Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины образования и особенности казахских жузов.

В потоке Истории

. Внимательное прочтение книги дает, на мой взгляд, точное объяснение причин сложившейся практики обучения. “Тоталитаризм, - как справедливо отмечает в своей книге Н. А. Назарбаев, - противопоставил всей толще национальной истории удивительно коварный ход - разломать единый живой поток национального прошлого на борьбу классов. Этот перенос картины сформировавшегося классового общества индустриального типа на казахское общество одним неуловимым движением превратил казахов в бледную копию неведомых и совершенно иных по природе процессов. Между тем реальная казахская история далека от рецептов и методологических ключей классового анализа”. Прежняя схема преподавания истории не могла вместить в себя всю систему общественных отношений казахов. Исключительно как негативное явление трактовалась роль ханской власти. До сих пор имеет последствия “простенькая и убийственно эффективная” мысль, внедренная тоталитаризмом в массовое сознание казахов о сплошной продажности и ничтожности казахской элиты. “Возникающее зачастую непонимание сложности современного этапа истории, - пишет далее Н. А. Назарбаев, - это ведь легко проглядывающееся наследие прошлого, когда все, что делается наверху, заранее предается анафеме”. Другой причиной неудовлетворительного состояния преподавания истории Казахстана я бы назвал инерцию подачи исторических событий прошлого исключительно с позиций евроцентризма. Актуальными представляются строки из книги: “Нам, потомкам великих народов древности, нельзя пользоваться чужими суррогатами, настало время непредвзято взглянуть на свое прошлое, настоящее и будущее”. К сожалению, мы до сих пор закладываем в головы наших подростков достаточно примитивный взгляд на историю кочевых цивилизаций прошлого, отрицающий их сколько-нибудь весомый вклад в развитие мировой цивилизации. В книге приводятся слова Жоржа Фрадье, саркастически описавшего существующее в европейской исторической науке непонимание роли восточных цивилизаций: “А история восточных наро в? Западные учебники уделяли ей вниман е только в связи с историей Запада. Арабы, например, появились на страницах учебников истории лишь для того, чтобы захватить Испанию и сражаться с крестоносцами в Палестине, после чего покидали историческую арену и как бы растворялись в небытии. Индия выходила из сказочного легендарного мрака бесконечной ночи, чтобы подвергнуться в XVI-XVIII веках экспансии со стороны торговых компаний. Китай вырвался из печальной обособленности лишь для того, чтобы встретить “цивилизаторов” времен опиумной войны...”. Автор книги продолжает это сравнение: “...Азия якобы только тем и занималась, что порождала через определенные промежутки времени полчища варваров на лошадях, которые разрушали культурные достижения Европы, а затем растворялись во мраке истории. А кочевые народы будто бы только затем и появились, чтобы доказать тупиковость этого типа хозяйствования и уступить место цивилизованным народам”. Увы, именно они живучи и по сей день на уроках, лекциях и семинарах. Естественно, что сохранение такого подхода не способствует улучшению преподавания исторических дисциплин в школе и вузе, а задача превратить каждый урок истории в действенный акт патриотического воспитания оказывается в этом случае невыполнимой. Критическое осмысление собственной профессиональной деятельности после прочтения книги заставляет задуматься и над следующей очень важной проблемой. Современное обучение истории пока слабо воздействует на формирование историчности сознания молодых людей. Н.А. Назарбаев пишет о том, что историчность всегда была важной чертой казахского сознания. “Распространенность исторических знаний среди народа была невероятно высокой. Даже сегодня при наличии развитой системы образовательных институтов трудно говорить о таком уровне историчности массового сознания”. Книга Н.А. Назарбаева объективно направлена на возрождение историчности массового сознания, причем не только казахов, но и всего многонационального населения Казахстана. Думаю, нет необходимости доказывать своевременность постановки вопроса о возрождении историчности сознания казахстанцев. Обучение истории немыслимо без обращения к основным вехам становления духовности на территории нашей страны. Автор книги акцентирует на этом внимание читателя. “Если мы хотим быть государством и строить нашу государственность надолго, то важно понять истоки духовности народа”, - пишет он. Анализируя развитие духовной культуры на территории Казахстана, он выделяет двенадцать ее этапов. Каждый из них имеет огромное значение для раскрытия культурного потенциала казахского народа, важнейших исторических событий прошлого, выбора будущего вектора развития. Книга “В потоке истории” - это серьезный научный труд, основанный на серьезнейшей проработке колоссального массива исторических источников и литературы по истории Казахстана. В то же время она написана простым, живым языком, что делает ее доступной для огромного круга читателей. Примечательно, что она увидела свет в период подведения итогов Года народного единства и национальной истории, в ходе которого историческая наука в Казахстане сделала стремительный шаг вперед. Велико значение книги как важного методического труда для педагогов-историков, заставляющего задуматься над проблемами современного преподавания истории нашей Родины и усовершенствования своих профессиональных навыков. О значении истории лучше самого автора, пожалуй, не скажешь: “История оставила нам непростое наследство. А времени для точного и быстрого ответа на новые вопросы остается все меньше. Понимание своего места в истории, гордость предками не в масштабах родовой кочки, а в общенациональном смысле, осознание колоссального значения казахов и их предков в истории огромной Евразии, освобожденное от унижающих человеческое достоинство ярлыков и стереотипов, - это мощный и абсолютно современный способ национальной консолид ации”.

 

Причины образования и особенности казахских жузов.

Издревле на территории Казахстана существовали три географически и экономически относительно обособленных района: Семиречья, Центральный и Северо - Восточный Казахстан, Западный Казахстан. Каждый из выше названных районов имел свои пути кочевок, места летних и зимних пастбищ. Основной причиной такого обособления явилась совокупность экономических, социальных, военно-политических и территориальных факторов.

О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет.

Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие союзы. По мнению Н. А. Аристова, объединение жузы произошло во время набегов джунгар. В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что особленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до монгольского нашествия. Востоковед Т. И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предпологает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы.

Не полностью раскрыта ещё и само понятие — «жуз». Некоторые ученые связывают его с арабским слвом «джуз» — «основная часть чего-то, отвлетление». В восточных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в. В трудах Махмуда бен Вали, написаных в 1634—1641 гг., описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» (жузик-пузик) некоторые ученые сравнивают с казахскими жузом.

Историческая особенность жузов

У казахских жузов имелись следующие особенности: 1) внутреннее региональное единство; 2) этническое единство; 3) культурно-хозяйственная общность; 4) общность политического руководства.

Раскроем шире эти особенности. У каждого казахского жуза имелось своё исторически сложившееся пространство, территория. Так, у Старшего жуза — Это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего Жуза — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза — Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов. Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой было казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях.

Образование казахских жузов и этнический состав жузов. Разделение на жузы начало 17 в связывают с Хак-Назаром. Жуз-крупный административно политический и территориально-хозяйственная единица обладавшая значительной автономией. Районы:1)Семеречье, юг Каз-на 2)Западный Казахстан 3)Приаралье, Западный Казахстан 3)Северо-Восточный,Центральный и сред течение Сырдарьи. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ: 1)Старший жуз: Усуни, Канглы, Албаны, Жалаиры, Дулаты. 2)Средний жуз: кипчаки, аргыны, найманы, коныраты. 3)Мл жуз: байулы, алиулы, жетеру.Жузы делились на племена, племена на роды. Атрибуты рода(ру): 1) название 2)традиц места обитания, пути кочёвок, родовых торжеств, погребения 3)Родов печать тамба, клич(уран) 4)Родолсловная (шежре жеты ота). Особенности жизни: кровн месть и родовая взаимопомощь.

№ 51) Идейные воззрения национальной интеллигенции: деятельность и творчество А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Ж. Аймаутова, Ш. Кудайбердиева. Формирование новой казахской советской интеллигенции.

Факторы воздействующие на содержание и основные направления материальной и духовной культуры в Казахстане в начале ХХ века:

1. Революция 1905-1907 гг.,

2. Отступление демократического движения,

3. Новый подъем освободительного процесса,

4. Налаживание издательского дела.

Первые книги выдающихся представителей национально-демократической культуры (Ш. Кудайбердиева и А. Байтурсынова) были изданы после революции 1905-1907 гг.

Ахмет Байтурсынов – лидер национально-демократической интеллигенции, проживал в городе Оренбургев 1910-1917 гг. Занимался педагогической и литературной деятельностью Он – автор сборника произведений «Маса» («Комар») (издан в 1911 году в городе Оренбурге). Также издал несколько статей о казахском языке. А. Байтурсынов основал еженедельную газету «Казах» и стал ее редактором. Газета «Казах» вышла в свет в 1913 году. В марте 1920 года А. Байтурсынов возглавил переход на сторону Советской власти большую группу своих сторонников. А. Байтурсынов в статье «Революция и киргизы» писал «…Я могу от чистого сердца сказать, что, предпочитая советскую власть колчаковской, мы не ошиблись».

Наибольшую популярность среди периодических изданий в начале ХХ века имела газета «Казах».

Известный писатель Шакарим Кудайбердиев, развитие казахской филосовской мысли. Он был религиозным философом, пытался обосновать основные догматы ислама при помощи логики. Первое филосовское произведение «Мусылманшылдык шарттары», вышел в Оренбурге, в 1911г. «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханов» - одна из первых работ по истории казахов. Был членом Русского географического общества.

Автором поэмы «Калкаман-Мамыр» и книги («Летопись турецких, киргизских и казахских ханов») был талантливый ученик Абая Ш. Кудайбердиев.

А. Бокейханов – общественный и государственный деятель, ученый, лидер национальной интеллигенции, руководитель партии Алаш и Алаш – Орды. Выпускник Санкт петербургского лесного института. Участвовал в различных политических событиях, выдвинул альтернативный путь развития Казахстана, как национального самостоятельного государства.

В 1937г. был расстрелян.

М. Жумабаев перевел произведения Гете и Гейне на казахский язык. Внедрил новые стихотворные формы в казахское стихотворение. Писать стихи начал с 14 лет, его произведения печатались на казахском и татарском языке во многих газетах и журналах. В 1912г. в Казани вышел первый сборник его стихов «Шолпан». В 1928 году был арестован как «буржуазный националист» М. Жумабаев. Был активным лидером Алаш орды.

Ж. Аймаутов - один из основоположников казахской литературы. Основные произведения созданы им в советское время, в 1917 г. он сотрудничал с журналом Абай. Расстрелянный 4 апреля 1931 года.

Деятельность и творчество А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова, М. Жумабаева, Ш. Кудайбердиева, Ж. Аймаутова было запрешено советской цензурой.

В конце 80-х гг. было реабилитировано творческое наследие М. Жумабаева. В 1988 г. были оправданы выдающиеся люди казахского народа Байтурсынов, Жумабаев, Дулатов, Кудайбердиев.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...