Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средняя височная извилина (21 и частично 37 третичные поля)




В. Нарушение слухоречевой памяти
а) сужение объема слухоречевой памяти на слова;
б) тормози мость следов:
1) проактивное торможение (старая информация тормозит припоминание новой);
2) ретроактивное торможение (новая информация тормозит припоминание старой);
в) прочность следов:
1) нарушение непосредственного запоминания;
2) нарушение отсроченного запоминания;
г) вербальная парафазия (замена искомого слова другим; опускание наименований в спонтанной речи; подсказка не всегда эффективна);
д) нарушение понимания (нарушение понимания значения слов из одного семантического поля, например, "шапка, ушанка, кепка", присохранности фонематического слуха).
Пробы: непосредственное и отсроченное припоминание серий из 3, 5, 10 слов илидвух фраз; пересказ рассказа, двух рассказов; называние частотных и малочастотных предметов; составление рассказа, диалог.

Из приведенных примеров видно, что принцип построения схемы обследования речевой функции такой же, как и при обследовании неречевой сферы.
Таким образом, в схеме:
- указаны зоны мозга, связанные с осуществлением высших психических функций;
- дано определение центрального механизма расстройства через нарушение специфической деятельности соответствующей структуры мозга;
- приведено описание первичных и вторичных нейропсихологических симптомов, в которых проявляется нарушение функции;
- отражена проблема функциональной асимметрии - разведены симптомы поражения левого и правого полушарий головного мозга.
Во всех случаях, где это было необходимо и возможно, пространство признаков было упорядочено от простых к сложным и от легких к более грубым, что отраженов нумерации подпунктов.
Выраженность нарушений оценивалась по 3-балльной системе как качественно, так иколичественно:
0 - нарушения отсутствуют;
1 - легкие нарушения (неправильных ответов менее 30%);
2 - средней тяжести (неправильных ответов от 30 до 70%);
3 - грубые (неправильных ответов более 70%),
а при необходимости с помощью промежуточных градаций: 0-1, 1-2, 2-3.

В своей работе мы использовали неоднократно подтвержденную, принятуюбольшинством специалистов информацию о симптомах, поэтому недостаточно верифицированные или имеющие на сегодняшний день неоднозначную трактовкусимптомы не вошли в схему.
Применение схемы иейропсихологического обследования в комплексном клиническоманализе для диагностики речевых расстройств и прогноза их восстановления у больных с последствиями ишемического инсульта Представленная выше схеманейропсихологического обследования является частью более широкой работы, направленной на сопоставление всего комплекса клинических данных для уточнениядиагностики и прогнозирования динамики восстановления ВПФ.
Разработка и апробация схемы проводились в Центре патологии речи и нейрореабилитации.Для этого были использованы результаты нейропснхологического обследования 23 больных с афазиями, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения [10].
Возраст больных от 16 до 60 лет. С учетом повторного поступления были проанализированы 55 протоколов нейропсихологического тестирования, а также ЭЭГи неврологического обследования. Диагноз верифицирован по результатам компьютерной (КТ) и эмиссионной компьютерной (ЭКТ) томографии.
По данным КТ и ЭКТ практически у всех больных нарушения отмечались в проекции теменно-височной области белого вещества мозга левого полушария в бассейнесредней мозговой артерии, что свидетельствует о поражении связей коры с подкорковыми структурами. Сочетание речевых расстройств с правостороннимгемипарезом, по данным нервологического обследования, подтверждает вывод о ведущем нарушении проводящей системы.
Совместное рассмотрение результатов неврологического, ЭЭГ-, ЭКТ- и КТ-обследований показало, что при поражении проводящих путей между корой иподкорковыми структурами вследствие ишемического инсульта характер локальных изменений электрической активности (ЭА) на ЭЭГ зависел от размера площадипоражения и степени снижения кровообращения. Наиболее выраженные изменения ЭА в виде полиморфных дельта - и дельта, бета колебаний в процессе уменьшения очагапоражения и улучшения кровообращения сменялись острыми волнами альфа и бета - диапазонов, которые могут рассматриваться как резидуальные [9].
Сравнение выраженности ведущего нарушения речи с характером локальных изменений ЭА показало, что грубые речевые расстройства (3-й, 2-3-й степени) независимо отформы афазии всегда сопровождались полиморфными дельта - и дельта, бета - колебаниями на ЭЭГ, что указывало на обширный очаг поражения. Многократнаялоготерапия, проводимая таким больным в течение 6-11 лет, была практически неэффективна. И, наоборот, при резидуальных изменениях ЭА независимо от сроковзаболевания и длительности лечения наблюдалась положительная речевая динамика. Данные приведены в таблице.

Таким образом, совместный анализ нейропсихологических и ЭЭГ-данных позволил не только выявить прогностические критерии восстановления высших психическихфункций, в данном случае речевых, но и связать их с функциональным состоянием соответствующих структур мозга.
Наибольший интерес из-за выраженности нарушений и трудностей ее дифференциальной диагностики представила группа из 16 больных (45 наблюдений) сдинамической и семантической афазиями, причем у 12 человек имела место смешанная форма речевых расстройств, у 4 - динамическая.
Сопоставление локальных изменений ЭА и результатов наблюдения за состоянием речевых функций больных в динамике показало, что сочетанный характердинамической и семантической афазий не зависел от локализации очага поражения по ЭЭГ-данным: у 3 больных очаг в лобно-центральных или передневисочныхотделах, у 4 - в задневисочных или височно-теменных, у 9 больных - два очага.
Однако сравнение результатов ЭЭГ- и нейропсихологического обследованияпозволило отделить ведущую форму афазии от вторичной. Поскольку у всех 3 больных локальные изменения ЭА в лобно-центральных или передневисочных отделахкоры при первом поступлении сопровождались нарушением ВПФ, свидетельствующим о массивном поражении лобных долей, а у всех 4 больных с очагом на ЭЭГ взадневисочных или височно-теменных отделах только симптомами локальных нарушений заднелобного отдела, то в первом случае можно говорить - о ведущейроли динамической афазии, а во втором о ее вторичности по отношению к семантической афазии.
Сочетанныи характер этих двух видов речевых расстройств можно объяснить двусторонними ассоциативными связями.
Дифференциация первичного дефекта от вторичною необходима для выбора адекватных методов коррекции, а правильная диагностика является важнейшей отправной точкойреабилитации высших психических функций.
Таким образом, проведенный структурный анализ комплекса клинических инейропсихологических данных позволил выявить прогностические и диагностические критерии для оценки восстановления речи у больных с локальным поражениемголовного мозга. Предложенная схема представления нейропсихологической o информации имеет ряд достоинств:
при заполнении схемы формируются нейропсихологические синдромы, которые и представляют собой диагноз; сама схема, включая определения, примеры исобранные данные, является основой базы знаний для экспертной системы;
поскольку в основе схемы лежат экспертные знания, ее можно использовать приобучении молодых специалистов;
особенности представления информации в виде функциональных блоков, связанных сопределенными структурами мозга, обеспечивают эффективное сопоставление с данными неврологического, ЭЭГ- и инвазивных методов обследования, что особенноважно в условиях клиники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...