Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория о сверхчеловеке и культуре в контексте философии жизни

Введение

 

В силу того, что Ницше видел волю к системе недобросовестной, его философия не обладает соответствующими признаками. Его работы затрагивают многие из вопросов философии, этики, психологии, религии и т.д. Противопоставляя свою философию классической, он тем самым спровоцировал переоценку ценностей современного ему общества, подвергнул вопрошанию и сомнению те предрассудки разума, которые так старательно завуалировала религия. Для Ницше была важной постановка ценностей через себя, а не через общественное мнение или религию. Также интерес для философа представляли вопросы морали. Ницше подверг сомнению причинность воли, единство субъекта, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков - причем сделал это одним из первых. Особенность изложения взглядов, которая пестрила метафорами и афористичностью: обозначила его как великого стилиста. Но важно учесть, что афоризм для Ницше - это не просто элемент стиля, но еще и философская установка: всегда оставлять для читателя возможность управлять своим решением возникающих парадоксов мысли - не давая прямых ответов на поставленные вопросы.

Ницше первым заявил о том, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов», по сути тем самым подвергнув существующие моральные положения релятивизму. Здоровая мораль по Ницше - должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Любая другая мораль - изначально упадочна, и является симптомом «болезни и разложения». Используя мораль, человечество исторически в числе прочих преследует цель расширения своей власти. И главным является вопрос не истинности морали, а в том насколько хорошо она служит своей цели, и служит ли вообще. Такая постановка вопроса характерна для Ницше в отношении к философии и культуре в целом. Философ ратует за появление человека «сверхнравственного»: мысли которого не «задурманены» никакой моралью и ограничениями, который сознательно ставит себе цели «улучшения» человечества. Такого человека Ницше обозначает как «сверхчеловека»

Говоря про познание и «волю к истине» Ницше придерживается своего подхода, спрашивая: «для чего нам нужна истина?». Истина как таковая - не нужна для целей жизни, кроме самосовершенствования в вопросах расширения воли к власти, где истина исполняет роли иллюзии. Избранные же должны знать правду, чтобы управлять процессом достижения этой цели. Эти «имморалисты» человечества созидают истинные ценности и должны отдавать отчет о своих целях и средствах, понимать основания своих поступков. Этой «школе» свободных умов посвящены многие произведения Ницше.

Цель работы: рассмотреть Ницше, как основателя философии жизни.


Философия жизни

 

Философия жизни сформировалась во второй половине ХІХ века во Франции и Германии. Идеи Ницше находят в себе отражение, с одной стороны, западноевропейской рационалистической классики, с другой, в соответствии с духом своего времени - второй половины XIX века, тяготеет к иррационалистическим направлениям мысли. Из этого противоречия и рождается гений Ницше, крупнейшего «философского безумца» в смысле Кьеркегора, на творчестве которого не в последнюю очередь сказались проблемы личного характера и неизлечимые болезни.

Стартом развития философии жизни было ознакомление с идеями Шопенгауэра, изложенными в его сочинении «Мир как воля и представление». В этой работе предпринималась попытка выйти за рамки панлогизма, классического рационализма и культурно-исторического оптимизма. Именно такие представления Шопенгауэра как воля как основа мира, мир как представление, жизненная сила как детерминант человеческого бытия оказали наиболее значимое влияние на становление философии жизни. Будет правильным сказать, что для философии жизни отправной точкой мышления были не бог, дух или идеи, но «действующий человек».

Была предпринята попытка объяснить мир из человека, из особенностей его экзистенции и ценностных ориентаций. Такая установка определила круг проблем, наиболее значимые для философии жизни вопросы антропологии, культурологии, философское осмысление жизни в творчестве. Приоритетными категориями данного направления являются «жизнь» и «воля», которые, фактически, заменяют собой категорию бытия. Жизнь в данном случае трактуется как первичная реальность и целостный процесс, дальнейшая дифференциация которого дает все разнообразие явлений и событий. При этом в данном философском направлении категория жизни как таковая - не достаточно определена, и допускает многочисленные варианты трактовки определения жизни от воли к власти (Ницше), жизненного порыва (Бергсон), до понимания как потока переживаний (Зиммель).

Философия жизни изначально была нацелена на критическое переосмысление всей прошлой философии. При этом утверждалось, что отсутствуют как безусловно ценная истина, так и безусловно истинная ценность. Истина как таковая - лишь одно из числа возможных средств d процессе определения ценностей, создаваемых нашей волей. При таком понимании гносеология (научное познание) и онтология (учение о бытие как таковом) имели смысл только в своей соподчиненности с этикой. Интеллект в философии жизни выступает как орудие воли, а познание - как особенное проявление воли к власти. Конечной целью человека являются не истина, польза, красота или благо, но сама жизнь.

Жизнь в данном философском направлении определяется как единственная цель воли. При этом отвергается идея прогресса, как идея совершенствования жизненных форм, заменяясь идеей воли к власти, понимаемой по большей части как методологический принцип истолкования процессов становления жизни.

Специфика жизни, как процесса бесконечно становящегося, полностью исключает возможность ее адекватного познания. Из этого следует антисциентизм представителей философии жизни: научное знание трактуется только как рецептурно-целесообразное и практически-утилитарное. Осознать суть жизни можно не при помощи категорий, рассудочной деятельности или логических рассуждений - понятий, а за счет иррациональных прозрений, символизации, интуиции. Познать жизнь - не значит объяснить ее, это означает понять и почувствовать, погрузившись в ее становление и изменение. Такие инструменты как язык и разум только скрывают истинное звучание жизни. Культура, связанная с рациональным оформлением жизненной стихии требует, прежде всего, словесной фиксации, а значит в первую очередь - должна стать предметом критической философской рефлексии. Такая ориентация ставила в центр интересов данного направления вопросы культурного бытования языка, символа и мифа, что также проявилось в творчестве Ницше.

Понимая мир как абсолютное и бесконечное становление, представители философии жизни определяли его как безсубстанциональное ничто, хаос, в котором отсутствуют целесообразность, порядок, единство и логика.

Становление мировой жизни лишено смысла, оно не имеет никакой цели и изначально противоречиво.

Становление жизни - это борьба множества воль, в равной степени претендующих на господство. В любом проявлении жизни можно найти волю к власти, которая во многом определяет эволюцию мира. Генезис воли к власти непознаваем, а сама она необъяснима. Воля к власти выступает как дифференцированное единство, как совокупность волевых центров - динамических образований, характер взаимодействия которых определяет жизнь во всей ее полноте. Взаимодействие «волевых центров» обусловливается их энергетическим потенциалом, силой действия которую они производят, и степенью сопротивления со стороны других взаимодействующих центров. Процесс становления стремится не к устойчивости, а к постоянному росту: каждый «волевой центр» пытается распространить свою силу и энергию на все окружающее его пространство. В конечном итоге побеждает сильнейший, тем самым себе менее динамичные центры на основе принципа родства и образуя систему сил. К таким системам можно отнести каждого человека и человечество в целом. Вселенная - это пространство, которое заполняется системами сил и само по себе ограничено, но время их существования - вечно. Из этого следует вероятность того, что через огромные временные интервалы возможно повторение уже проживших комбинаций, возвращение уже когда-либо бывших систем. Поэтому при всем разнообразии жизни, отдельные ее элементы, «картины» - будут воспроизводиться бесконечно. Такое определение процесса становления получило название «вечного возвращения».

Разработка идеи вечного возвращения, которая ранее уже встречалась у Лукреция, Пифагора, Эпикура, стоиков и других более поздних философов была вызвана в философии жизни необходимостью этического обоснования закономерности принятия жизни, как идеала заданного человеком самому себе. За счет того что в концепции сверхчеловека воля к власти как воли к свободе обозначается как высшее воплощение - устраняется противоречие между устремленностью жизни и вечным возвращением как становящегося вперед. Именно своей волей сверхчеловек творит себе законы жизни и подчиняется им на добровольной основе. Поэтому вечное возвращение - это принятие человеком жизни в вечности, в полноте осуществления воли к власти.

Попытка представителей философии жизни найти новый стиль философствования, в которой мысль фиксировались бы с моментальностью возникающих жизненных впечатлений (афористически-метафорический) - является проявлением убежденности в том, что сущность жизни не может быть правильно отражена при помощи понятийного мышления. Вчувствование в историко-культурные контексты требует интуиции, которая дает непосредственное знание о развитии культурных организмов, возрастные изменения которых и составляют содержание исторического процесса. Редукционизм философии жизни позволил рассматривать культурные организмы по аналогии с организмами биологическими, проходящими в своем развитии ряд обязательных этапов: зарождение, юность, зрелость, упадок. Согласно философии жизни в мире культуры господствует случайность, рок, здесь нет причинности и объективных закономерностей.

Философия жизни была попыткой найти интегральные основания для поливариантной творческой реализации человечества, проявляющейся в разных формах существования, в разных типах культурной самобытности. В понимании феномена самой культуры отразилось исконное противоречие между рефлексией и интуицией в познании и отражении мира, между рассудочно-расчленяющим и интуитивно-целостным его постижением, воплощаемое в создаваемой данной культурой картине мира. Культура понималась либо как сама жизнь, либо как сфера, враждебная жизни как таковой.

Теория о сверхчеловеке и культуре в контексте философии жизни

 

Ницше являлся родоначальником "философии жизни", выразившим "трагедию культуры" на переломном этапе конца XIX - начале XX вв. Он попытался осмыслить кризисные явления современной ему эпохи, опираясь на конкретно-исторический и общефилософский анализ. Результатом этого анализа явилась развернутая критика основ западноевропейской цивилизации (христианство и античность), разработка типологические основания для анализа общекультурного процесса и рассмотрение проблемы и проявления кризисов буржуазной культуры. Сложность и противоречивость личности Ницше нашли свои отражения на его философии, которую он излагал в афористичной форме в многочисленных сочинениях и эссе: «Так говорил Заратустра», «Воля к власти», «Антихристианин» и многие другие. Файхингер будучи современником Ницше писал о нем: «С одной стороны, учение Ницше разрушительно и в руках неосторожных и недозрелых может действовать как умственный и нравственный динамит. Но с другой стороны, оно может вывести нас из "догматической дремоты" и принудить пересмотреть и заново обосновать наши интеллектуальные и моральные блага и ценности». Философские взгляды Ницше основываются на его антидемократизме, индивидуализме, имморализме, волюнтаризме, интуитивизме.

Современная философу культура подвергается критике с его стороны за религиозность, пессимизм, нигилизм, распространение социалистических идей.

Развитие культуры является результатом адаптации человека к условиям, в которых он существует, и, будучи изначально слабым - вынужден полагаться в этом процессе не на волю, а фантазию и интеллект. Та доля рациональности которая заложена в основу культуры, и проявляющая себя (прежде всего) в символотворении - является гибельной для культуры на ней основанной. Культура создавалась при помощи логических законов и языка. Язык не может выразить богатство мира, лучше всего фиксируемого в дологическом переживании. Язык как система значений и символов - отделен от реальных объектов, в то время как истинное осознание сущностей не требует рефлексии и не нуждается в символизме.

Язык и символизм внушают иную реальность, чем она есть на самом деле. Их применение приводит к созданию сферы тождественных смыслов, фиксированных значений, повторяющихся регулянтов. Такой мир разума ведет к формированию поведенческих стереотипов, годных лишь для «слишком многих» - так Ницше определяет нетворческую массу людей. Он считал, что язык и связанный с ним интеллект - создают условия, в которых гасится инстинктивная воля к жизни, что в свою очередь влечет деградации человеческой личности. И совсем другое - чувственно-образное отражение действительности, фиксированное в искусстве. Это - мир фантазии и интуиции, осознания действительности как целого.

Культура исторически предпринимает попытки примирения двух способов видения и толкования мира, двух стилей жизни. Она всегда антиномична, всегда попытка обуздания хаоса путем его упорядочивания и оформления. Ницше считал, что могут существовать два типа культуры. Один из типов - дионисийский, связан с творческим отношением к миру, с проявлением всех возможных человеческих свойств - что в свою очередь требует оптимального развития индивидуальности, основанной на волевом начале, на личностных качествах, непосредственно влияющих на динамику культуры. В основе такого типа культуры лежит трагическое отношение к миру, эмоционально-чувственное «схватывание действительности».

Другой тип - аполлонийская культура в первую очередь связан с оформленностью, дискурсивностью, рационализмом, сознательным противостоянием миру. Ее Бог - Слово, ее цель - упорядоченность мира ценой его упрощения, схематизации, и, в конечном счете - отрицания. Максимальное развитие аполлонийского начала ведет к стереотипизации культуры, к утере самосознания как ценности к манипулированию лишенными воли индивидуумами, к культу посредственностей, что и проявляется в западноевропейской культуре.

И если апполонийская культура воплотившийся в спекулятивной философии и христианстве с его аскетической моралью - губит индивидуальность и искажает мир, то дионисийская культура строится на мистическом «схватывании» целостности и гармонии Вселенной и предполагает культурное бытие сверхличности.

По-настоящему полная жизнь ассоциируется у Ницше с дионисийством: «Озноб опьянения развязал человеку творческие силы. Человек перестал быть художником, и впервые становится произведением искусства: сам Дионис ваяет из человека «Человека»

Однако, со временем «дух Диониса», стал вытесняться культом Аполлона, а великая трагедия с полнотой жизни уступила со временем место мещанской комедии. Вместо священного экстаза душой человека завладел холодный расчет; вместо героических поступков, совершавшихся инстинктивно "по велению сердца", общество получило трезвые сократовские размышления без геройства и без поступков. Время Аполлона - это время конкретных культурных ценностей, которые преобразуют мир по некоторым заданным эпохой алгоритмам.

Иступляющую борьба - вот та действительность, в которой протекает жизнь человека. И такая действительность очень далека от идеалов Гегеля, который видел эту действительность как проявление мировой идеи, реализующей себя во все большую разумность и гармоничность. По данному вопросу прослеживается согласие Ницше с Шопенгауэром: что действительность - неразумна, а жизнь современного ему человека - бессмысленна. Человек в попытках убежать от бессмысленности жизни и неразумности, от ее трагедийной полноты - всегда стремится к иллюзии, к логической схематизации жизни, к каким-либо формам ее упорядочения и преобразования, к ее упрощению с целью понять - как в ней выжить. Но порядок жизни - это искусственный порядок, это порядок силлогизмов, который разрушает живую нить жизни, уничтожает ее «инстинктивную мудрость», делая жизнь ущербной.

Сила преобразования жизненной полноты в иллюзию жизни - вот в чем заключается сила Апполона. Аполлон помогает подчинить порядку буйство чувств, перерождает «естественную чрезмерность радости, страдания и познания» в «призрачные звуки» своей арфы, раскрывает «меру всех вещей». В этом и состоит красота Аполлона, которую Ницше чувствовал как «запах разложения». Источником разложения является разумность - сила, которая подрывает основы жизни, и начала которой Ницше связывал с именем «типичного декадента» Сократа. «Декадент» по Ницше - это «симптом упадка жизни»

Культура это область и результат деятельности человека, наделенного волей к жизни и свободного от морали. Таким образом, сверхчеловек - это абсолют свободы личности, который сознательно берет на себя ответственность за свои деяния и прокладывает путь в культуре и истории. Он является создателем - но не потребителем, творцом - а не разрушителем. Его деятельности чужды «нити Ариадны», он не нуждается в подобных клише и стереотипах - но сам создает их для ведомых, «лабиринтных» людей.

Сверхчеловек осознанно обособляется от толпы, и сфера его бытия - эстетизированный воздух некой элитарной культуры, которая существует для избранных, и которая обращена в будущее и создает поле для всестороннего развития своих адептов. Идею сверхчеловека и сам этот термин Ницше заимствовал у Гердера и Гете, применяя ее для описания идеальной породы «людей-господ». Сверхчеловек по Ницше выступает как идеал социокультурного развития человечества и как уже исторически воплощенный феномен, олицетворенный выдающимися личностями (Август, Цезарь, Наполеон). Особенность сверхлюдей в следовании принципу «любви к превратностям судьбы». Они принимают жизнь такой, какая она есть, со всей той болью и скорбью, которые находят свои отражения в человеческой истории и культуре. Вместе со своим специфическим отношением к жизни как к высшей ценности сверхчеловек привносит в культуру апофеоз деятельного самоутверждения, свободу духовной самореализации героический пафос, стихию полифонических эмоций и чувств.. В элитарной культуре господствуют нормы волевых изъявлений сверхличности, которая при помощи воли гармонизирует хаос мира аффектов. В массовой культуре царит «коллективная воля массы слабых», обосновывается право на приспособление и сострадание. Поэтому массовая культура не возвышает человека, не задает ему уровень духовного развития, а низводит его на ступень серой посредственности без лица. В массовой культуре все привычно и узнаваемо, она тешит мифом, иллюзией, сказкой. Она обласкивает ничтожество ограниченных людей. Но когда тонкий слой культуры спадает, ограниченная скотина предстает взору. Аристократическая (элитарная) культура, противостоящая культуре рабов, характеризуется изысканностью, исключительностью, обособленностью. Ницше доказывал, что в истории нет права равных, что все люди не равны изначально. Поэтому и культура не должна уравнивать, она должна выделять неравенство - которое по сути своей является естественным. Культура - способ сохранения определенной формы жизни. Вот почему она - лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Ценности культуры всегда относительны, они - результат адаптации человека к вызовам социоприродного существования. Ценности культуры бывают истинными, ложными или просто предрассудками. Признаки человеческого существа диктуют утилитарно-постоянный характер некоторых из этих ценностей (так называемые «вечные истины», философские категории, морально-этические нормы и т. п.). В этом смысле культура двигается как бы в круге вечного возвращения, вынужденная воспроизводить раз удачно найденные формы жизни и адаптацию к ним. Только элита культуры в лице сверхлюдей может прорвать этот круг, создавая принципиально новые формы жизни. Сверхчеловек - сплав врожденных черт гениальности с целенаправленным воспитательным процессом. Сверхчеловек Ницше, идущий на смену людям старой западноевропейской культурной традиции, - это «Ребенок». Именно на новую расу «людей-детей» он возлагает ответственность за разрешения противоречия современного социокультурного развития, преодоления кризиса культуры и ее упадка, ускоренное развитие отдельных сфер цивилизации, подавление и отчуждение личности. Люди-дети принадлежат к миру и жизни, являются их частью, а не противостоят им, они обладают жизненной энергией и неограниченным творческим потенциалом, они чувствуют, а не холодно размышляют. Ницше рисует воображаемую страну «детей будущего». Подобного качества люди по сути своей - земные боги, созидающие существа, которые сами берут в руки свою судьбу и свое будущее. Ибо никто не может снять с человека эту обязанность: нет богов, творящих или мешающих нам творить.

Создавать ценности должен сам человек, чтобы дать смысл земле и истории. На человеке будущего, освобожденном от иллюзий прошлого и ясно, холодно и светло смотрящем в глаза Вселенной, лежит огромная ответственность. Эта ответственность состоит, прежде всего, в том, чтобы преодолеть негативные последствия развития культуры Западной Европы, критическому анализу которой Ницше уделяет особое внимание. С его точки зрения, европейскую цивилизацию можно назвать культурой варварства. В ней науки служат идеям нигилизма, разрушения и политического господства. Ее закономерное развитие приведет к эпохе борьбы за власть над земным шаром, которая будет вестись во имя основных философских учений. Это эпоха потрясений и страшных войн, кризисов политической власти и национальных катаклизмов.

Ницше полагает, что его долг - возвестить наступление трагической эпохи, эпохи человеческой власти - но власти не в современном ее политическом понимании, а в антропологическом, как власти над разумом, жизнью и человеческим родом в целом. Он также считает, что уже через сотню лет сверхлюди возьмут в свои руки выполнение грандиозной задачи облагораживания человечества, включая беспощадное истребление всего, что вырождается и паразитирует, вновь сделает избыток жизни на земле.

Философия жизни имела большое значение для развития персонализма, экзистенциализма, неофрейдизма. Пройдя период наибольшего интереса к себе в первой четверти XX века, философия жизни переживает сегодня свое возрождение, своеобразный ренессанс. В последние десятилетия XX в. ежегодно издается около 20 монографий по проблематике философии жизни, выходит огромное количество статей, проводятся десятки международных научных конференций. Можно сказать, что проблемы, поднятые философией жизни, и решения, ею предложенные, актуальны до сих пор и требуют разностороннего переосмысления.


Заключение

культура философия жизнь ницше

Для работ Ницше являются характерными иррационализм и не традиционность. Они составлены в форме притч, афоризмов и т.п. и требуют при ознакомлении значительных усилий со стороны воли и воображения. Сам же Ницше говорил, что они написаны не для всех.

Ницше был одним из самых образованных людей XIX в., но в силу присущего ему гения он сам поставил себя вне общества. Роль Ницше в европейской истории и культуре значительна. Его идеи были активно использованы в фашистской Германии для пропаганды войны и расизма. Не были они чужды и революционерам в России и в других странах. Это, однако, не главное; все это происходило помимо воли самого Ницше. Главное в другом: своим творчеством он сделал предостережение относительно неизбежных, но уродливых форм развития западной цивилизации; он предупредил нас о грядущем отчуждении в сфере европейской культуры, о её глубинном перерождении, об омассовлении и примитивизации духовной жизни. Ницше - один из предшественников философии экзистенциализма.

Однако я считаю, что его идея о сверхчеловеке - задана немного не в том ключе. Дело в том, что его видение сверхчеловека, его мироощущения, сильных сторон и отсутствия обозначенных недостатков - намекает на разум в чистом виде. Слабость, пороки, в конце концов, смерть - это всё заложено в природе человека, от этого нельзя так просто взять и отказаться. Так мы устроены, так мы развиваемся. Вполне возможно, что в ходе эволюции наш мозг «откажется» от наличия тела, задача которого, по сути, сводится к двум основным моментам: поддержание работоспособности мозга, и репродуктивная функция. И может даже больше - личности (она же душа) более не потребуется физическое тело для своего развития и хранения накопленных знаний, а также воспроизводства. Однако до момента пока этот день не настал - к концепции сверхчеловека и идеальной культуры для него: следует относиться как не более чем интересной теории с изрядной долей утопичности. В конце концов, эта теория родилась в голове такого же человека, под воздействием все тех же химических процессов.


Список использованной литературы

 

1. История философии. Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2001. - 412 с.

.   Конт О. Дух позитивной философии. - СПб., 2001. - 395 с.

.   Марков, Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. - СПб.: Владимир Даль: Русский остров, 2005. - 786 с.

.   Ницше Ф. Полн.собр. соч. Т. 2.

5. Нордау М. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B0%D1%83,_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81> Фридрих Ницше <http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%28%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B0%D1%83%29/%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85_%D0%9D%D0%B8%D1%86%D1%88%D0%B5> // Вырождение. - М.: Республика, 1995.- 400 с.

.   Перцев А.В.А. Шопенгауэр: жизнь философа и философия жизни - СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - 390 с.

.   Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. - Минск, 1998. - 396 с.

.   Спенсер Г. Синтетическая философия. В сокращенном изложении Г. Коллинза. - Киев, 1997. - 451 с.

.   Хайдеггер М. Метафизическая концепция Ницше и ее роль в европейском мышлении - М. 2005. - 396 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...