Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Навигационно-географический очерк




БЕЛОЕ МОРЕ

Рисунок 1 – Схема Белого моря.

 

НАВИГАЦИОННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

 

Общие сведения. Первая лоция Белого моря составлена известным гидрографом капитан-лейтенантом М.Ф.Рейнеке в 1833 г. и вышла в свет в 1849 г. под названием «Гидрографическое описание северного берега России, часть I, Белое море». Описание явилось результатом труда М.Ф.Рейнеке и его помощников - штурманов Харлова и Казакова, производивших гидрографическое обследование Белого моря в 1827 - 1832 гг. Труд этот по своей полноте получил высокую оценку как в России, так и за границей и был переиздан во Франции и в Англии.

Лоция Рейнеке давала настолько полное описание Белого моря, что при ее переиздании в 1883 г. она была только снабжена подстрочными замечаниями.

В 1913 г. лоция была пересоставлена А.Н.Арским, участвовавшим в гидрографических работах на Белом море в качестве командира судна, начальника партии и начальника Отдельной съемки Белого моря. За годы Советской власти лоция переиздавалась еще семь раз (1923, 1932, 1939, 1949, 1954, 1957 и 1964 гг.). Настоящее издание является одиннадцатым.

Северной границей Белого моря является линия, соединяющая мысы Святой Нос и Канин Нос. Акватория моря занимает площадь около 90000 км2. Береговая линия материка имеет длину около 2750 миль.

Белое море принято делить на три части: северную, среднюю и южную.

Северная часть Белого моря имеет форму воронки, обращенной раструбом к Баренцеву морю. От линии, соединяющей мысы Святой Нос и Канин Нос, северная часть моря, постепенно суживаясь, тянется к югу примерно на 120 миль. В восточный берег северной части Белого моря вдается обширный Мезенский залив.

Средняя часть Белого моря, именуемая обычно Горлом Белого моря, представляет собой сравнительно узкий пролив, соединяющий северную часть Белого моря с его южной частью. Наименьшая ширина Горла - 25 миль - находится на линии мыса Инцы и реки Полоньга. Границей Горла Белого моря на северо-востоке является линия, соединяющая устье реки Поной с мысом Воронов, а на юго-западе - линия, соединяющая селение Тетрино с мысом Зимнегорский.

Южная часть Белого моря, называемая Бассейном Белого моря, является наиболее обширной и глубоководной частью. В берега Бассейна Белого моря вдаются три обширных залива: Двинский, Онежский и Кандалакшский.

Берега Белого моря на всем протяжении имеют собственные названия.

Терский берег простирается от мыса Святой Нос до мыса Лудошный, являющегося северо-восточным входным мысом Кандалакшского залива.

Кандалакшский берег тянется далее на запад от мыса Лудошный до города Кандалакша.

Карельский берег пролегает между городами Кандалакша и Кемь.

Поморский берег тянется от города Кемь до реки Онега.

К северу от реки Онега до мыса Ухтнаволок простирается Онежский берег.

Часть Онежского берега, расположенная между рекой Онега и мысом Летний Орлов, называется Лямицким берегом.

Летний берег пролегает между мысом Ухтнаволок и рекой Северная Двина.

Зимний берег тянется от реки Северная Двина до мыса Воронов.

Абрамовский берег расположен между мысом Воронов и рекой Мезень.

Далее на север от этой реки до мыса Конушин простирается Конушинский берег.

Канинский берег тянется между мысами Конушин и Канин Нос.

Берега северной части Белого моря мало изрезаны, преимущественно обрывисты и безлесны. Прибрежные возвышенности Терского берега сравнительно невысоки и постепенно повышаются в глубь материка.

Северная часть Канинского берега образована темными крутыми обрывами, прерываемыми в устьях рек желтыми песчаными низменностями. Южная часть Канинского берега менее возвышенна, чем северная.

Конушинский берег Мезенского залива к югу от мыса Конушин понижается, а южнее рек Верхняя Мгла и Нижняя Мгла он вновь резко повышается и становится обрывистым.

Абрамовский берег Мезенского залива сравнительно невысокий, изобилует желтоватыми глинистыми осыпями и повышается только у мыса Воронов.

Берега Горла Белого моря мало изрезаны и образуют лишь несколько небольших губ. Терский берег Горла Белого моря невысокий и пологий; северная его часть покрыта тундровой растительностью, южная - лесом.

Зимний берег Горла Белого моря у мыса Воронов высокий, обрывистый, далее к югу до мыса Инцы берег понижается. К югу от мыса Инцы Зимний берег начинает постепенно повышаться, а у мыса Вепревский и далее до мыса Зимнегорский высота его резко увеличивается. Северная часть Зимнего берега Горла Белого моря безлесна, в районе устья реки Мегра появляется редкий лес, а южнее мыса Инцы берег сплошь покрыт лесом.

Берега Бассейна Белого моря и его заливов в отличие от берегов Горла Белого моря и его северной части почти на всем протяжении покрыты лесом и отличаются большой изрезанностью; мало изрезаны лишь берега Двинского залива и Терский берег бассейна.

Как Зимний, так и Летний берег Двинского залива почти на всем протяжении обрывист. Побережье в районе дельты реки Северная Двина низменное.

Онежский берег Онежского залива между мысом Ухтнаволок и рекой Золотица образован песчано-глинистым обрывом, постепенно понижающимся к югу; далее от реки Золотица берег становится низменным и каменистым.

Между мысом Чесменский и рекой Онега побережье спускается к морю двумя террасами.

Поморский и Карельский берега Онежского залива почти на всем протяжении низменны. На некотором удалении от береговой черты поднимаются склоны возвышенностей, поэтому издали берег местами кажется высоким и обрывистым.

Карельский берег между Онежским и Кандалакшским заливами каменистый и сравнительно возвышенный, но к морю он спускается полого: при подходе к берегу он вырисовывается в виде ровной, покрытой лесом гряды.

Берега Кандалакшского залива по своему виду резко отличаются от других берегов Белого моря. Они возвышенные и скалистые. Карельский берег Кандалакшского залива менее возвышен, чем Кандалакшский. Местами Кандалакшский берег образован почти отвесными обрывами.

Терский берег Бассейна Белого моря низменный, пологий и имеет чрезвычайно однообразный характер.

Зимой берега моря сплошь покрыты снегом и имеют совершенно другой вид, чем летом. Отвесные береговые утесы, малоприметные летом, резко выделяются зимой на фоне снежного покрова. Кроме того, в местах, где высота прилива значительна, вид берегов меняется в зависимости от изменения уровня моря.

Острова и проливы. В Белом море имеется много островов, причем подавляющее большинство их расположено в Онежском и Кандалакшском заливах. Наибольшими являются Соловецкие острова, лежащие посредине входа в Онежский залив, и остров Моржовец, расположенный на юго-западной стороне входа в Мезенский залив.

Соловецкие острова отделены от восточного берега Онежского залива проливом Восточная Соловецкая Салма, а от западного берега - проливом Западная Соловецкая Салма. Пролив Восточная Соловецкая Салма шире, глубоководнее и более удобен для плавания, чем пролив Западная Соловецкая Салма. Остров Моржовец отделен от Абрамовского берега судоходным проливом Моржовская Салма.

В Двинском заливе много островов расположено в дельте реки Северная Двина.

Широкая прибрежная полоса моря у Поморского и Карельского берегов Онежского залива имеет типично шхерный характер. Кроме островов и островков, здесь имеется бесчисленное множество мелких надводных и подводных камней. По проливам и проходам в шхерах ведут фарватеры, которые местами весьма узки и мелководны; для плавания по ним требуется знание района. Из островов Онежского залива, лежащих мористее кромки шхер, наибольшей величины достигают острова Большой Жужмуй и Малый Жужмуй. На восточной стороне входа в Онежский залив лежит остров Жижгинский, который отделен от материка судоходным проливом Жижгинская Салма.

Другой шхерный район Белого моря расположен в вершине Кандалакшского залива и у Карельского берега. Здесь также имеется множество островов, островков, надводных и подводных камней. Среди Кандалакшских шхер пролегают фарватеры, местами извилистые и узкие; для плавания по фарватерам требуется знание района.

Глубины, рельеф дна и грунт. Белое море представляет собой сравнительно неглубокий водоем. Наибольшие глубины (свыше 250 м) имеются только в северо-западной части Бассейна Белого моря и в юго-восточной части Кандалакшского залива.

При входе в северную часть Белого моря глубины 60 - 80 м. Далее к югу глубины постепенно уменьшаются и на большей площади северной части моря не превышают 50 м.

Рельеф дна в северной части Белого моря весьма неровен, особенно перед входом в Мезенский залив и вдоль Канинского берега. В этом районе лежит множество банок, которые расположены несколькими грядами и носят общее название Северные кошки. Размеры Северных кошек и глубины над ними не остаются постоянными, а с течением времени меняются под влиянием штормов, приливо-отливных течений и других факторов.

Терский берег северной части Белого моря более приглуб и чист от опасностей, чем Канинский берег. Плавание вдоль этого берега обычно осуществляется по так называемому Терскому фарватеру. Плавание вдоль Канинского берега до мыса Конушин и далее к северу от острова Моржовец осуществляется значительно реже и преимущественно на судах с осадкой до 4,5 м., так как плавание здесь из-за банок и отмелей возможно лишь на значительном расстоянии от берега.

Грунт в северной части Белого моря вдали от берегов преимущественно песок и песок с ракушкой.

Горло Белого моря более глубоководно, чем северная часть моря. Вдоль средней части Горла, несколько ближе к Терскому берегу, имеется впадина с глубинами более 50 м, шириной 10 - 20 миль. Терский берег Горла более приглуб, чем Зимний берег. Изобата 50 м проходит в 4 - 8 милях от Терского берега, а склон дна довольно крутой. От Зимнего берега изобата 50 м удалена на 9 - 16 миль.

Рельеф дна в глубоководной средней части Горла Белого моря сравнительно ровный и опасностей для плавания здесь нет. С приближением к берегам рельеф дна становится неровным, глубины резко изменяются, появляются отдельные опасности.

Грунт в Горле Белого моря преимущественно камень, и лишь у Зимнего берега местами встречается песок.

Бассейн Белого моря является наиболее глубоководным районом моря. Впадина с глубинами более 100 м занимает примерно 2/3 площади Бассейна Белого моря и его заливов.

Эта впадина начинается в Кандалакшском заливе у островов Средние Луды (66°36' N, 33°41' О) и тянется примерно на 150 миль к SO по направлению к входу в Двинский залив; ширина впадины от 15 до 40 миль.

В пределах этой впадины имеются три котловины с глубинами более 250 м. В одной из этих котловин глубина 343 м (66°40' N, 34°08' О) - наибольшая в Белом море.

Из заливов, вдающихся в берега Бассейна Белого моря, наиболее глубоководным является Кандалакшский залив. В юго-восточной части этого залива расположена наиболее глубоководная в Белом море котловина. Вплоть до вершины Кандалакшского залива простираются глубины более 50 м.

Двинский залив также сравнительно глубоководен. При входе в него глубины свыше 100 м, а всю внешнюю половину занимают глубины более 50 м. Изобата 50 м удалена от берега вершины залива примерно на 17 - 25 миль, а от других его берегов - на 5—15 миль; по мере приближения к вершине и берегам глубины постепенно уменьшаются.

Онежский залив является наиболее мелководным из заливов Бассейна Белого моря.

Рельеф дна в глубоководной части Бассейна Белого моря ровный и опасностей для плавания здесь нет; лишь у Карельского берега бассейна рельеф дна неровный и имеются отдельные опасности. В средней части Двинского залива рельеф дна также ровный и отдельно лежащие опасности отсутствуют.

В районе дельты реки Северная Двина дно менее ровное, имеются отдельные опасности. В Онежском и Кандалакшском заливах рельеф дна весьма неровен, особенно вблизи берегов и в шхерных районах. Здесь лежит множество опасностей, которые местами окружены большими глубинами.

Грунт на всей площади Бассейна Белого моря и в Двинском заливе ил и ил с песком. В Онежском и Кандалакшском заливах грунт преимущественно камень.

Земной магнетизм. Магнитное склонение на Белом море восточное и постепенно увеличивается по мере продвижения с запада на восток от 10° в вершине Кандалакшского залива до 16°,8 у мыса Канин Нос (1970 г.). Изогоны в районе Белого моря мало извилисты и пролегают в общем направлении NNW - SSO.

В Белом море известно несколько небольших районов магнитных аномалий. Первая и наиболее значительная аномалия отмечена в районе устья реки Кузрека (66°37' N, 34°47' О); склонение компаса достигает здесь 17°,0 О. Вторая аномалия наблюдается в районе устья реки Кузомень (66°16' N, 36°56' О); склонение здесь 14°,8 О. В районе третьей аномалии, находящейся у мыса Острая Лудка (67°25' N, 41°07' О), склонение достигает 17°,3 О. Четвертая аномалия отмечена в районе города Мезень, где склонение составляет 13°,6 О. Пятая магнитная аномалия обнаружена в районе устья реки Чижа; склонение компаса здесь 14°,1 О. В районе шестой аномалии, отмеченной у мыса Нищевский (66°48' N, 3242' О), склонение составляет 12°,1 О.

Среднегодовые изменения склонения меняются от минус 0°,03 на западе до минус 0°,05 на востоке района. Точность карты магнитного склонения эпохи 1970 г. в данном районе + 0°,5.

Кроме годовых изменений, склонение имеет суточные изменения. Амплитуды суточных изменений склонения в Белом море достигают в летние месяцы 16', а зимой 4' - 5'. Наибольшее отклонение магнитной стрелки к востоку происходит летом около 8 ч, зимой около 9 ч местного времени, а наибольшее отклонение к западу - в 14 - 15 ч. 30 мин.

Кроме периодических суточных изменений склонения, существуют непериодические изменения - магнитные возмущения. Сильных магнитных возмущений (магнитных бурь) в течение года наблюдается от 10 - 15 до 35 - 40. Во время магнитных бурь суточные амплитуды склонения нередко достигают 10°.

Магнитные бури чаще наблюдаются весной и осенью и реже зимой и летом. До 12% всех бурь бывает в марте и только 5% в июне. Обычно буря продолжается 20 - 40 ч. Однако в течение этого периода колебания магнитной стрелки, как правило, бывают больше в вечерние и ночные часы и меньше в утренние и дневные. Наибольшие колебания обычно наблюдаются через 1 - 6 ч после начала бури и продолжаются в течение 3 - 10 ч. Замечено, что магнитные бури имеют тенденцию повторяться через 27 - 28 суток.

Особые физико-географические явления. В Белом море, как и вообще в приполярных районах, наблюдается довольно значительная рефракция. При сильной рефракции отдаленные предметы могут быть видны с расстояний гораздо больших, чем в обычных условиях. При этом берег представляется так отчетливо, что невольно можно усомниться в верности счисления. Иногда вид берега искажается настолько, что даже при хорошем знании местности бывает трудно его опознать. Предметы как бы увеличиваются или приподнимаются и нередко имеют перевернутый вид, а выступающие части берега кажутся отдельными скалами.

Миражи, или марево, также довольно часто наблюдаются в Белом море. Случалось, например, видеть одновременно три изображения одного и того же судна, причем среднее из них было обращено мачтами вниз.

Признаками наступления миража и чрезвычайно сильной рефракции может служить кажущееся дрожание горизонта, а также наличие мглы (по-поморски «мари»). В таких случаях не всегда можно доверять не только астрономическим наблюдениям, но даже пеленгам.

Средства навигационного оборудования. Плавание в Белом море надежно обеспечивается многочисленными береговыми и плавучими средствами навигационного оборудования.

В условиях пониженной видимости безопасность плавания обеспечивается сравнительно широко развитой сетью радиотехнических и звукосигнальных средств.

Период действия светящих средств навигационного оборудования регламентируется ледовым режимом и продолжительностью белых ночей. Большинство светящих средств навигационного оборудования имеет обычно два срока действия: от начала навигации до начала белых ночей и от конца белых ночей до конца навигации. Плавучее ограждение выставляется на штатные места в начале навигации, когда море полностью очищается от льда, и снимается в конце навигации при первом появлении льда в море.

На надежность местоположения плавучего ограждения, а также на строгое постоянство характеристик огней полностью полагаться нельзя. Подробные сведения о визуальных, звукосигнальных и радиотехнических средствах навигационного оборудования приведены в следующих руководствах для плавания, изд. ГУНиО МО:

1. Огни и знаки Белого моря.

2. Радиотехнические средства навигационного оборудования Балтийского, Северного, Норвежского, Баренцева и Белого морей.

Система разделения движения судов. В Белом море в районах мыса Святой Нос, маяка Терско-Орловский, острова Сосновец и мыса Зимнегорский установлены системы разделения движения судов. Они состоят из зон разделения, полос движения, районов кругового движения и рекомендованных путей. Системы разделения движения судов показаны на картах.

Рыболовные суда должны по возможности избегать лова рыбы на рекомендованных путях.

Запретные районы. В Белом море имеются бывшие опасные от мин районы, открытые для плавания судов, запретные районы с особым режимом плавания, районы, запретные для якорной стоянки и лова рыбы, районы боевой подготовки, а также районы для свалки взрывчатых веществ. Эти районы показаны на картах.

При плавании в бывших опасных от мин районах нужно строго придерживаться объявленных фарватеров. Якорная стоянка в этих районах возможна только в рекомендованных лоцией местах. Становиться на якорь в других местах без крайней необходимости не следует. Лов рыбы допускается при условии строгого соблюдения специальных инструкций по противоминной безопасности.

Районы временно запретные для плавания №№ 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211 и временно опасный для плавания № 4, являются запретными или опасными для плавания только на период производства в них опасных действий.

О времени, в течение которого эти районы являются запретными или опасными для плавания, объявляется по радио в виде НАВИМ не менее чем за три - пять суток с последующим повторением за двое суток и за одни сутки до момента, с которого районы объявляются запретными или опасными, с упоминанием каждый раз даты первоначального сообщения.

Порты и якорные места. Главным морским и речным портом на Белом море является порт Архангельск, расположенный в устье реки Северная Двина. Кроме него на берегах Белого моря имеются порты: Онега, Беломорск, Кемь, Кандалакша и Мезень.

Порт Архангельск, наибольший на севере России, имеет важное экономическое значение для хозяйства страны как крупнейший лесоэкспортный центр. Через порт Архангельск вывозят различные грузы для населения северных районов страны. Основное назначение остальных портов Белого моря - также вывоз леса и лесоматериалов.

Режим плавания в портах регламентируется Общими правилами морских торговых и рыбных портов Российской Федерации. Требования, вытекающие из особенностей и специфики каждого порта, определяются обязательными постановлениями, издаваемыми администрацией порта. Краткие выдержки из таких обязательных постановлений приводятся в лоции в конце описания соответствующего порта в объеме, необходимом для обеспечения безопасного входа в порт.

Якорных мест, доступных для судов с большой осадкой и хорошо защищенных от ветров и волнения, в Белом море немного, и находятся они главным образом в Онежском и Кандалакшском заливах, а также у Карельского берега Бассейна Белого моря. Рейдов, частично защищенных от ветров, много. Так, например, в Двинском заливе суда с большой осадкой могут найти временное укрытие как у Зимнего, так и у Летнего берега, а в Онежском заливе можно становиться на якорь почти везде. Малые суда, а также боты и шлюпки могут укрыться в большинстве губ, вдающихся в берега Белого моря, и в устьях рек.

Ремонтные возможности и снабжение. В порту Архангельск можно произвести любой ремонт как корпуса, так и машин. Здесь можно получить любые виды снабжения (топливо, продовольствие, пресную воду, штурманское имущество и т. п.).

В других портах Белого моря можно произвести небольшой ремонт корпуса и машин и приобрести некоторые виды снабжения.

Лоцманская служба. В Белом море существует развитая сеть лоц­манских станций. Лоцмана проводят суда во все порты Белого моря.

Лоцманская проводка для судов под флагом России необязательна.

Вызвать лоцмана можно по Международному своду сигналов. На мачтах лоцманских станций, а также на катерах и шлюпках, следующих к судну с лоцманом, держится флаг Н (Хотэл) по Международному своду сигналов. При отсутствии лоцмана или в случае невозможности доставить его на судно на мачтах лоцманских станций днем поднимается черный шар, а ночью зажигается красный постоянный огонь.

Спасательная служба. Специальных спасательных станций на Белом море нет. Спасательные суда имеются в порту Архангельск и высылаются к терпящему бедствие судну по первому требованию о помощи, передаваемому по радио или другим путем.

В порту Архангельск имеются пожарные суда; в случае пожара на судне помощь оказывает также береговая пожарная команда.

Навигационная информация. Радиостанция порта Архангельск передает гидрометеорологические сообщения (МЕТЕО) на район Белого моря и юго-восточной части Баренцева моря и навигационные извещения мореплавателям (НАВИМ) на район Белого моря и дублирует НАВИМ на район Баренцева моря.

Подробные сведения об этой радиостанции приведены в Расписании радиопередач гидрометеорологических сведений и НАВИМ, изд. ГУНиО МО.

Сообщение и связь. Белое море связано системой внутренних водных путей с Балтийским, Черным, Азовским и Каспийским морями, а также с Москвой. Одним из основных звеньев этой системы является Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Белое море с Онежским озером. Начальным пунктом канала на Белом море является порт Беломорск.

В летнее время сообщение между всеми портами и основными населенными пунктами, расположенными на берегах Белого моря, поддерживается рейсовыми судами.

Порты Архангельск, Онега, Беломорск, Кемь и Кандалакша, а также ряд населенных пунктов на Поморском и Карельском берегах связаны с железнодорожной сетью страны. Зимой там, где нет железной дороги, связь поддерживается автомобильным транспортом, а также на лошадях и местами на оленях. Почтово-телеграфная связь поддерживается между всеми портами и крупными прибрежными населенными пунктами. Между многими населенными пунктами существует телефонная связь.

Населенные пункты. Белое море омывает территории Архангельской и Мурманской областей Российской Федерации и территорию Республики Карелия. К Мурманской области относятся Терский и Кандалакшский берега Белого моря и частично Карельский берег. Большая часть Карельского берега, а также Поморский берег, за исключением его южной части, входят в состав Республики Карелия. Остальные берега Белого моря относятся к Архангельской области. В состав Архангельской области входит Ненецкий национальный округ, который занимает весь Канинский берег Белого моря и часть Конушинского берега.

Большая часть населенных пунктов сосредоточена на побережьях Двинского, Онежского и Кандалакшского заливов.

Наибольшими населенными пунктами являются города Архангельск, Онега, Беломорск, Кандалакша, Кемь и Мезень.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...