыми связано изучение конфликтов. Например, в исследованиях А.Анцупова и А.Шипилова, Н.П.Дедова, Т.В.Суслова, Е.Г.Сорокмна, А.В.Морозова и других в центре внимания поставлены проблемы сущности социального конфликта. Классификации конфликтов, эволюции конфликтов, генезиса конфликтов, структуры конфликтов, функции конфликтов, информации в конфликте, динамики конфликта, диагностики конфликта, предупреждения конфликта, завершения конфликта. Типология конфликтов — одна из широко обсуждаемых зарубежными и отечественными учеными проблем. Актуальность ее объясняется как теоретическим, так и, в особенности, прикладным значением. Что касается теоретического аспекта, то классификация изучаемых явлений в любой отрасли социального знания всегда рассматривалась одним из важных исследовательских методов. Прикладной аспект связан с практикой управления конфликтами. Классифицируя конфликты, мы тем самым получаем возможность конкретней раскрыть их особенности, отследить индикаторы конфликтности в той или иной сфере общественных отношении и деятельности, специфику динамики конфликтов различных типов, а на этой основе разработать стратегию и тактику распознавания конфликтов, их регулирования и разрешения. В литературе предлагаются многочисленные варианты классификации конфликтов, по разнообразным основаниям. В монографии Запрудского Ю. дается достаточно широкий анализ этих вариантов, разработанных зарубежными теоретиками. (См.: Запрудский Ю. Социальный конфликт: политологический анализ. Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского ун-та, 1992). Автор отмечает отсутствие среди ученых согласия по вопросу о «критериях выделения разнородных коллизий в особые типы», объясняя такое положение не соображениями идеологического характера, а объективной трудностью решения самой проблемы. Такое же замечание можно высказать в адрес отечественных социологов и политологов. Основания для типологии конфликтов, как правильно пишет Запрудский Ю., могут быть весьма различными. Выбор таковых зависит прежде всего от задачи и характера исследования, а также методологического подхода к проблеме типологии. Р.Дарендорф, например, исходит из того, что специфика социального конфликта заключается в его обусловленности социальной структурой, а именно — «структурой социальных позиций и ролей» в рамках определенного социального единства. Отсюда разработанная им классификация социальных конфликтов по двум критериям: «диапазону социального единства, внутри которого существует конфликт» и соотношению рангов участвующих в конфликте элементов. Руткевич М.Н. предлагает «одну из возможных схем классификации социального конфликта», продолжающую введенную Марксом традицию деления общественных отношений на экономические, политические, идеологические. Соответственно различаются и группы конфликтов. Сам же автор предлагает типологию, основанную на различиях вступающих в конфликт социальных субъектов. В связи с этим он описывает три типа социальных конфликтов: между обществами (один из древнейших, начиная со столкновений племен), между этническими группами, между социальными группами и внутри данного общества. Трудно что-либо возразить против названных типов социального конфликта. Тем не менее они весьма общи, и каждый из типов включает в себя другие группы конфликтов, дифференцируемые по иным существенным признакам. Запрудский Ю. предлагает классификацию конфликтов по многим основаниям:по причинам конфликтов: 1порожденные объективными и субъективными причинами;2) по наличию противоречий, лежащих в основе конфликта: антагонистические и неантагонистические;3) по времени действия конфликта: продолжительные и кратковременные;4) по наличию последствий для общества: успешные и безуспешные;и т.д. Подход автора выглядит достаточно многосторонним. Но Он слишком усложнен.Множественные основания типологии конфликтов, если их использовать, приводят к такой классификации, которой трудно руководствоваться и в теоретическом анализе и, тем более, в прикладных целях. К примеру, некоторые юристы насчитывают сколе 200 «зон» (видов) конфликтов, возникающих на юридической основе. Возможно ли их конкретно охарактеризовать и освоить?Привлекает внимание методология классификации конфликтов, предлагаемая Здравомысловым А., опирающаяся на две линии «расчленения»: по «основаниям апелляции к потребностям, интересам, ценностям и нормам»; по сферам жизнедеятельности, в которых развертывается конфликт (экономической, политической, культурной). Что касается движущих сил конфликта (то есть его субъектов), то они рассматриваются в связи с указанными двумя линиями классификации конфликтов. Обоснованность последнего суждения нам представляется недостаточной.Думается, что логически обоснованным и достаточно понятным будет типология конфликтов, основанная на определении и структуре конфликта. Поскольку конфликт суть противоборство субъектов из-за осуществления противоположных интересов, целей, ценностей и т.д. в границах определенного социального единства, то соответственными должны быть и типологические различия конфликтов. Они прежде всего обозначаются по линии их субъектов-носителей, а также той социальной среды (социального единства, системы общественных отношений), элементами которой они являются. Субъектами социальных (общественных) конфликтов выступают: личности, группы, классы, этнические общности, социальные организации и институты, политические союзы, государства, международные объединения. Соответственно различаются типы конфликтов: межличностные, внутригруппо-вые и межгрупповые, межклассовые и внутриклассовые, этнические (или национальные), внутренние конфликты организаций и институтов, конфликты, возникающие между государствами, т.е. международные. Данакин Н.С., Дятченко Л. Я. Отмечают различия конфликтов по уровню субъектов: глобальные, межгосударственные, региональные, групповые, семейные, межличностные. Возможен, конечно, и такой вариант, отражающий последовательность сужения диапазона конфликта. Следует только учесть, что семейный конфликт относится к групповому, а глобальный — к международному.Критерий данного вида типологии конфликтов — уровень субъектов относительно социальной системы. На этой основе строится различие горизонтальных и вертикальных конфликтов. В таком контексте подчеркивается ранг субъектов — их равнозначность или соподчиненность.Противостоящие субъекты живут и борются в различных подсистемах общественных отношений и деятельности. Отсюда вытекает классификация конфликтов по критерию сфер жизнедеятельности общества: экономические, социальные, политические, правовые, идеологические, нравственные, религиоз-ные, научные, управленческие конфликты. Их носителями могут быть любые из вышеперечисленных субъектов. Они объединяются в рамках теории среднего уровня. Экономический конфликт — это конфликт прежде всего по поводу присвоения, распоряжения и использования средств производства, а также организации и управления производством материальных благ и их распределением. Социальный конфликт — по поводу средств жизнеобеспечения, реального доступа к различным благам и ресурсам. Одной из разновидностей социального конфликта является этнический конфликт, связанный с защитой прав и интересов национальных групп. Политический конфликт — обобщающий по отношению к другим общественным конфликтам; он возникает по поводу власти, ее приобретения, защиты и использования в интересах определенных социальных групп или большинст
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|