Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интернет-урок по произведениям Константина Коровина в коллекции ЕМИИ

Исполнитель: Симонова Наталия Александровна. Студентка УрГПУ, ИФК и МК, культурология, 3 курс.

Тема: Импрессионизм Константина Коровина.

Цель: познакомиться с русским импрессионизмом через произведения Константина Коровина, представленные в коллекции ЕМИИ.

Задачи:

раскрыть особенности языка импрессионизма;

воспитывать эстетические чувства;

учить анализировать произведение живописи.

Класс: 11.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вспомогательные материалы: мультимедийная презентация.

Использованная литература:

Киселев М.Ф. Константин Коровин. М.: Белый город, 2001. с. 56.

Коровин К. А. Константин Коровин вспоминает… М.: Изобразительное искусство, 1990.

Коган Д. З. Константин Коровин. М.: Искусство, 1964. с. 124.

Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой. Пер. с швед. Ф. Б. Шаргородская М.: Искусство, 1974. с.214.

Ход урока

Сегодня мы познакомимся с таким художником, как Константин Алексеевич Коровин. Посмотрите на портрет этого человека, выполненный Валентином Серовым и на фотографический портрет.

В.С. Мамонтов так вспоминает о нём:

«Ростом [Коровин был] выше среднего, в молодых годах своих стройный, он, несмотря на небольшие глаза и не слишком правильные черты лица, был красив и интересен. Правда, прическа его богатой черной шевелюры была более чем оригинальна – едва ли разве только по большим праздникам он расчесывал свои густые волосы. В костюме его тоже бывали частенько изъяны. И все же своим обаянием он приучил всех окружающих не обращать внимания на эти изъяны своей наружности.

Всесторонняя талантливость Коровина заставляла всех пренебрегать его недостатками. Все ему прощалось. Обладая красивым бархатным баритоном и будучи музыкален, он любил петь. Частенько просил он меня аккомпанировать ему на фортепьяно. Особенно любил он партию Онегина в опере Чайковского и более всего дуэт с Татьяной в аллее. Становясь в позу Онегина, начинал он: “Вы мне писали – не отпирайтесь” и т.д., и каждый раз обязательно пел он: “Мне Ваша искренность мела”, не обращая никакого внимания на мои замечания и поправки.

Мало кого из художников так любил мой отец, мало с кем так носился, как с Коровиным».

(Отец Всеволода, Савва Мамонтов предпринят вместе с К. Коровиным поездку по Русскому Северу, которая очень плодотворно сказалась на творчестве Коровина).

Коровин был внуком старообрядца и купца первой гильдии Михаила Емельяновича Коровина, в доме которого часто бывал известный передвижник Илларион Прянишников. Своим художественным способностям и хорошим образованием братья Коровины (Константин и Сергей) во многом обязаны матери, дворянке по происхождению Аполлинарии Ивановне. Разорение мужа, переезд в деревню, жизнь в бедности - всё это не остановило стремления образованной женщины воспитать сыновей. Невзирая на практически полную бедность, Константин стремиться за старшим братом и поступает в Московское училище живописи, окунувшись в среду известных русских живописцев.

О художественных взглядах Коровина в годы училища можно судить по реакции В. Поленова, осенью 1882 года. Познакомившись ближе с учеником, Поленов был озадачен: "Вы импрессионист? Вы знаете их?". Но их молодой москвич, конечно, еще не знал. Этот факт очень важен, так как к оценке зрелого художника и преподавателя можно прислушаться. На склоне лет Коровин вспоминал: "Поленов так заинтересовал школу и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения. Он первый стал говорить о чистой живописи, о разнообразии красок».

Под влиянием В. Поленова Константин Коровин рано нашел свою тему – человек в пленэре – и стал уверенно совершенствовать мастерство. В его произведениях жизнь человека и природы трактуется как единый поток. В его произведениях позитивна не только цветовая гамма, но и композиция, и даже энергетика, исходящая от картины. Такой картиной является и работа «Весна», которую художник написал в непростом для России 1917 году.

Константин Коровин внёс свои особенности в этот стиль. В его картинах удивительным образом соединяются порой несовместимые вещи: холод и тепло, спокойствие и беснование, гармонию и буйство. Художник использовал интересный приём: на ней зритель не увидит резких переходов от персонажа к персонажу или от плана к плану. Всё очень естественно и плавно, природа и люди медленно, но верно просыпаются после холодной зимней спячки. Солнечный свет оживляет всё вокруг своими лучами, высокое, чистейшее небо создаёт ощущение парения. Свои картины художник писал только с натуры, отсюда такая удивительная цветовая точность и эмоциональная лёгкость и в то же время острота его произведений.

Так Коровин самостоятельно пришел к практическому решению импрессионистических задач. В своей книге «Константин Коровин вспоминает…» он пишет: «Никакой кладки вкусной краски быть не должно. Быть должно самое точное сочетание тонов и работа от чувства и увлечение. Невольно должна быть выражена сумма впечатлений и чувствований».

В 1887 году Коровин выезжает в Париж. Великий город ошеломляет и вдохновляет: «Я был поражен Парижем, когда двадцати шести лет приехал в первый раз сюда. Пювис де Шаванн — как это красиво! И импрессионисты… − у них я нашел все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве».

Именно в Париже К. Коровин создаёт знаменитую картину «Парижское кафе». Обратим внимание, что Коровин изображает кафе в утреннюю пору. Посетителей еще немного, а лучи солнца не успели утратить свой серебряный оттенок, в котором рискуют утонуть все предметы, весь окружающий мир. Столики, улица, люди – все это теряет контуры, слегка расплывается. Даже цвет красного зонтика, запечатленного в руках одной из женщин, смягчается, становится матовым. Кажется, что художник как бы перенес на полотно городскую сцену, выловленную из бесконечного потока жизни.

Коровин рискнул применить земляные краски, дабы достичь необходимого серого оттенка. Активно художник использует и черный цвет, который, однако, не выбивается из общего фона, не создает тяжеловесности. Полотно, выполненное в период увлечения творца серебристым колоритом, только порождает у зрителей ощущения легкости, свободы. К тому же мастерски изображенные улицы, свежая зелень делают полотна очень яркими, незабываемыми, даже нарядными.

Искусствовед Дора Коган отмечала: «…живопись импрессионистов воздействовала на искусство Коровина как своего рода катализатор, повышая интенсивность процессов, происходивших в нем ранее». По словам критика Бориса Асафьева, «восприимчивость Коровина объяснялась еще, помимо личного темперамента художника, замедленностью тогдашнего темпа русской государственности и быта в сравнении с Западом: возникавший динамический контраст представлялся глазу русского художника, естественно, острее и интенсивнее, чем уже привыкшему к сильным раздражениями глазу западного европейца».

Кроме Европейских городов, в частности – Парижа, К. Коровина вдохновляли и красоты Черноморского побережья, яркость и изящество природы Крыма. Крым был для него богатейшим источником для сюжетов произведений.

Картина «На берегу Черного моря» по праву может считаться программной в творчестве художника начала 1900-х годов. В ней выражается новое, по преимуществу эмоциональное, художественное восприятие действительности, желание передать прежде всего настроение, в котором бы объединились «состояния» людей и окружающей пейзажной среды. Женщина в одиночестве и задумчивости сидит на берегу моря, и природа созвучна ее состоянию. Мягко и ненавязчиво передан лирический облик женщины и «тонкая музыка» ее настроения.

Ещё одна картина так называемого «крымского» периода творчества, «Гурзуф». В Гурзуфе у Коровина была дача, где тот очень любил отдыхать и писать картины. Она была создана в 1915 году. Здесь художник изобразил буйную и яркую природу южного приморского городка. Море – главный герой произведения. Художник изобразил его во всем великолепии и богатстве оттенков. От лёгких, светло-топазовых, до глубоких – ярко-сапфировых тонов. Море сияет, переливается, как невиданный, драгоценный камень. Оно живёт и дышит спокойным дыханием. Все остальные элементы композиции призваны оттенить великолепие спокойной, могучей стихии, отдыхающей под щедрым солнцем. Изгородь из ярких, роскошных южных цветов и задумчивый, стройный, тёмно-зелёный тополь. Люди в беседке, отдыхающие от знойного солнца и тёмные пятна подводных и надводных скал, парусник у причала. Небо жемчужных оттенков. Картина создаёт удивительно тёплое, солнечное настроение, которое и вдохновило художника создать яркий, колоритный сюжет на тему красоты крымской природы.

И ещё одна картина, совершенная нетипичная по сравнению со всеми произведениями Константина Коровина – полотно «Ночной этюд», написанное в 1911 году. Здесь художник представил улицу, судя по архитектуре и планировке – это небольшой приморский южный городок. Главенствующий цвет на картине – чёрный, но у зрителя ни в коем случае не остаётся ощущения тревоги или подавленности. Коровинская ночь – загадочная, томная, с таинственными, серебристыми бликами луны на ветвях деревьев, с густо-синим, бархатным безоблачным небом. И много золотистого, льющегося света из окон невысоких домов. Залитая лунным светом улочка не отпугивает своей ночной темнотой, а напротив – приглашает прогуляться по ней.

Из воспоминаний С.А. Щербатова, российского художника, коллекционера и мецената, представителя княжеского рода Щербатовых:

«Невозможно себе представить более русского человека, чем Коровин, со всеми русскими прелестями, очарованиями и недостатками. С его блестящей талантливостью, острым умом, наблюдательностью, с его поистине феноменальной силой темперамента, веселостью, доходящей до экзальтированности, восторженностью перед красивым явлением в любой области искусства, как и в природе, с его живостью и жизненностью, яркостью в восприятии всех явлений жизни, – Коровин был одним из наиболее “красочных”, ярких людей, которых мне приходилось встречать. Если делить людей на “колоритных” и “бесцветных”, то “живописность” и “колоритность” Коровина были поразительны. В этом была и до глубокой старости сохранившаяся большая прелесть его – несравненного, талантливого рассказчика, балагура и веселого сотрапезника».

Что повлияло на живопись Константина Коровина? Чем неповторимы его картины? Что нового в импрессионизме сказал Константин Коровин своими картинами?

Домашнее задание: напишите синквейн по впечатлениям от картин Константина Коровина.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...