Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие замечания о форме догматиков.

А. Никольский.

Формы русского церковного пения.

Формы догматиков большего Знаменного распева.

Глас первый.

В мелодии догматика — 20 строк; из них мелодически-самостоятельных всего только 9. Эти последние — суть так называемые «попевки» гласовые, т. е. строки, составляющие подлин­ное содержание данной мелодии, и вместе с тем характеризующие собою известный глас и в нем только употребляющиеся.

 

 

 

 

 

Приступая к описанию формы данной мелодии, разберем сначала самый текст догматика. Это необходимо потому, что в церковном пении текст, как нечто неотделимое от музыки, оказывает весьма сильное влияние на форму песнопения.

Текст догматика имеет следующее построение.

 

В первой части его содержится призыв верующих «воспеть» Mapию Деву:

 

Bcемирную славу,

От человек прозябшую,

И Владыку рождшую,

Небесную дверь

Воспоим Mapию Деву —

Безплотных песнь

И верных удобрение!..

 

Далее излагаются те основания, которые побуждают нас к воспеванию Пречистой Богородицы:

 

Сия бо явися

Небо и храм Божества;

Сия преграждение

Вражды разрушивши,

Мир введе

И царствие отверзе,

Сию убо имуще

Веры утверждение,

Поборника имамы

Из нея рождшагося Господа.

Наконец, делается горячий призыв:

Дерзайте убо,

Дерзайте, людие Божии!!

Ибо Той победит враги,

Яко всесилен.

 

Таким образом песнопение должно в соответствии тексту, иметь так же трехстрочное построение.

Такова-ли форма песнопения, покажет анализ его. Первая часть текста изложена в мелодии догматика 6-ю строками, причем заключением этого отдела служить комбинация из 4-ой и 5-ой попевок, которая — как увидим далее — является очень важным фактором в установлении формы целого.

 

1-я стр. Всемирную славу

2-я» Отчеловек прозябшую

3-я» И Владыку рождшую

4-я» Небесную дверь воспоим Марию Деву,

5-я» Безплотных песнь

6-я» = 4. И верных удобрение

 

Вторая часть текста в музыкальном изложении распалась на два подотдела, следующим образом:

 

а) 7-я стр. (6 попевка) Сиябо явися

8-я» (7) Небо и храм Божества;

9-я» = 1 попевка Сия преграждение

10-я» = 2» Вражды разрушивши,

11-я» = 5» Мир введе

12-я» = 4» И царства отверзе.

б) 13-я стр. = 7-й (6) Сия убо имуще

14-я» = 8-й (7) Bеры утверждение,

15-я» = 5-й Поборника имамы

16-я» = 4-й Из Нея рождшагося Господа

 

Начало средней части догматика отмечено появлением новых попевок, 6-ой и 7-ой. А каждый подотдел этой части заканчивается той же комбинацией 5 и 4-ой попевок, о которой выше было сделано указание. Совершенно очевидно, что этой комбинации намеренно и сознательно придано значение «рубежа», разграничивающим отдельные части общей мелодии, одну от другой.

По содержанию своему средняя часть мелодии заключает в себе попевки первой части, с добавлением новых двух — 6-й и 7-ой попевок, начинающих собою эту часть Замечательно, что обе они в дальнейшем изложении опять встречаются, как начало следующего подотдела мелодии. Это обстоятельство на­водить на мысль, что вообще появление новых попевок означает начало новой же части песнопения. Эта догадка подтвер­ждается и в дальнейшем.

Заключение догматика, состоящее из 4-х строка, содержит в себе две попевки, еще не появлявшихся — 8-ю и 9-ю, а также и известную уже комбинацию из 5 и 4 попевок., в качестве каданса.

 

17-я стр. = 8-й попевки Дерзайте, убо

18-я» = 9-й» Дерзайте, людие Божии

19-я» = 5» Ибо Той победит враги,

20-я» = 4» Яко всесилен.

 

Итак, схематически полная форма догматика такова:

 

Глас второй.

 

Форма текста — следующая.

1) В краткой, но энергичной по тону, фразе высказы­вается мысль о полном прекращены «времен сеней», т. е. прообразов с момента «пришествия Благодати», т. е. Христа Спасителя:

 

Прейде сень законная,

Благодати пришедши...

Затем, во 2-й части догматика делаются три сопоставления событий, знамений и лиц из времен «сени законной» — с таковыми же из времени наступившего «царства благодати»:

 

 

I. Яко же бо купина Тако Дева родила ecu

Не сгараше, опаляема,И дева пребыла ecu

 

2. Вместо столпа Праведное

Огненнаго,Возсия солнце.

 

3. Вместо МоисеяХристос, спасение душ наших.

 

В мелодии догматика находим сперва две строки, с ясной каденцией в заключении второй из них:

 

1-я стр. Прейде сень законная,

2-я» благодати пришедши.

 

Первое из текстовых «сопоставлений» изложено мело­дически в 4-х строках:

3-я стр. Яко же бо купина не сгараше,

4-я» опаляема

5-я стр. (= 2-й попевке) Тако Дева родила еси

6-я» И дева пребыла еси

 

 

Второе «сопоставление» выражено в мелодии аналогичной формой, т. е. 4-х строчной же:

 

7-я стр. Вместо столпа

8-я» огненнаго

9-я стр. (= 1-й попевке) Праведное

10-я» возсия солнце

 

Третье, последнее сопоставление ограничивается 2-мя стро­ками:

 

 

11-я стр. Вместо Моисея

12-я стр. Христос — спасете душ наших.

 

 

Сравнивая между собою схемы форм 1-го и 2-го догматиков:

 

 

 

Без труда усматриваем, что обе они трехчастные. Эта трехчастность в I-м гласе находится в полном соответствии с формой текста, а во 2-м гл. кажется неясной, в противоречии с ней (текст — двухчастный).

На самом же деле такого противоречия нет, а имеется наоборот прекраснейший образец того, как формой песнопения может быть выражаем внутренний смысл текста. Дей­ствительно.

Заключительная (3-я) часть в догматике 2-го гл. служит как бы ответом начальной фразе, во имя симметричности самой формы, но тем самым здесь привносится удивительное по глубине мысли, сближение «сени законной» — с Моисеем, и «благодати пришедшей» — со Христом. Таким образом, стремление к стройности формы повлекло за собой очень важное последствие и для текста, уясняя и углубляя его смысл.

Самая же трехчастность формы обоих догматиков однако не носит следов подобия или тавтологичности, что могло бы склонять мысль к подозрению в шаблоне и рутине. Художе­ственный такт и искусство русских мастеров пения — свободны и на сей раз от таких недостатков. Трехчастное построение догматика 1-го гл. достигнуто одними средствами, во 2-м же гл. — совершенно иными: там применено свойство попевок отмечать то начало, то заключение частей и отделов, здесь всякое участие попевок в этом отношении исключено, и разграничение частей достигается простым расположением каденций мелодических строк.

Что касается изящества обеих форм, то оно несомненно есть и тут и там не только для глаза в чертеже схем, но и для слуха, который не испытывает ни малейшего чувства деланности или неестественности в развитии общей мелодии, в чередовании ее отделов, повторении попевок, появлении новых и т. п. Мысли текста выставляются ясно и связно, чего не могло бы быть при неудачности или уродливости формы изложения.

 

Глас третий.

 

I. «Како не дивимся богомужному рождеству Твоему, Пречестная?!

II. Искушения бо мужескаго не приемши, всенепорочная, родила ecu без отца Сына плотию, (Сына) прежде век от Отца рожденнаго без матере, никакоже претерпевшаго (от рождения) изменения, или смешения, или разделения, но обою существу свойство цело сохраншаго.

III. Тем же, Мати Дево Владычице, Тою моли спастися душам православно Богородицу исповедающих Тя.

 

Первая часть текста изложена в мелодии так:

 

 

 

Итак, вступительная часть догматика заключает в себе 4 строки — попевки:

 

 

1-я стр. како

2-я» не дивимся

3-я» богомужному рождеству Твоему.

4-я» пречестная

 

 

 

Этот отдел – первый из средней части догматика, как видно, состоит также из 4-х строк, заканчиваясь подобно 1-й части – 4-ой попевкой (вариан.):

 

 

 

 

 

 

Второй отдел средней части состоит из 8-ми строк, заключающих в себе одну новую попевку 7-ю (в начале отдела), и пять ранее встречавшихся (1, 3, 4, 5 и 6-ю):

 

 

 

Возможно придать этой форме и другой, более упрощенный вид, сливая в одну строку 10 11-ю, а также 13 и 14 строки, т. е.

 

 

 

И в той и другой схеме равно бросается в глаза участие 4-ой попевки, отграничивающей один подотдел от другого. Единство же отдела отмечается тем, что в его начале есть новая попевка (7-я), далее уже не применяемая.

 

 

 

Форма последней части догматика слагается так:

 

 

 

 

Нечетное число строк получилось, благодаря вставке небольшой новой строки – попевки 8-й, указующей на то, что мы имеем дело с особой частью песнопения (хотя попевка и не стоит в начале отдела).

Итак, схема целого догматика такова.

 

 

 

Вновь трехчастное построение, но со своими характерными подробностями. По примеру 1-го гл., новыми попевками отмечен каждый существенный отдел песнопения; но конечная попевка не одна, а две (4-я в первой и средней частях, и 6-я — в заключительной). Различие со 2-м гласом не только в роли попевок (во 2-м гласе эта роль исключена), но и в форме средней части, а именно: два четырехстрочных от­дела этой части в 3-м гласе разделены вставкой двухколен­ной фразы, чего во 2-м гл. совсем не имеется.

 

Можно указать еще и на частое применение в 3-м гласе 1-й попевки (встречается 4 раза), невольно отмечаемое слухом, тогда как в догматиках 1 и 2 гласов особого предпочтения первой попевке не оказывается (встречается только дважды). Так же по 4 раза употреблены попевки 3, 4 и 6-я; а 5-я трижды; 2-я, 7 и 8-я — по 1 разу. Это неоднократное повторение большинства попевок придает общей мелодии, несмотря на ее длину (23 строка),— единство и сжатость.

В 1-мъ гласе частое повторение выпало на долю 4-ой попевки (5 раз) и 5-ой (4 раза); попевки 1, 2, 6 и 7 повто­рены по два раза. 3, 8 и 9-я — по одному. Ограниченное количе­ство повторяемых попевок в догматике 1 гл. служит при­чиной того, что он производит впечатление большого мелодического разнообразия, чем 3 гл.

Во 2-м гласе повторяется только попевка 1 и 2-я (по 2 раза); при общей краткости догматика нет и особой нужды в большем числе повторений.

Неодинаковость повторений, при равном почти количестве попевок (в 1 и 2-м гл.— по 9-ти, в 3-м гл.— 8), доказывает с одной стороны отсутствие шаблона, с другой — налич­ность своеобразных черт каждого из гласов.

Это обстоятельство имеет особую цену при определении (см. ниже) законов осмогласия и выяснении того, что в сущно­сти представляет собой понятие «глас» вообще.

 

 

Глас четвертый.

 

Текст догматика 4-го гл. построена по 2-хчастной схеме.

В первой половине содержится указание на то, что именуемый («Тебе, Богородице, ради») Богоотцем св. пророк Давид некогда «песненно о Тебе провозгласи» Сотворшему величие Teбe: «пpeдсma Царица одесную Тебе», (Господа)!..

Во второй части догматика приводится объяснение причин к такому «возгласу» св. Псалмопевца: «Тя бо Матерьходатаицу живота показа»... Бог, благоволивший «6ез отца из Tебе вочеловечитися».... (Цель вочеловечения:) дабы «Христос, имеяй велию и богатую милость», мог «паки обновить образ, истлевший страстьми», и обретши «овчазаблуждшее горохищное», — на раменах принести «ко Отцу и Своему хотению», и так — «с небесными совокупив силами, спасти мир» [1]...

 

 

 

Эта часть, как видно, состоит из 7-ми строк – попевок, нечетное число которых объясняется вставкой так назыв. «фиты»[2] на слове «песенно». С заменой этой особой строки (4-я = 3-й), отдел легко превращается в 6-ти строчный.

 

1-я стр. Иже Тебе ради,

2-я» Богоотец пророк Давид

3-я» песненно о Тебе провозгласи

4-я» величия Тебе Сотворшему:

5-я» «предста Царица

6-я» Одесную Тебе».

 

 

 

 

Снова нечетное построение, в котором однако проскальзывает указание на то, чтобы обратить его в четное. Это – двухсоставный характер 8-й строки, содержащей в себе двукратное повторение 2-ой попевки. Поэтому форма данного отрывка будет следующей:

 

 

 

По условиям текстового построения, вышеприведенная часть есть начало второй половины догматика. Продолжим анализ далее.

 

 

 

_________________

*) Это – попевка (9-я) содержит в себе заимствование из 3 гласа.

**) Попевка произвольная: из начала 9-й и конца 2-й попевки.

***) Тоже произвольная – из 4-й и 2-й попевки.

****) Тоже – из 10-й и 2-й попевок.

 

 

Фраза: «да свой паки обновит (Христос) образ, истлевший страстьми» − является первой в перечислении целей воплощения. На этом основании она отнесена к разбираемому отделу догматика. В музыкальном же отношении она представляет собой самостоятельное двухстрочное построение (9 + 2-я попевки):

 

 

 

 

Итак, вторая часть догматика (разобранная доселе) имеет след. форму:

 

 

 

(«Да) И заблудшее горохищное овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет и Своему хотению» (вторая цель воплощения – эта часть догматика изложена мелодически в 4-ре строки с добавлением (вставкой) двух «фит», что в общем дает также 6-ти строчное повторение, а именно:

 

Заслуживает внимания, что как предшествующий подотдел, так и только что рассмотренный заканчиваются второй попевкой.

Третий подотдел («с небесными (да) совокупит силами и (да) спасет, Богородице, мир» …) изложен в 4 строки:

 

 

К нему примыкает заключительная фраза догматика (главное предложение для всей серии предшествующих перечислений), мелодически состоящая из 2-й попевки с свободным кадансом:

 

 

______________

*) Нечет строк образовался вследствие опущения фиты в 1-й части догматика; с восстановлением ее количество строк выразится цифрой 22.

 

 

Эту строку, в виду присутствия в ней особого каданса, можно рассматривать как двухсоставную, т. е.

 

 

 

 

Характерно то, что заключительной попевкой здесь снова служит – вторая.

Сводя в одно целое формы подотделов, на которые распадается вторая половина догматика, получаем трижды взятое 6-ти строчное построение. Все эти 18 строк суть в тоже время – одна общая часть догматика (вторая). Признаком их единства является тожество заключительных в каждом подотделе попевок, на что не раз и было указано выше. Заключением же первой части догматика служат попевки 5 и 6-я, подчеркивая тем самым ее обособленность от дальнейшего. Так. обр., форма догматика в целом – двухчастная:

 

 

Оценивая форму догматика в целом виде, не трудно заметить чрезмерность (по объему) ее второй половины; отношение частей догматика 1: 3. Но это впечатление несоразмерности только внешнее, и оно легко исчезает, если принять в соображение, что на 6 попевок первой части, во второй имеется тоже 6, т. е. ровное количество нового мелодического содержания. Это-то и уравновешивает обе части, придавая им полную симметричность.

Во всяком случае, догматик 4 гл., по своей форме, есть нечто совсем иное, чем другие из рассмотренных доселе. Здесь впервые приходится иметь дело уже не с трехчастной формой, в ее разновидностях, а с двухчастной. Такая форма была найдена ранее в «Господи воззвах» Знам. росп. (см. гл. III), но там ее составные элементы были не столь сложны и разнообразны, как здесь. Так. обр., пред нами на сей раз – новое достижение русских певцов в области художественных форм.

Важно отметить характер попевок, встречаемых в догматике разбираемого гласа.

Не говоря о прямом заимствовании (см. попевку 2-ю и 9-ю), значительная часть мелодических строк догматика построена из отрывков разных попевок, напр.: 6-я строка из конца 2-й попевки и одного мотива 1-й фиты; 12-я стр. — из начала 9-й и конца 2-й попевок; 20-я – из 10-й 2; 21-я – из 2-й с добавлением 12-й и т. п. В общем не смотря на обилие попевок (12 на 22 строки), перевес остается на стороне 2-й попевки, которая то целиком, то по частям входит в состав целых 9-ти строк, сообщая мелодии догматика некоторую монотонность. Из других попевок лишь 4, 7, 9 и 10-я применены по два раза каждая; остальные – лишь по разу.

Нельзя не обратить внимания и на известную связь, которая существует между настоящим догматиком и мелодией 4 гл. обычного напевана «Господи воззвах». Последняя — одна из самых больших по числу строк (6-ть), так же, как и догматик. Но в чередовании строк, при пении стихир, принимают участие всего лишь три строки (3, 4 и 5-я), и в этом трудно не заметить отражения такого же свойства (повторяемость лишь некоторой части попевок), наблюдаемого в догматике. Точно также факт заимствования из мелодии 3 гл. в догматике дает себя почувствовать в том, что заключительная строка в обычном напеве на «Господи воззвах» берется из мелодии 1-го гласа.

Эти черты лишний раз указывают на родство позднейших напевов с их первоисточником – знаменным распевом. Установление же такого родства важно не ради каких-либо отвлеченных соображений, а как открытие путей и средств к объяснению многих сторон в нашем церковном пении. В данном случае мы имеем объяснение такого явления, как многосоставность и сложность обычной мелодии 4 гл. (Киевск. росп.), не мешающее однако ограниченности повторяемых строк (3-х из 6-ти), а также заимствованный характер заключительной строки. Ясно, что эти черты – в природе гласа, как об этом можно судить по данным анализа.

 

 

Глас пятый.

Подобно догматику 2-го гласа, Богородичен 5-го гласа построен на сопоставлении образов ветхозаветных с событиями Нового завета. Отсюда полное сходство формы текста обоих догматиков. Отдельных частей – три.

 

1-я часть:

 

Схема – трехстрочная, еще ни разу доселе не встреченная:

 

1-я стр. В чермнем мори

2-я» неискусобрачныя Невесты

3-я» образ написася иногда.

 

Во второй части (средней) содержится три сопоставления образов:

 

а) Тамо Моисей, разделитель воды;

Зде же Гавриил, служитель чудесе.

б) Тогда глубину шествова не мокренно Израиль:

ныне же Христа роди безсеменно Дева.

в) Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно:

Непорочная по рождестве Эммануилеве пребысть нетленна.

 

 

Схема: 4-я стр. = 2 поп. Тамо Моисей

5-я» = 3» разделитель воды

6-я» = 2» зде жеГавриил,

7-я» = 3» служитель чудесе.

 

(два одинаковых и повторенных предложения)

 

 

Снова четырехстрочное построение:

 

8-я стр. = 2 поп. Тогда глубину

9-я» = 3» шествова не мокренно Израиль:

10-я» = 2» ныне же Христа роди

11-я» = 4-й поп. безсеменно Дева.

 

(Два же предложения, причем первое из них того же содержания, что и прежние, а второе – имеет свою каденцию в виде особой попевки).

 

 

Шестистрочное построение, распадающееся на два предложения:

 

12-я стр. = 5 поп. Море

13-я» = 6+3 поп. по прошествии Израилеве

14-я» = 4» пребысть непроходно:

15-я» = 2» Непорочная

16-я» = 2 (вар.) по рождестве Эммануилеве

17-я» = 4» пребысть нетленна.

 

Вся средняя часть догматика имеет в общем такую форму:

 

а) – 2 поп. __________

3» __________

2» __________

3» __________

 

б) 2» __________

3» __________

2» __________

4» __________

 

в) 5» __________

6+3» __________

4» __________

2» __________

2 вар. __________

4» __________

(Здесь – хотя и два, по внешности, разных построения (2-х и 3-х строчные), по существу совершенно уравновешивающихся, т. к. каждое заключает по одному и тому количеству попевок: 2, 3 и 4-ю в первом, и 5, 6 и 4-ю – во втором. Заключение обоих отделов 4-ой попевкой подтверждает это положение.)

 

3-я часть.

 

 

 

Схема: 18-я стр. = 7 поп. Сый и прежде сый,

19-я» = 2» явлейся яко человек

20-я» = 8» Боже, помилуй нас.

 

(То же построение, что и в 1-й части.)

 

Итак, форма догматика в целом такова:

 

 

1-я поп. __________

1 часть 2-я» __________

3-я» ___________________

 

2-я» __________

3-я» __________

2-я» __________

3-я» __________

 

2-я» __________

3-я» __________

2 часть 2-я» __________

4-я» __________

 

5-я» __________

6+3» __________

4-я» __________

2-я» __________

2 вар. __________

4-я поп. __________

 

7-я поп. __________

3 часть 2-я» __________

8-я» ____________________

 

 

Форма – трехчастная, как в догматике 1, 2 и 3-го гл., но заключающая в себе черты особые, вполне своеобразные. К таковым следует отнести прежде всего трехстрочное построение, впервые только в настоящем догматике примененное. Как видно, это построение дано первой и третьей частям общей формы. Оригинальность такого приема тем заметнее, что он касается наиболее выпуклых частей целого. Та же трехстрочность имеется и в средней, - уравновешенная парностью фраз, в которых она применена. Что касается более обычного – четырехстрочного построения, то оно в данном Богородичне в свою очередь типично, во-первых тем, что в нем имеется повторение двух вполне схожих предложений, (прием еще не известный по прежним образцам); во-вторых тем, что в нем строго проведен принцип той же парности, какой и относительно трехстрочных построений. Вообще, в форме догматика бросается в глаза необыкновенность, точность и симметричность в соотношении частей: каждая из них стоит не особняком, а непременно имеет свою ответную фразу. Так, напр., началу отвечает заключение (то и другое – трехстрочное), первое «сопоставление образов» - второму, оба вместе – третьему, которое само по себе построено по той же схеме взаимно отвечающих друг другу фраз (трехстрочных) и т. п.

Возвращаясь к мысли о соответствии гласов (1-го – 5-му и т. д.)[3], из сопоставления формы догматиков 1-го и 5-го гласов видим, что такое соответствие не подтверждается в большом знаменном распеве так же, как это было и в прочих распевах[4].

       
   
 


Схема 1 гл. 1 __________ Схема 5 гл. 1 ________

2 __________ а) 2 ________

а) 3 __________ 3 ________________

4 __________

5 _______________ б) 2 _________

6 _______________ 3 _________

2 __________

б) 6 ____________ 3 __________

7 ____________ 2 _________

1 ____________ 3 _________

2 ________________ 2 _________

5 ________________ 4 _________

4 ________________ 5 ________

6+3 ________

6 __________ 4 ________

7 __________ 2 ________

5 ________________ 2 ________

4 ________________ 4 ________

8 __________ 7 ________

в) 1 __________ в) 2 ________

5 ________________ 8 ________________

4 ________________

 

1) Число строк в главных частях – начальной и заключительной – совершенно различно: 6 и 4 – в 1-м гласе, и ровно по три – в 5-м гласе.

2) шестистрочному построению первой половины в средней части 1 гл. отвечает – четырехстрочное, тогда как в 5-м гл. идет ряд парных построений, 2-х и 3-х строчного типа.

Принцип в чередовании попевок в том и другом гласе также неодинаков: напр. комбинация 5 и 4-ой попевок в 1-м гласе носит каденциальный характер в средней и заключительной частях (но не в первой); между тем как в 5-м гласе этот характер придан одной 4-й попевке, но при этом исключительно для средней части догматика. Или: 6 и 7-я попевки 1-го гласа явно подчеркивают начала отделов средней части, тогда как в 5-м гласе ни одна из попевок такого значения не имеет.

С другой стороны, у догматика 5 гл. гораздо больше точек соприкосновения по форме с 2-м гласом, чем с 1-м. На самом деле.

 

Схема 2 гл. а) 1 _________

2 _________

 

б) 3 ___________________

4 _________

2 ___________________

6 _________

 

7 _________

8 ___________________

1 _________

10 ___________________

 

в) 11 ___________

12 ___________

 

Главная часть здесь так же строго-соразмерна, как и в 5 гл. Тоже наблюдается и относительно построения средней части.

Оба эти догматика, будучи одинаково стройны и изящны по своим формам, и в этом отношении превосходя собой 1-й глас, - в тоже время обнаруживают глубокое различие – и взаимное по отношению к 1-му гласу – по тем приемам, какие применены в них касательно попевок, их чередования, каденциального значения, ответности и т. д. Таким образом, гораздо больше оснований говорить о самостоятельности, богатстве и разнообразии гласов, чем о их сходстве и родстве. И эти свойства в сущности более увеличивают достоинства нашего церковного пения, чем мысль о соответствии гласов.

 

 

Глас шестой.

 

Догматик 6-го гл. начинается также вопросной фразой, как и 3-го гласа:

 

Кто Тебе не ублажит Пресвятая Дево?

Кто ли не воспоет Твоего пречистаго рождества?

 

А далее, подобно 3-му гл., следует изложение причин, вызывающих «ублажение и воспевание» «Пречистой»:

Безлетно бо от Отца

возсиявый Сын Единородный;

Той же от Тебе, Чистая, пройде,

не изречено воплощься,

естеством Бог сый,

и естеством быв человек нас ради,

не во двою лицу разделяемый

но во двою естеству, неслитно познаваемый.

Вслед засим делается молитвенное обращение:

 

Того моли, Чистая, Всеблаженная,

помиловатися душам нашим.

1-я часть.

 

Схема: 1-я стр. Кто Тебе не ублажит

2-я» Пресвятая Дево;

3-я» кто ли не воспоет

4-я» Твоего пречистаго рождества.

 

2-я часть.

 

 

Схема: а) 5-я стр. безлетно бо

6-я» от Отца

7-я» = 3 поп. возсиявый

8-я» = 4» Сын Единородный.

 

Оба построения заканчиваются одинаково: 3 и 4-й попевками.

 

 

 

Схема: б) 9-я стр. = 5 поп. Той же от Тебе,

10-я» = 6» Чистыя, пройде,

11-я» = 4» не изречено воплощся,

12-я» = 7» естеством Бог сый,

13-я» = 5» и естеством быв

14-я» = 7» человек нас ради,

 

Шестистрочное построение, по тексту распадающиеся на два трехстрочных предложения, а по мелодии допускающее иное деление, т. е. на первое 4-х строчное и второе – 2-х строчное предложения в виду участия 7-й попевки, носящей явно каденциозный характер. Предпочтение должно быть оказано первому делению, находящему себе опору не только в тексте, но и в 4-й попевке, которая в вышеприведенных отделах догматика также служила каденцией.

 

 

 

Схема: в) 15-я стр. = 5 поп. не во двою лицу

16-я» = 1» разделяемый,

17-я» = 2+4» но во двою естеству,

18-я» = 4+8» неслитно познаваемый.

 

Начинает 5-й попевкой и заканчивает частью 4-й, этот отдел имеет большое сходство с отделом а). Его мелодическая самостоятельность выражается небольшой попевкой (8-й) в конце четвертой строки. Интересно отметить также симметричную двухколенность заключительных строк – 17-й и 18-й.

 

Схема средней части в ее целом (виде) следующая:

 

 
 


5 __________

а) 6 __________

3 __________

4 __________

 

5 __________________

6 __________________

б) 4 __________________

7 ____________

5 ____________

7 ____________

 

5 __________

1 __________

в) 2+4 __________

4+8 __________

 

 

Легко заметить изящную стройность формы, поражающей соразмерностью крайних отделов, которые окружают собой не менее изящную середину.

 

3-я часть.[5]

 

 

 

Схема заключительной части догматика:

 

19-я стр. 9 поп. Того моли,

20-я» 10» Чистая, Всеблаженная,

21-я а) 11» помиловатися

21-я б) 12» душам нашим.

 

(Все попевки – новые).

Форма же в ее целом виде будет такая:

 

1-я часть. Попевка 1-я __________

2-я __________

3-я __________

4-я __________

 

а) 5-я ____________

6-я ____________

3-я ____________

4-я ____________

 

б) 5-я ___________

6-я ___________

4-я ___________

2-я часть.

7-я __________________

5-я __________________

7-я __________________

 

в) 5-я _____________

1-я _____________

2+4 _____________

4+8 _____________

 

3-я часть. 9-я _____________

10-я _____________

11-я _____________

12-я _____________

 

Особенность рассмотренной формы состоит прежде всего в том, что ее заключительная часть (равная 1-й) построена из попевок, ранее не встречавшихся. Как известно уже, в заключении гласов 1, 3 новые попевки применялись рядом с прежде появившимися. Исключение составлял глас второй, сходство с которым гласа 6-го в этом отношении и должно быть отмечено.

Второй отличительной чертой формы 6-го гл. от прочих трехчастных же форм (в 1, 2, 3 и 5-м гл.) служит служит конструкция средней части, схемы которых таковы:

 

 

1 гл. 2 гл. 3 гл. 5 гл.

                         
       
 
       
 
       
 
   
 
       
 
       
 
   
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...