Стадии, следствия и симптомы профессионального выгорания
Три стадии профессионального выгорания: Первая стадия: · Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: «вроде бы все пока нормально, но…скучно и пусто на душе»; · Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; · Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «не лезьте ко мне, оставьте в покое!». Вторая стадия: · Возникают недоразумения в отношениях с учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; · Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии самих учеников – вначале это с трудом сдерживаемая апатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение учителя – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. Третья стадия: · Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже собственной жизни. Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощущается холод в его душе. Три следствия профессионального выгорания: · Снижение самооценки. «Сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаянье; · Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания. Не в состоянии установить нормальный контакт с учениками. Преобладают объект-объектные отношения.
· Эмоциональное истощение. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводит к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и др. Симптомы: К.Маслач в 1978 году условно разделила симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся: · Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна; · Ощущение эмоционального и физического истощения; · Отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию; · Общая слабость, снижение активности и энергии; · Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; · Резкая потеря или резкое увеличение веса; · Полная или частичная бессонница; · Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение дня; · Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; · Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений. Социально-психологические симптомы: · Безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности; · Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; · Вспышки немотивированного раздражения или отказы от общения, уход в себя; · Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет; · Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); · Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что что-то не получиться или он не справиться; · Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);
Поведенческие симптомы: · Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее; · Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); · Постоянно, без необходимости, берет работу на дом, но и дома ее не делает; · Затрудняется в принятии решений; · Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам: · Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; · Дистанцируемость от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; · Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет. Выгорание очень инфекционно и может быстро распространиться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми. Которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание выгорающих. Наибольшая вероятность того, что это случиться, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Профессор К.Чернисс говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации. Которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, уязвимо. Они находятся в высокострессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относится и профессия педагога (например, недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30 активными детьми, является главным фактором, способствующем выгоранию). Также К.Чернис отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации. Как у индивида, страдающего выгоранием, в организации появляются различные симптомы этого явления. Вот эти симптомы:
· Высокая текучесть кадров; · Снижение вовлеченности сотрудников в работу; · Поиск «козла отпущения»; · Антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок; · Режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявление беспомощности и безнадежности; · Развитие критического отношения к сотрудникам; · Недостаток сотрудничества среди персонала; · Прогрессирующее падение инициативы; · Рост чувства неудовлетворенности от работы; · Проявление негативизма относительно роли или функции отделения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|