Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная структура федеративных органов власти.

СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Классификация госорганов - законодательные, исполнительные. Судебные (См. Конституцию РФ - главы 4-7).

 

*Гос. аппарат - это иерархическая структура системы госорганов, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства.

 

Законодательная власть РФ

Родиной современного парламента является Англия — в XIII в. королевская власть в соответствии с Великой хартией вольности (1215г.) была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей территориальных единиц (графств).

Первое учреждение парламентского типа в России — Государ-ственная Дума. Она возникла в ходе Первой русской революции на ос-нове царского манифеста от 17 октября 1905 года. Открытие Думы со-стоялось 27 апреля 1906 года.

 

Федеральное Собрание Российской Федерации

Этот институт государственной власти регламентируется гл. 5 (ст. 94—109) Конституции РФ.

Статья 94 определяет статус федерального парламента как пред-ставительного, законодательного органа Российской Федерации.

Федеральное Собрание — двухпалатный орган.

Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ отражает федеративное устройство нашего государства и различные основания у палат в их организации и осуществлении функции представительства, выражения общественного мнения.

• Совет Федерации (верхняя палата) представляет субъекты Федерации, интересы всех политико-административных, ад-министративно-территориальных образований. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95, ч.2).

Право внесения кандидатуры для избрания членом Совета Фе-дерации предоставлено председателю парламента субъекта РФ, в двух-палатном — председателям палат поочередно, а также группе депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Решение по избранию принимается тайным голосованием, оформляется постановлением парламента, в двухпалатном пар-ламенте — постановлением обеих палат (ст. 5).

Член Совета Федерации, представляющий исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (на срок его полномочий (ст.4). Решение оформляется его указом (постановлением), направляется в 3-дневный срок в законодательный (представительный) орган субъекта РФ, вступает в силу, если против не проголосуют 2/3 от общего числа депутатов парламента субъекта РФ (ст. 5).

• Государственная Дума (нижняя палата) выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Ее численность — 450 депутатов.

Из двух палат парламента именно Государственная Дума играет основополагающую роль в законодательном процессе.

Законодательный процесс — установленный законами и рег-ламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от его проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимо-действие всех участников законотворчества.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам:

1) федерального бюджета;

2) федеральных налогов и сборов;

3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регу-лирования, денежной эмиссии;

4) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

5) статуса и защиты государственной границы РФ;

6) войны и мира.

В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления воз-никших разногласий, после чего федеральный закон вновь подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном голосовании в случае несогласия Государственной Думы с Советом Федерации федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов этой палаты (ст. 105, ч. 5.).

Заключительный этап законодательного процесса — промульга-ция состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им, после чего пуб-ликуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит испол-нению.

Вместе с тем, этап промульгации дает главе государства возмож-ность выразить несогласие с законом или его отдельным положением и вернуть закон в парламент на новое рассмотрение. Опубликование, т.е. официальное обнародование закона, является необходимым условием его вступления в силу (в действие).

Конституция РФ термин «промульгация» не использует: в ней говорится (ст. 107) о том, что принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования; если в течение 14 дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию. Таким образом, квалифицированным большинством Федеральное Собрание имеет возможность преодоления президентского вето.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый обеими палатами федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом и в течение 14 дней подлежит подписанию им и обнародованию (ст. 108, ч.2).

 

 

*Институт Президента Российской Федерации:

Правовой статус — глава государства.

Президент РФ не входит непосредственно ни в одну из ветвей вла-сти. Его общественно необходимая роль как главы государства определяется в ст. 80 Конституции РФ:

1. Гарант Конституции Российской Федерации.

2. Гарант прав и свобод человека и гражданина.

3. Гарант государственной целостности, независимости и су-веренитета России.

4. Координатор деятельности властных структур государства.

5. Представитель Российской Федерации внутри страны и в

международных отношениях.

Компетенция Президента РФ реализуется в рамках предметов ис-ключительно федерального ведения (ст. 71), а также в переделах вопросов, отнесенных к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72).

Первая группа полномочий Президента Российской Федерации — его права и обязанности, связанные с деятельностью пред-ставительного и законодательного органа РФ — Федерального Собрания, его палат.

Вторая группа полномочий Президента РФ — его права и обязанности, связанные с деятельностью правительства РФ.

Третья группа полномочий Президента РФ — его права и обязанности в области обороны и внешних сношений.

Четвертая группа полномочий Президента РФ — его компе-тенция, связанная с координацией деятельности соответствующих властных структур государства.

Пятая группа полномочий Президента РФ — в сфере кадровой политики и назначений высших должностных лиц:

Порядок избрания Президента РФ.

Президент избирается сроком на 6 лет на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

 

Исполнительным органом в России является Правительство РФ.

*Исполнительная (административная) власть — это аппарат государственного управления, институты исполнительной власти в их совокупности на всех иерархических уровнях управления, компетенция государственных органов и государственных служащих, их практическая деятельность.

 

Правительство РФ - высший орган федеральной исполнительной власти.

Правительство РФ — коллегиальный орган. Его постановления принимаются на заседаниях Правительства и его президиума, коллегиях. Ответственность Правительства — коллегиальная (с Председателем в отставку уходит весь состав Правительства).

В состав Правительства входят заместители Председателя — пер-вые и курирующие отдельные сферы общественной жизнедеятельности (финансы, экономику, безопасность, оборону, внутренние дела), а также федеральные министры. Правительство имеет аппарат, состоящий из департаментов.

Главный недостаток правового статуса, имевший место до 2009 года - это урезанная подконтрольность правительства РФ парламенту (устранен поправками в Конституцию РФ президента РФ А.Д.Медведева, внесенными им в ноябре 2008г).

 

* Суды Российской Федерации

(См. ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996 №1-ФКЗ)

Судебная власть самостоятельна, независима от законодательной и исполнительной властей и осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

В осуществлении правосудия участвуют судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели. Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

 

1. Конституционный Суд РФ — судебный орган, осуществляю-щий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Впервые в РФ создан в 1991 г., был существенно реорганизован в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным законом 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ с изм. и доп.

Примечание: Судьи КС избираются Советом Федерации по представлению президента РФ на 15 лет и могут работать до достижения возраста 70 лет. Председатель КС избирается на 6 лет (не более двух сроков)

2. Верховный Суд РФ (см. ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ" от 07. 02. 2011 №1-ФКЗ):.

- является высшим судебным органом по гражданским, уголов-ным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

- рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции.

- является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

- дает разъяснения по вопросам судебной практики.

3. Система арбитражных судов РФ (см. ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" от 28.04.1995 №):

3.1. Высший Арбитражный Суд РФ:

- является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

- является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов.

- рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

- дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Ар-битражного Суда РФ устанавливаются федеральным конституцион-ным законом.

3.2. Федеральный арбитражный суд округа: в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

-является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.

Настоящий ФКЗ дополнен статьей 24.1 Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. № 3-ФКЗ

3.3.Арбитражный апелляционный суд:

- в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

3.4. Арбитражный суд субъекта РФ:

С изменениями, внесенными ФКЗ от 4 июля 2003 г. № 3-ФКЗ

-в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельст-вам.

-----------------***--------------------

4.Конституционный (уставный) суд субъекта РФ:

- может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов со-ответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

- Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответ-ствующего субъекта РФ.

- рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Россий:ской Федерации.

- решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

5.Мировой судья:

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавли-ваются федеральным законом и законом субъекта Российской Федера-ции.

------------------------------****------------------------------

Прокуратура Российской Федерации: в соответствии со ст. 129 Конституции РФ составляет единую централизованную систему с под-чинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; ее полномочия, организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

В механизме государственного аппарата России прокуратура — функционально самостоятельный правовой институт, роль и обще-ственное предназначение которого — обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокуратура не может относиться ни к судебной власти, которая (и только она) осуществляет правосудие (ст. 118), ни к исполнительной власти.

Согласно действующему законодательству прокуратура осу-ществляет надзор за:

1) исполнением законов федеральными министерствами и ве-домствами, представительными и исполнительными органами субъек-тов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, а также органами управления и руково-дителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) исполнением законов органами, осуществляющими опера-тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное след-ствие;

4) исполнением законов администрациями органов и учреж-дений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые

судом меры принудительного характера, администрациями мест

содержаний задержанных и заключенных под стражу (пенитенциарной системой).

Кроме указанных четырех так называемых отраслей прокурор-ского надзора к функциям прокуратуры относятся:

• расследование преступлений и уголовное преследование в соот-ветствии с полномочиями, установленными уголовно-

процессуальным законодательством РФ;

• координация деятельности правоохранительных органов по

борьбе с преступностью;

• участие прокуроров в рассмотрении дел судами и опроте-стование противоречащих закону судебных решений;

• информирование органов госвласти и местного самоуправ-ления о состоянии законности.

Решения прокурора могут принимать форму протеста, пред-ставления и постановления.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Гене-ральным прокурором по согласованию с органами госвласти субъекта РФ сроком на 5 лет. Сообщения о назначении публикуются в печати.

 

 

18. Общие принципы организации системы государственной власти в субъектах Российской Федерации.

 

Принципы организации системы органов государственной власти в субъектах РФ:

 

1) государственная и территориальная целостность РФ (т. е. субъекты РФ не вправе формировать органы власти, не установленные Конституцией РФ и иными федеральными законами; недопустимо установление каких-либо иных границ между отдельными субъектами РФ, нежели административно-территориальные, и недопустимо установление субъектами РФ пограничных знаков, таможни и таможенных пошлин);

 

2) суверенитет РФ распространяется на всю территорию РФ (т. е. РФ осуществляет свои исключительные полномочия в любом из ее субъектов и во всех субъектах одновременно в равной мере, никакой орган власти не вправе ограничивать суверенитет РФ);

 

3) верховенство Конституции РФ (т. е. при формировании органов государственной власти в субъектах РФ и установлении их компетенции необходимо соблюдать положения Конституции РФ, касающиеся соответствующих органов. А также данный принцип означает, что все акты, принимаемые органами власти субъектов РФ, должны соответствовать Конституции РФ и не должны касаться вопросов, не входящих в компетенцию соответствующего органа власти);

 

4) единство системы государственной власти как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ (т. е. в пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему государственной власти РФ, таким образом, компетенция этих органов аналогична друг другу, но ограничивается территориальными пределами соответствующего субъекта РФ и предметами ведения, зафиксированными в Конституции РФ);

 

5) разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную (т. е. принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную должен соблюдаться не только в отношении высших федеральных органов государственной власти, но и в регионах при формировании соответствующих органов);

 

6) разграничение предметов ведения РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления (т. е. федеральным органам власти предоставлено право по соглашению с органами власти субъектов РФ передавать последним часть своих полномочий. В свою очередь органы власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами власти вправе передавать им свои полномочия, таким образом осуществляя корреспонденцию полномочий внутри единой системы государственной власти РФ. Существует ряд полномочий, которые не могут быть переданы, исключены или иным образом перераспределены между различными уровнями власти: предметы ведения РФ; предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; предметы ведения субъектов РФ);

 

7) невмешательство органов государственной власти субъектов РФ в компетенцию органов государственной власти РФ (т. е. несмотря на единство системы государственных органов власти, ни федеральные органы власти, ни органы власти субъектов РФ не вправе осуществлять полномочия вне пределов своей компетенции, установленной Конституцией РФ, законами или договорами о разграничении предметов ведения между этими органами).

 

19. Отношения регионов и федеральных органов власти. интернет

 

 

20. Местное самоуправление: понятие и основные модели.

 

Понятие местного самоуправления

 

Понятие местного самоуправления относительно недавно вошло в современную отечественную политическую терминологию. Впервые слова "местное самоуправление" в качестве официального юридического термина появились в 1990 году в союзном Законе "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР".

 

Современное легальное определение местного самоуправления дается в ст.2 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления…» (далее по тексту – Закон). Под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

 

Еще одно определение, можно почерпнуть из текста Хартии о местном самоуправлении п.1 ст.3, которой, закрепляет, что под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

 

Весьма важно с точки зрения преемственности законодательства, что приведенное определение местного самоуправления созвучно определению, данному в предшествовавшем указанному Федеральному закону Законе Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской федерации", в ст.1 которого было установлено: "Местное (территориальное) самоуправление в Российской Федерации - система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, конституций и законов республик в составе Российской Федерации". Однако наряду со схожестью имеется и важное отличие формулировок предшествующего и настоящего законов. В новом определении отсутствует термин "система". Исходя из приведенного определения ранее действовавшего закона во всей России устанавливалась единообразная организация местного самоуправления. Из определения современного Закона следует возможность многообразия форм осуществления местного самоуправления.

 

Таким образом, данное в Законе определение вобрало в себя в концентрированном виде нормы Конституции Российской Федерации и Европейской хартии о местном самоуправлении, свидетельствует о преемственности настоящего Закона с предшествующим законодательством Российской Федерации.

 

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

 

Англосаксонская модель

 

 

Существуют так же и иные подходы к вопросу о моделях местного самоуправления. И первая модель - англосаксонская.

 

Она предусматривает самоуправление во всех звеньях, на всех ступенях административно-территориального деления, в общинах имеются только выборные органы. В мелких общинах, в которых меньше 150 человек, собирается общее собрание, а во всех остальных - выборные местные органы.

 

Характерно, что деятельность органов местного самоуправления не контролируется чиновниками из центра. Указанные органы самостоятельно решают вопросы местного значения, утверждают собственный бюджет, используют субсидии центра, а центральные государственные органы осуществляют финансовый контроль за целевым использованием выделенных средств. Однако, будучи относительно автономными от центральной власти, муниципалитеты этой системы находятся под жестким судебным контролем Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие - М., 2002. С. 60..

 

Существует практика утверждения министерствами чиновников, которые затем утверждаются советами. Прежде чем назначить чиновника по пожарной охране, по здравоохранению, надо согласовать такое решение с соответствующим министерством. Кроме этого, есть ряд других форм государственного контроля, т.е. при любой выборности местных органов государственный контроль в той или иной форме присутствует.

 

Континентальная модель

 

 

Данная модель основана на сочетании выборных местных коллегиальных органов самоуправления с назначаемыми «сверху» чиновниками. Однако в общинах назначенных чиновников нет, а в районом звене есть назначенный представитель центра, контролирующий законность деятельности советов нижестоящих общин.

 

На всех уровнях существует выборный Совет, но везде есть и назначенные представители правительства - префекты. Фактически это государственная власть над властью местного самоуправления (ни одно постановление муниципального совета не вступает в силу, если на нем нет визы комиссара или перфекта).

 

Государство осуществляет контроль и раньше контролировал деятельность органов местного самоуправления довольно жестко. Сейчас целесообразность не проверяют, но законность проверяют всегда. Например, законность расходования средств. Префекты могут обжаловать любое решение муниципального совета в административный суд. Специальные административные суды есть на всех уровнях. Что касается Правительства, то оно может сместить чиновника, но только в том случае, если он нарушает закон или если оказывается неработоспособным.

 

Эта система обеспечивает необходимую для государства централизацию, особенно если у населения еще не сформировалась соответствующая политическая культура. Главная проблема состоит в том, чтобы найти оптимальный вариант сочетания централизма с инициативой и правами мест.

 

Иберийская модель

 

 

Эта модель получила распространение в Испании, Португалии, многих странах Латинской Америки. При данной модели во всех звеньях административно-территориального деления есть избранные советы (хунты, муниципалитеты) и избираемые советом или непосредственно населением единоличные органы (алькады, регидоры). Характерно, что алькады и регидоры, а так же члены советов могут отзываться избирателями досрочно. Совет рассматривается как местный нормотворческий орган, а алькад или регидор - исполнительный орган. Назначенных должностных лиц из центра при данной системе нет, а избираемый алькад утверждается центральной властью в качестве ее представителя в административно-территориальной единице и таким образом действует в двух ипостасях: как исполнительный орган совета, обязанный выполнять его решения, и как представитель государства в континентальной системе. Разница лишь в том, что он не назначаемый, а избираемый местным населением. Алькады осуществляют административную опеку: они вправе приостанавливать на определенный срок решения совета, обращаться с предложениями к центральным органам государства о роспуске тех советов, которые систематически нарушают законы или стали неработоспособными Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие - М., 2002. С. 62..

 

Система, подобная иберийской, существует также в Японии и в некоторых других странах. Близка к ней структура местных органов в отдельных арабских странах (Египте, Сирии и др.). однако там представителями государственной власти являются их председатели, избранные советами. Кроме того, этой группе стран присущи особенности, связанные с действием мусульманского права.

 

 

21. Формирование и структура органов местного самоуправления.

 

Порядок формирования органов Местного самоуправления

 

1. Формирование представительного органа традиционным способом путем избрания всеми жителями может осуществляться в муниципальном образовании любого типа. Но для муниципальных районов допустим теперь и иной способ - путем делеrирования представителей поселений, входящих в состав муниципальногo района (глав и депутатов представительных opгaHOB указанных поселений).

 

2. Избрание высшего должностного лииа - главы мvнииипального образования для муниципального образования любого типа возможно двумя способами:

 

1) населением на муниципальных выборах;

 

2) представительным органом местного самоуправления из своего состава.

 

В первом случае глава муниципального образования может наделяться полномочиями:

 

а) главы местной администрации, а значит возглавлять исполнительный орган и заниматься конкретными проблемами муниципального хозяйства;

 

б) председателя представительного органа местного самоуправления, Т.е. возглавлять орган, решающий в основном политические задачи.

 

Если избранный населением глава муниципального образования получит полномочия главы местной администрации, это автоматически приведет к тому, что председателем представительного органа будет избираться один из депутатов.

 

Если же избранный населением глава муниципального образования получит полномочия председателя представительного органа местного самоуправления, то назначение главы администрации должно происходить по контракту с участием конкурсной комиссии - вариант «сити-менежера».

 

При втором способе избрания главы муниципального образования из состава депутатов, когда жители избирают на муниципальных выборах только представительный орган местного самоуправления, Федеральный закон N!! 131 допускает только один вариант полномочий, функций и статуса такого лица - воз­главлять представительный орган. А это, в свою очередь, приводит к назначению главы администрации по контракту (рис. 4). Однако такое ограничение не распространяется на сельские поселения.

 

Та же конкурсная процедура назначения главы местной администрации - менеджера используется в тех муниципальных районах, где представительный орган формируется из представителей поселений. Глава муниципального района в этом случаеавтоматически наделяется полномочиями председателя предста­вительного органа (рис. 5).

 

3. Глава местной администрации по Федеральному закону может приобретать свои полномочия двумя способами.

 

1. Получив предварительно полномочия главы муниципального образования путем избрания всем населением на муниципальных выборах. В этом случае глава местной администрации будет одновременно иметь статус высшего должностного лица муниципального образования.

 

2. Назначением по контракту, который заключается по результатам конкурса. В этом случае статус высшего должностного лица - главы всего муниципального образования получит лицо, избранное представительным органом из своего состава и являющееся его председателем.

 

Представительные органы, порядок их формирования и организации работы

 

Представительными органами местного самоуправления являются дума, муниципальное собрание, муниципальный комитет, совет и т.п., представляющие собой коллегиальный орган местного самоуправления. Они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и в соответствии с порядком, установленным Законом об общих принципах организации местного самоуправления (ст.15). Название, полномочия, структура, организационные формы деятельности и численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. Срок полномочий депутата не может быть менее 2 лет и не более 5 лет, что определяется уставом муниципального образования.

 

Свои полномочия депутаты осуществляют на общественных началах или на постоянной основе с момента их избрания и до выборов нового состава депутатов.

 

Из своего состава депутаты выбирают председателя представительного органа местного самоуправления, который организует работу этого органа: созывает и ведет заседания, подписывает решения представительного органа и осуществляет другие полномочия в соответствии с уставом муниципального образования и регламентов работы представительного органа.

 

Если уставом предусмотрена должность главы муниципального образования, то он может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях. В таких случаях председатель представительного органа из состава депутатов не избирается, а его функции выполняет глава муниципального образования – выборное должностное лицо.

 

Представительный орган образует из числа депутатов комиссии, комитеты, другие органы для подготовки вопросов к рассмотрению на заседании представительного органа. К работе этих структурных органов могут привлекаться на общественных началах специалисты (экономисты, социологи и т.п.). Решения комитетов и комиссий, принимаемые по вопросам их ведения, носят рекомендательный характер.

 

Депутаты представительного органа могут объединяться в депутатские группы (фракции) по партийной принадлежности, политическим и иным интересам. Подобные группы регистрируются в представительном органе.

 

Депутаты, избранные от смежных территориальных избирательных округов, могут объединяться в территориальные депутатские группы. Эти группы взаимодействуют с расположенными на их территории предприятиями, организациями, учреждениями, органами территориального общественного самоуправления, изучают общественное мнение, ведут прием избирателей, участвуют в решении вопросов благоустройства территории.

 

Правовое, организационно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности представительного органа осуществляется обычно через аппарат исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. В этих же целях представительный орган в соответствии с уставом может создавать и собственный аппарат.

 

3. Исполнительные органы местного самоуправления

 

Муниципальные образования в структуре органов местного самоуправления создают кроме представительного органа и иные органы. К иным органам относятся исполнительные органы местного самоуправления. Это соответствует положениям ст.3 Европейской Хартии местного самоуправления, согласно которой представительные органы местного самоуправления, избранные путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования, «могут иметь подотчетные им исполнительные органы». Наиболее распространенным наименованием исполнительного органа местного самоуправления в России является «администрация муниципального образования» или «местная администрация». Опираясь на федеральное законодательство и законы субъектов Федерации муниципальные образования самостоятельно выбирают и устанавливают организационную схему исполнительного органа.

 

Факторами, влияющими на выбор организационной структуры исполнительных и иных органов местного самоуправления являются: размер и уровень социально-экономического развития территории, численность населения, финансовые возможности, национальные и иные местные традиции и др. В крупных муниципальных образованиях исполнительные органы имеют разветвленную структуру и относительно большой штат. Устанавливая штатное расписание исполнительного органа, муниципальное образование руководствуется реестром муниципальных должностей муниципальной службы, который утвержден законом субъекта Федерации.

 

В Законе об общих принципах организации местного самоуправления предлагаются возможные варианты образования исполнительных органов. Может предусматриваться должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, который возглавляет исполнительный орган местного самоуправления. Он может <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...