Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы восстановления проходимости дыхательных путей.




Педиатрия

Инъекции.

Парентеральное введение лекарственных средств осуществляется путем инъекций, для этого используются шприцы и полые иглы.

Место для инъекции выбирается там, где нельзя поранить сосуды, нервы, надкостницу. Перед инъекцией проводят дезинфекцию кожи спиртом. Перед сборкой стерильных инструментов медицинская сестра проводит обработку своих рук: тщательно моет их с мылом, при наличии царапин, заусенец, ран дезинфицирует спиртом.

Надев на шприц иглу, набирают в него лекарственное вещество. Иглы, используемые для набирания в шприц содержимого из ампулы, для прокола резиновой пробки флакона, нельзя использовать для инъекций (для этого пользуются другой иглой). При наборе лекарственного средства в шприц каждый раз предварительно внимательно изучают этикетку, чтобы не допустить никаких ошибок.

Перед инъекцией необходимо удалить из шприца воздух.

Внутрикожные инъекции. При внутрикожной инъекции лекарственное средство вводят в толщу самой кожи, обычно на сгибательной поверхности предплечья или наружной поверхности плеча. Для этого используют самые тонкие иглы. При проведении инъекции иглу по отношению к коже устанавливают срезом вверх и вводят ее под острым углом в кожу так, чтобы отверстие иглы исчезло в роговом слое. При правильно проведенной инъекции вводимое вещество образует в коже белесоватое возвышение, так называемую лимонную корочку. По окончании введения раствора иглу удаляют, место прокола протирают спиртом.

Подкожные инъекции. Для подкожных инъекций используют иглы различного калибра. Наиболее удобным местом для проведения манипуляции являются наружнозадняяя поверхность плеча, подлопаточная область, подкожная клетчатка живота или бедра.

Внутримышечные инъекции. Используют длинные иглы. Для инъекции выбирают область верхнего наружного квадрата ягодицы или передненаружную область бедра. Иглу вводят быстро, перпендикулярно к поверхности кожи на глубину 2-3 см. Сделав укол, необходимо проверить, не попала ли игла в кровеносный сосуд, для чего немного оттягивают поршень назад. Если кровь не показалась, вводят лекарственное вещество.

Для внутривенных введений лекарственных растворов используют шприцы большой вместимости и иглы большего диаметра, с коротким срезом. Вливания производят в периферические вены. Детям первого года жизни внутривенные инъекции делают в подкожные вены головы, детям старшего возраста – чаще в локтевые вены, реже в вены кисти или стопы. В вены шеи и подключичные вены внутривенные вливания делают в крайних и исключительных случаях с соблюдением особой осторожности.

Прокол вены делают иглой без шприца (кроме шейных вен) или иглой, надетой на шприц. Направление иглы – по току крови, под острым углом к поверхности кожи. Прокол кожи производят быстрым движением на небольшую глубину. Затем коротким продвижением иглы вперед прокалываю вену, стараясь не пройти ее противоположную стенку. Затем продвигают иглу по ходу вены. При попадании в вену на наружном конце иглы появляется темная венозная кровь. Отсутствие крови обычно связано с тем, что игла прошла мимо вены. У недоношенных детей и тяжелобольных детей грудного возраста за счет изменения вязкости крови последняя не всегда вытекает из иглы, даже когда игла находится в вене. Для уточнения местонахождения острия иглы в канюлю вводят свернутую в жгутик стерильную вату. Окрашивание жгутика кровью свидетельствует о попадании иглы в вену

 

Методы восстановления проходимости дыхательных путей.

Особенностью базовой доврачебной помощи (Basic Life Support) детям является то, что остановка сердца, как у младенцев, так и у детей редко бывает первичной и обычно является следствием гипоксии при остановке дыхания или прогрессивном нарастании дыхательной недостаточности. Именно поэтому ранняя диагностика и оказание экстренной помощи при нарушениях дыхания являются основой базовой реанимации и поддержания жизни у детей.

Основные положения базовой сердечно-легочной реанимации удачно сформулированы американской ассоциацией кардиологов в виде «Правила АВС» по P. Safar.

Первый шаг А (Airways) – восстановление проходимости дыхательных путей

Второй шаг В (Breath) – восстановление дыхания

Третий шаг С (Circulation) – восстановление кровообращения

А. Для обеспечения проходимости дыхательных путей запрокидывается голова и поднимается подбородок (см. рис. 1, 2)

Уложив ребенка на спину, положите ему руку на лоб и осторожно отклоните голову назад, очень осторожно разогнув шею. Одновременно подушечками пальцев поднимите подбородок, чтоб максимально облегчить свободное поступление воздуха в дыхательные пути.

Если подозревается травма (повреждение) шейного отдела позвоночника, то избегайте резкого запрокидывания головы и используйте только прием выведения вперед нижней челюсти (см. рис. 3).

Быстро, но аккуратно устраните видимые помехи внешнему дыханию. Если ребенок дышит, то поверните его в боковое положение (см. рис.4) и убедитесь в эффективности самостоятельного дыхания после поворота.

Если ребенок не дышит, то начните искусственную вентиляцию легких методом «рот в рот».

В. Проведение искусственной вентиляции легких у младенца (см. рис. 5). Слегка запрокиньте голову и поднимите подбородок младенца. Сделайте глубокий вдох. Обхватите рот и нос своим ртом, обеспечивая плотный контакт с кожей лица младенца. Медленно выдохните в рот и нос младенца в течение 1-1,5 с, наблюдая за движением его грудной клетки. Поддерживая голову запрокинутой, а подбородок поднятым, наблюдайте за движением грудной клетки при пассивном выдохе. Повторите цикл не менее двух эффективных искусственных дыханий.

Проведение искусственной вентиляции легких у ребенка (см. рис.6).

Обеспечьте проходимость дыхательных путей – слегка запрокиньте голову и поднимите подбородок ребенка. Большим и указательным пальцами зажмите ноздри. Приоткройте рот, поддерживая подбородок в поднятом положении. Сделайте глубокий вдох. Обхватите своими губами рот ребенка, плотно прижавшись к его лицу. Медленно вдохните воздух в рот ребенка в течение 1-1,5 с, наблюдая за поднятием грудной клетки по мере поступления воздуха в легкие. Поддерживая голову ребенка запрокинутой, а подбородок поднятым, наблюдайте за движением грудной клетки при пассивном выдохе. Сделайте следующий вдох и повторите этот цикл вдуваний.

С. Оцените состояние кровообращения ребенка. У младенцев ищите пульс на плечевой артерии на внутренней поверхности руки выше локтевого сгиба (см. рис. 7). У ребенка ищите пульс на сонной артерии шеи (см. рис. 8)

При отсутствии пульса наряду с продолжением искусственной вентиляции легких, необходимо приступить к непрямому массажу сердца.

Методика проведения непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста (рис. 9)

Соотношение компрессий грудной клетки и искусственного дыхания составляет 15:2 (два медицинских работника) или 30:2 (один реаниматор)

Методика устранения обструкции, вызванной инородным телом, зависит от возраста:

Ребенку грудного возраста можно оказать помощь, удерживая его в руке в позиции «всадника» с головой, опущенной ниже туловища. (см. рис. 10).

Голову ребенка поддерживают рукой вокруг нижней челюсти и грудной клетки. По спине между лопатками быстро наносят 4 удара проксимальной частью ладони, затем ребенка укладывают на спину так, чтобы голова его была ниже туловища в течение всей манипуляции. Выполняют 4 надавливания на грудную клетку. Если ребенок слишком крупный, чтобы поместить его на предплечье, ребенка помещают на бедре так, чтобы голова была ниже туловища.

У детей старшего возраста рекомендуют использовать прием Хеймлиха – серию субдиафрагмальных надавливаний (рис. 11).

Согласно новым рекомендациям из последовательной оценки дыхания после освобождения дыхательных путей исключен пункт «Определить дыхание визуально, на слух, почувствовать дыхание». Медицинский работник должен быстро проверить, дышит ли пострадавший, одновременно с проверкой, находится ли он в сознании и выявлением признаков остановки сердца.

Новая последовательность сердечно-легочной реанимации начинается с компрессионных сжатий грудной клетки (С – А – В) и используется, если пострадавший находится без сознания, не дышит или задыхается. Таким образом, дыхание проверяется одновременно с проверкой на наличие остановки сердца. После первой серии компрессионных сжатий реаниматор освобождает дыхательные пути и делает 2 вдоха. Краткий обзор основных элементов базовой реанимации взрослых и детей согласно новой версии сердечно-легочной реанимации представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Краткий обзор основных элементов базовой реанимации взрослых и детей согласно новой версии сердечно-легочной реанимации (за исключением новорожденных)

  Рекомендация
Элемент Взрослые Дети Грудные дети
Распознание Без сознания (для всех возрастных групп)
Не дышит или дышит неправильно Не дышит или задыхается
Пульс не определяется в течения 10 секунд вне зависимости от возраста (только для медицинского персонала)
Последовательность СЛР С-А-В
Частота компрессионных сжатий Не менее 10 сжатий в минуту
Глубина вдавливания Не менее 5 см (2 дюйма) Не менее одной трети диаметра грудной клетки Приблизительно 5 см (2 дюйма) Не менее одной трети диаметра грудной клетки Приблизительно 4 см (1,5 дюйма)
Расправление грудной клетки Полное расправление грудной клетки между сжатиями Медицинские работники, выполняющие компрессионные сжатия, меняются каждые 2 минут
Интервалы между компрессионными сжатиями Интервалы между сжатиями грудной клетки должны быть минимальными Старайтесь, чтобы интервалы не превышали 10 секунд
Дыхательные пути Запрокидывание головы и поднятие подбородка (при подозрении на травму – выдвигание челюсти)
Соотношение «сжатие-вдохи» (до установления интубационной трубки) 30:2 1 или 2 реаниматора 30:2 Один реаниматор 15:2 Два медицинских работника
         

 

 

Рис. 1. Запрокидывание головы и подъем подбородка у младенца

 

Рис. 2. Запрокидывание головы и подъем подбородка у ребенка

Рис. 3. Прием выведения нижней челюсти с одновременной фиксацией шейного отдела позвоночника

Рис. 4. Устойчивое боковое положение пострадавшего

Рис. 5. Проведение искусственной вентиляции легких младенцу

Рис.6. Проведение искусственной вентиляции легких ребенку

 

 

Рис. 7. Определение пульса у младенца на плечевой артерии

 

Рис. 8. Определение пульса у ребенка на сонной артерии

 

 

Рис. 9. Метод закрытого массажа сердца у детей в зависимости от возраста: а – у детей до одного года; б – у детей 1-7 лет; в – у детей старше 10 лет

 

 

Рис. 10. Освобождение верхних дыхательных путей у ребенка до года

 

Рис. 11. Прием Хеймлиха

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...