Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образец оформления титульного листа

Методические указания для студентов заочного обучения к выполнению контрольной работы по предмету «Философия».

Философия – наука о наиболее общих закономерностях бытия, т.е. природы, общества и духовного мира человека. Со временем от философии отделились различные области знания, превратившись в самостоятельные науки – физику, математику, астрономию, химию, географию, биологию, историю и др. Так философия стала главенствующей среди всех наук. В то же время философия не растворилась среди всех этих наук, а четко заняла свое место в духовной деятельности человека. Прежде всего, философия – постижение человека в мире и мира в человеке. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они – отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий мир, осознать свое собственное «Я», понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути. Философию нельзя рассматривать как строго установленные догмы, она динамична. Знания предлагаемого вам курса «Философии» помогут при изучении остальных предметов. Цель изучения курса:

- обеспечение общей методологической культуры специалиста,

- формирование его представлений о роли и месте философии в системе духовной культуры современного человечества,

- об особенностях основных философских направлений,

- о философских концепциях человека,

- о смысле человеческой жизни,

- способствовать философскому осмыслению задач, стоящих перед обществом, государством.

Студент-заочник должен освоить всю сумму философских знаний, при этом воснове подготовки лежит самостоятельная работа. Программа курса «Философии» составлена из расчета учебного времени в объеме 72 часа, определенного учебным планом, в том числе 8 / 6 часов аудиторных занятий (полная / сокращенная форма обучения), 60 / 62 часов – самостоятельная работа студента.

Для выполнения контрольной работы предлагается 10 вариантов. Номер контрольной работы выбирается в соответствии с последним номером зачетной книжки.

Объем контрольной работы не должен превышать 10 стр. формата А4.

При написании контрольной работы следует иметь в виду:

1. Знакомство с философской литературой в первоисточниках предполагает, прежде всего,

а) внимательное ее прочтение (как правило, многократное);

б) выделение ключевых понятий, которые использует автор в рассматриваемом тексте;

в) дополнительное прочтение, с целью нахождения и уяснения ответов, которые дает автор в данном тексте;

г) ответы следует оформлять либо в форме цитаты с указанием страницы, либо в виде парафраза, т. е. своими словами;

г) решение вопроса, каким образом взгляды автора раскрывают и дополняют вопросы к зачету или экзамену.

2. При работе с текстами, необходимо обращаться к справочной литературе универсального характера, поскольку тексты содержат термины, значение которых оказывается, с одной стороны, принципиально важным для адекватного понимания текста, а с другой, имеет важное значение для расширения горизонта культуры.

Контрольная работа направлена на углубленную разработку одной темы курса. Для выполнения задания необходимо изучить литературу по теме и оформить ее в соответствии с планом. Изложение должно отличаться композиционной четкостью, логичностью, грамотностью. В начале следует поместить план работы, в конце – список использованной литературы в алфавитном порядке, с указанием места и года издания. Особое внимание обратить на выводы по теме, связь материала с современностью и личное мнение студента по этой проблеме.

Для успешного выполнения контрольной работы и для изучения в процессе освоения курса предлагается список используемой литературы, который может быть дополнен.


 

Темы контрольных работ

 

Тема 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Фрейд З. Сознание и бессознательное // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000, 2004.

1. Что, по мнению З. Фрейда, являлось основным недостатком предшествующей психологии?

2. Каковы два основных положения «психоанализа»?

3. Какова природа (происхождение) культуры по мнению З. Фрейда?

4. На какие три сферы делит З. Фрейд психический аппарат личности?

5. Дайте характеристику «бессознательному».

6. Охарактеризуйте сферу «Я».

7. Как соотносится «Я» и «Оно»?

8. Почему Фрейд определяет «Я» как несчастное и бедное?

9. Как реагирует «Я» на зависимость от других сфер психики?

10. Что такое «Сверх – Я»? Каковы его функции?

11. Какова цель психоанализа?

 

Тема 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Поппер К. Философия оракулов и восстание против разума // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.

1. Какова узкая трактовка термина «рационализм»?

2. В чем суть широкой трактовки понятия «рационализм»? Какие определения «рационализму» дает автор?

3. Как соотносится «позиция рационализма» и «позиция науки»?

4. Какова природа (происхождение) разума?

5. Что общего и в чем различие трактовок «разума» у Гегеля и К. Поппера?

6. Чем позиция К. Поппера отличается от представлений Платона о разуме?

7. Чем подлинный рационализм отличается от псевдорационализма?

8. В чем суть иррационалистического подхода?

9. Как в иррационализме трактуется человек?

10. В чем суть творчества согласно иррационализму?

 

Тема 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Виндельбанд В. Что такое философия? // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000, 2004.

  1. Можно ли дать единое определение философии? Почему?
  2. Согласен ли автор с утверждением, что высшим понятием по отношению к философии является понятие науки?
  3. Какие подходы в определении философии выделяет автор?
  4. О чем свидетельствует историческое изучение философии?
  5. Имеет ли философия специфическим предмет и метод?
  6. Как взаимосвязаны истории науки и философии?
  7. В чем состоит отличие описательных и исторических наук от наук объясняющих?
  8. Что является объектом философии?
  9. Как автор определяет философию?

 

Тема 4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Зиммель Г. Сущность философии // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000, 2004.

1. В чем суть учения Экхарта?

2. Что общего в мистических, религиозных и философских учениях?

3. Каков основной мотив кантовской философии?

4. Как обосновывает Кант целостность и единство мира?

5. Какие формы постижения содержания выделяет автор и Кант?

6. Почему наука, так же как и искусство и религия не может претендовать на адекватное отражение бытия?

7. Как оценивает Кант место науки среди форм постижения мира?

8. Как наука обосновывает единство мира?

9. Почему с точки зрения автора невозможно познать конкретное бытие?

10. Что автор называет художественной и религиозной «правдой»?

11. Чем философская трактовка истины отличается от истинности в науке?

12. Какую формулу для понимания сущности философии предлагает автор?

13. Как происходит оформления содержания?

14. В чем суть учений Г. Лейбница и А. Шопенгауэра с точки зрения Г. Зиммеля?

15. На какое противоречие наталкивается философское стремление человеческого духа?

16. В чем усматривает автор особенность, специфику человеческого строения?

17. В чем суть пантеизма?

18. Как определяет автор основную задачу философии?

19. Возможно ли, по мнению автора «мыслить без предпосылок»?

20. Каково право и обязанность философии?

21. Существует ли единая цель философских построений? Что этому препятствует?

22. Чем оправдывается употребление одного и того же термина для обозначения различных уклонов мысли?

23. Кого можно назвать философом, и чем он должен быть одарен?

24. Доступна ли целостность бытия и какие два способа охватить целостность бытия выделяет автор?

25. О чем свидетельствует немногочисленность оригинальных философских реакций на мир?

26. Как следует правильно трактовать «личное» в философских системах?

27. В чем заключается принципиальный смысл философского миропостижения?

 

Тема 5. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Соловьев В.С. Исторические дела философии. // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000, 2004.

1. Откуда берет свое начало философия?

2. Для кого существует философия?

3. К чему ближе философия: к искусству или к науке, по мнению Соловьева?

4. Какая философия наблюдалась в Индии?

5. Какой общественный строй существовал в Индии?

6. Какое было первое слово в философии, что оно означало, и какие произошли чрезвычайные изменения в Индии, связанные с появлением этого слова?

7. В чем заключалось мировое значение Буддизма?

8. Чем отличалось индийское сознание от греческого?

9. В чем заключалась сущность софистики?

10. Укажите на сходства и различия софистики и буддизма?

11. Что нужно для объективного освобождения?

12. Какое бытие Сократ противопоставил внешнему?

13. Какие два порядка бытия открывались в свете платонического мировоззрения?

14. Как примиряется двойственность в платонизме?

15. В чем суть христианства?

16. В чем суть мистической и рационалистической философии?

17. Каковы, по мнению автора, заслуги философии?

 

Тема 6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Бердяев Н. Мистика. Ее противоречия и достижения // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000, 2004.

1 Что есть творчество и почему оно возможно?

2 Какие элементы предполагает творчество человека?

3 От кого человек получает свой творческий дар?

4 Какие две стороны выделяет Н. Бердяев в творчестве?

5 В чем состоит трагедия творчества?

6 Что такое гениальность?

7 В чем состоит нравственный парадокс?

8 Почему творчество несовместимо с эгоизмом и самосовершенствованием? 

9 Каково значение творчества в этике?

10 В чем состоит сходство и различие этики закона и этики творчество?

11 Сформулируйте абсолютный нравственный императив, опираясь на Бердяева?

12 В чем заключается сущность развития, усовершенствования?

13 Что есть человеческая личность?

14 В чем состоит различие между пророками и мистиками?

15 В чем состоит различие между мистикой и религией?

 

Тема 7. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Бердяев Н. Потребность человека в философии. // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000, 2004.

1 Каковы с точки зрения Н. Бердяева условия, мотивы обращения к философии?

2 Чем Н. Бердяев заменяет такое понятие как бытие?

3 Что создает трагедию философа?

4 «Может ли сталкиваться то, что человек открывает в познании, с тем, что открывается в религии»?

5 В чем различие Средневековой философии и Новой философии, начавшаяся с Декарта?

6 На какой период приходится самые великие достижения философии?

7 Подчинения к какой области потребовали от философии после освобождения от притязаний религии?

8 Расскажите о верующий и неверующий философах.

9 Расскажите о иерархических ступенях Фомы Аквината.

10 В чем заключается предрассудок философии?

11 Что кроме интеллекта необходимо для познания?

12 Что необходимо для существования философии?

 

Тема 8. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000, 2004.

1 В чем суть радикальных изменений, которые происходят в современном представлении о природе?

2 Какие вопросы считались досадным исключением в механической картине мира?

3 Чем объясняют авторы противопоставление «двух культур»?

4 В чем различие гуманитарных и социальных наук от естествознания?

5 Какие науки переживают в настоящее время период коренных перемен? В чем их суть?

6 Как описывают авторы историю науки?

7 Какие два вопроса имеются в доставшимся нам научном наследии?

8 В чем различие классической и неклассической физике?

9 Какие изменения происходят в трактовке понятия «материя»?

10 От каких предпосылок удалось избавиться современной науке?

11 На что была «нацелена» классическая наука? Каков основной акцент современных научных исследований?

12 Какой вопрос можно назвать фундаментальным?

13 Что такое необратимость?

14 В чем отличие естественного и искусственного?

15 Что лежит в основе термодинамике?

16 К чему привели две великие революции в естествознании?

17 К созданию какой «неклассической» науки привели два потомка теории теплоты?

18 Что такое диссипативные структуры?

19 Что такое точки бифуркации?

20 Какова роль флуктуаций в этих точках?

21 Каковы два противоборствущих взгляда на физический мир?

22 Существует ли различие между пространством и временем?

23 Синтезом каких традиций является новая концепция природы? В чем ее суть?

24 Охарактеризуйте выделяемые автором модели природы?

25 Что станет символом для современного человека?

 

Тема 9. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Юшкевич П.С. О сущности философии // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000, 2004.

1 Как развивалась теоретическая мысль?

2 Как развитие теоретической мысли повлияло на «судьбу» философии?

3 Каковы объяснения возрождения интереса к философии, возникшего в первой половине XX века?

4 В чем специфика философии по отношению к науке?

5 Какие два способа существования человека выделяет автор?

6 В каких сферах культуры человек может удовлетворить потребность в абсолютном?

7 Что характерно для философского миросознания?

8 Каково основное понятие философии? Как трактует его автор?

9 На какие два порядка, существующие в мире, указывает автор?

10 Почему невозможно дать определение понятию «Всё»?

11 В чем, с точки зрения автора, состоит различие истории философии и науки?

12 Чем близка философия искусству?

13 Какие эпохи выделяет автор в истории философии?

14 В чем суть механизма социального внушения?

15 Какими факторами определяется судьба философии?

 

Тема 10. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Риккерт Г.О понятии философии // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000, 2004.

1 В чем отличие частных наук от философии?

2 Какова задача философии?

3 На какой вопрос должно дать ответ «Мировоззрение»?

4 Какие два противоположных мировоззрения рассматривает Г. Риккерт и как они возникают?

5 В чем суть «объективирующего мировоззрения»?

6 Как трактуется Бог в объективизме?

7 В чем суть «субъективного мировоззрения»?

8 Какие положения «объективизма» критикует «субъективизм»?

9 Укажите на слабые стороны субъективизма?

10 Каковы (широкое и узкое значения) понятия «Мир»?

11 Что такое «ценности»? Какова их природа?

12 В чем состоит мировая проблема?

13  Каким методом пользуются частные науки познавая действительность?

14 Почему метод науки не подходит для решения философских проблем?

15 Какие три сферы выделяет автор, и какие методы им соответствуют?

16  Какова задача философии с точки зрения автора?


 


Приложение 1

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»

Новокузнецкий институт (филиал)

 

 

Факультет истории и права

Кафедра истории и обществознания

 

 

Контрольная работа

По курсу «Философии»

Работа выполнена

студентом ___курса заочного отделения

_______факультета НФИ КемГУ

группа № ______

ФИО

зачетная книжка № _______

вариант № _______

 

Проверил:

канд. филос. наук, доцент ВАК

Пашина Л.А.

 

 

Новокузнецк 2019

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...