Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличия бизес-инкубатора и бизнес-акселератора

Бизнес-инкубатор.

Бизнес-инкубатор — это организация, занимающаяся поддержкой стартап-проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до её коммерциализации[1].

Первые бизнес-инкубаторы появились еще в 50 годы в Великобритании. Однако наибольшее распространение, особенно после 1983 года, инкубаторы бизнеса получили в США. В последние десять лет их число выросло с нескольких десятков до 575, объединенных в Национальную ассоциацию, инкубаторов бизнеса. Можно назвать три причины, которые способствовали их быстрому распространению в США:

1.Проблема возрождения приходящих в упадок городских центров и отдельных регионов.

Инкубаторы, создаваемые в рамках этой схемы, открывались на свободных площадях заводов и фабрик, на месте бывших складов, школ, в восстановленных зданиях, в общем, в любых помещениях, которые можно было приспособить для формирования и выхаживания малого бизнеса. Эти инкубаторы выполняли в основном, функцию создания новых рабочих мест и связаны, в основном, с нетехнологичным бизнесом.

2. Поощрение инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах.

Инкубаторы, появление которых было вызвано этой причиной, выполняли функцию поддержки наукоемкого предпринимательства.

3. Инициативы по открытию инкубаторов, предпринятые для создания привлекательных условий частным инвесторам - "деловым ангелам".

Удобство инкубаторной схемы для венчурных капиталистов в том, что они, таким образом, могут контролировать по ряду параметров своих клиентов, одновременно создавая им условия для работы. Эти инкубаторы оказывают поддержку, как фирмам высоких технологий, так и нетехнологическому предпринимательству.

Примером успешного развития инкубатора по третьей схеме может служить бизнес-инкубатор в г. Остин штата Техас (Austin Technology Incubator). Он был создан в 1989 году и занимал тогда небольшую площадь всего в 400 кв. метров. Однако уже в 1997 году его площадь увеличилась до 20000 кв. метров, а число компаний, входящих в него, возросла до 28. Сейчас общий капитал этих компаний достиг 100 миллионов долларов. 90% всех компаний, которые родились здесь, успешно развиваются. При этом 33 компании были выпущены из инкубатора в свободное плавание, а 6 из них зарегистрированы на бирже. Интересно, что постепенно на схему привлечения частных инвесторов для финансирования венчурных фирм переходят и университетские инкубаторы. В частности так теперь работает Оксфордский центр инноваций в Великобритании[2].

 

Бизнес-инкубаторыпомагают как начинающим предпринимателям “встать на ноги”, так и оказывают помощь уже действующим предпринимателям в различных сферах:

1. Финансирование проектов

2. Предоставление помещений и оргтехники

3. Услуги бухгалтеров

4. Консультации юристов

5. Консультации маркетологов

6. Консультации аудиторов

7. Помощь в получении льгот

8. Привлечение ресурсов

9. Обучение персонала

Кроме того, бизнес-инкубатор может самостоятельно инициировать создание предприятий по выпуску совершенно новых продуктов или услуг в результате изучения тенденций развития рынка, опыта работы в других регионах и обмена информацией с муниципальными властями[3].

Приведённая ниже схема отражает структуру видов услуг, которые оказывают бизнес-инкубаторы, и их процентное соотношение (рис.1):

 

Рис. 1. Структура видов услуг, оказываемых бизнес – инкубаторами [4].

 

Основными задачами регионального значения, которые должен решить бизнес-инкубатор, являются:

— развитие экономики города (оживление экономической активности региона в целом);

— создание новых рабочих мест;

— развитие малого и среднего предпринимательства, увеличение количества новых малых предприятий;

— более эффективное производство традиционных товаров и открытие качественно новых видов предпринимательской деятельности;

— целевое развитие отдельных отраслей промышленности и диверсификация местной экономики;

— решение проблем занятости в среде молодежи, инвалидов и других социальных групп населения, нуждающихся в определенной поддержке;

— обучение и повышение квалификации предпринимателей, общее повышение уровня экономического образования в клиентурной среде, предпринимательской способности населения региона;

— повышение конкурентоспособности местной продукции на отечественном рынке, возрастание возможностей выхода на зарубежные рынки;

— налаживание связей между крупными промышленными предприятиями и малым бизнесом;

— стимулирование процесса учредительства и всесторонней поддержки развития новых фирм [5].

Особенности схемы построения деятельности бизнес-инкубаторов состоят в последующем:

· организация бизнес-инкубаторов имеет главной целью создание в регионах определенной жизнеобеспечивающей предпринимательской среды в виде развития какого-нибудь вида предпринимательства либо направления бизнеса.

· формирование в рамках регионального инкубаторного комплекса обязано строиться исходя из принципов трипартизма, т.е. гармонического соединения интересов местных органов власти, предпринимательства и общества.

· организация отдельных бизнес-единиц должна осуществляться в рамках задач региональных программ экономического развития. В таком случае только этим группам компаний может быть присвоен статус «инкубаторов» - как совокупных компаний и компаний, действующих в определенном хозяйственном режиме и потому владеющих предоставленными им льготами и преференциями.

· принципиальным шагом в разработке региональных производственных инкубаторов обязано стать приведение требований к особенностям коммерческой деятельности в соответствие с мировой практикой, также требованиями развития рынка продуктов и услуг.

· в базу комплектации бизнес-инкубаторов в качестве нужных вещественных и денежных ресурсов могут быть положены деньги и имущество как самих компаний и коммерческих структур, заинтересованных в реализации хозяйственных программ региона, так и муниципальные ресурсы.

· при установлении форм принадлежности на ресурсы и объекты бизнес-инкубаторов могут употребляться как муниципальные, так и смешанные формы принадлежности, однако при сохранении контролирующего роли муниципальных органов в управлении ими.

· внедрение данного подхода при формировании нужной инкубаторной жизнеобеспечивающей хозяйственной среды обязано дать существенно больший социально-экономический эффект, чем при разработке отдельных производств.

· при формировании общей организационной структуры инкубаторов могут привлекаться внерегиональные и зарубежные ресурсы от всех заинтересованных сторон, для которых решение данных отраслевых и межотраслевых проблем может осуществляться на межрегиональной либо интернациональной базе отношений.

· при разработке инкубаторов могут употребляться современные способы и механизмы инкорпорирования, т.е. будут происходить процессы имущественного и правового взаимопроникновения между уже функционирующими отдельными участниками бизнеса и вновь образованными производственными структурами [6].

 

Бизнес акселераторы

Бизнес-акселератор (англ. business accelerator, startup accelerator или seed accelerator, букв. «ускоритель»)—социальный институт поддержки стартапов. Понятие описывает как учреждения, так и организованные ими программы интенсивного развития компаний[7].

Главная функция акселератора – превратить искусство запуска успешной компании в программу, которую можно повторить в других бизнесах, таким образом «ставя на поток» производство новых успешных компаний [8].

Бизнес-акселераторы предлагают комфортные офисные помещения, консультации, тренинги, юридическое и бухгалтерское сопровождение, менторство, информационную, логистическую и PR-поддержку. Данный институт венчурного рынка также может организовывать специальное обучение, включающее в себя цикл лекций, семинаров, тренингов, мастер-классов и деловых игр, направленных на формирование у членов стартапа специальных знаний и навыков. Особое внимание уделяется бизнес-модели и маркетинговой стратегии. Среди юридической поддержки акцент делается на проблеме защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Многие бизнес-акселераторы устраивают DemoDay, на котором резиденты акселератора, готовящиеся к выходу, представляют свои проекты потенциальным инвесторам[9].

Что касается менторства, то оно проходит на взаимовыгодных условиях. Менторы обычно являются топ-менеджерами крупных компаний, бизнес-ангелами, они часто работают на безвозмездной основе, так как могут отслеживать тенденции отрасли, быть в курсе всех новинок, а так же при удачной реализации проекта могут приобрести новых клиентов и партнёров.

Бизнес-акселераторы поддерживают проекты, которые не требуют значительных финансовых вложений. Финансирование может проходить в один или два раунда. Во втором случае лучше поддаются контролю вложенные денежные средства. По мере предоставления финансовых средств, некоторые бизнес-акселераторы увеличивают свою долю в капитале проекта, по такому принципу работает Seedcamp в Лондоне.. Существуют так же бизнес-акселераторы, которые не берут долю в капитале проекта, например Mass Challenge (США, Бостон), Startup Sauna (Финляндия, с возможностью посещения США).

Бизнес-акселераторы не занимаются фудаметельными разработками, проектами требующих больших временных затрат, проектами не имеющими определённого потенциального потребительского сегмента. Поддержка бизнес-акселераторов носит кратковременный характер – около трёх месяцев.

Отличия бизес-инкубатора и бизнес-акселератора

До появления первых акселераторов популярным являлся другой инструмент поддержки стартапов – бизнес-инкубаторы. Первый бизнес-инкубатор был запущен в 1959, его цель состояла в создании институциональной среды, содействующей росту стартап-компаний и бизнес-идей.

В 1999 году такие инкубаторы как HotBank, 100x и TechSpace вызвали настоящий «бум» наряду с технологическими компаниями. Их бизнес-модель предполагала предоставление новым компаниям хорошо оснащенных офисов в обмен на долю в акционерном капитале. После того, как лопнул пузырь доткомов, бизнес-модель таких инкубаторов резко изменилась и такие организации стали просто собирать ежемесячную ренту за предлагаемые помещения вместо того, чтобы предоставлять помещения в обмен на долю в компаниях.

Термины «инкубатор» и «акселератор» часто используются как взаимозаменяемые понятия, но по определению акселератор является чем-то более новым.

В 2005 году, Пол Грэхэм создал Y Combinator. Несмотря на то, что программа акселератора в большей степени основана на модели инкубатора, обнаруживается несколько существенных различий. Во-первых, ограничен временной промежуток: стартапы приходят в группы (напоминающие группы в университетах) и выпускаются одновременно, в то время как в инкубаторах не было ограничений на то, сколько времени может потребоваться конкретному стартапу, чтобы начать функционировать. Во-вторых, обмен предпосевных инвестиций на долю в компании стал общим стандартом для всех стартапов, принимаемых в акселератор. И, в-третьих, существенным мотивом для стартапов-участников является список «звездных» тренеров акселератора[8].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...