Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Противоосадные (крепостные)




Ведущие огонь по осадным орудиям, укреплённым позициям и скоплениям живой силы противника с огневых точек внутри крепостных сооружений. К этому же типу можно условно отнести береговые и корабельные орудия.

Полибол

Полибол (греч. πολύς — много, и греч. βάλλω — бросать, метать) — скорострельная баллиста, изобретённая Дионисием (Александрия).

В этой метательной машине по сравнению с баллистой присутствуют две оригинальных детали: механизм для подачи стрел, примерно такой же, как в арбалете чо-ко-ну, и зубчатое колесо, взводящее тетиву (нередко его изобретение ошибочно приписывают Леонардо да Винчи).

Орудие обладало сравнительно небольшой мощностью и было сложно в техническом исполнении, потому не получило широкого распространения.

Таран

Современная реконструкция тарана

Таран — у древних, стенобитное орудие (бревно из ели или ясеня), снабжённое на конце железным или бронзовымнаконечником, использовавшееся при осаде городов, для разрушения стен, башен и других сооружений.

Конструкция и принцип действия

Ударное бревно приводилось в действие либо вручную, либо с помощью цепей и канатов, которыми таран подвешивался к раме. В последнем случае использование облегчалось тем, что отсутствовала необходимость удерживать тяжёлое бревно на весу вручную. Количество солдат, необходимое для использования тарана, доходило до 100.

Для более удобного передвижения тарана и надёжной защиты солдат, приводивших его в движение, устраивался навес на колесах, под которым устанавливалось орудие. Нередко подвижной навес состоял из нескольких этажей, на каждом из которых размещался отдельный таран для пролома стены сразу на нескольких уровнях.

Древнееврейский историк I века н. э. Иосиф Флавий даёт описание этой машины как непосредственный свидетель, так как он сам присутствовал при осаде римлянами еврейских городов:

Это — чудовищная балка, похожая на корабельную мачту и снаб­жённая крепким железным наконечником наподобие бараньей головы, от которой она и получила своё название; посередине она на толстых канатах подвешивается к другой поперечной балке, покоющейся обоими своими концами на крепких столбах. Потянутый многочисленными вои­нами назад и брошенный соединенными силами вперёд, он своим железным концом потрясает стену. Нет той крепости, нет той стены, которая была бы настолько сильна, чтобы противостоять повторенным ударам «барана», если она и выдерживает первые его толчки… В то время, когда никто таким образом не мог осмелиться взойти на стену, одна часть солдат притащила сюда таран, который для защиты рабочих и машин был покрыт сплошной кровлей, сплетённой из ив и обтянутой сверху кожами. При первом же ударе стена задрожала и внутри города раз­дался страшный вопль, точно он уже был покорён.[1]

Разрушение стены тараном

Иосиф Флавий рассказал и о методах противодействия тарану. Сначала осаждённые евреи спускали мешки с мякиной на верёвках, чтобы подставить их под головку тарана и, таким образом, смягчить его удар. Когда же римляне научились перерезать верёвки и возобновили методичное разрушение стены, евреи сделали вылазку и сожгли таран. Один из защитников города сумел даже отбить наконечник тарана точным попаданием тяжёлого камня с высокой стены.

История тарана

Ассирийский барельеф IX век до н. э. с изображением «черепах» и таранов

Существуют монументальные изображения, свидетельствующие о том, что таран и навесы (так называемые «черепахи») были известны ещёассирийцам.

Римский автор I в. до н. э. Витрувий в своём трактате приписывает изобретение тарана карфагенянам во время осады ими испанского города Кадиса[2]. Карфагеняне разбили бревном какое-то строение, что навело Пефасмена, корабельного мастера изТира, на мысль подвесить бревно. С помощью изобретения карфагеняне разрушили стены Кадиса. Время этого события неизвестно. Кедрас из Халкедона поместил таран в деревянную конструкцию на колёсах (так называемую «черепаху»[3]) и закрыл её для защиты шкурами быков. Затем Витрувий переходит сразу к македонскому царю Филиппу II, который в 340 до н. э. применил тараны при осаде греческого города Византий. Ту же историю повторяет Афиней Механик, современник Витрувия.

Рисунок небольшого тарана («барана») из средневековой книги

Плиний Старший в качестве автора первого опыта применения «черепахи» греками упоминает Артемона из Клазомена. Фукидид описывает применение тарана во время осады Платеи, то есть за несколько десятков лет до Филиппа II.

Римляне научились у греков искусству строить тараны и впервые использовали их во время осады Сиракуз, в ходе Второй Пунической войны. Один из двух таранов потребовал для своего передвижения 6000 легионеров.

Современное использование тарана

По мнению Вегеция, автора IV века, таран назван созвучно слову «баран» (лат. aries), поскольку копирует тактику нападения этого животного. Навес называется «черепахой», поскольку с раскачивающимся тараном похож на черепаху, выдвигающую и прячущую голову и шею под панцирем. Известны находки массивных наконечников для таранов, выполненные в виде бараньей головы.

Таким образом, знаменитая русская поговорка «уставился, как баран на новые ворота» обязана своим происхождением, скорее всего, не домашнему животному, а именно стенобитному орудию[4]

Осадная башня

Осадная башня (схема)

Оса́дная ба́шня, штурмовая башня, тура (лат. turres ambulatorie) — осадное орудие, предназначенное для обеспечения быстрого доступа осаждающих на стены осаждаемой крепости. Дополнительной функцией являлось прикрытие штурмующих от обстрела противника при подходе к стенам.

Представляла собой крупную деревянную конструкцию, обычно прямоугольную в основании. Высотой осадная башня, как правило, равнялась осаждаемой стене или была чуть выше, чтобы лучники осаждающих могли вести стрельбу по защитникам с верхней площадки. Так как материалом для её изготовления служило дерево, для защиты от огня башню покрывали негорючим материалом, обычно это были свежесодранные шкуры скота или, значительно реже, металлические листы. Передвигались башни, как правило, на четырёх колёсах, ручной тягой или тягловым скотом. Основным назначением осадной башни было обеспечение штурмовой группе быстрого и массового доступа на стену. Для этого башню подвозили как можно ближе к стене и опускали трап. Таким образом, штурмующие, до опускания трапа прикрытые башней от обстрела противника, могли захватить участок стены и предоставить возможность основным силам ворваться в город или крепость.

Поскольку осадные башни представляли собой громоздкие и неповоротливые сооружения, их транспортировка к месту осады была весьма проблематичной. В связи с этим их, так же, как и требушеты, собирали на месте предстоящей осады. Кроме того, их изготовление занимало значительное время, поэтому к ним прибегали только в случае, если обычные приёмы штурма (применение осадных лестниц, разрушение ворот и стен таранами и метательными орудиями) не приводили к успеху.

Античность

Первая из осадных башен была построена карфагенянами, впоследствии они получили распространение по всему Средиземноморью. Самая большая осадная башня античности, Элеполис (греч. Ελέπολις — «захватчик городов»), использованная македонянами при осаде Родоса в 305 году до н. э. имела около 45 метров высоты и около 20 метров ширины[1]. В башне было 9 уровней, а «экипаж» составлял около 200 воинов. Башня приводилась в движение с помощью кабестана.

Однако, защитники остановили эту башню, затопив территорию перед стеной, так, что башня завязла в грязи. Это показывает, что для применения больших осадных башен нужна ровная поверхность. Многие крепости и города, находящиеся на возвышенностях, оказывались неуязвимыми для осадных башен в силу неподходящего рельефа местности.

С другой стороны, почти все большие города были выстроены на реках или морском побережье и, таким образом, имели слабые места в окружающих стенах. Кроме того, в таких случаях, башни могли быть сделаны заранее и доставлены к месту осады водным путём. В редких случаях, башни могли быть смонтированы на кораблях и использованы для штурма береговых стен. Так было во время осады Кизика во время Третьей Митридатовой войны[2].

Средневековье]

Осадная башня, рисунок XIX века

Применение осадных башен достигло своего пика в период Средневековья. Согласно Пасхальной хронике, аварыприменяли их в 626 году во время безуспешного штурма Константинополя[3]. Во время этой осады также применялись передвижные укрытия для рабочих, чтобы те могли заполнить ров перед стеной и, тем самым, позволить башне подойти вплотную к стене. Эффективность такого тактического приёма могла быть снижена с помощью конструктивного откоса крепостной стены.

В течение средних веков конструкция осадных башен подверглась усовершенствованию. Например, во время осадызамка Кенилворт в 1266 году, на одной башне размещалось 200 лучников и 11 катапульт. И тем не менее осада замка длилась более полугода, что стало самой длинной осадой в истории Англии.

С появлением артиллерии осадные башни стали устаревать. Ведь они были нужны для доставки штурмовой группы на высокую стену, а артиллерия сделала каменные стены городов бесполезными и искусство фортификации стало развиваться в другом направлении. Однако, поздние конструкции осадных башен, известные как батарейные башни играли свою роль и в эпоху пороха. Их, также как и классические осадные башни, делали из дерева на месте осады, и устанавливали на них осадную артиллерию. Одна из таких башен, построенная русским военным инженером Иваном Выродковым во время осады Казани в 1552 году несла 10 крупнокалиберных артиллерийских орудий и 50 более лёгких[4].

Интересные факты

Специальный автомобиль GIGN, предназначенный для штурма зданий.

· В оригинальной версии шахмат, фигура, называемая у нас ладьёй, символизировала колесницу[5]. В европейском же варианте фигура стала осадной башней (и в просторечии называется «турой»). Облик фигуры служит напоминанием об этой трансформации.

· «Турусы на колёсах» — фразеологизм русского языка, означающий «чепуха», «вздор».

· На принципе, схожем со средневековыми штурмовыми башнями, создано несколько современных машин, предназначенных для облегчения доступа штурмующих на верхние этажи зданий. Примером может служить имеющаяся в распоряжении Группы вмешательства французской жандармерии (GIGN) специальная штурмовая машина на базе автомобиля Chevrolet Suburban 4x4 (на илл.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...