Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическая деятельность Центра социального обслуживания

Г. Ульяновска

 

Центр социального обслуживания г. Ульяновска является учреждением по оказанию комплексной социальной помощи всем основным социально слабо защищённым группам и категориям населения.

Основными задачами Центра социального обслуживания являются:

- выявление граждан пожилого возраста, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;

- дифференцированный учёт всех лиц (составление «банка данных»), нуждающихся в социальной поддержке в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности её предоставления;

- определение конкретных видов и форм требуемой помощи, периодичности их предоставления нуждающимся в социальной поддержке;

- оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальной поддержке;

- трудовая реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов при использовании средств и возможностей, имеющихся в распоряжении Центра;

- анализ уровня социального обслуживания города и района и разработка комплексных планов по его дальнейшему развитию;

- внедрение в практику новых видов и форм социального обслуживания граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

Центр имеет в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения[36]:

1. Отделение социального обслуживания на дому. Создаётся для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания помощи гражданам пожилого возраста, нуждающихся в постоянной поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Отделение создаётся для обслуживания не менее 120 нуждающихся граждан, проживающих в городе или не менее 60 граждан, проживающих в сельской местности.[37] Обслуживание пожилых нуждающихся граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.

2. Отделение социально-медицинского обслуживания на дому. Создаётся для временного (до 6 месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи пожилым людям в надомных условиях. Данное отделение выполняет следующие задачи:

- оказание пожилым гражданам квалифицированного общего ухода, социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому;

- наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых лиц;

- оказание медико-психологической поддержки обслуживаемым лицам и членам их семей;

- обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больными.

Работа данного отделения осуществляется во взаимодействии с территориальными учреждениями здравоохранения и комитетами Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Отделение создаётся для обслуживания не менее 60 нуждающихся граждан, проживающих в городе или не менее 30 граждан, проживающих в сельской местности. Периодичность посещения социальными работниками обслуживаемых лиц на дому устанавливается заведующим отделением, по согласованию с медицинской сестрой отделения, оказывающей этим лицам помощь, но не реже 3-4 раз в неделю.

3. Отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов. Данное отделение является полустационарным структурным подразделением Центра и предназначается для социально-бытового, культурного и медицинского обслуживания граждан. Сроки обслуживания устанавливаются директором центра, исходя из очерёдности на обслуживание, но не могут быть меньше двух недель. Для организации отдыха обслуживаемых граждан пожилого возраста оборудуется спальное помещение с предоставлением им индивидуальных постельных принадлежностей. Обслуживаемые граждане пожилого возраста могут при их добровольном согласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника.

4. Отделение социально-консультативной помощи. Данное отделение предназначается для предоставления консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского характера, психолого-педагогической помощи, а также социально-правовой защиты нуждающимся лицам. Социально-консультативные услуги могут получать все категории населения, независимо от места проживания. Работа отделения осуществляется во взаимодействии с государственными органами и организациями, а также другими структурными подразделениями Центра.

5. Отделение срочной социальной помощи. Данное отделение предназначается для оказания помощи гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание жизнедеятельности. Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие социальные услуги:

- разовое обеспечение остро нуждающихся горячим бесплатным питанием;

- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

- разовое оказание материальной помощи;

- содействие в получении временного жилого помещения;

- предоставление необходимых консультаций по вопросам социальной помощи.

На территории обслуживания Центра ведётся постоянное выявление и учёт граждан, которые нуждаются, а также, предположительно, могут нуждаться в данном виде социальной помощи.

6. Отделение социальной реабилитации. Данное отделение предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации пожилых людей и других категорий граждан, переживших трудную жизненную ситуацию, но уже самостоятельно, с помощью близких людей или работников Центра, частично или полностью справившихся с ней. Социально-реабилитационные мероприятия проводятся с использованием всего арсенала методов и средств, имеющихся в распоряжении Центра. В отделении имеются помещения для проведения лечебного массажа, лечебный физкультурно-оздоровительный комплекс и другие подразделения социально-медицинского профиля.

А также в Центре существуют другие подразделения, создаваемые с учётом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.

Правом принятия на обслуживание Центром имеют все граждане, нуждающиеся в социальных услугах, испытывающие трудности в удовлетворении основных социальных нужд и потребностей.

Социальные услуги, входящие в федеральный или территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, оказывается гражданам пожилого возраста и инвалидам бесплатно. Услуги, не входящие в федеральный или территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг, оказывается гражданам пожилого возраста и инвалидам на условиях полной или частичной оплаты. В оплату (частичную или полную) социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам Центром, не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объёме базовой программы обязательного медицинского страхования.

Что касается непосредственной работы с пожилыми людьми, то в Центре в данном направлении работает специалист по социальной работе с пожилыми людьми, в обязанности которого входят:

- выявление и учёт на территории обслуживания Центра пожилых людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки и осуществление их патронажа, ведение документации, создание поимённых карточек и занесение их в компьютерную базу данных[38];

- принятие заявлений на получение материальной помощи от пожилых людей, нуждающихся в ней;

- постановка на учёт лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума (1499 руб.) на основании справки о размере пенсии, а также в обязательном порядке оформление акта о обследования состояния жилищно-бытовых условий[39];

- установление причины возникающих у пожилых граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы;

- определение характера и объёма необходимой пожилым гражданам социальной помощи, определение вида и размера компенсационных выплат или субсидий;

- содействие активизации потенциала собственных возможностей пожилых людей;

- способствование улучшению взаимоотношений между отдельными пожилыми людьми и их окружением;

- консультирование по различным вопросам досуга;

- помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся пожилых людей на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;

- содействие в помещении нуждающихся пожилых людей в стационарные учреждения органов здравоохранения;

- координация деятельности различных государственных и негосударственных и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке пожилым гражданам;

- участие в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения на подведомственной территории.

Кроме этого специалист по социальной работе с пожилыми людьми:

- организует выезд на различные культурно-массовые мероприятия (бесплатное посещение музеев, просмотр художественных фильмов, проведение вечеров-встреч и праздничных концертов, организация встреч с представителями администрации и депутатами по микрорайонам города, приуроченных к тематическим праздникам);

- ведёт деятельность по привлечению дополнительных спонсорских взносов для поддержания материальной базы центра и для оказания дополнительной материальной помощи пожилым людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;

- выделяет санаторно-курортные путёвки[40];

- занимается паспортизацией пожилых людей с ограниченными физическими возможностями.

Работа в Центре ведётся согласно установленному плану, который корректируется ежеквартально (см. Приложение 1.). За 2002 год Центром в общей сложности была оказана социальная поддержка 855 пожилым людям, нуждающимся в социальной защите.

Таким образом, несмотря на то, что социальная работа в Центре социального обслуживания г. Александрова проводится с различными категориями населения, одним из основных направлений его деятельности является досуг и поддержка пожилых людей. Это говорит о том, что пожилые люди в современном обществе действительно находятся в сложной социально-экономической ситуации и государству, как и частным структурам, в будущем необходима ещё большая концентрация усилий и ресурсов для работы по досуга и обеспечения благосостояния пожилых людей.


Заключение

 

В качестве заключения к данной работе можно сделать некоторые выводы и предложить определённые рекомендации по оптимизации социальной работы в области осуществления досуга пожилых людей.

Пожилые люди, как одна их самых уязвимых в социальном плане групп общества, по определению нуждаются в особой заботе государства, а конкретнее – в особой деятельности специальных организаций и учреждений, которые бы обеспечивали социальную защиту пожилых и престарелых граждан.

Сохраняющаяся острота социально-экономической ситуации в стране является тем объективным фактором, который предопределяет масштабность и направления работы. Ежедневно сталкиваясь с проблемами пожилых людей как одной из наиболее уязвимой части населения, нельзя не осознавать всю меру ответственности, которая лежит на системе в целом и на каждом из работников досуга в отдельности.

Определение понятия досуга состоит в том, что это соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения различных потребностей человека.

В России, как и во многих других промышленно развитых странах, наблюдается резкое повышение доли пожилых людей в структуре общества. Этот факт объясняется тем, что всеобщий характер старения населения находится в прямой зависимости от уровня экономического и общественно-политического развития и по своей природе является прогрессивным процессом, который характеризует общество нового типа, где присутствует высокий уровень жизни и уверенность в завтрашнем дне у простого обывателя. Однако такое положение дел ведёт к повышенной нагрузке на трудоспособное население, удельный вес которого, соответственно сокращается, что в свою очередь отрицательно сказывается на положении пожилых людей, которые в целом находятся в экономической зависимости от трудоспособного населения.

Выход из подобной кризисной ситуации видится в использовании более эффективных методов управления экономикой, а также в проведении целенаправленной государственной политики по стабилизации демографической ситуации в сторону увеличения рождаемости и установления баланса между рождаемостью и смертностью.

В связи с тем, что социально-психологическое положение пожилых людей в некоторых случаях оказывается неустойчивым (в силу обострения соматических болезней и неготовности отдельных людей к роли пожилого человека) – они нуждаются в помощи специалистов психологов, которые помогали бы некоторым пожилым людям более гибко адаптироваться к новой для них социальной роли.

Деятельность органов досуга в данном аспекте социальной работы заключаются в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического порядка, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию и реабилитацию тех пожилых людей, которые нуждаются в такого рода помощи. В идеале органы досуга в тесном сотрудничестве с органами власти должны вести просветительскую деятельность, как в среде представителей старшего поколения, так и в среде близких к ней возрастных групп с целью профилактики всевозможных осложнений, связанных с психологической неподготовленностью отдельных личностей к социальной роли пожилого человека. Для этого необходимо в структуру учреждений, занимающихся социальной защитой пожилых людей, ввести должность или назначить ответственного, который бы тесно контактировал с отделом по связям с общественностью при администрации данного города или района в целях проведения определённого рода пропагандистской работы в области профилактики психологических осложнений, связанных с переходом человека в более старшие возрастные группы, рекламы возможностей центров социального обслуживания в данной области. Естественно всё это может осуществиться только при наличии дополнительных денежных средств, которые можно получить, с одной стороны, из бюджета города или района, с другой, оказывая платные услуги нуждающимся в них гражданам, способным эти услуги оплатить.

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области досуга населения и в аспекте досуга пожилых людей, в частности, в целом отвечает нормам современного цивилизованного общества, однако многие направления социальной работы с пожилыми людьми ещё недостаточно освоены и требуют как законодательной, так и материальной и теоретико-методологической поддержки.

Что касается практической реализации мер по социальному обслуживанию населения, то традиционно в нашем обществе сложилось три направления деятельности органов досуга пожилых людей: социальная помощь, социальное обслуживание и организация пенсионного обеспечения.

Социальная помощь имеет характер периодических и единовременных выплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям пожилых людей.

Социальное обслуживание в свою очередь делится на государственный, муниципальный и негосударственный (коммерческий) сектора.

Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации.

Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждениями муниципального подчинения, предоставляющих различные виды социальных услуг пожилым людям и другим нуждающимся категориям граждан и осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность в вышеупомянутой области социальной деятельности. Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социального обслуживания пожилых людей получила наибольшее распространение и признаётся наиболее типичной.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет соответствующие учреждения, по форме собственности не относящиеся к государственным или муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К данному сектору относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием пожилых людей.

Государством разработаны федеральный и территориальный перечни гарантированных социальных услуг. Федеральный перечень гарантированных социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объёма гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учётом потребностей населения, проживающего на данной территории.

Право на пенсионное обеспечение пожилые люди приобретают по достижении возраста, определённого законом. Размер пенсии зависит от количества проработанных лет (стажа) и величины получаемой в то время заработной платы. В стране действует система, согласно которой человек может сам начать откладывать деньги в счёт своей будущей пенсии (сверх того, что ему будет полагаться по закону от государства). Что касается реального размера пенсии современного пожилого россиянина, то её размер в разных регионах страны либо ниже прожиточного минимума, либо едва его обеспечивает, что требует о Правительства приложения дополнительных усилий по увеличению реального размера пенсий до оптимального уровня.

В целом, работу по этим трём направлениям деятельности органов досуга пожилых людей на сегодняшний день нельзя назвать оптимальной. Абсолютно очевидно, что не все нуждающиеся пожилые пенсионеры имеют доступ к получению социальной помощи, социальному обслуживанию, причём качество последнего иногда оставляет желать много лучшего. Пенсионное обеспечение не обеспечивает большинство пожилых граждан необходимыми средствами к существованию. Все эти проблемы очевидны и также очевидны пути их решения.

Однако для реализации мер по совершенствованию социальной работы во всех вышеуказанных направлениях необходимо выполнение государством, как минимум, двух условий: во-первых, обеспечить социальную сферу высокообразованными специалистами, которые могли бы эффективно наладить работу по всем направлениям и разработать новые направления; во-вторых, обеспечить стабильный и достаточно высокий уровень финансирования социальной сферы, поскольку на привлечение высококлассных специалистов на работу в этой отрасли при столь малой заработной плате вряд ли приходится рассчитывать. Кроме этого, конечно, необходимо увеличить и размеры всевозможных пособий и стоимости пакетов материальной помощи до уровня, который бы реально отвечал удовлетворению потребностей той или иной категории нуждающихся, причём размеры всех этих выплат в денежном выражении должны на законодательном уровне как минимум ежеквартально индексироваться соответственно инфляционным процессам.

Таким образом, система досуга пожилых людей в нашей стране в настоящее время ещё находится в стадии модернизации, медленно, но неуклонно превращаясь в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства, постепенно приближаясь по своему качеству и эффективности к стандартам европейских и других экономически развитых стран.


Список литературы

 

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. – СПб, 2004.- 203 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Курс лекций. - М, 2007. – 290 с.

3. Аникеева П.В. В помощь пенсионеру. Всё о пенсиях. - М., 2006. – 144 с.

4. Антология социальной работы. В 3 томах. - М., 2004-2005. – 450 с.

5. Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья населения. - М., 2002. – 198 с.

6. Брэгг П. Здоровье и долголетие. - М., 2006. – 345 с.

7. Бурльер Ф. Старение и старость. - М., 2002. -450 с.

8. Волкова Л.И. Достойная старость. О домах престарелых в России.//Российская газета. 5 января, 2005.

9. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. - М., 2006. -390 с.

10. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. - М., 2005. – 322 с.

11. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - СПб, 2004.- 430 с.

12. Егоров А.Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых. - М, 2005. – 465 с.

13. Карсаевская А.И., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. -М., 2004. – 562 с.

14. Киселёв С.Г. О некоторых вопросах организации досуга пожилых людей в Российской Федерации. – Самара, 2006. – 120 с.

15. Козлов А.А. Социальная геронтология: Учебно-методическое пособие. -М., 2005. – 332 с.

16. Комфорт А. Биология старения. - М., 2007. – 333 с.

17. Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность. - М., 2006. – 140 с.

18. Лагункина В.И. Модель развития социальных служб для уязвимых групп населения. // Программа по распространению результатов проекта «Развития социальных служб для уязвимых групп населения РФ». - М., 2007. – 140 с.

19. Народонаселение. Продолжительность жизни. - М., 2004. – 170 с.

20. Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 2006. – 337 с.

21. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа». - М., 2006. – 155 с.

22. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие. - М.: «Дашков и Кº», 2003. – 278 с.

23. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пос. - М., 2006. – 258 с.

24. Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты досуга. - Ульяновск, 2005. -120 с.

25. Популярная энциклопедия пожилого человека. - Самара, 2007. -120 с.

26. Превентивная геронтология и гериатрия. - Киев, 2005. – 430 с.

27. Россет Э.Л. Процесс старения населения. - М., 2004. – 155 с.

28. Симаков А.Г. Социальная стратификация в постсоветский период: стратегия и тактика социальной работы. - М., 2006. – 270 с.

29. Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: «Юристъ», 2006. – 670 с.

30. Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите людей пожилого возраста и инвалидов. - М., 2006. – 140 с.

31. Современный словарь иностранных слов. - СПб., 2004. – 440 с.

32. Досуг. Журнал социальной работы. 2007. №12.

33. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 2006. – 120 с.

34. Социальная работа с пожилыми людьми. МГСУ. - М., 2005. -145 с.

35. Социальная работа. / Под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д, 2007. – 133 с.

36. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М., 2005. – 433 с.

37. Социология. Учебник. / Отв. ред. Павленок П.Д. - М., 2002. – 170 с.

38. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие в вопросах и ответах./ Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М., 2006. -560 с.

39. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2003. – 423 с.

40. Технологии социальной работы: Учебник. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2007. – 240 с.

41. Технология социальной работы. Чч.1; 2. Учебное пособие для вузов./ Под ред. П.Я. Цытликова. - Новочеркасск – Ростов н/Д., 2007. – 432с.

42. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, практика. - М., 2006.

43. Фролысис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. – СПб, 2004. – 203 с.

44. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 2005. – 268 с.

45. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч.1,2. - М., 2005. – 450 с.

46. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - М., 2002. -120 с.

47. Шапиро В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни). - М., 2004. – 230 с.

48. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М., 2006. – 122 с.

49. Энциклопедия социальной работы. / Пер. с англ. В 3-х томах. - М., 2003-2004.

50. Якушев Л.П. Досуг: Учебное пособие. - М., 2005. – 103 с.

51. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. - М., 2006. – 203 с.

 


Приложения

Приложение 1

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НУЖДАЕМОСТИ ОДИНОКИХ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛУГ НА ДОМУ, %.

Виды социально-бытовых услуг Нуждае­мость Предоста­вление
Стирка белья (в т.ч. услуги прачечной) 90,8 19,9
Услуги химчистки 49,1 3,9
Помощь при мытье головы, тела 57.3 5.3
Стрижка волос и ногтей 35,6 1.4
Ремонт обуви 28.1 4,3
Пошив одежды 7,5 3,6
Услуги библиотеки 5,0 1.8
Помощь в чтении газет и др. 8,2 1.1
Доставка продуктов 94.6 94,6
Доставка медикаментов 92,5 86,5
Доставка (приготовление) горячей пищи 24,2 1.0
Доставка хоз. и промтоваров 69,7 37,4
Уборка жилого помещения 87,5 28.5
Оплата коммунальных услуг 75,3 62,9
Доставка топлива, протопка печей 6.1 2.1
Содействие в ремонте жилья 35.7 3.6
Организация досуга 7.5 2.1
Сопровождение на прогулке 16,0 2,5
Обработка приусадебного участка 11,4 4,3

Приложение 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...