Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эпоха Просвещения и ее основные черты




Просвещение - это цивилизацийно-культурна течение периода перехода от традиционного до индустриального общества. Интеллектуальные представители ее проповедовали социальную и политическую эмансипацию третьего состояния (мещан и крестьян); установление "царства ума", основанного на естественном равноправии людей, политической свободе и гражданскому равенству; ставили цель распространения знаний: дать народа образование и "просветить" монархив относительно содержания "истинного" человеческого общества. Тем самым новейшие постулаты послужили причиной надлома старой феодальной организации.

Идеи Просвещения справили такое огромное влияние на все направления духовной жизни европейского общества, которые дали название новым исторических-культурно-историческим пор. Кстати, упоминавшаяся эпоха, в отличие от предыдущих, самая дала себе имя: термин"просвещение" используют идеологи Просвещения - Вольтер и Гердер. Окончательно закрепила этот срок в науке статья И. Канта "Что такое Просвещение?" (1784 г.).

За временем пор Просвещения - это середина XVII - XVIII ст. Идеи Просвещения прорастают сначала в Англии, потом в Франции, позднее - в Германии, Италии и в других странах Европы. Развитие европейской культуры так или иначе происходил под знаком идей Просвещения. Но найчисленниший, обогащенный яркими талантами отряд просветителей сформировался в Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Прежде чем даты общую характеристику культуре пор Просвещения, остановимся на характерных общих чертах и специфических отличиях Просвещения в разных странах. Характерными особенностями Просвещения есть:

1. Стремление его представителей к перестройке всего общественного отношения на основе ума, "вечной справедливости", равенства.

Продолжая начатую на рубеже XVII-XVIII ст. рационалистическую систему в европейском культурном развитии, Просвещение исповедовало настоящий "культ ума", усматривая в нем тот "архимедив рычаг", с помощью которого можно перевернуть всю систему общественной и духовной жизни. Провозглашенное просветителями царство ума за своей исторической сущностью было не чем другим, как идеализированным здравым смыслом буржуазии, которая готовила себе идейные основы прихода к власти.

Тем не менее, несмотря на свое всевластие, ум должен был считаться с тем, что имеющиеся условия (абсолютистская власть еще была довольно сильной) не разрешали осуществить практическое преобразование общества.

2. Движущей силой исторического развития и условием торжества ума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества.

Определяющим моментом культурной жизни эпохи Просвещения была безграничная вера в преобразовательные возможности образования. Передовые люди того времени прилагали значительные усилия для распространения знаний среди всех слоев общества, отводя просвити ведущую роль в прогрессивном развитии человечества в русле общего добра и справедливости. Следует отметить, что Просвещение понималось шире, чем простое распространение знаний и образования, оно включало в себя моральное и гражданское воспитания, а также утверждение "истинных" представлений о миру, обществе и человеке - в противоположность "ошибочным" идеям старика мира. Постулаты Просвещения не несли в себе революционного запавшую, тем не менее именно они начали тот социальный подъем, который завершилось Французской буржуазной революцией 1789- 1794гг.

3. Они стремились расковать ум людей и тем самым оказывали содействие их политическому раскрепощению.

4. Просветители верили в человека, ее ум и высокое призвание. Этим они продолжали гуманистические традиции пор Возрождение.

Обусловленное особенностями национального-исторически-национальное развития Просвещение в разных странах мало и существенные отличия:

1. Английское Просвещение, например, отличалось от французского определенной ограниченностью и умеренностью своих целей. Это было обусловлено рядом факторов и прежде всего тем, что английское Просвещение не опережало буржуазную революцию, как в Франции, а шло вслед за ней. Вдобавок, Английская буржуазная революция XVII ст. выступала в религиозной оболочке, ее идеологическим знаменем был пуританизм, который противостоял господствующей англиканской церкви и королевскому абсолютизму, ее завершением стал классовый компромисс 1688-1689 гг. Буржуазия поделилась властью с новым дворянством, привлекши последнее к буржуазному способу ведение хозяйства, которое также наложило свой отпечаток на характер просветительской идеологии в Англии.

 

Культура XIX в.

 

Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).
Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов — буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.
В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях интенсифицирующейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд.
Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.
Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда — появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.
Особенности мировоззрения
Европейская культура XIX в. является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве.

 

 

Культура Европы XX века

Научная система достигла высокого уровня. Возникли сотни новых направлений исследования бытия, истории сообщества и его культуры, достигнуты успехи в распространении грамотности.
Возникли новые виды искусства - кино, телевизионное искусство, компьютерное (виртуальное) искусство. Гигантские шаги сделали архитектура, дизайн, фотография. Сохранил свои позиции театр. В сфере искусства возник модернизм и постмодернизм. Широко применяется произвольная трактовка сюжетов, на неестественные элементы разъединяется целое - портрет, пейзаж, скульптура и т.д. Связь с народным художественном творчеством.
Два вида культуры: Массовая (популярная) культура - поп культура и элитарно-духовная культура - фильмы Тарковского, Феллини и т.д. Происходит развитие информационной культуры. Кроме этого развивается психология как наука (Фрейд, Юнг, неофрейдизм, рационализм и психоанализ).
Двадцатый век начался в Европе блестящим двенадцатилетнем расцвета культуры, получившим название «Бель эпох». Интеллектуальное и художественное творчество, живое и блестящее, развивалось в соответствии с общей эйфорией, вызванной успехами научно-технической революции: первые успехи кинематографа, первые полеты авиаторов, Всемирная выставка в Париже 1900 г. В этот период художники со всего мира, привлеченные славой французской школы живописи XIX в., собираются в Париже, который становится свидетелем рождения новых направлений в искусстве.
Это набизм, представителями которого были П. Боннер, М. Дени, Ж. Вилар, П. Серюзье и др., объединившиеся в 1888 г. в кружок, когда ни одному из них не было еще 20 лет, и поставившие целью быть «пророками» в вопросах искусства. Отсюда — название «Набизм», что по-еврейски и значит «пророк». Основателем этого направления считается Серюзье. Вместе с Дени он был теоретиком сообщества и написал даже маленькое пособие, озаглавленное «АБС живописи». Подчеркивая первичную роль натуры, Серюзье тут же оговаривается, что главное состоит в организующей роли художника, вносящего в картину пропорции, основанные «... на первых, самых простых числах, на их производных, их квадратах, их корнях». Очевидно, что в доктрине набистов присутствует очень сложный символизм, связанный как с философскими, так и с теософскими доктринами. Число три означает у набистов; Бога, творца, число четыре — «равновесие материи», число семь «выражает единство Творца и творения, три плюс четыре. Оно стерильно, потому что является числом осуществленного творения». Приведенная цитата из учебника набистов заставляет вспомнить о Союзе пифагорейцев в античности, у которых также существовала мистика чисел. Набизм фактически явился связующим звеном нового искусства авангарда с символизмом культуры XIX столетия.
Следующим направлением века был фовизм. Это название живописи нескольких молодых художников, таких, как А. Матисс, Р. Дюфи и др., получила от критика Луки Векселя после парижской выставки их произведений в 1905 г. за эмоциональную силу и стихийную динамику, отличавшую работы этих художников.
Из всей группы (Фламинк, Ж. Руо, Ван Донген, А. Марке, А. Матисс, Р. Дюфи и др.) самым талантливым оказался Анри Матисс (1859—1954), олицетворявший, наряду с Пикассо, европейскую живопись XX столетия. Трудно охарактеризовать в нескольких словах такое богатство, как творчество А. Матисса. Главное, что видят в Матиссе специалисты ~ это его постоянная воля и обновление, и «легкость его волшебной руки». Вместе с тем неоднократно отмечалось, что даже самым «легким», по видимости, его работам всегда предшествовали многочисленные подготовительные этюды. Говорят, что у Матисса нет «сюжетной повествовательности», но каждому — свое. Да, Матисс пришел к плоскости форм, но он открыл небывалую концентрацию света, яркого и звучного, не существующего в видимости.
И благодаря этому создал свою поэтику, свой поэтический мир. Его технические и стилистические поиски, и в этом еще одна особенность его творчества, всегда были на службе поэтики. Художник восхищается пленительными аксессуарами, растениями, цветами, птицами, он создал свой счастливый, снимающий напряжение гуманизм, явление исключительное в современной живописи, который нельзя увидеть в трагизме Руо, лихорадочном напряжении Пикассо, лиризме Кандинского. Достаточно сравнить прекрасные картины набистов (Цени «Музы», «{Завтрак в Пулдю», Боннара «весталка») с нарочито блеклыми красками, вызывающими космические ассоциации, с ослепительными натюрмортами Матисса, чтобы понять правоту Арагона, написавшего, что такие художники, словно «открытое окно во мраке жизни, по ним молодые люди составляют представление о солнце».
Еще одно направление в живописи вызывало у зрителей в начале века большой интерес — кубизм, первыми художниками которого были Я. Сезанн и П. Пикассо (1881—1973), Ф. Леже (1881— 1955), — на их полотнах появляются кубы, цилиндры, конусы как попытка углубить живопись. С развитием фотографии художники отказываются в своих картинах детально воспроизводить действительность и отныне считают своей задачей своими полотнами поднимать не проблемы действительности, а проблемы самой живописи, самой культуры, которая по тем или иным причинам заходила в тупик, оказывалась в кризисе. Вот и кубисты считали глубинным содержанием живописи идеи. Они понимали их как реальность, существующую в сознании художника. В отличие от ощущений, на которые ориентировались импрессионисты, идеи, их содержание ирреально, а иногда и невероятно. Кубизм является одной из разновидностей абстракционизма. Он освобождает содержание произведения от предметных образов и заменяет их геометрическими абстракциями. Для кубиста реальным событием является мышление, происходящее в творце или зрителе, сам же изображаемый цилиндр — предмет ирреальный. Телесные формы в работах кубистов заменяются геометрическими, вымышленными образами, связанными с действительностью только метафорически. Начиная с Сезанна, художники изображают идеи. Это важнейшая характеристика нового искусства XX в. Произведения отныне создаются не как ответ на требования рынка, а как ответ на требования культуры.
Пикассо стилизует, символизирует, созерцает. И потому в его работах, посвященных униженным и оскорбленным («Семья акробатов с обезьяной», «Семья жонглеров», «Мать о сыне», «Астер» и др.), исчезает боль жизни, остаются только фигуры этой боли, элегантно расположенные в их манерной жалости. Современному молодому человеку очень важно понимать творчество Пикассо не только потому, что оно определило характер европейского искусства XX в., но еще и потому, что, развиваясь на протяжении семи десятилетий, с начала века и практически до его завершения, оно было катализатором и рефлектором его философских и эстетических идей, рефлексией гениального художника по поводу изломов и противоречий этого негуманного века.
Были и другие направления в искусстве, в том числе в литературе и в архитектуре. Назовём лишь некоторые имена: в живописи С. Дали, А. Бретон, А. Массон; в музыке К. Дебюсси, М. Равель, Р. Штраус, Э.Григ; в архитектуре Г. Гимар, А. Гауди, Ле Корбюзье; в литературе А. Франс, Р. Роллан, Конан Дойль, Э. Л. Войнич, Г. Уэллс, Т. Манн, и др.
Так же стоит выделить некоторых представителей нового вида искусства кинематографа: Феллини, А. Делон, Ж.П. Бельмондо, Луи де Фюнес, М. Мастрояни, Ф. Нуаре, М. Дитрих, Г. Гарбо и сотни других имён.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...