Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные приёмы разрешения конфликта.

Тема: СИСТЕМА МЕТОДОВ И ФОРМ ВОСПИТАНИЯ.

 

План.

 

1.Понятие средства воспитания.

2.Понятие метода воспитания.

3.Понятие приёма воспитания.

4.Понятие формы воспитания.

5. Классный час как основная организационная форма воспитания

 

 

Л итература.

1. Рожков М.И.,Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: 2001.-с.111-140.

2.Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии.- М.: 2001.-с.46-58.

3.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.:1989.

4.Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.-М.2002. 5.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе.- М/Ростов на Дону.: 2000.

6.Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе.-М.:1999.с.35-44,257-273.

7.Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса.-М.1987.

8.Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого.- М.:1996. с.390-405.

9.Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы.-Ростов на Дону.: 2002. с 53-62.

10.Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности.- В-д.2001.: сс89-102. 11 Воспитание детей в школе:новые подходы и новые технологии/ Под ред. Щурковой Н.Е.- М.:1998. с.69-75.

12.Артеменко З.В. Азбука форм воспитательной работы.- Мн.: 2001.

 

 

Средства воспитания.

 

«Средство» к ак понятие, в строгом смысле этого слова, есть предмет, явление, способ действия, которые способствуют решению образовательных и воспитательных задач.

Средство есть то, что ведёт к достижению цели.

По сути, педагогику можно назвать наукой о средствах: ведь педагоги всегда ищут именно средства, позволяющие эффективно образовывать и воспитывать.

Средство неразрывно связано с целью.

Макаренко А.С., исследуя взаимоотношения цели и средства, что применительно к средствам воспитания необходимо соблюдение следующих принципов: целесообразности, диалектичности, и системности.

Кроме этого, он считал, что нет такого средства, которое автоматически, безусловно приводило бы к поставленной цели, и которое бы действовало всегда одинаково точно.

Кроме этого, он считал, что никакое средство не может проектироваться как положительное, если его действие не контролируется всеми другими средствами, применяемыми одновременно с ним.

Средства воспитания – всё то, что используется педагогом, непосредственно или опосредовано, для достижения целей воспитания. Это: различные виды деятельности, их содержание; методы, приёмы и формы работы, различные мероприятия и ситуации; а также- предметы, то или иное обеспечение, которое используется для достижения поставленных целей.

Таким образом, основной признак, позволяющий нечто отнести к категории средства,- это сознательное его использование для достижения цели.

Поэтому методы также относятся к категории средств.

 

Место цель - СРЕДСТВА - результат методов -содержание в логике -методы педпроцесса. -приёмы

- формы

-материально-техническое обеспечение

Методы воспитания.

В учебных пособиях по педагогике нет единой трактовки понятия «методов воспитания».

Вот некоторые трактовки.

Методы воспитания – есть совокупность специфических способов и приёмов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личности для достижения поставленных воспитательных целей и задач.

Ещё методы воспитания ( или «методы воспитательного воздействия») можно определить как: конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности и совместном общении педагогов и учащихся.

Метод может быть также определён и как СПОСОБ педагогического управления деятельностью (познавательной, трудовой, общественной, нравственной, игровой, спортивной), в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физическое развитие.

Гребенюк О.С.: метод – это: а) способ деятельности учителя и учащихся; б) совокупность приёмов работы; в) путь, по которому учитель ведёт учащихся от незнания к знанию; г) система действий.

Сластёнин В.А.: метод воспитания есть способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленный на решение воспитательных задач.

Махмутов М.И. выделяет в методе две стороны: а) внешнюю (то, каким способом действует воспитатель),и б) внутреннюю (то,какими правилами он руководствуется).

Борытко Н.М.: методы воспитания есть система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для достижения воспитательной цели.

То есть, «метод» содержит в себе правила действия, сами способы действия, систему принципов и внешнюю организационную форму их реализации.

 

Видимо, правильнее говорить не об общей классификации методов воспитания, а о системе методов воспитания в рамках той или иной концепции; или о совокупности методов, определяемых целями, содержанием, и условиями воспитательного процесса.

Метод н ельзя рассматривать: -вне содержания воспитания, -вне педагогической системы, в которой он применяется, -вне особенностей отношений педагога с конкретной личностью школьника, с их группами и коллективом.

Выбор и использование методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учётом специфики общественно-воспитательной среды, возраста и индивидуальных особенностей учащихся, уровнем сформированности и воспитанности конкретных коллективов.

Методы воспитания реализуются через деятельность педагога-воспитателя, поэтому они всегда личностно окрашены, а также косвенным образом характеризуют его творческий потенциал и профессионализм. Педагог-мастер владеет разными методами и находит оптимальное их сочетание для конкретной ситуации. Шаблон здесь противопоказан!

Приведём некоторые классификации методов.

Безрукова В.С. даёт три классификации методов: 1 по источникам познания: -словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж…), -практические (упражнение, тренеровка, самоуправление…), -наглядные (иллюстрирование, показ, предъявление материала). 2 на основе учёта структуры личности: -методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование…), -методы формирования поведения (упражнение, тренировка, самоуправление…), -методы формирования чувств (одобрение, похвала, контроль, порицание, стимулирование…). 3 по степени продуктивности: -объснительно-иллюстративные методы (рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа), -репродуктивные методы (лекция, пример, демонстрация, упражнение, предписание, поручение…), -проблемные методы (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, перспективные линии, обобщение…), -частично поисковые методы (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, самоуправление, соревнование…), -исследовательские методы (моделирование, проектирование, сбор новых фактов, техническое творчество, поиск неисправностей…).

 

Маленкова Л.И. выделяет четыре группы методов воспитания:

1) методы убеждения (информационные, поисковые, дискуссионные, взаимное просвещение); 2) методы организации жизни и деятельности (педагогическое требование, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, пример, общественное мнение); 3) методы стимулирования (одобрение, осуждение, поощрение, наказание).

4)метод внушения. Внушение – «ворота души»(В.Леви). Автор предлагает также различать два понятия: метод воспитания и метод воздействия. Метод воспитания долгосрочен и имеет своей конечной целью формирование запланированного отношения, определённых качеств личности школьника. Метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика.

 

Коротов В.М. предложил целостную систему общих методов организации учебно-воспитательного процесса:

Группы   Ряды(уровни Методы организации коллектива Методы убеждения Методы пед. воздействия Методы обучения
Исходные методы Единые требования информация Требование Инструктаж
Ведущие методы Самообслужи-вание Поиск Перспектива Упражнение
Методы коррекции Соревнование Дискуссия Поощрение- наказание Контроль
Методы самоорганизации Самоуправле-ние Взаимное просвещение Обществен-ное мнение Взаимообуче-ние

При этом: исходные методы имеют решающее значение на начальной стадии учебно–воспитательного процесса. Они реализуют первоначальную установку педагога, обеспечивают включение воспитанников в деятельность; ведущие методы обеспечивают стимулирование деятельности воспитанников в заданном направлении, активизируют их самостоятельность, стимулируют их активное участие в учебно-воспитательном процессе; методы коррекции поддерживают и закрепляют положительные моменты в деятельности воспитанников и,- тормозят отрицательные; направляют учебно-воспитательный процесс по восходящей линии накопления детьми полезного опыта; методы самоорганизации превращают сам коллектив и его членов в активных субъектов УВП, самостоятельно использующих все методы в своей деятельности.

 

В учебниках Бабанского Ю.К., Сластёнина В.Л

Подласого И.П. предлагается следующая система методов воспитания:

 

Методы формирования сознания, чувств и воли личности воспитанников. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности.
-рассказ -объяснение -разъяснение -увещевание -внушение -беседа -лекция -диспут -доклад -пример -и пр. Здесь везде стержнем является убеждение. -педтребование -приучение -поручение -самоуправление -упражнение -общественное мнение -воспитывающие ситуации -и пр. Здесь везде стержнем является упражнение. -соревнование -поощрение -анализ -наказание -контроль -и пр. Здесь везде стержнем является мотивация.

 

 

Если рассматривать воспитание как организованное взаимодействие ребёнка с окружающим миром, то методы такого взаимодействия можно представить, как предлагает Щуркова Н.Е.,в следующей системе:

 

Методы формирования взглядов и обмена информацией. Методы организации деятельности. Методы стимулирования, оценки и самооценки.
-внушение -повествование -диалог -доказательство -инструктаж -лекция -призыв -и пр. Здесь стержнем является убеждение. -поручение -требование -состязание -показ образцов и примеров -создание ситуаций успеха -перспектива -и пр. Здесь стержнем - упражнение. -замечание -ситуация контроля -поощрение и наказание -ситуация критики и самокритики -ситуация доверия -обществ. Мнение -и пр. Здесь в центре - самооценка.

 

Рожков М.И., Байбородова Л.В., Гребенюк О.С. предлагают систему методов воспитания, основанную на теории ведущих сфер личности:

 

Сущностная сфера личности. Доминирующие методы воспитания. Доминирующие методы самовоспитания.
-интеллектуальная -убеждение -самоубеждение
-мотивационная -стимулирование -мотивация
-эмоциональная - внушение -самовнушение
-волевая -требование -упражнение
-саморегуляции -коррекция -самокоррекция
-предметно - практическая -воспитывающие ситуации - социальные пробы
-экзистенциальная -метод дилемм -рефлексия

 

Учитывая специфику развития нашего общества, Кукушин В.С. предлагает порассуждать над ведущими методами воспитания в различных педагогических парадигмах:

 

1)Ведущие методы авторитарной педагогики: -информирование, -педагогическое требование, -упражнение, -внушение, -беседа, -индивидуальный контроль, -наказание, -подражание, -осуждение, -принуждение…

 

2)Ведущие методы православной педагогики: -информирование, -пример, -приучение, -беседа, -лекция, -похвала, -осуждение, -личный пример, -одобрение, -переубеждение, -требование-норма, -подражание, -индивидуальный контроль, -коррекция, -самоконтроль, -самоанализ, -самообразование, -самокритика, -внушение.

 

3)Ведущие методы гуманистической педагогики: -исходное требование, -пример, -создание учебной ситуации, -игра, -приучение, -убеждение, -личный пример, -лекция, -поощрение, -одобрение, -упражнения, -коллективные творческие дела, -коррекция, -награждение, -диспут, -беседа, -разъяснение, -похвала, -соревнование, -система перспективных линий, -ситуация морального успеха, -воспитывающая ситуация, -самоконтроль, -самоанализ, -самонаблюдение, -самовоспитание, -самообразование, -самокритика, -самообязательство, -самоубеждение, - самореализация, -педагогическое сотрудничество.

 

Как видим, в демократическом обществе, где школа работает в гуманистической парадигме образования, методы воспитания более разнообразны и человечны; они больше рассчитаны на развитие личности ребёнка, её самореализацию, на положительную перспективу и позитивные стимулы, чем на приказ, внушение, принуждение.

 

Абсолютно «правильных» методов на все педагогические ситуации НЕ существует. «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.»(Пойа Д.)

 

Условия (факторы), определяющие выбор методов.

 

1) Цели и задачи воспитания.

2) Содержание воспитания.

3) Возрастные особенности детей.

4) Индивидуальные психологические и личностные особенности детей, уровень их развития и воспитанности.

5) Уровень сформированности коллектива и характер взаимоотношений в нём.

6) Условия воспитания (материальные, психофизические, санитарно-гигиенические, а также психологический климат в коллективе).

7) Уровень педагогической квалификации учителя (ведь мы

выбираем те методы, которыми лучше владеем).

8) Время воспитания (1 месяц в лагере, 5 лет, 2 года….).

9) Ожидаемые результаты.

 

 

СРС: Опираясь на одну из классификаций, выпишите методические рекомендации по применению (реализации) входящих в неё методов; сущность и механизм их действия. Приведите примеры из практики.

 

Приёмы воспитания.

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, а также индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом, реализация различных методов может быть осуществлено при помощи одних и тех же приёмов.

Приём – часть общего метода; отдельное, педагогически оформленное действие, часто одностороннее (воздействие); либо –способ действий в определённых условиях (операция).

Посредством приёмов педагог оказывает внешнее побуждение на поведение и позицию воспитанника, заставляющее изменить его взгляды, мотивы, поведение. Причём, позитивные изменения возможны только в результате того приёма (воздействия), которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям.

Приёмы, применяемые часто, становятся методом, и – наоборот. Чёткую грань между методом и приёмом провести бывает трудно. Взаимосвязь методов и приёмов подвижна. Одни и те же приёмы могут использоваться в различных методах.

Педагогических приёмов бесконечное множество. Например, метод поощрения включает такие приёмы: одобрение, похвала, благодарность, награда…Метод убеждения – внушение, разъяснение, беседу…А метод убеждения может включать замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор…Каждая ситуация рождает новые приёмы. И каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю и конкретному ребёнку.

Иногда все приёмы делят на две группы: 1)созидающая группа приёмов –приёмы воодушевляющие, вызывающие радость, благодарность, зарождающие новые мысли и чувства…Это: убеждение, поощрение, внимание, забота, моральная поддержка, доверие, организация успеха и пр.

2)тормозящая группа приёмов – приёмы, вызывающие негативные чувства, которые помогают воздержаться от плохого. Пример – в пословице «Детей наказывают стыдом, а не кнутом».

Среди множества педагогических приёмов большое место занимают: юмор, личный пример, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и др.

 

ПРИМЕРЫ.

Основные приёмы разрешения конфликта.

1) Проявление нежности по отношению к партнёру. 2) Использование юмора. 3) Компромисс как взаимная обоюдная уступка. 4) Т ретейский суд –обращение к третьему лицу. 5) Обоюдный анализ. 6) Ультиматум.

 

Несколько приёмов этической защиты. 1) Вопрос на воспроизведение: «Простите, я не расслышал…» 2) Наивное удивление: «Это Вы мне…» 3) Ссылка на свои слабости: «Я, наверно, очень устал, и вы заботитесь обо мне…» 4) Окультуренное воспроизведение: «Если я вас правильно понял, вы хотели сказать…» 5) Подставка мотива: «Ты, наверно, хотел…» 6) Оправдание поведения: «И мы бы, наверно, на твоём месте…» 7) Оставить наедине с собственным поступком. 8) Противопоставление достоинств партнёра его поведению: «Вы такой…, а…» 9) Великодушное прощение; «Если уж тебе так хочется…».

 

Коммуникативные приёмы.

1) «Ролевая маска» - учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа. 2) «Непрерывная эстафета мнений» - учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему. 3) «Самостимулирование» - учащиеся по группам готовят друг другу вопросы (с ответами). Затем вопросы и ответы подвергаются коллективному обсуждению. 4) «Импровизация на свободную тему» - учащиеся выбирают тему, которая им интересна, и в которой они сильны. Затем творчески развивают основные положения этой темы, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и так далее. 5) «Импровизация на заданную тему» - учащиеся свободно импровизируют на заданную тему: моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и так далее. 6) «Обнажение противоречий» - разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу с последующим столкновением противоречивых суждений.

 

Организаторские приёмы. 1) «Инструктирование» - на время выполнения задания устанавливаются чёткие правила его выполнения. 2) «Распределение ролей» - чёткое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с их умениями, необходимыми для работы. 3) «Коррекция позиций» - тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов…(вопрос-подсказка, напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям и пр.). 4) «Самоотстранение педагога» - после того, как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения,- учитель как бы самоустраняется от прямого руководства, или же берёт на себя роль рядового участника. 5) «Распределение инициативы» - создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. 6) «Обмен функциями» - учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые они получили первоначально.

 

Некоторые приёмы (способы) педагогического воздействия и возможные результаты при высокой частоте их использования ( Щуркова Н.Е.).

Социально оправданные приёмы. Возможные результаты при частом применении. Индивидуально оправданные приёмы (способы).
Приказ Пассивность Активность Просьба
Решение Несамостоя тельность- Самостоя - тельность Совет
Допрос Скрытность Откровен - ность Доверительная беседа
Критика Тревожность Уверенность Акцент на достоинствах
Ярлык Агрессивность Доброжела - тельность Симпатия
Угроза Страх Ответствен - ность Проекция результата
Нравоучение Сопротив - ление Содружество Встать на позицию другого
Уход от решения проблемы Отчуждение Защищён - ность Совместное обсуждение на равных
Гиперопека Инфантиль - ность Инициатив - ность Возложение полномочий
Акцент на личном успехе Вседозволен- ность Сомоограни - чение Акцент на результате деятельности

4. Формы воспитания. «Форма» - внешнее очертание, наружный вид, контуры чего-либо, внешнее выражение какого-либо содержания.

Значит, форма воспитания есть внешний конкретный способ организации содержания воспитания.

Причём, как неотъемлемый элемент воспитания, форма НЕ является самоцелью. Ибо педагогический смысл имеет не она сама, а лишь то, что произошло, что изменилось в жизненном мире воспитанника, в его духовном опыте, в его мировосприятии и т.п. благодаря, или вопреки этой самой форме.

Форма воспитания – есть способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников.(Кульневич С.В

В широком понимании, ФОРМЫ организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. В таком понимании выделяются три основные формы воспитания: 1)воспитание в процессе обучения; 2)воспитание в процессе внеклассной и внешкольной работы; 3)воспитание в семье. То есть, при широком понимании формы, имеется в виду весь процесс воспитания, а не отдельные воспитательные мероприятия.

В узком понимании, под ФОРМАМИ воспитания понимаются конкретные организационные формы воспитательной работы. Такое понимание основано также на определении, что ФОРМА воспитания есть внешний конкретный способ организации содержания воспитания, и, таким образом, предполагает взаимодействие участников воспитательного процесса. Поэтому правильнее оперировать понятием «форма воспитательной работы».

ФВР есть основной компонент организации воспитательного процесса, обеспечивающий реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей, а также регулирующий отношения педагогов и учащихся в УВП.

 

 

ФВР выполняют ряд функций: 1) Организаторскую – так как решают организационные задачи. Организация дела отражает логику действий и взаимодействия участников. Существуют обобщённые методики (алгоритмы) организации различных ФВР, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседа, конкурс, диспут…). 2) Регулирующую. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений. 3) Информативную – реализуется через содержание, «заложенное» в форму; через актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к опыту…

 

В педагогической теории и практике создано множество ФВР. Существует несколько классификаций: По времени выделяют: -кратковременные ФВР (от нескольких минут до неск-х часов), -продолжительные ФВР (несколько дней, недель), -традиционные (регулярно повторяющиеся). По видам деятельности выделяют: познавательные, спортивные, трудовые, этико-нравственные, художественно-эстетические и др. По количеству участников выделяют: -индивидуальные (воспитатель – воспитанник), -групповые (воспитатель – группа), -массовые (воспитатель –несколько групп, классов).

 

Индивидуальные ФВР: Они пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах, и в конечном итоге определяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы. Эти формы могут быть самостоятельными, а могут дополнять друг друга. Каждая из них имеет свою инструментовку, но перед педагогом в индивидуальных формах работы стоит важнейшая задача: распознать ученика, открыть его таланты, обнаружить всё ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также всё, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями, проблемами. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребёнка полезнее, чем несколько проведённых коллективных дел.

Как?- смотри: кн.Щурковой Н.Е. (указанную выше). И:поляков С.Д. Технологии воспитания.-М.:2003.с.58-71.

 

Групповые ФВР:

К ним можно отнести творческие группы, советы дела, органы самоуправления, микрокружки и пр. Главная задача педагога, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой, - создать условия для получения в группе результата, значимого для всего коллектива. А также – развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений.

 

Коллективные ФВР:

К ним относятся различные коллективные игры, конкурсы, праздники, соревнования, концерты, агитбригады, походы и пр, которые в свою очередь могут быть классифицированы по тому или иному основанию.

 

 

Как выбирать ФВР?

1) Учесть воспитательные цели и задачи, которые определены на предстоящий период, так как каждая форма должна способствовать их решению. 2) На основе задач определить содержание работы и основные виды деятельности. 3) Составить возможный набор способов реализации задач и возможных форм работы. 4) Организовать поиск и выбор конкретных форм вместе с коллективом учащихся (используя методику организации коллективно-творческих дел –КТД-). 5)Обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы. При этом помнить, что ФВР-это для педагога, а для детей – это форма совместной жизнедеятельности, интересного и увлекательного времяпровождения, а также совместного общения.

 

Следует помнить о соотношении ФВР (форм КТД) и их содержания. Форм – великое множество.

По схеме их организации можно выделить такие, как: «бой», «защита», «эстафета», «путешествие», «ролевая игра» (Иванов И.П., Шмаков С.А.и др.).

Схема «бой» -несколько команд дают друг другу задания, ставят вопросы (КВН, интеллектуальный хоккей, «разнобой»…).

«Защита» - каждая группа показывает программу, «защищающую» что-либо (страну, профессию, вид спорта, время года и пр…).

«Эстафета» -близка к «защите», но там порядок выступления не имеет принципиального значения, а здесь – своя определённая логическая последовательность (устный журнал, рассказ-эстафета и др…).

«Путешествие» -группы, переходя от станции к станции (перелетая от планеты к планете), получают задания и выполняют их.

«Ролевые игры» - акцент не на состязательности, а на игре в её театральном смысле (от пресконференций до карнавалов).

 

 

Выбирая ту или иную форму, нужно помнить о принципах, которые делают то или иное дело (мероприятие, праздник) творческим и ставят всех участников в активную позицию, это принципы состязательности, игры, импровизации.

Содержание и формы относительно самостоятельны, не привязаны строго друг к другу. Одна и та же форма может «вместить» в себя в разных коллективах и в разное время разное содержание. И наоборот, разные формы могут иметь схожее по своей сути содержание. Формы, можно сказать, «всеядны». Но опыт подсказывает, что если педагог хочет внести в жизнь коллектива новое содержание, то это легче сделать через непривычную для ребят форму: сработает эффект «новизны».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...