Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции развития современного общества можно охарактеризовать двумя чертами.

Особенности профессиональной деятельности и мастерства социального педагога в современных условиях.

В современных условиях в работе различных социальных структур определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог: оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту); организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта); влияние на человека.

Социальный педагог оказывает влияние на человека в процессе педагогического и психологического воздействия.

Рассмотрим подробнее практику работы социального педагога и некоторые первоочередные проблемы его деятельности. Социальному педагогу необходимо знать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общения и воздействия на ребенка, особенности работы с трудными подростками.

Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждым в отдельности.

Основное назначение социального педагога — это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной помощи, умение организовать его реабилитацию и адаптацию в обществе.

Главная задача социального педагога изучить ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирование путей его преодоления, а так же поддержать ребенка в трудную минуту. Как же помочь ребенку в беде? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

Поддержать морально, научить преодолевать трудности, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в его жизни можно изменить к лучшему. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован, то есть обладал педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений.

Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет тольколюбовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».

В задачи практической деятельности социального педагога входит:

- организация воспитательной работы в классе, группе, общежитии, на курсе, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;

- изучение психолого-педагогических особенностей личности и её микросреды, условия жизни, выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременное оказание социальной помощи и поддержки;

- посредничество между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти;

- способствование реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;

- создание условий для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;

- взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;

- участие в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Этические аспекты профессионально значимых умений, знаний, навыков, способностей социального педагога.

Духовный мир, нравственные качества, ценности, этикаповедения – важнейшие профессиональные качества специалистов, работающих в социальной сфере. Социальный педагог востребован на всех уровнях и сферах общественной жизни, поэтому обладает определенной универсальностью. К настоящему времени приняты соответствующие указы и постановления, разработаны государственные стандарты, а так же этические и профессиональные кодексы.

В ходе профессиональной подготовки социальных педагогов, необходимо формировать профессиональную компетентность, волевые и эмоциональные качества личности, с приоритетом нравственно этического компонента, который является базовой основой в ходе подготовки специалистов социальной сферы. Социальный педагог – это носитель и транслятор новых морально-этических ценностей, поэтому особую актуальность приобретает нравственно-этическое самосовершенствование.

Тенденции развития современного общества можно охарактеризовать двумя чертами.

Первая – выражается в том, что деятельность государства приобретает все большую социальную направленность, то есть при определении приоритетов развития учитываются потребности человека как высшей ценности общества, в соответствии с этим строится социальная политика государства. Создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты является неотъемлемой сферой деятельности цивилизованного общества, целью которой является оказание всесторонней (разовой или постоянной) помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию, а так же обеспечение наиболее полной его самореализации.

Вторая черта – направлена на усиление стремления в обществе, привнести критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли профессиональной деятельности.

Данное направление широко обсуждается, принимаются различного рода профессиональные этические кодексы. Так же следует отметить, что во многих европейских странах изучают общественное мнение, обращаясь к проблемам этической регламентации действительности специалистов во всех сферах жизнедеятельности человека.

1. Роль профессиональной этики в профессии социального педагога.

Кризис экономики и политики90-х годов прошлого столетия обострил множество социальных проблем, произошло изменение в системе ценностей, что привело к падению нравственных устоев.

Важнейшим вопросом современности является вопрос совершенствования взаимоотношений людей, связанных профессиональной деятельностью, то есть стремление строить деловые и межличностные отношения на конструктивной основе, умение регулировать профессиональное поведение в различных ситуациях. В связи с этим стоит вопрос о соотнесении деятельности социального педагога с нормами этики.

Этические нормы социального педагога формировались на протяжении длительного периода времени и их ростки можно наблюдать в заповедях Христа «возлюби ближнего, как самого себя», в семейных, сословных и профессиональных отношениях, но этические нормы были лишь продолжением и развитием религиозных нормативов, обычаев, традиций.

Социальный педагог является представителем профессии, связанной с проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности; в ней не существует таких ограничений, предписаний и норм, которые бы игнорировали духовные ценности и принципы одобряемые обществом, то есть профессиональная деятельность социального педагога уже этична в своих исходных моментах.

К решению вопросов этики в профессиональной деятельности можно подойти с двух сторон:

Первый - классический подход, который рассматривает вопросы этики в профессиональной деятельности, как нечто внешнее по отношению к содержанию самой деятельности и подвергает этической оценке скорее результаты деятельности, нежели саму деятельность. В этом случае мы руководствуемся не этикой специфической сферы профессиональной деятельности, а общечеловеческими нормами и стандартами, а главное, - теми ценностями, которые принимает и провозглашает современное общество в качестве базовых.

Второйинновационный подход, он предполагает оценивать не столько результаты деятельности, сколько саму деятельность, её сущность и содержание (её цели и задачи, мотивы, средства и действия, применяемые специалистами и учреждениями для достижения поставленной цели), то есть то, что в обычных условиях не является предметом контроля со стороны общества и государства.

Таким образом, трудно переоценить роль профессиональной этики социального педагога, как одного из составляющих факторов, способствующего достижению поставленной цели.

Цель преподавания дисциплины: создать условия, позволяющие овладеть теоретическими и практическими основами курса «Этика и профессиональное мастерство социального педагога», как необходимой составной профессионального становления.

Задачи:

- формирование целостного представления об этических основах и профессиональной морали социального педагога;

- формирование этического мышления специалиста и личностно-нравственного облика социального педагога;

- раскрытие сущности этического подхода к осмыслению профессиональной деятельности.

Необходимость этической регламентации профессионального поведения связана со спецификой деятельности и требует от представителей профессии повышенной моральной ответственности, которая регламентируется дополнительными нормами поведения и это обусловлено следующими причинами:

1. 1. Общее падение нравственности и духовности современного общества, утрата положительных ценностных ориентаций, что негативно сказывается на нравственном облике социальных педагогов.

2. 2. 2. Социальная педагогика, как профессиональная деятельность в нашей стране не имеет по сравнению с западными странами, высокого статуса и престижа. И это не только за счет недавнего признания социальной работы как самостоятельного вида профессиональной деятельности, но еще и за счет того, что социальные работники допускаются к работе без какой-либо профессиональной подготовки (т.е. основы профессиональной деятельности они получают в процессе работы, на курсах повышения квалификации, получая образования в средних специальных или высших учебных заведениях). Так же следует отметить, низкий уровень оплаты труда работников социальной сферы, это приводит к тому, что в социальную работу идут люди случайные, с низким уровнем мотивации, ищущий хоть какой-нибудь заработок.

1. 3. Предпосылки для возникновения профессии «социальный педагог» у разных стран – разные.

2. 4. 4. Социальная работа как институт не является автономной,

5. Любая сфера человеческой деятельности может функционировать эффективно, лишь при соответствующей этической регламентации.

 

6. Социальная работа является относительно автономным видом деятельности, который трудно проконтролировать, так как специалист чаще всего работает индивидуально (наедине) с клиентом.

7. Социальная педагогика направлена на людей, она является одним из способов решения стоящих перед индивидом, группой или обществом проблем.

Таким образом, все выше перечисленные причины обуславливают необходимость разработки и внедрения в практику социального педагога этических норм и правил поведения, регламентирующих его деятельность как профессионала, а так же деятельность различных социальных служб и организаций по защите прав населения. В связи с этим этика социальной работы как учебная дисциплина является основополагающей при подготовке специалиста в области социальной защиты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...