Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы профессиональной этики.

Скелеты первых кодексов составляли рекомендации, как придерживаться принципов общечеловеческих норм нравственности, не выходя за уровень здравого смысла. Предлагалось писать правду, даже тогда, когда она неприятна; уважать честь и достоинство каждой личности, её право на частную жизнь; не идти против совести, не принимать ни от кого подачек; исправлять допущенные ошибки; быть честным при сборе и распространении новостей; уважать демократические институты и общепринятые нормы морали. Обо всём этом ещё в XVII-XVIII веках говорили Дж. Мильтон, Т. Джеферсон, Дж. Ст. Милль. Их идеи легли в основу концепции «Свободной прессы», или либертальной теории. Российский исследователь Авраамов свёл её содержание к нескольким пунктам:

- Пресса является общественным или полуобщественным институтом. Её главная цель – информировать читателя, развлекать его и помогать ему контролировать правительство, пресса – сторожевой пёс демократии.

- Пресса доступна любому гражданину, и каждый, имеющий достаточно средств, может издавать газету.

- Пресса контролируется самопроизвольным процессом установления истины на «свободном рынке идей».

- В прессе запрещены клевета и непристойности.

- Пресса – четвёртая власть в государстве. Она несёт ответственность перед обществом и обязана представлять общество в целом.

В XX веке на базе либертарианства сформировалась новая концепция – «Социальной ответственности прессы», где более чётко разграничивались свобода и злоупотребление ею. Эта теория стала руководством при разработке новых профессиональных кодексов.

В настоящее время национальные кодексы продолжают развиваться, становятся конкретнее и содержательнее. Если в конце 70-х годов XX столетия в них выделяли 17 общих принципов, то в середине 90-х – уже 24. Характерно стремление журналистов создавать свои собственные кодексы, вплоть до уровня отдельной редакции (этические нормы газеты «Вашингтон пост»). Но различия в форме незначительны. Содержание кодексов зависит от профессионально-нравственных проблем, которые, судя по типичности норм, интернациональны. Осуждаются взятки и постороннее влияние, что свидетельствует о тенденциях концентрации и коммерциализации СМИ. Внедрение новых технологий и развитие электронных СМИ актуализировало такие принципы, как право на ответ, презумпция невиновности, уважение к авторскому праву, а также осуждение живописания насилия.

 

51. Чувство социальной ответственности, его основные компоненты (стыд, вина). Роль в профессиональной деятельности.

Насколько этично журналист будет осуществлять свою деятельность, зависит от уровня сложности внутреннего мира в сочетании с уровнем сложности внешнего мира.

«Бульварный» (жёлтый тип) журналистики соответствует миру простому внешне и внутренне: когда экономятся усилия на поиске и интерпретации информации. Преобладание жёстких стандартов и конструкций (языка, стиля, мышления) в оценках событий отражает простоту внутреннего мира при внешней сложности: когда вся энергия уходит на писк, а не на интерпретацию информации.

Здесь можно говорить о Моральный релятивизм (этический релятивизм) — принцип, согласно которому не существует абсолютного добра и зла, отрицание обязательных нравственных норм и объективного критерия нравственности. Моральный релятивизм является противоположностью моральному абсолютизму. По мнению В. Н. Поруса, моральный релятивизм легко перерождается в принцип «всё дозволено», обесценивая нравственность вместо предполагаемого выбора из нескольких альтернатив. Александр Кругов полагает, что в разное время и в разных местах понятия морали и нравственности не просто отличаются, но могут быть прямо противоположными. Поэтому мораль есть принятые в обществе правила, а не нечто абсолютное и данное свыше.

 

Использование профессиональных технологий, направленных на изумление, как аудитории, так и профессионального сообщества, и, соответственно, на победу в конкурентных отношениях на рынке масс-медиа, может свидетельствовать о сложности внутреннего и простоте внешнего миров: важна оценка, а не реальность. Внутренняя и внешняя сложность – проявление подлинного творчества, моральной нормативности: всесторонне исследовать явление и объективно отразить и оценить.

 

Будет ли журналист осознавать необходимость и испытывать внутреннюю потребность соблюдать нормы профессиональной морали, зависит от того, насколько глубоко развито в нём чувство социальной ответственности. О степени развитости этого чувства свидетельствует наличие и преобладание одного из двух его компонентов: чувства стыда и чувства вины. Стыд преобладает у того журналиста, чьи переживания по поводу несоблюдения моральных норм вызваны тем, что ему не удалось скрыть нечестный поступок, боязнью осуждения. Переживание вины сопровождается самоосуждением, деятельным раскаянием, когда журналист по собственной инициативе стремится нейтрализовать и компенсировать ущерб, причинённый кому-либо неэтичным поступком с его стороны.

 

Нравственный реализм (все, что нашла в инете, в моих лекциях стоит только фамилия Пиаже) - Аспект теории нравственного развития Жана Пиаже, согласно которому ребенок принимает правила взрослых как нечто абсолютное и незыблемое. Одна из главных причин такого подчинения заключается в том, что ребенок осознает неравенство сил между теми, кто устанавливает правила (взрослые), и теми, кто должен выполнять эти правила (дети). Неравенство сил тем более очевидно, что взрослые могут принудить ребенка к послушанию, а он не имеет силы противостоять им.

 

52. Зависимость качества профессиональной деятельности от уровня морального развития.

Сложность внутреннего мира журналиста, степень развитости в нём чувства социальной ответственности, в свою очередь, зависят от уровня его морального развития, от развитости нравственного сознания.

Способы оценки уровня морального развития предложил американский психолог Л. Кольберг. Он создал дилеммы, в которых сталкивались нормы права и морали. То, как испытуемый обосновывал свои ответы, выявило соответствие нравственного сознания одному из трёх уровней:

- предконвенциональному (доморальному, доусловному); - это ориентация на избежание наказания, т.е. использование ради послушания, уступка интересам другим в надежде на взаимность.

- конвенциональному (уровню традиционной нравственности); - это зачатие нравственности (на все воля господа), мораль пай-мальчика.

- постконвенциональному (уровеню автономной морали). – основано на моральн.принципах (мораль общественного договора, мораль, ориентированная на законы совести).

Предконвенциональный уровень основан на наказаниях и вознаграждениях. Конвенциональный – на социальной конформности: здесь формируются зачатки собственных, а не заимствованных представлений о «хорошем» и «плохом». Постконвенциональный уровень основан на моральных принципах: человек способен сам понимать, что в конкретной ситуации является добром, а что злом.

Само по себе нравственное сознание не гарантирует морального поступка. Важнейшим условием нормативной социализации является самостоятельная работа субъекта – когда он принимает на себя ответственность за дело и выработку определённого решения. Кроме того, как считает автор книги «Приверженность журналистскому долгу» Эдмонд Б. Ламбет, сотрудники редакции вряд ли будут следовать нормам этики, если ими управляют люди, не достигшие третьего уровня морального развития.

Феномен квазиобязательств. Нравственный выбор в журналистике.

Существует ряд обстоятельств, препятствующих справедливому поступку и справедливой оценке. Это специфические моральные обязательства и оправдания собственного бездействия, получившие название квазиобязательства. Наличие их также зависит от уровня морального развития журналиста. К примеру, корреспондент, аккредитованный в какой-либо организации, если он не достиг уровня автономной морали, будет считать себя должным не сообщать информацию, компрометирующую данную организацию, даже если её деятельность представляет общественную угрозу. Об адекватности обязательств и нравственности выбора (целей, средств, методов, оценок и прочего) можно судить по тому, из каких убеждений исходит журналист. Главный критерий – убеждённость в высшей ценности жизни человека, здоровья, комфортного состояния людей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...