ТЕМА 2. Нормы и отношения. Источники административного права. (4 часа)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Семинарские занятия проводятся для оказания помощи студентам в усвоении наиболее трудных вопросов учебной дисциплины, выработки навыков работы с нормативными актами, правильного применения действующего законодательства. Процесс подготовки к семинарским занятиям студент должен начать с изучения рекомендованной литературы и нормативного материала. Затем студенту целесообразно подготовить план своего мотивированного ответа по каждому обсуждаемому на семинаре вопросу. Кроме рекомендованной литературы, студент может использовать материалы, опубликованные в местной прессе, а также дополнительные законодательные акты и результаты обобщения местной практики. В ходе семинарского занятия студент должен принимать активное участие в обсуждении поставленных вопросов и приводить примеры из практики. На семинарских занятиях студенты могут выступать с тематическими рефератами по обсуждаемым проблемам. Сообщения или рефераты могут готовиться по инициативе самого студента, а также по заданию преподавателя. Тема выступления должна быть согласована с преподавателем. Продолжительность выступления не должна превышать 10-15 минут. Оно должно носить законченный характер содержать анализ, выводы и примеры. В ходе своего выступления студент может использовать специально подготовленный материал и конспект своего ответа. Выполнение данных рекомендаций поможет получить твердые знания по курсу «Административное право».
Планы практических занятий ТЕМА 1: «Понятие административного права. Место административного права в правовой системе Российской Федерации». (6 часов)
1. Административное право как отрасль правовой системы Российской Федерации. Функции и принципы административного права. 2. Понятие управления. Современные представления о механизме государственного управления. 3. Исполнительная власть. Система исполнительных органов. 4. Предмет административного права. Совокупность общественных отношений, регулируемых административным правом. 5. Метод административно-правового регулирования общественных отношений. Цели административно-правового регулирования. 6. Система административного права. 7. Административное право как наука. 8. Соотношение отрасли административного права с другими отраслями права. 9. Роль административного права в создании правового государства. Основные направления административной реформы в РФ.
Задание для самостоятельной работы: Задание №1. Чем отличается Административное право от Государственного права. Задание № 2. Написать доклад на тему «Роль административного права в современной жизни общества». Тема 1. Понятие административного права. Место административного права в правовой системе российской Федерации. Административное право как отрасль российского права является областью публичного права. Слушателям надлежит уяснить, что административное право как отрасль права есть совокупность юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Глубокое и основательное изучение данной темы слушателями является важной задачей, поскольку, не разобравшись в вопросах о понятии, предмете и системе отрасли административного права, невозможно уяснить отдельные правовые институты, взаимосвязь между ними. Эти вопросы имеют исходное значение и дают ключ к правильному пониманию сущности всей отрасли права в целом. Узловым является вопрос о предмете отрасли. Предметом административного права являются административно-правовые отношения. Это отношения, складывающиеся в сфере управления государственной власти и ее взаимоотношений с субъектами административного права.
Необходимо обратить внимание на методы административно-правового регулирования и цели. При подготовке вопроса о системе административного права необходимо обратить внимание на понятие и сущность системы, назвать основные элементы системы. Роль административного права в создании правового государства сложно переоценить и потому при подготовке на данный вопрос необходимо дать понятие правового государства, рассмотреть историю возникновения и становления правового государства.
Дополнительная литература к теме 1: Понятие административного права. Место административного права в правовой системе Российской Федерации. 1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ); 2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации"; 3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации"; 4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016); 5. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ред. от 05.04.2016); 6. Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"; 7. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016); 8. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 27.10.2015) "О Счетной палате Российской Федерации"; 9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" ТЕМА 2. Нормы и отношения. Источники административного права. (4 часа)
Задание для самостоятельной работы: Задание №1. Чем административно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права? Приведите примеры.
Тема 2. Нормы и отношения. Источники административного права. При подготовке к данному семинару слушателям важно уяснить, что административно-правовые нормы имеют особенности, проявляющиеся в их содержании, в форме и структуре. Административно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию. Однако присутствие всех структурных элементов нормы права в одной статье закона в административном праве не обязательно. Отвечая на этот вопрос, следует привести аргументированные примеры. Нормам административного права присущи и такие особенности: указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные отношения, многие из них имеют весьма общий характер, они не являются представительно-обязывающими. Принимая во внимание то, что система административного права РФ содержит большое число норм, студенты должны уметь их классифицировать. В качестве оснований для классификации можно предложить следующие: по функциональной направленности, по способу воздействий на субъекты, по характеру регулируемых общественных отношений, по действию во времени и др. Отвечая на вопрос об отношениях, студенты должны усвоить следующие характеристики регулируемых административным правом отношений: во-первых, одной из сторон (обеими сторонами) в рассматриваемых отношениях выступает государство или его представитель (иногда общественное объединение или орган самоуправления); во-вторых, стороны таких отношений, как правило, неравноправны; в-третьих, их содержание связано с осуществлением властных полномочий (управление, руководство, уполномочивание, гарантирование и пр.) или самоуправлением.
Принципиально важное значение имеет правильное уяснение вопроса об источниках административного права. Источники административного права — это внешняя форма установления и выражения административно-правовых норм. К источникам административного права относятся правовые акты, отвечающие следующим требованиям: 1) они должны являться нормативными; 2) содержать нормы, регулирующие административно-правовые отношения. Система правовых актов, являющихся источниками административного права, многообразна и включает в себя несколько видов. Установление нормы в том или ином виде актов не произвольно, а подчинено необходимым объективным условиям. В зависимости от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, условий территориального масштаба ее действия, установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих административно-правовые нормы, последние формируются в различных источниках.
Дополнительная литература к теме 2. Нормы и отношения. Источники административного права.
Нормативный материал:
10. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016);
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|