Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задолженность по заработной плате, вызванная отсутствием финансирования из бюджетов всех уровней (млн. руб. )

 

Следует ввести в законодательно-правовое русло процесс исполь­зования денежной эмиссии в целях обеспечения авансирования раз­вития российской экономики и доходов государства, что изменит сло­жившуюся практику получения эмиссионного дохода коммерчески­ми структурами и Центральным банком России. С учетом сложив­шейся ситуации в российской экономике нужно использовать денеж­ную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита при жестком зако­нодательном регулировании и контроле. Это позволит отказаться от установленного в 1995 г режима заимствования государством средств для покрытия бюджетного дефицита на финансовом рынке как не соответствующего современному финансовому состоянию экономики, а также уровню развития финансового рынка.

Необходимо пресечь неограниченные заимствования на практи­чески бесплатной и безвозвратной основе средств фондов социаль­ного страхования, пенсионного и других для покрытия текущих рас­ходов бюджета. Порядок использования средств, направляемых в фонды занятости и медицинского страхования, не обеспечивает выполнения ими своих социальных функций. В такой ситуации больше всего выигрывает не население, для удовлетворения нужд которого якобы работают эти фонды, а различного рода финансовые структуры, в том числе коммерческие банки, временно использующие проходящие че­рез их счета финансовые средства.

Замещение заимствований федерального и местных бюджетов, осуществляемых на внутреннем финансовом и внешних рынках, це­левыми кредитами ЦБ России будет способствовать значительному снижению непосильных для федерального бюджета издержек, связан­ных с обслуживанием государственного долга. Одновременно появит­ся возможность существенно уменьшить спрос государства на деньги на внутреннем финансовом рынке и соответственно доходность ГКО и других финансовых инструментов. Это позволит направлять бан­ковские ресурсы в реальный сектор. Представляется целесообразным восстановить практику целево­го кредитования не только банков для финансирования реального сектора экономики, но и Министерства финансов РФ в рамках предо­ставления кредитов под проекты на конкурсной основе при возмож­ном участии в таких конкурсах самих банковских структур.

В области налоговой политики в целях нормализации финансо­вого положения основного контингента налогоплательщиков можно выделить следующие приоритеты:

- сбалансированное распределение налогового бремени между отраслями экономики (снижение налоговой нагрузки на топливно-сырьевые отрасли и соответственно уровня затрат в энергоемких производствах);

- проведение политики смещения налоговой нагрузки с про­мышленных предприятий на население в соответствии с ростом дохо­дов основной его массы;

- изменение действующей практики начисления налогов вне за­висимости от факта реализации продукции в сторону учета реаль­ной выручки как базы для налогообложения, что позволит решить проблему уплаты налогов «живыми деньгами».

Переход к социальной ориентации денежно-кредитной систе­мы. В силу своей инерционности денежная система страны не может быть переведена в революционном режиме из одного состояния в другое без существенных потерь для населения. Чтобы свести их к миниму­му, необходимо преодолеть сложившееся за годы реформ недоверие массового потребителя к государству. Именно государство - основной гарант устойчивости национальной валюты и источник доверия к национальным институтам денежной системы.

В условиях перехода к рыночным отношениям необходимо пол­нее включить бюджеты домашних хозяйств в сферу кредитно-денежных отношений. Именно состояние семейных бюджетов основного массива граждан отражает и определяет прогрессивность (или peгрессивность) проводимой политики.

Преодоление сложившейся асоциальной направленности курса денежно-кредитной политики и ситуации практического отторже­ния большинства населения от перераспределительных процессов требует существенной корректировки действующего финансового механизма ЦБ России должен расширить сферу своей ответствен­ности за стабильность национальной валюты, выводя ее за рамки достижения "соответствия динамики денежного предложения (де­нежный агрегат М2) и не инфляционного роста ВВП" и акцентиро­вав внимание на нарастающей потере национальной валютой своих исходных функций, а именно - средства обращения, платежа и сбе­режений. Банк России призван контролировать достаточность де­нежной массы не только в целом по стране, но и по каждому из секторов экономики, регионов Федерации, а также пропорции функциональной ее структуры (сбережений и денег в текущем обороте). Не менее важно обеспечить спрос на денежные ресурсы в разрезе агрегатов денежной массы (наличной, на счетах предприятий и т д.), а не просто совокупного спроса на деньги.

В сложившихся условиях курс денежно-кредитной политики должен быть ориентирован на преодоление неплатежей населению, снижение диспропорций доходов основных его групп, обеспечение государством гражданам реального (а не абстрактно-расчетного) про­житочного минимума. В этой связи первоочередными целями денеж­но-кредитной политики государства должны стать показатели не тем­пов инфляции и размера бюджетного дефицита, а реальных доходов населения и прежде всего - потенциального "среднего класса", сте­пень обеспеченности широких слоев граждан кредитными услугами, коэффициенты дифференциации доходов населения.

Согласование кредитной эмиссии с реальным спросом экономи­ки на денежную массу позволило бы не только преодолеть нараста­ние деформаций в сфере финансово-кредитных отношений, но и при­дать динамизм всему развитию российской экономики. Необходимым условием для этого является внесение системных изменений в денеж­но-кредитную политику и взаимоотношения всех секторов россий­ской экономики. Имеется в виду

 вытеснение из финансово-денежной сферы чужеродных для нее элементов - всякого рода псевдоплатежных и фиктивных долго­вых обязательств,

- заполнение вакуума в расчетно-платежных отношениях, при­нявшего форму катастрофического по размерам и парализующего эко­номику роста просроченной дебиторско-кредиторской задолженности.

Целесообразно восстановление банковского кредитования пред­приятий реального сектора взамен распространенной практики "вы­нужденного заимствования" средств из бюджетов всех уровней. Пред­приятия на конкурсной основе, согласно экспертной оценке представ­ленных проектов, получат реальную возможность (в рамках государ­ственной кредитной политики) использовать банковский кредит и выс­вободить заимствованные бюджетные средства из хозяйственного обо­рота. Уже проводятся взаимозачеты долгов с включением в цепочку банка и Минфина РФ вместе с взаимосвязанными с ним предприяти­ями (со стороны как должников, так и получателей бюджетных средств). Однако следует заметить, что локальное решение этой проблемы может дать лишь временный эффект и то для узкого круга предприятий. Кро­ме того, высокая степень произвола в подборе участников таких взаи­мозачетов и их явная бесконтрольность могут привести к еще больше­му обострению платежного кризиса и снижению доходов бюджета.

Для обеспечения реальной финансовой стабилизации и укрепле­ния национальной валюты курс денежной политики должен быть на­правлен прежде всего на включение в сферу государственной ответ­ственности интересов широких слоев населения. Именно такой подход характеризует способность государства использовать национальную ва­люту в качестве инструмента поддержания жизнедеятельности основной массы населения и роста его доходов. Политика ЦБ РФ должна стимулировать рост рублевых сбережений, используя механизм установления дифференцированных процентных ставок на различные виды вкладов. В условиях высокого уровня долларизации накоплений населе­ния основой курса на последовательное укрепление покупательной способности национальной валюты и усиление гарантий накоплений в российских банках должно стать принятие специального закона о сбе­режениях граждан. Одномоментные меры по снижению уровня долла­ризации сбережений способны лишь обострить ситуацию в сфере де­нежного обращения и усугубить недоверие к российскому государству, а главное - резко повысить давление на потребительский рынок. Кро­ме того, любые чрезвычайные меры репрессивного характера будут иг­рать на руку определенным группам участников финансового рынка

Для того чтобы увеличить привлекательность сбережений в на­циональной валюте, необходима система гарантий, целесообразно:

- создать и переориентировать действующие инвестиционные фонды (включая пенсионные, страховые и др.) на широкое вовлече­ние доходов в сферу накоплений под четко определенные имуще­ственные гарантии государства с одновременным формированием институциональной законодательно-правовой базы, на основе которой можно осуществлять упреждающие антикризисные меры;

- ввести одновременно с осуществлением политики сдерживания динамики курса рубля к доллару режим последовательного стимули­рования трансформации валютных сбережений в рублевые на основе создания системы сбережения денег для российских граждан. Такая система должна включать организацию деятельности разного рода фондов и компаний, банков и небанковских структур, базироваться на четких правовых нормах и иметь центральную службу регулиро­вания. К важнейшим структурным звеньям сберегательной системы можно отнести действующие и вновь создаваемые страховые фонды с реальной гарантией государства, специальные пенсионные и инвес­тиционные фонды, а также жилищно-строительные компании и дру­гие структуры, обеспечивающие капитализацию доходов населения.

О нормализации кредитных взаимоотношений населения с го­сударством и структурами финансово денежного рынка. Включе­ние населения в систему кредитно-денежных отношений традицион­но сводится к одному аспекту - привлечению сбережений населения в качестве банковских ресурсов. Другая сторона развития кредитных отношений - активизация кредитования сектора домашних хозяйств как необходимого условия обеспечения устойчивости банковской системы (ликвидности российских банков) и экономического роста -обычно упускается из виду. Современная денежно-кредитная полити­ка формируется в ограниченном рамками макроэкономического под­хода информационном пространстве, которое в условиях повышенной нестабильности экономики не дает адекватного представления о про­исходящих социально-экономических процессах, тем более в сфе­ре денежных отношений.

Кредитование индивидуальных клиентов в России еще не полу­чило должного развития, вследствие чего банки сталкиваются со мно­жеством проблем. В их числе - недостаточная проработанность про­цедуры анализа кредитоспособности индивидуальных заемщиков, ус­ложненный процесс оформления выдачи ссуды, низкая возвратность (имеется в виду не только несвоевременное погашение клиентом за­долженности перед банком, но и не целевое использование полученной ссуды), отсутствие обоснованной и взвешенной процентной поли­тики, несовершенная законодательная база, узкий спектр видов ссуд.

Исходной посылкой решения проблемы обеспечения государствен­ной гарантии сбережений граждан является исполнение закона " О вос­становлении сбережений населения", принятого в 1995 г. В сложив­шейся ситуации реализация этого закона зависит от: правильности расстановки акцентов в ходе его реализации; понимания необходимо­сти полного восстановления государственного долга вкладчикам Сбер­банка РФ в рамках осуществления политики реальной финансовой стабилизации, обеспечивающей долгосрочные перспективы развития российской экономики, а не просто сдерживание инфляции. Чтобы преодолеть тенденцию отсрочки исполнения названного закона, необхо­димо, чтобы президент РФ принял указ об установлении четкой после­довательности (этапности) его реализации. Подобный шаг станет нача­лом признания государством на деле своего долга перед вкладчиками

Повышению привлекательности такой формы сбережений, как вклады в банках в национальной валюте, и преодолению тенденции долларизации сбережений призван служить законопроект "О гаран­тировании вкладов граждан в банках". Однако представленному за­конопроекту грозит перспектива стать еще одной "рамочной" нормой, не обеспечивающей реальной защиты и гарантии сбережений населе­ния, прежде всего в связи с тем, что его нормы не распространяются на Сбербанк РФ, концентрирующий более 70% вкладов граждан.

Очевидна необходимость разработки на законодательном уров­не и ввода в действие реального механизма стимулирования накопле­ний граждан, основу которого должны составить гарантии государ­ства относительно сохранности накоплений, а также меры, побуждаю­щие физических и юридических лиц к накоплению. В качестве одной из таких мер можно назвать введение "счетов-накоплений" граждан с персональным зачислением на них части средств компенсационных и дотационных выплат, производимых из средств госбюджета, вместо того чтобы "проводить ' их через фонд заработной платы и себестои­мость продукции. Это позволит переключить инфляционную компо­ненту (относительно зарплаты) с текущих затрат на рост накоплений и сформировать базу для увеличения кредитных ресурсов долгосроч­ного характера. В этом же направлении должна действовать процент­ная политика стимулирования накоплений, в рамках которой с учетом социально-экономической ситуации необходимо принятие законода­тельных положений о режиме установления процентных ставок по "счетам-накоплениям" в зависимости от кредитных ставок, возмож­ности централизованной поддержки.

Социальные ориентиры банковской деятельности. Сегодня оче­видно рассогласование интересов банковского сектора с финансовыми интересами субъектов реального сектора и большинства населения. Речь идет о практическом ограничении деятельности банков сферой финансового и валютного рынка и однонаправленности кредитных отношений с населением в пользу заимствования средств граждан.

Прежде всего необходимо разомкнуть круг взаимного недоверия. С одной стороны, имеет место падение доверия населения к Кредитным структурам, вызванное нарастающим количеством банкротств банков (особенно мелких и средних). С другой - отсутствует доверие банков к денежно-кредитной политике и обязательствам правитель­ства и ЦБ РФ, что является нарушением одного из главнейших усло­вий устойчивости банковской системы. С этой точки зрения принци­пиально важны своевременность выполнения ЦБ РФ своих обяза­тельств, а также разработка правовых норм защиты коммерческих банков от произвола центральных органов.

Имея мощную иерархическую, жестко соподчиненную организа­ционную структуру, ЦБ РФ не должен ограничиваться реализацией собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности коммерческих бан­ков. Регламентация таких макропоказателей, как резервные требова­ния и ставки рефинансирования, преследует главным образом цель ограничения денежной массы. Не менее важны регулирование соб­ственно банковской деятельности, активизация работы кредитно-банковских учреждений с широким контингентом населения. Говоря об изменении характера банковской системы, необходимо отметить еще один аспект - установление четкого "статуса" клиента банка как лица, обладающего определенной совокупностью прав и обязанностей, интересы которого призвано защищать государство. Прежде всего нужно отказаться от неверного, хотя закрепленного в законе положения о том, что государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков. Это - его прямая обязан­ность перед гражданином.

 

                                            

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...