Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Страницы великих биографий




ПРОЕКТ

ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕКСТОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Вечные ценности........................................................................................................................ 5

Эффект бумеранга (Текст 1)........................................................................................................... 5

Улыбка (Текст 2)........................................................................................................................... 5

Крылья матери (Текст 4)................................................................................................................. 8

Настоящий друг (Текст 5)............................................................................................................ 9

Сколько стоит мечта? (Текст 6)................................................................................................... 10

Старые вишни (Текст 7)............................................................................................................... 11

Капитан (Текст 8).......................................................................................................................... 12

Душевная сестра (Текст 9)........................................................................................................... 13

*** (Текст 10)............................................................................................................................... 14

*** (Текст 11)............................................................................................................................... 15

*** (Текст 12)............................................................................................................................... 16

*** (Текст 13)............................................................................................................................... 17

*** (Текст 14)............................................................................................................................... 18

О заботе (Текст 15)....................................................................................................................... 19

Друг детства (Текст 16)................................................................................................................ 20

*** (Текст 17)............................................................................................................................... 21

*** (Текст 18)............................................................................................................................... 22

*** (Текст 19)................................................................................................................................ 23

*** («В осаждённом Ленинграде...») (Текст 20)......................................................................... 24

Чудо-кузнец (Текст 21)................................................................................................................. 25

2. Человек и природа....................................................................................................................... 26

*** (Текст 22)............................................................................................................................... 26

Капалуха (Текст 23)...................................................................................................................... 27

Проказы старухи Зимы (Текст 24)............................................................................................... 28

Легенда о старике Байкале и его дочери Ангаре (Текст 25)...................................................... 29

Скворцы (Текст 26)....................................................................................................................... 30

Друзья (Текст 27)........................................................................................................................... 31

Кот Ворюга (Текст 28)..................................................................................................................  3 2

*** (Текст 29)...............................................................................................................................  3 3

Волчата (Текст 30)........................................................................................................................  3 4

Про слона (Текст 31).................................................................................................................... 35

*** (Текст 32)................................................................................................................................ 36

*** (Текст 33)............................................................................................................................... 37

*** (Текст 34)................................................................................................................................ 38


Возвращение домой (Текст 36).................................................................................................... 40

Памятное знакомство (Текст 37)................................................................................................. 41

Пропавший медведь (Текст 38).................................................................................................... 42

*** (Текст 39)............................................................................................................................... 43

Старый блиндаж (Текст 40).......................................................................................................... 44

*** (Текст 41)............................................................................................................................... 45

*** (Текст 42)............................................................................................................................... 46

Дружба (Текст 43)........................................................................................................................ 47

*** (Текст 44)............................................................................................................................... 48

*** (Текст 45)............................................................................................................................... 49

3. Страницы великих биографий................................................................................................... 50

Долгожданная встреча (Текст 46)................................................................................................. 50

Самый счастливый человек на Земле (Текст 47)......................................................................... 51

Иван Андреевич Крылов (Текст 48)............................................................................................ 52

Первая женщина-космонавт (Текст 49)....................................................................................... 53

Анна Ахматова (Текст 50)........................................................................................................... 54

Многоликий Куприн (Текст 51).................................................................................................... 55

Константин Эдуардович Циолковский (Текст 52)...................................................................... 56

Сергей Павлович Королёв (Текст 53)........................................................................................... 57

Александр Степанович Попов (Текст 54)................................................................................... 58

*** (про Менделеева) (Текст 55)................................................................................................. 59

*** (про Чигорина) (Текст 56)..................................................................................................... 60

*** (про Черепанова) (Текст 57)................................................................................................. 61

*** (про Ломоносова) (Текст 58)................................................................................................ 62

*** (про Ландау) (Текст 59)......................................................................................................... 63

*** (про Кулибина) (Текст 60).................................................................................................... 64

*** (про Циолковского) (Текст 61).............................................................................................. 65

*** (про Павлова) (Текст 62)........................................................................................................ 66

Способный студент (Текст 63)..................................................................................................... 67

4. События отечественной истории.............................................................................................. 68

*** (про Разина) (Текст 64).......................................................................................................... 68

Скорпион (Текст 65)..................................................................................................................... 69

Подвиг русских женщин (Текст 66)............................................................................................. 70

*** (про Челюскина) (Текст 67)................................................................................................... 71

*** про крепостную актрису (Текст 68)...................................................................................... 72

*** (Текст 69)............................................................................................................................... 73

*** Седов (Текст 71)..................................................................................................................... 75

*** Шелихов (Текст 72)................................................................................................................ 76

*** (Текст 73)................................................................................................................................ 77

Город у моря (Текст 74)................................................................................................................ 78

Подвиг новгородского полка (Текст 75)...................................................................................... 79

Аз, буки, веди... (Текст 76)............................................................................................................ 80

Фили (Текст 77)............................................................................................................................ 81

Тишка и Минька (Текст 78)........................................................................................................... 82

Нахимов (Текст 79).....................................................................................................................  83

Суворов (Текст 80)......................................................................................................................  84

Восстание декабристов (Текст 81).............................................................................................  85

*** (Текст 82)..............................................................................................................................  86

«Решительный» и «Стерегущий» (Текст 83).............................................................................  87

Битва на Неве (Текст 84)...............................................................................................................  8 8

Вежливый адмирал (Текст 85)....................................................................................................  89

5. Великая Отечественная война.................................................................................................... 90

58 дней в огне (Текст 86)............................................................................................................. 90

Платочек (Текст 87)..................................................................................................................... 91

Ласточки (Текст 88)...................................................................................................................... 92

Талалихин (Текст 89)................................................................................................................... 93

*** (Текст 90)............................................................................................................................... 94

Рассказ о неизвестном герое (Текст 91)...................................................................................... 95

Треугольное письмо (Текст 92).................................................................................................... 96

Голиков (Текст 93)....................................................................................................................... 97

Опасный суп (Текст 94)................................................................................................................ 98

Капитан Гастелло (Текст 95)........................................................................................................ 99

Зееловские высоты (Текст 96).................................................................................................... 101

*** (Текст 97)............................................................................................................................. 102

Часы (Текст 98)............................................................................................................................ 103

Мешок овсянки (Текст 99)......................................................................................................... 104

Лёгкий груз (Текст 100).............................................................................................................. 105


Вечные ценности

Эффект бумеранга (текст 1)

В автобусе было душно и очень тесно. Старика зажали со всех сторон, и он уже сто раз пожалел о том, что решил поехать на очередной прием к врачу ранним утром. Он ехал и думал о том, что совсем, казалось бы, недавно, а на самом деле семьдесят лет тому назад, он ездил на автобусе в школу. А потом началась война. Он не любил вспоминать то, что он пережил там. Больно было вспоминать тех, кто ушёл с ним добровольцем на фронт и не вернулся. Война была для него и личной трагедией: во время боёв под Москвой и Сталинградом погибли его отец и старший брат.

Но был в его жизни один случай, который он тоже не мог забыть и простить себе. Он ехал на автобусе в школу (он тогда учился в третьем классе), сел на последнее свободное место, отвернувшись от старика, который беспомощно облокотился о поручень у дверей. Он не заметил, где сошёл старик, но почему-то весь день потом вспоминал о нём, и острая поздняя боль раскаяния пронзила его душу. «Почему я не уступил ему место?» - этот вопрос терзал день изо дня. Потом постепенно это воспоминание ушло на задний план, но время от времени возвращалось как укол совести, как руководство к правильному поведению, к уважению старших и поклону их опыту и седине.

Теперь, когда он сам стал таким же немощным стариком, ему было до слёз обидно, если он сталкивался с неуважительным отношением к людям пожилого возраста, к ветеранам.

Автобус остановился на остановке, пассажиры начали выходить, стоять стало свободнее. Вдруг к нему подошёл мальчик лет десяти и сказал: «Садитесь, дедушка, на моё место, мне кажется, Вам тяжело стоять». У старика навернулись слёзы на глаза. Это были одновременно и горькие, и сладкие слёзы. Они горчили потому, что совесть опять напомнила случай семидесятилетней давности, но они радовали и согревали сердце потому, что он благодаря этому мальчику верил, что не всё потеряно для русского человека.

(308 слов) (По С. Горевой)

 

 

Улыбка (Текст 2)

Двери их квартир были напротив друг друга, и эти двое соседей часто встречались на лестничной площадке. Но один сосед всегда хмуро проходил мимо второго как будто и не замечал его. А тот, наоборот, всегда хотел при встрече с соседом поприветствовать его, пожелать ему чего-то доброго, но сосед вёл себя так, что даже поздороваться не получалось.

Так проходили годы. Соседи старились. При встрече доброжелательный сосед уже и не ждал приветствия от хмурого и лишь учтиво уступал ему дорогу.

Но однажды в гости к нему приехала внучка. Она была весёлая, жизнерадостная и улыбчивая. Когда малышка встретила угрюмого соседа, она радостно с ним поздоровалась.

Сосед остановился. Этого он никак не ожидал. В девочке было столько нежности и доброты, что этот суровый человек даже смутился. Он не умел просто разговаривать с соседями и детьми. Он привык только приказывать... Опустив голову, он поспешил к машине, которая ожидала его у подъезда.

Когда он уселся в машину, а девочка помахала ему вслед рукой, он сделал вид, что не заметил этого.

Встречались они довольно часто. Девочка всегда улыбалась. И соседу становилось радостно на душе. Ему это стало нравиться, и однажды он даже кивнул девочке в ответ на приветствие.

Но вдруг встречи с малышкой прекратились. Суровый сосед заметил, что в квартиру напротив приходит врач. А второй сосед всё так же встречался ему на лестнице, но был почему-то без внучки. И тут этот хмурый человек понял, что именно этой девочки с её улыбкой ему теперь и не хватает.

И однажды он не выдержал. Встретив соседа, он слегка приподнял шляпу, сдержанно поприветствовал его и спросил:

- А где же ваша внучка? Что-то её давно нет.

- Она заболела.

Когда в следующий раз они встретились на лестничной площадке, хмурый сосед, поздоровавшись, открыл свой портфель. Достав из него плитку шоколада, он сказал смущенно:

- Передайте Вашей девочке. Пусть поправляется.

И торопливо пошёл к выходу. У доброжелательного соседа в глазах появились слёзы, и ему как будто стало трудно дышать. Он даже не смог поблагодарить, лишь пошевелил губами.

После этого, встречаясь, они уже говорили друг другу добрые слова.

А когда девочка выздоровела, и они встретились, малышка бросилась к соседу и обняла его. И в глазах этого сурового человека появились слёзы.


В семье Марины и Сергея произошло радостное событие: у них родилась долгожданная дочка Маша. Её носили на руках, постоянно обнимали, целовали, одним словом, не могли нарадоваться собственному счастью. И лишь овчарке Ласке было, казалось, всё равно. Ну, Маша и Маша, подумаешь, теперь живёт с нами. Не было её десять лет, и прекрасно обходились без неё.

Поначалу Машины родители очень беспокоились по поводу того, как собака воспримет ребенка. Для них Ласка была не просто овчаркой, она была членом их семьи, даже неким ангелом-хранителем. Однажды Сергей спускался на байдарке по горной реке, лодка перевернулась и, если бы не вовремя подоспевшая Ласка, Сергей мог бы утонуть. Поэтому Машины родители очень любили эту собаку.

Но с появлением в их доме Маши всё изменилось: вроде бы они также ходили с Лаской гулять, кормили не хуже обычного, но мир теперь вертелся не вокруг неё. Собака не обращала никакого внимания на девочку. Поначалу Марина и Сергей не замечали этого, потом их стало раздражать, что их подросшая дочка пытается поиграть с собакой, а та не дает себя обнять, буквально убегает от девочки. «У нашей Ласки не развит материнский инстинкт, ей не понять того счастья, которое поселилось у нас с рождением Машеньки», - любила рассуждать вслух Марина.

Но однажды девочка сильно простудилась, у неё поднялась температура. Она всё время лежала на своей маленькой кроватке и постоянно звала маму. Марина буквально разрывалась между больной дочкой и домашними делами, помогать ей было некому, Сергей был постоянно на работе. Только на третий день она заметила, что Ласка ничего не ест и не встаёт. Ни сил, ни времени у Марины не было, чтобы отвезти собаку к ветеринару, поэтому она вызвала врача на дом. Ветеринар внимательно осмотрел Ласку, но признал собаку абсолютно здоровой. «Тогда почему она ничего не ест, не пьёт и не встаёт?» - спросила растерянная Марина. «Может быть, так она выражает свою любовь к вашей дочке», - ответил врач. В самом деле, уже на следующий день Маше стало гораздо лучше, и она с удовольствием ела мамины сырники. А Ласка, заметив, как веселится Маша, встала со своего коврика и подошла к девочке. В глазах у собаки были слёзы.


В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких жёлтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был тёплым и радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг.

Гусыня стала учить деток есть нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко тёплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зелёному лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой.

Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.

Вдруг надвинулись тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них она стала очень нужна. Они подняли маленькие головки и побежали к ней. А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей - об этом известно каждой матери - а потом уж для того, чтобы летать.

Под крыльями гусятам было тепло и безопасно. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи - холодно и опасно. Потом всё успокоилось. Гусятам хотелось поскорее обратно на луг, но мать не поднимала крыльев.

Маленькие дети Гусыни стаи требовать: «Выпускай нас, мама».

Мать осторожно подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они заметили, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это понимали, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко снова было таким ласковым и тёплым, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусёнок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она устало ответила, как бы стыдясь своей боли: «Всё хорошо, сын».

Гусята бегали по траве, и мать была счастлива.


Была весна. А Миша очень ждал лето. В июне родители обещали подарить ему на день рождения новый велосипед, о котором он давно мечтал. У него уже был один, но он был для Миши уже слишком маленьким. Миша хорошо учился в школе, и мама с папой, а иногда и бабушки с дедушками, давали ему деньги в качестве похвалы за отличное поведение или хорошие отметки. Миша не тратил эти деньги, он их копил. У него была большая копилка, куда он складывал все те деньги, которые ему дарили. С начала учебного года у него накопилась значительная сумма, и мальчик хотел предложить родителям эти деньги, чтобы они купили ему велосипед раньше дня рождения, уж очень ему хотелось покататься.

У Миши был лучший друг. Его звали Пашка. Они сидели с ним за одной партой. Пашка был старостой в их классе.

На майские праздники их классная руководительница Наталья Григорьевна предложила сходить всем классом в цирк, а деньги на билеты поручила собирать старосте. Паша был прилежный мальчик: он не только записывал, кто сдал деньги на билеты, но и аккуратненько складывал все деньги в пакет, а потом прятал их в своём рюкзаке, чтобы не потерять.

И вот, когда до праздников оставалось всего несколько дней, Пашка потерял этот пакет. Он отлично помнил, как положил его в рюкзак, а потом побежал с мальчишками играть в футбол на школьном стадионе, а рюкзак так и остался в раздевалке. Он вытряхнул всё содержимое рюкзака на пол и перебирал каждый листочек в каждой тетрадке, надеясь найти там пакет с деньгами, но никакого пакета и в помине не было.

- Что теперь делать?, - переживал Пашка. - Может, объявление дать, что потерян пакет с деньгами. Ведь это же какая сумма.

Миша на минуту задумался, потом сказал: «Как я сразу не догадался!». Через полчаса Миша вернулся со своей копилкой, высыпал её содержимое на скамейку. Паша отсчитал нужную сумму, остальное вернул Мише и сказал: «Я всегда знал, что ты настоящий друг.».

Вечером Мишина мама заметила, что копилка почти пуста. Она позвала в комнату Мишу. Он ей всё рассказал.

На следующее утро, когда Миша проснулся, около него стоял папа, опираясь на руль новенького велосипеда. «Беги к Пашке и зови его скорей кататься», - сказал папа.

 

 

Катя, когда была маленькой девочкой, всё время о чём-то мечтала: то, как она станет знаменитым врачом, то актрисой, то полетит на Луну, то изобретёт что-нибудь полезное для всего человечества. Ещё Катя очень любила животных. Дома у неё жили собака Лайка, кошка Маруся и два попугая, которых подарили родители на день рождения, а ещё рыбки, черепаха, хомяки и морская свинка.

Шли годы. Катя с отличием окончила школу, потом университет, стала работать учителем в школе. Теперь для детишек она уже была не просто Катя, а Екатерина Александровна. Дети её очень любили, и она в свою очередь отвечала им тем же.

Однажды, возвращаясь вечером после работы домой, она заметила лежащую возле дороги собаку. У той была сломана лапа, и она не могла ходить. «Видимо, её сбила машина и уехала», - подумала Катя. Девушка бережно взяла собаку и отнесла домой. Она ухаживала за ней, как могла, перевязывала ей больную лапку, кормила, выводила гулять, вызвала ветеринарного врача, и в один прекрасный день собака начала ходить, а потом и весело бегать.

Катя назвала собаку Джеки. Через некоторое время девушка отнесла Джеки в приют для четвероногих, чтобы ей нашли нового хозяина. Девушка не могла оставить собаку у себя, потому что жила в маленькой квартирке.

Несколько раз в неделю она навещала собаку, потом стала приходить в приют чаще и чаще. А Джеки забрала к себе в дом добросердечная пожилая пара, которая как раз искала собаку такой породы.

Но Катя не перестала приходить в приют. Она подбирала брошенных животных на улице, ухаживала за ними, лечила, а потом относила в приют, где им подыскивали новых хозяев.

Но содержание приюта стоило немалых денег, и его организаторам приходилось очень стараться, чтобы их собаки не остались голодными. Катя искала спонсоров, добрых и просто неравнодушных людей, которые могли бы хоть как-то помочь. Теперь это стало её мечтой и целью в жизни. И неважно, сколько стоит её мечта.

 

 

(302 слова) (По С. Горевой)


 

 

Митя любил бывать у дедушки в саду. Там было очень прохладно и как-то по- особенному спокойно. В саду росли яблони, груши и вишни. Каждый раз, приезжая в сад, Митя удивлялся, как пышно цветут деревья, какие они приносят сочные и сладкие плоды. Особенно ему нравились ягоды с одной вишни, которая росла около дома. И хотя вишня была очень старая, она цвела каждый год. Мите казалось, что вкуснее ягод, чем с этой вишни он никогда не ел.

Однажды Митя забрался в самую дальнюю часть сада, где росла только крапива и старая вишня. Ствол дерева был в трещинах, кора была как будто больная, половина листьев уже упала, хотя до осени было ещё далеко. Мальчик решил попробовать ягоды с этой вишни. Они оказались кислыми и наполовину червивыми.

Митя вернулся в дом и сразу же спросил у дедушки об этой вишне. И дедушка объяснил, что эта вишня, оказывается - ровесница той, что растет около дома. Но он мало ухаживал за ней, плохо поливал, вот она и выросла такая корявая.

«Я посадил эти деревья, когда был молодой, и мы с бабушкой только-только построили этот дом», - начал свой рассказ дедушка и показал рукой на старый обветшавший со временем бревенчатый дом. - «Одну вишню посадил около дома, а вторую - в конце сада».

А дальше дедушка признался, что первую вишню он часто поливал, ухаживал за ней, говорил ей добрые слова, и делал всё это с такой любовью, что и дерево ответило ему тем же, и теперь каждый год он собирает с этой вишни много вкусных ягод. А за второй вишней ему ухаживать не хотелось. И ходить туда было далеко, и ведрами носить туда воду для полива было тяжело, и каждый раз, когда он нёс в ведре воду для этой вишни, он и себя ругал за то, что так далеко посадил ее, и злился на это дерево, говоря ему плохие слова.

«Так и человек, Митя, зависит от того, с какими словами к нему обращаются в детстве», - сказал в конце разговора с внуком дедушка и добавил: «В следующий раз, когда захочется с кем-нибудь поругаться, вспомни мой рассказ про старые вишни».

(336 слов) (По С. Горевой)


Капитан (Текст 8)

Стёпка никогда не знал, что такое зависть. Ему казалось, что в жизни происходят чудеса: он мечтает, например, о велосипеде, и все родственники покупают ему на день рождения велосипед. Или захотел баян - соседка отдала баян своего мужа.

Но вот вчера отец Саньки, который был капитаном дальнего плавания, приехал в отпуск. В своей шикарной морской форме он вышел на улицу, посадил Саньку на плечо и понёс. Стёпка даже представил себя на месте Саньки.

Впервые Стёпка с разочарованием подумал о своем небольшого роста отце, в его застиранных штанах и рубашке.

Обычно он с радостью ехал с папой на рыбалку, а сегодня нехотя ответил, что согласится поехать, если папа разрешит ему искупаться. Отец был удивлен недовольным лицом сына.

Стёпке не везло на рыбалке, и он начал говорить, что лучше искупаться и ехать домой. Папа сказал, что с этой стороны озера плохое дно, надо переплыть на лодке на другую сторону. Но Стёпка впервые ослушался и прямо с лодки нырнул в воду. Что произошло, он не успел понять. Ему свело ногу судорогой, его тянуло ко дну, он раза два хлебнул воды. От испуга мальчик не мог даже позвать на помощь и только с тоской думал о такой близкой, но недосягаемой лодке.

Папа понял, что происходит что-то плохое и, быстро сбросив одежду, поднырнул под сына. Стёпка вскарабкался ему на спину, и в эту минуту судорога прошла. Папа легко поплыл к берегу. Стёпка перестал бояться и представил себя капитаном на мостике корабля, плывущего в океане.

Стёпка теперь так гордился, что папа у него отличный пловец. Он вспомнил рассказ бабушки о том, что когда они отдыхали летом на Волге - папа был ещё мальчишкой, - то на спор он переплыл Волгу.

Стёпке стало так приятно и радостно, что у него такой замечательный папа. Кроме того, он почувствовал, что ни один капитан, ни один даже самый важный генерал не дорог ему так, как папа, который любит его, Стёпку. Любит ни за что, просто так!

(312 слов) (По Т. Ломбиной)

 

Душевная сестра (Текст 9)

Любимая сказка Любы - «Гадкий утёнок». Она перечитывает её часто-часто и всегда плачет над всеми бедами утёнка и особенно плачет в конце сказки, когда он превращается в прекрасного лебедя... Нет, такого счастья с ней не случится...

Среди всех ребят Люба особенно любила Люсю Петрову. Это была не девочка, а чудо... Но Люся не понимала Любиного восхищения. А когда однажды Люба ошиблась во время игры в мяч, Люся вообще разозлилась и стала грубо обзывать Любу. И все ребята присоединились к ней.

Но вот уже неделю Люба не встречалась с Люсей. За ужином мама сказала, что Люся заболела.

Во дворе и без Люси всё так же весело играли ребята. А Люба постоянно думала о том, как лежит бедная Люся одна в своей комнате. И вот однажды она решилась и, взяв с собой свои любимые книги, позвонила в квартиру № 27. Дверь открыла Люсина бабушка и очень обрадовалась. «Проходи, деточка, проходи, - сказала она, фартуком промокнула глаза, - а то никто к ней не зайдет». Когда Люба вошла, Люся подвинулась и показала на кровать, садись, мол, рядом со мной. Целый вечер Люба рассказывала о том, что в последнее время происходило во дворе.

Каждый день Люба ходила в двадцать седьмую квартиру. Иногда Люся недомогала, и тогда Люба так тревожилась, что жизнерадостной по природе Люсе становилось стыдно, и она придумывала какую-нибудь игру, чтобы Люба перестала беспокоиться.

Но тут в школе началась эпидемия гриппа, и Люба заболела.

Только через десять дней она пришла к Люсе. Люся встретила её равнодушно, как чужая. «Что, - спросила она, - уроков много? Ты, действительно, не ходи ко мне каждый день, ведь сейчас дело к концу года».

- Нет, я просто болела, у меня был грипп, - ответила Люба и подошла к кровати, погладила Люсю по голове, наклонилась и поцеловала в щеку.

Люся неожиданно порывисто обняла ее, заплакала и сказала: «Ты прости меня. Ты самая хорошая, самая добрая, ты моя душевная сестра.»


 

Мне было семь лет. Однажды учитель попросил выучить стихотворение... На другой день он вызвал меня. Я не смог сказать учителю, что не знаю стихов. Мальчишки стали подсказывать мне... А я всё перепутал. Учитель поставил мне двойку. После уроков я показал дневник моей сестрёнке Лёле. Она сказала, что это очень плохо, а папа не подарит мне фотоаппарат. Сестрёнка предложила заклеить страницы в дневнике там, где была двойка.

Я ответил, что нехорошо обманывать родителей!

В парке я сел на скамейку, развернул дневник и ещё раз посмотрел на двойку.

Потом пошёл домой. Но около дома вдруг вспомнил, что оставил свой дневник на скамейке. Я побежал назад. Но на скамейке уже не было дневника. Я сначала испугался, а потом обрадовался, потому что теперь со мной нет дневника с двойкой.

На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне новый.

Я развернул этот новый дневник с надеждой, что на этот раз там ничего нет плохого, но там снова стояла двойка. И тогда я забросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.

Через два дня учитель, узнав, что у меня нет и этого дневника, заполнил новый. И сказал, чтобы мой отец посмотрел дневник.

Мне очень хотелось получить фотоаппарат, поэтому я с сестрой заклеил уголки страницы дневника.

Вечером папа попросил показать дневник. Но ничего плохого там не увидел, потому что страница была заклеена. Но вдруг пришла женщина и сказала, что гуляла в парке и нашла дневник. Папа посмотрел дневник, увидел там двойку. Он не стал меня ругать, только сказал, что враньё всегда обнаружится. Мне было стыдно. Я признался, что ещё один мой дневник с двойкой бросил в школе за книжный шкаф. Но папа вдруг улыбнулся, схватил меня на руки и стал целовать. Он сказал: «Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. Это даёт надежду, что ты больше не будешь обманывать. Вот за это я тебе подарю фотоаппарат».

Вечером пришел мой учитель. Он рассказал, что в классе за книжным шкафом нашли мой дневник. Но папа ответил, что об этом дневнике уже знает, поэтому нет причин думать, что сын обманщик.

С тех пор я дал слово говорить всегда правду...

(349 слов) (По М. Зощенко)


*** (Текст 11)

В детстве я мечтал быть скульптором. Это устраивало всех: я тихо сидел у стола и лепил из пластилина.

Однажды я вылепил целую игрушечную армию. Я вылепил танк, истребитель, бронетранспортёр, и везде сидели экипажи с автоматами и знаками различия на погонах. А сами солдаты и офицеры были ростом в полтора сантиметра. Вся эта роскошь хранилась в двух коробках. Коробки стояли сверху на книгах.

Но вот однажды всю мою пластилиновую технику свалили на пол, за книжный шкаф. Родительский гость, наверное, лазал за книгами и, не заметив, видимо, свалил коробки за книги.

Когда я понял, что произошло, то зарыдал, не помня ничего. Я собирал эту коллекцию два года. Других сокровищ у меня не было. Игрушки и вещи меня интересовали очень мало. В лепке я не имел себе равных и связывал с ним всю свою будущую жизнь.

Пришедший вместе с гостем его сын, мой приятель Марик, злился на отца и сочувствовал моей трагедии. Отец испуганно и виновато пожимал плечами и неуверенно повторял, что он вроде ничего не ронял.

Из нижних полок вынули книжки. Я лично, никого не пустив, сам полез в пыльную глубину. Повреждения оказались гораздо меньше, чем я ожидал и были вполне исправимы. Коробки упали удачно. Я хранил их до конца школы, а потом всю жизнь при всех переездах их хранили родители.

Спустя многие годы мы встретились с Мариком. И он вдруг вспомнил о том, как тогда у меня за шкаф упали коробки с моей коллекцией. А после этого сказал:

- Так это я их туда сбросил.

Я растерялся. Но всё же спросил, зачем он это сделал?

- Завидно стало. - ответил Марик. - Я не умел так хорошо лепить из пластилина. Вот и решил сделать так, чтобы и у тебя коллекции не было. А вину свалил на отца.

Я не знал, что мне ему сказать. А Марик добавил:

- Ты извини, мне потом было стыдно.

Он был не первый, кто сказал правду. И лучшим из них из всех, потому что остальные не жалели. Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя лучше.

(325 слов) (По М. Веллеру)


Мы с мамой переехали в этот дом недавно. Самое интересное здесь — это двор. Он большой, в нём много кустов и деревьев, есть, где играть в разные игры. Ребята играли почти каждый день, особенно летом. И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.

Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. Судить никто не любил, все хотели играть, а я — был судьёй. А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото.

Изредка ребята приходили ко мне домой. Играли моей железной дорогой, болтали о разных вещах, но ни о чём серьёзном.

И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. Точнее говоря, это были не совсем голуби. Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.

Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. Они здорово летали, плавными широкими кругами. Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.

Ребята толпой гонялись за каждым голубком. Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.

Дело в том, что на каждом голубке я делал рисунок. На одном рисовал всякие узоры, на другом — кораблики среди моря, на третьем — сказочные города, на четвёртом — цветы и бабочек. И всякие космические картинки. И ещё много всего — получалось красиво и интересно.

Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков.

Я сделал последнего, нарисовал дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.

Если честно, я знал, почему нарисовал такое. Хотелось, чтобы появился друг. Не случайный, не на один час, когда забегает поиграть в шахматы или ещё во что-нибудь, а настоящий...

Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...

(304 слова) (По В. Крапивину)

 

*** (Текст 13)

Началось это в далёкие годы, в классе пятом или шестом. Глебов жил в своём двухэтажном доме, стоявшем рядом с многоэтажным домом, в котором, наверное, была тысяча окон. В этом доме шла совсем иная жизнь. И у Глебова с детских лет появилось какая-то зависть к окружающим.

Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. И вот этой её должностью в кинотеатре Глебов очень гордился. Он мог на любой фильм мог пройти без билета. А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища бесплатно провести, а то и двух.

Эта возможность давала Глебову особую власть в классе. Он пользовался ею расчётливо и умно, приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, а некоторым он специально сначала очень долго обещал пригласить их в кино и только потом приглашал.

Этот авторитет Глебова сохранялся, пока в классе не появился Лёвка. Первые дни он держался гордо, как будто демонстрировал всем свое презрение, ни с кем не разговаривал и сел за одну парту с девчонкой. Его решили наказать... А ещё точнее - опозорить. Глебов активно подговаривал одноклассников избить Лёвку, который ему не нравился, но в последний миг сам решил в драке не участвовать.

Мальчишки - их было человек пять, и среди них был самый сильный парень из их класса, - позвали Лёвку после уроков на задний двор. Там они окружили его, о чём-то заспорили, и вдруг все вместе набросились на него. Казалось, что Лёвка не сможет сопротивляться, а уже тем более победить их.

Но вдруг все пятеро в испуге побежали в разные стороны. Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал игрушечный, но очень похожий на настоящий пистолет. Лёвка вышел из этой истории победителем, а нападавшие были опозорены и потом старались помириться и подружиться с ним.

Так Лёвка превратился в героя. И, наверное, с этого времени и зародилась у Глебова та тяжесть на душе. И нет более несчастных людей, чем те, кто поражён завистью.

(309 слов) (По Ю. Трифонову)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...