Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пройди путь от вершины пирамиды к её основанию, переходя из клетки в одну из двух, расположенных под ней, и набери по дороге сумму 35.




Это задание выполняется методом проб, учащиеся используют простой карандаш.

Этот же лабиринт может быть использован через определённое время с несколько изменённым заданием: «Набрать по пути суммы 45; 55».

С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивости внимания, увеличения его объёма и развития воображения учащиеся выполняют задания на пересчёт предметов, изображённых неоднократно пересекающимися контурами, что затрудняет его выполнение и поэтому требует ещё большей сосредоточенности. Например,

Сколько звеньев в каждой цепочке? Сосчитай и напиши их число в соответствующих квадратах.

Сколько двоек на рисунке?

При выполнении таких заданий очень важно, чтобы учащиеся поняли, что необходимо каким-то знаком отмечать уже сосчитанный предмет или цифру: это может быть крестик, галочка, точка и т.д.

После выполнения такие задания обязательно проверяю и помогаю увидеть и исправить допущенные ошибки.

На уроках присутствуют и комбинированные лабиринты, которые представляют собой объединение числового лабиринта и задания на пересчёт предметов, изображенных пересекающимися контурами, например:

5. Помоги рабочему пройти по числовому лабиринту справа налево так, чтобы по дороге набрать сумму 60. После этого пересчитай, сколько молотков ему прислали с завода. Сравни два полученных числа. Запиши, какое из них больше и на сколько.

Выполнение заданий такого вида требует, несомненно, сосредоточенности и на более продолжительное время.

 

Большое внимание уделяю проведению различных дидактических игр с целевой установкой на внимание, например:

Умножить или разделить?

Проведение этой игры преследует две важные цели: совершенствовать умение переключать и правильно распределять внимание на разные цвета, числа и арифметические действия и закреплять знания по программному материалу, в данном случае – по таблице умножения и соответствующим случаям деления. Игра может проводится с разными числами.

Допустим, мы выбрали число 9, умножение и деление на которое закрепляем. У меня в руках картонный круг, который с одной стороны голубого цвета, а с другой – розового. На обеих сторонах круга написано число 4. Поясняю, что, когда я показываю круг голубой стороной и называю некоторое число, например 6, учащиеся должны его умножить на 9, если же я показываю круг розовой стороной, то названное мною число дети должны разделить на 9. Круг показывается достаточно быстро, то одной, то другой стороной, а иногда два – три раза подряд одной и той же стороной. Дети записывают ответы в тетради. Примеры могут быть такими: 9х9; 81:9; 9х5; 9х4; 72:9; и т.д.

По окончании провожу проверку правильности выполнения игры, выясняю не только уровень усвоения учащимися табличных случаев умножения девяти и деления на 9, но и уровень развития внимания. Игру можно проводить на любом этапе урока, используя различные модификации.

 

3. Задания на коррекцию и развитие памяти

В среднем звене продолжается работа по коррекции и развитию зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти учащихся. С этой целью использую различные дидактические игры. Число включённых в игру «Запомни изученные слова» математических терминов и слов увеличивается, примерно, до 12 – 14, а их состав пополняется новыми для учащихся терминами: тысяча, трёхзначное, миллион, разряд, класс, километр и др.

В игру «Цепочка слов» включаю уже не менее восьми троек слов, объединённых в эти тройки по смыслу и охватывающих новый материал.

Так, для воспроизведения учениками предлагаю такие тройки слов: «внетабличное умножение чисел», «деление с остатком», «единицы, десятки, сотни», «остаток меньше делителя», «порядок выполнения действий» и др.

Примерно один раз в месяц провожу зрительные диктанты. Их содержание обогащаю изученным математическим материалом. Иногда их содержание может быть, например, таким, как показано на рисунках (показываю в течение одной минуты одновременно все фигуры, изображённые на рисунке, а затем прошу учащихся воспроизвести их в тетради по памяти).

4. Задания на развитие и коррекцию мышления.

Как уже говорилось выше, развитию мышления учащихся с интеллектуальной недостаточностью уделяю особое внимание, и в старшем звене включаю систему содержательно-логических заданий, направленных на развитие и коррекцию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификации, решение логических задач.

 

Так, умение сравнивать отрабатываю при проведении сравнения двух чисел, примеров, задач, уравнений, двух фигур, а затем и группы чисел, группы примеров, группы задач и т.д. Это задания вида:

1. Напиши два числа: сто и тысяча. Сравни эти числа.

Чем похожи числа? Чем отличаются числа?

2. Вычисли значения выражений: 280: 4= 240: 4=

Подчеркни подмеченные различия.

3. Найди сумму длин сторон заданных квадратов. Покажи сумму длин сторон каждого квадрата с помощью отрезка. Скажи, чем задания и их решения похожи.

4. Реши задачи. Отметь сходство и различие в задачах и их решениях. Сделай вывод.

Витя сделал из дерева лодку длиной 36 см, а Миша – в 4 раза короче. Какой длины лодка у Миши?

• Гале 18 лет, а сестра моложе её в 3 раза. Сколько лет сестре?

• Масса тыквы 14 кг, а арбуза в 2 раза меньше. Какова масса арбуза?

5. Раздели числа на две группы: 15, 24, 25, 28, 30, 32, 35, 36, 40.

При выполнении данного задания обращаю внимание учащихся на то, что признак разделения заданных чисел на группы не задан и им предстоит определить его самим. Числа могут быть разделены на две группы по разным признакам: в одну группу записать чётные числа, в другую – нечётные;

в одну группу записать двузначные числа, оканчивающиеся цифрой 5 и нулём, т.е. числа, которые делятся на 5, в другую – числа, которые не делятся на 5. При этом обращаю внимание учащихся, что необходимо следить за тем, чтобы все числа были распределены по группам и не случилось так, что одно и то же число попало в обе группы.

6. Вставь недостающую фигуру.

Ω

Δ

Δ

Ω

Δ

Большое место отвожу задачам на построение цепочки логических рассуждений с последующими выводами, на логический перебор возможных вариантов.

7. Четыре девочки из детского сада Аня, Варя, Галя, Даша играли с мячами.

Подпиши, каким из мячей играла каждая девочка, если мяч Вари не самый маленький но меньше, чем у Ани и Даши, а мяч у Ани не меньше, чем мяч у Даши.

8. В саду распустилось 15 астр и 17 георгинов. Девочка сорвала 16 цветов из них. Ответь на вопросы, подчеркнув нужное слово «Да» или «Нет»:

• Был ли среди них хотя бы один георгин?

• Была ли среди них хотя бы одна астра?

Несколько усложняю задачи комбинаторного характера за счёт увеличения количества предметов, из которых образуются соединения, например:

9. Используя только цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, напиши четыре двузначных числа, чтобы они в сумме составили число 100. Найди несколько способов, и т.д.

На уроках использую «интеллектуальные минутки», развивающие внимание, память, мышление. Провожу на любом этапе урока. Включаю задания вида:

 

1. Что находится в середине тыквы?

Если откусить половину яблока, то останется…

Как называется круглый хлеб?

Назовите 15-ю букву алфавита.

Какой месяц будет после января?

На чём мы сидим?

Назови числа, стоящие перед 90; 40; 33.

2. Сколько крыльев у мухи?

Дом для машины?

Карандаш для классной доски?

Назови 5 видов головных уборов.

Наряд для ёлки?

3. Что забивают в хоккейные ворота?

Какого цвета вода?

Посчитай тройками до 30.

Любимая еда гусеницы?

18 – это 9 и …; 25 – это 10 и …; 40 - это 25 и …

Спортивная обувь?

Дорога, покрытая асфальтом?

4. Идут, идут, а с места не сдвинутся.

Твёрдая вода?

Бывают молочными и коренными?

Назови 5 дней, не указывая число и день недели.

Дополните до 100 числа: 40, 60, 55, 82.

Семицветный мост?

Многодневный фильм?

Приведённые задания способствуют, с одной стороны, коррекции и развитию познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, а, с другой, помогают глубже и прочнее овладевать программными знаниями, способствуют расширению их математического кругозора, что создаёт условия для успешного продолжения математического образования в старшей школе.

 

Задания на развитие речи

Для коррекции и развития речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью использую следующие этапы работы.

Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения математических терминов и выразительного чтения любого задания. Использование этого приёма особенно важно в школах VIII вида. В ходе устного опроса предлагаю (фронтально или индивидуально в каждом классе обучения и в случае необходимости) упражнения вида:

1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, миллиметр, сложить, наименование, т.п.

2. Прочитайте: прибавить к числу 95, вычесть из числа 89, к числу 139 прибавить 234, прибавить к 95, вычесть из 89, к 132 прибавить 234 и т.п.

 

Если учащиеся употребляют падеж неправильно, помогаю - читаю сама, а затем прошу повторить кого – нибудь из учеников. Так из урока в урок учащиеся приучаются читать математические выражения.

Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание.

С этой целью предлагаю упражнения следующего характера:

1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:

• Объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, вычитаемое, разрядные слагаемые, т.д. (термины берутся из программы соответствующего года обучения).

• Прочитайте выражения: 18 х 4= 345 + 3= 600 – 500=

2. Упражнения на правильное написание терминов:

• Запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум…рация, выч…таемое, ед…ница, кил…грамм, т.д.

• Исправьте ошибку в записи слов: дилить, еденица, т.д.

3. Упражнения на составление правильных связных высказываний:

• Прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: От …слагаемых … не изменится. Сумма углов … равна 180 ْ.

• Используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из.

Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.

Формирование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложениях и т.п.

На этом этапе работы по развитию речи достигается ясность и точность высказываний учащихся. Полезны упражнения следующего вида:

1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:

• Устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное число в выражении х + 2 = 35, надо к 35 прибавить 2».

2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как на уроках чтения, только используется математический материал. Их можно выполнять как на уроках математики, так и на уроках русского языка, что усилит межпредметные связи.

В частности полезны такие упражнения:

Пример 295 + 12 = 307 Саша прочитал так: «К двести девяносто пять прибавим двенадцать и получим триста семь». Правильно ли прочитал Саша?

Если учащиеся затрудняются дать ответ, то я читаю пример, обращая особое внимание на окончания числительных, а затем прошу повторить кого-нибудь из учащихся.

Упражнения данного вида довольно сложны. Но с ними учащиеся справляются, если их проводить систематически и целенаправленно.

Развитие связной математической речи осуществляется в соответствии с требованиями методики развития связной речи на уроках чтения. Этот этап работы наиболее сложный по отношению к предыдущим, так как именно здесь учащимся приходится концентрировать своё внимание на отдельных словах, их сочетаниях для образования логически выстроенных предложений, что требует от умственно отсталых школьников больших умственных усилий. Поэтому этот этап работы использую дифференцированно.

На данном этапе работы предлагаю упражнения следующего характера:

1. Составьте текст, используя набор карточек со словами:

• чтобы, многозначное, двузначное, на, число, умножить, сначала, на, единицы, умножить, надо, потом, и, на, полученные, десятки, сложить, результаты, его.

· 1 день – 15 ящиков

2 день – на 35 ящиков больше

2. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение: «Значит, 48:4=12. Это число 12. Разделить 48 на 4, значит найти число, которое при умножении на 4 даёт 48».

3. Закончите предложение: «Чтобы многозначное число умножить на двузначное, надо…».

В зависимости от подготовленности класса составляю более сложные упражнения. Также приведённые выше упражнения использую в различных комбинациях. Развитие связной письменной математической речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью в основном сводится к развитию умений оформлять решение упражнений и задач различными способами.

Здесь следует, на мой взгляд, учитывать следующие моменты.

1. Работая над оформлением решения задач, больше внимания уделять решению их различными способами, изменению условия задачи, её вопроса.

2. Не проявлять формальных требований к записи решения задачи и ответа на вопрос.

Работать над коррекцией и развитием речи умственно отсталых школьников следует в системе, только при этом условии удастся сформировать у них соответствующие умения.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». – Ростов-н/Д: Издательский центр «Март», 2002.

2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно – прак-тич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд – во «Учитель», 2004.

3.Настольная книга педагога – дефектолога / Т.Б. Епифанцева. – Изд. 2-е – Рос-тов- н/Д: Феникс, 2006.– (Сердце отдаю детям)

4.Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учеб. программы и метод. материалы. – Кн. 2 / Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2002.

5.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекцион-ной) школе VIII вида: Учебник для студентов дефектологического факультета педвузов. 4-е изд., переработанное – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

6.Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010г.

7.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя – дефектолога / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– (Коррекционная педагогика).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...