Вооружение и броня боевого слона
Доспех слона (Индия, ок. XII—XIV века) В античные времена как таковая броня на боевых слонах армий всех стран света фактически отсутствовала[6], в то время её заменяло богатое убранство слона, которое служило показателем могущества и состояния правителя и военачальника. Из элементов брони присутствовали отдельные элементы в виде бронзовых налобников или более широких панцирных наголовьев. В VII веке до н. э. слонов стали облачать в доспехи, сделанные из нескольких слоёв воловьей кожи[7]. Позднее доспехи слона стали составными — из кожи и железных пластин, хобот также прикрывался железными пластинами, иногда с острыми шипами. Также улучшилась экипировка махаута, который получил щит и дротики[8]. В Высокое Средневековье (по описаниям современников и изображениям боевых слонов той эпохи на иллюстрациях рукописи Бабур-наме) индийские боевые слоны уже облачались в полностью кольчужные доспехи. Данные доспехи наименовались «каджим». По иным данным (Абу-л Фазл Аллами), доспех назывался иначе: термином «гаджагаха» обозначалась защита ушей слона, а термином «пакхар» — защита головы и/или туловища слона. Полный же доспех назывался «хат джхул»[6]. Доспех обычно состоял из малых и больших стальных пластинок, которые соединялись при помощи кольчужного плетения. Полный комплект доспеха состоял примерно из 8350 пластин общим весом 159 кг. В роскошных доспехах пластины покрывали чеканными изображениями и позолотой. На крупных чеканных пластинах могли помещаться различные изображения, в частности: идущих слонов, цветов лотоса, птиц, рыб[6]. Также известны случаи использования наконечников для бивней слонов. Считалось, что они могли быть обработаны специальным ядом[6].
Упоминается, что обученные слоны умели своим хоботом метать копья[9]. Также существуют утверждения, что в качестве оружия мог применяться меч, прикреплённый к хоботу слона[10][11]. Это представляется маловероятным вследствие физиологических особенностей животного; скорее всего, мечи крепились к бивням слона[10]. Хоботом слон мог вытаскивать всадников из седла[6][12]. Боевое применение Елеазар Маккавей убивает слона и гибнет под ним (миниатюра из манускрипта Speculum Humanae Salvationis (англ.)русск.) В античные времена боевые слоны использовались в основном против конницы[1], так как лошади боялись слонов и атака конницы захлёбывалась[3]. Слоны, обладая сравнимой с конницей скоростью, но в то же время несравнимо большей массой, обращали любую конницу в бегство[3], как это например было в сражении при Гераклее: царь Пирр, видя фактическое поражение своей армии от римской конницы, бросил в бой резервные силы слонов и этим обратил исход битвы в свою пользу. Об уязвимых местах боевых слонов говорит известное библейское предание, согласно которому Елеазар Маккавей в битве за Сионскую цитадель[13] проткнул копьем брюхо слона, на котором, как ему показалось, восседал сам сирийский царь, и погиб под рухнувшим на него слоном[14]. Клавдий Элиан писал о том, как римляне успешно применили свиней против боевых слонов Пирра, так как слоны боятся визга свиней[15]. По мнению одного из крупнейших военных историков Ганса Дельбрюка,
К VI веку до н. э. боевые слоны стали нести на себе до четырёх человек, ещё несколько солдат на земле защищали ноги животного. На спину слона крепился деревянный помост или плетённая корзина, где находилось трое стрелков, вооружённых дротиками или луками. Стенки корзины служили стрелкам защитой. На спинах слонов, возвышавшихся над полем боя, также устанавливались барабаны или сигнальные флаги для передачи команд солдатам[8].
Распространённой тактикой также было использование боевых слонов против пехоты, впрочем, такая тактика не всегда была успешной[3][6] в силу того, что только не обученная вести боевые действия против боевого слона пехота, сбивающаяся для отражения атак в плотные группы, представляет приемлемую цель для применения мощи боевых слонов. Рассредоточенная пехота, использующая шумовые приспособления, факелы и прочие методы устрашения, пугала слонов и обращала их в бегство[3]. Обезумевший от страха, разъярённый, обращённый в бегство слон был более опасен для собственных войск, причём настолько, что его предпочитали умертвить, вбив в голову специальный кол, имевшийся у погонщика, нежели допустить в свои ряды[6]. Древний Восток: Персия, Индия и Александр Великий[править | править вики-текст] Европейская цивилизация встретилась с боевыми слонами во время похода Александра Македонского. В битве при Гавгамелах в 331 году до н. э.персидская армия имела 15 индийских слонов. Персы, сами не привыкшие к боевым слонам, надеялись использовать их для продавливания грозноймакедонской фаланги и для устрашения противника. Однако слоны в сражении не поучаствовали, были захвачены армией Александра и затем использовались в ходе дальнейшего похода македонской армии на восток[17]. Затем македонцы встретили армию царя Пора, в числе которой имелось около 150—200 обученных слонов[18]. Так как в битве при Гавгамелах-Арбеллах македонцы фактически не сражались с ними, то армия не имела чёткого представления о методах борьбы со слонами и поначалу не могла причинить им существенного вреда, но, начав метать копья в незащищенные ноги слонов, воины Александра обратили их в бегство. Несмотря на то, что слоны были обращены в бегство его войсками, Александр Македонский включил боевых слонов в состав своей армии. Битва при Гидаспе[править | править вики-текст]
Основная статья: Битва на Гидаспе Боевые слоны атакуют греческую фалангу в битве при Гидаспе Битва при Гидаспе произошла в 326 году до н. э. между войсками Александра Македонского и индийского царя Пора[3]. Армия Пора была достаточно многочисленна по тем временам. Так, Аррианом указывается что армия насчитывала более 30 тысяч пехоты, 4 тысячи конницы, 300 колесниц и 200 слонов (иные источники, в частности, Курций Руфуказывают около 85 слонов). Диодор указывает 50 тысяч пехоты, 3 тысячи конницы, тысячу колесниц и 130 слонов.Плутарх же указывает только 20 тысяч пехоты и 2 тысячи конницы в войске Пора). Если опираться на описание сражения и число потерь, скорее всего у Пора было до 30 тысяч пехоты, 3 тысячи конницы, 300 колесниц и 130—200 слонов. Кроме опоры на данные силы Пор рассчитывал на прибытие союзника, индийского царя Абисара, чья армия могла сравниться по численности и составу с войском Пора. Приведенные источники не сообщают о численности армии Александра Македонского. В то же время, на основании подробного перечисления Аррианом македонских подразделений и их союзников, представляется возможным оценить армию Александра примерно в 8—10 тысяч конницы и 25—30 тысяч пехоты. При анализе данного сражения можно определить тактику использования слонов индами[3]. Сначала колесницами вносится смятение в ряды противника, противник теряет боевое построение, и затем слоны прорывают фронт армии противника и вносят беспорядок в его ряды. Кавалерия довершает общий разгром. Однако, в данном сражении колесницы были выведены из строя войском Александра в начале битвы, а слоны против закалённой в боях и дисциплинированной македонской пехоты не смогли ничего сделать. Когда прорыв македонского строя не удался, слоны повернули назад и внесли панику в ряды индийцев, которые были полностью разгромлены. Античность: Средиземноморье[править | править вики-текст] Битва при Заме[править | править вики-текст] Основная статья: Битва при Заме К. Корт. Битва при Заме (1567) Битва при Заме, произошедшая в октябре 202 года до н. э. между Ганнибалом и Сципионом Африканским, — последнее сражение Второй Пунической войны, закончившееся поражением армии Ганнибала.
Римская армия насчитывала в своем составе около 25—30 тысяч пехоты и около 6—8 тысяч конницы. Армия Карфагена имела в своём составе около 35 тысяч пехотинцев и 2—3 тысячи конницы, а также около 80 плохо обученных слонов[3]. Расположение и группировка римской и карфагенской армий были сходны: впереди располагалась лёгкая пехота, за ней в две линии — тяжёлая пехота. Конница была выстроена на флангах. Ганнибал выдвинул слонов и лёгкую пехоту вперед, вторую же линию войск расположили в 200 м за первой. Для отражения атак слонов Ганнибала Сципион выставил специальных метальщиков копий. А.-П. Мотт. Битва при Заме (1890) Бой был начат карфагенянами, которые бросили в атаку слонов. Но из-за действий римских метальщиков и производимого римским войском с помощью труб шума, слоны повернули обратно и смяли первые ряды карфагенской пехоты и конницу. Затем конница римской армии начала погоню за карфагенской конницей, временно покинув поля боя. Из-за неудачных действий своих слонов и бегства конницы, Ганнибал решил охватить фланги противника силами одной пехоты. Для этого он приказал выдвинуть вторую линию карфагенской армии из-за флангов, и образовать клещи для охвата римской армии. В ответ на это римляне поступили аналогично, и бой перешёл в фронтальное столкновение пехоты. В это же время конница римской армии возвратилась на поле боя и атаковала с тыла ряды карфагенян. Это решило исход боя, Ганнибал был разбит, что стало его единственным поражением за всю карьеру полководца. Потери карфагенян составляли 10 тысяч человек, римляне потеряли около 1500 человек[3]. Битва при Рафии[править | править вики-текст] Основная статья: Битва при Рафии Битва при Рафии произошла в 218 году до н. э. между войсками Антиоха III Великого и Птоломея IV Филопатора в ходе Четвертой Сирийской войны за обладание Келесирией[3]. Полибий указывает, что Птолемей располагал около 70 тысячами пехотинцев, 5 тысячами кавалерии, 73 слонами, а армия Антиоха была примерно равна по численности и насчитывала 62 тысячи пехоты, 6 тысяч кавалерии и 103 слона. Битва началась схваткой слонов на передней линии войск в которой индийские слоны Антиоха одержали победу над ливийскими (африканскими) слонами Птолемея на правом крыле войска. В продолжении боя на том же крыле греческие наёмники Антиоха победили пельтастов Птолемея, которые были смяты обращенными в бегство своими же слонами. На левом фланге греческие наёмники и египетская кавалерия обратили в бегство пехотинцев сирийской армии. Затем египетская фаланга опрокинула сирийскую фалангу и египетская конница завершила разгром отступающих сирийцев[3].
Антиох потерял около 10 тысяч пехоты и более 300 конницы убитыми, 4 тысячи человек пленными. Птолемей потерял 1,5 тысячи человек пехоты и до 700 конницы. В описаниях Полибия есть свидетельство боевых действий слонов в битве при Рафии:
— [3] Античность: Дальний Восток[править | править вики-текст] Средневековье[править | править вики-текст] Современное применение[править | править вики-текст] Слон в сиамской армии со смонтированным на спине лёгким артиллерийским орудием (1893) После начала широкого применения пороха (XV—XVI века), фактически все преимущества боевых слонов были сведены к минимуму. Мушкеты не могли причинить существенного вреда животному, но уже лёгкая артиллерия выводила боевых слонов из строя[19]. Несмотря на это, слоны еще довольно долго широко использовались в качестве передвижных наблюдательных и командных пунктов. Несмотря на известные недостатки, боевые слоны использовались в Юго-Восточной Азии вплоть до XIX столетия из-за сложной проходимости рельефа данного региона, что делало его практически непригодным для использования кавалерии. Сиамскаяармия использовала боевых слонов, которые оснащалисьгингальсами, вплоть до франко-сиамской войны (1893). В Китае боевые слоны использовались во франко-китайской войне (1885). В Первой мировой войне слоны иногда служили тягловой силой. Этот слон работал на базе боеприпасов вШеффилде В XX веке слоны использовались в армиях не как боевые единицы, а только как тягловая сила. Таким образом, они часто использовались в Первую, а затем и во Вторую мировые войны[20], так как зачастую могли передвигаться по участкам, где движение моторизированной техники было бы затруднено. Так, в начале XX века в Апи (север бывшего Бельгийского Конго), в Ару и других местах существовали экспериментальные станции для приручения африканских слонов. Отлавливали молодых слонов, как наиболее обучаемых. Станция в Ару функционирует и сейчас[21], на данный момент тaм находятся около пятидесяти прирученных слонов, которые работают на плантациях. Практической военной пользы эти опыты не принесли[22]. На данный момент африканские слоны являются вымирающими животными, статус африканского слона в списках Международной Красной книги — «уязвимый» (Vulnerable), также он занесён в Приложение I Конвенции по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры (CITES), поэтому его использование в военных целях нецелесообразно. Некоторые сражения с применением боевых слонов[править | править вики-текст]
Боевые собаки Боевые собаки — словосочетание, используемое в последнее время для обозначения специально тренированных служебных собак, которых использовали в боях (сражениях, битвах) вооружённые силы периода античности и Средневековья с целью непосредственного убийства солдатпротивника. В более позднее время собаки на войне использовались для различных целей, но непосредственно для убийства солдат противника целенаправленно не применялись, хотя во Второй мировой войне собаки использовались и для подрыва танков. Античное время Породы постоянно изменялись, смешивались. Одной предковой породы для современных не существует. В качестве боевых собак чаще всего использовались собаки молосской группы пород. Неаполитанский мастиф. Молоссы — это разнотипная группа мощных и крупных собак с короткой мордой и устрашающим видом, находившаяся на стадии примитивных (неустойчивых) форм пород, сформировавшаяся как генетическая база из собак-аборигенов Древней Греции, Древних государств Востока, Этрурии и кельтов на территории Римской империи. Была выведена для несения охраны (стад, людей и др.), как зверовая собака и как собака-охранник гарнизонов и обозов в войсках. Названия «молосские собаки», «молосские псы», «молоссы» были известны в Европе уже в Средние века (о них упоминает, в частности, Саксон Грамматик). Более широкое распространение оно получило в XVI веке во Франции, а в Англии — в эпоху Ренессанса, то есть с XVII века. Термин «молосская группа собак» широко распространился в обиходной речи лишь в XX веке.[1] Примитивные породы собак, участвовавшие в образовании молосской группы, являлись аборигенными породами Древнего Востока (Месопотамии, Персии); Древней Греции, стран Этрурии; особей, обитавших на землях кельтов; а также на территории Древнего Рима. Предком большинства боевых собак античности скорее всего является тибетский дог. Эти собаки получили распространение в Индии, Непале, Персии, странах Ближнего и Среднего Востока около 3 тысяч лет назад. Эти мощные животные использовались как пастухи, сторожи, охотники. И в боевом качестве тоже. Самые древние его изображения относятся к XII веку до нашей эры — в вавилонском святилище найдена сцена охоты на льва с тибетским догом. Пакистанский мастиф. С IV века до н. э., на территории Древней Греции было сформировано ядро «племенного материала», которое стало отправной точкой для дальнейшего образования разнообразных пород и получившее название «молосские собаки» по имени древнего племени молоссов, населявших Молоссию — центральную область Эпира. Эта область в настоящее время располагается вокруг современной Иоаннины в Греции. Тактика[править | править вики-текст] В сражениях использовались целые своры таких собак. Собаки стремительно врубались в боевые порядки противника, производя невероятную сумятицу, калеча лошадей, раня и опрокидывая воинов неприятеля. При этом кроме расстройства боевых порядков врага и отвлечения его внимания, боевые собаки уничтожали и солдат противника. Вся система подготовки боевой собаки была направлена на то, чтобы, вцепившись в воина, собака боролась с ним до тех пор, пока не победит или не погибнет в поединке. При этом оторвать или поразить хорошо защищенную, тяжелую, физически очень сильную, специально натасканную для убийства человека собаку было крайне сложно. На собак одевали особые ошейники с шипами и краской наносили специальные татуировки. Перед боем собак специально долгое время не кормили, это усиливало их ярость и заставляло сражаться ещё эффективнее. В бою за сворами собак присматривали загонщики, которые занимались как дрессировкой, так и командовали псами на поле боя. По команде собак спускали с поводков и натравливали на отряды противника (желательно с фланга или тыла). Это имело большой эффект, так как голодные раскрашенные собаки не только обращали противника в бегство, но и расстраивали боевые порядки. Подготовка[править | править вики-текст] Среднеазиатская овчарка. Военных собак натаскивали для борьбы с противником со щенячьего возраста. Для этой цели использовали довольно распространенные и поныне методы тренинга. Помощник воспитателя, одетый в специальную накидку из толстой шкуры, дразнил собаку, доводя её до бешенства. Когда воспитатель спускал собаку с поводка, она бросалась на «дразнилу» и впивалась в него зубами. В это время помощник старался подставить собаке потенциально уязвимые части тела (имея в виду воина в доспехах). Так развивалась привычка брать противника точно по месту. В этот же период собакам прививали такие навыки, как преследование бегущего человека и работа с лежащим человеком. Людей, которые дразнили собак, часто меняли, чтобы воспитать в собаке злобу ко всем людям, а не к конкретному человеку. На следующем этапе подготовки на одежду из шкуры надевали доспехи противника, затем доспехи надевали и на собаку, постепенно приучая её сражаться в обстановке, максимально приближенной к боевой. Шипы на шлеме и ошейнике заменяли деревянными палочками. Собак приучали к толчкам, ударам по щиткам, звону оружия, лошадям.[2] Доспехи[править | править вики-текст] Иногда их облачали в специальные доспехи, чтобы сделать менее уязвимыми для ударов холодным оружием и увеличить вероятность победы над врагом. Доспехи, как правило, состояли из металлического или кожаного панциря, закрывавшего спину и бока собаки, или кольчуги, предохранявших наиболее подвижные части тела (грудь, верх предплечий, живот и т. д.). Иногда на голову собаки надевали металлический шлем. Помимо доспехов, собаку вооружали длинными шипами или обоюдоострыми лезвиями, которые красовались на ошейнике и шлеме. С их помощью собака колола и рассекала тело, ноги и руки атакуемого ею воина, ранила сухожилия ног и вспарывала животы лошадей при столкновениях с конницей противника. Одоспешенных собак широко применяли в Новом Свете конкистадоры. Так они защищали своих псов от индейских стрел. Чаще всего там применялись стёганые и кожаные доспехи. Боевое использование[править | править вики-текст]
Первые дошедшие до нас свидетельства использования собак в военных действиях относятся, пожалуй к Ближнему Востоку. Существует любопытное изображение фараона Тутанхамона (1333—1323 годах до н. э.) в бою (хотя в крупных войнах он никогда не участвовал) рядом с его колесницей вражеские войска атакуют собаки. Похожие собаки присутствуют на многих египетских изображениях сцен охот фараонов, в том числе и на львов. Вполне вероятно, что они сопровождали фараона и во время боя. Тутанхамон на колеснице. Изображение из гробницы в Долине царей. Более известны боевые псы из Ассирии. Предположительно (по барельефам из Вавилонаи позже времен Ашшурбанапала), ассирийцы стали применять собак (крупных мастифообразных) в бытовой жизни и охоте в 12 веке, а на войне использовать в 8-7 веках! Ассирийцы для помощи в бою пользовались уже определенной породой собак — догами (мастифами), несшими не только боевую, но и сторожевую службу. Раскопки вНиневии (Ассирия) доказали, что боевые псы участвовали во многих войнах в армии царя Ассирии Ашшурбанапала (669—627 гг. до н. э.). Их преемниками стало персидское государство, где Кир II Великий ещё в 559—530 годах до н. э. использовал в походах собак. А персидский царь Камбис II в 530—522 гг. до н. э. использовал их в войне с Египтом. Сто лет спустя в войсках Ксеркса псы воевали против Греции. К грекам боевые собаки попали после победы над Ксерксом в качестве военного трофея. В результате войн доги попали в Эпир. Здесь их целенаправленно разводили на нужды вооружённых сил и на продажу, в области Молоссия. Отсюда пошло название молосский дог и молоссер. Агесилай при осаде Мантинеи пользовался услугами боевых собак — стокилограммовых мастифов, а Алиатт, царь Лидии, использовал боевых псов в своих войнах против Мидии и киммерийцев 580—585 гг. до н. э. Кассабаленсы и жители Колофона пользовались собаками при разведках. Филипп Македонский, покоряя Арголиду, прибегал к помощи дрессированных собак для преследования горцев. Держал в своём войске специально обученных псов и его сын Александр, он становится страстным любителем мастифов, и благодаря ему они получают большое распространение в мире. Во время войн Рима с греческими государствами, эти собаки попали в Республиканский Рим. Впервые их, вместе со слонами, привёз в свой поход на территорию Италии царь Эпира Пирр, и они принимали участие в битве при Гераклее (280 г. до н. э.). А затем 100 боевых псов привез в Рим Луций Эмилий Павел для участия в триумфальном шествии по случаю победы, одержанной при Пидне в 168 г. до н. э. над македонским царем Персеем. Боевые собаки, прошли по улицам Рима как военная добыча, вместе с плененным царем Персеем, закованным в цепи.[1] Рим также получил в наследство от Греции боевых собак, но пользовались ими там мало. Вначале собаки на римской военной службе использовались лишь для пересылки важных сообщений. Также Вегеций в своем «Военном искусстве» говорит, что обыкновенно в башнях крепостей заставляли лежать собак с тонким чутьем, которые при приближении неприятеля лаяли и предостерегали гарнизон. Римляне не использовали собак непосредственно в бою. В Древнем Риме использовали сторожевых собак при охране важных государственных объектов и, возможно, для стражи лимеса. Для этого выбирали особенно злобных сторожевых собак. Скорее всего, использовались собаки-следопыты и для поиска беглецов. Также широко они использовались в гладиаторских играх. Вопреки ряду работ, написанных кинологами, где можно встретить утверждения типа «Молосских догов широко использовали римляне в военных действиях против различных племен Центральной и Западной Европы», в сохранившихся до нашего времени источниках в описании боевых действий нет упоминаний об использовании римлянами собак непосредственно в сражении.[5] Однако римляне смогли оценить эффективность боевых собак, когда воевали с варварами в Европе. Одно из первых упоминаний — 101 г. до н. э., когда легионы Гая Мария одержали победу над кимврами в битве при Верцеллах. Боевые псы германцев и бриттов были покрыты броней, а на шее носили специальный ошейник с железными шипами. Недаром у древних германцев собака стоила 12 шиллингов, а лошадь — только 6. Гунны также содержали много собак и использовали их для охраны лагерей. Итальянский мастиф. Средние века Согласно Де Барр Дюпарку, в сражении при Муртене и Гранзене в 1476 году между швейцарскими и бургундскими собаками возник правильный бой, окончившийся полным истреблением бургундцев. В битве при Валансэ бежавшие впереди в качестве разведчиков собаки французов напали на собак испанцев, завязалась упорная кровавая схватка, но испанские собаки нанесли разведчикам страшный урон. Предание гласит, что император Карл после этого крикнул своим солдатам: «Я надеюсь, что вы будете такими же храбрыми, как ваши собаки!» Генрих VIII Английский послал императору Карлу V вспомогательное войско из 4 000 собак, а Филипп V Испанский приказывал кормить многочисленных собак, бродивших вокруг крепостей, делая, таким образом, их сторожевыми и патрульными: при малейшем шуме австрийских партий, выходящих из Орбителлы, собаки поднимали лай. При вылазках же собаки всегда были впереди, открывая вражеские засады или указывая те дороги, по которым отступал неприятель.[6] Новое время Васко Нуньес де Бальбоа использует собак для казни индейцев в Панаме. Тоса Отличились собаки и в завоевании Нового Света. В расписании войск Колумба, например, упоминаются 200пехотинцев, 20 кавалеристов и столько же собак. В борьбе против туземцев конкистадоры использовали целые отряды собак. Конкистадоры Индий всегда использовали в войне «борзых, а также иных свирепых и неустрашимых псов»[7]. Особо испанские псы прославились в боях за завоевание Мексики и Перу, а в сражении при Каксамалка они вели себя столь храбро, что испанский король назначил им пожизненные пенсии.[6] Краткая хронология боевого использования[править | править вики-текст] · 669—627 гг. до н. э. — использование в ассирийском войске царем Ашшурбанапалом. · 628 до н. э. — В Лидии создано особое подразделение боевых собак. · 559—530 гг. до н. э. — Кир II Великий использовал в походах собак. · 525 до н. э. — Персидский царь Камбис II использовал их в войне с Египтом.. · 490 до н. э. — Марафонское сражение. · 385 до н. э. — Осада Мантинеи. · 280 г. до н. э. — в битве при Гераклее · 101 до н. э. — Сражение при Верцеллах · Сентябрь 9 года н. э. — Битва в Тевтобургском лесу · 1476 год — Битва при Муртене Карникс
Карникс — духовой инструмент кельтов железного века, использовавшийся между 300 до Р. Х. и 200 от Р. Х. годами. Это была разновидность бронзовой трубы, вертикально направленной, с раструбом в виде головы животного, например кабаньей. Он использовался во время сражений, вероятно, для отдачи сигнала к атаке воинам и устрашения противника. Этимология Слово «carnyx» происходит от галльского корня — «carn-» или «cern-», что означает «рог» или «(оленьи) рога», того же, что в имени бога Кернунна.[1] Название инструмента римского происхождения, изначальное, кельтское, название неизвестно. Даже под пыткой кельты не выдавали название инструмента римлянам. Исторические источники Трое играющих на карниксах, изображённые на пластине E котла из Гундеструпа Изображения в скульптуре[править | править вики-текст] Внешний облик инструмента известен по чеканке на монетах. Одним из наиболее известных изображений является сцена инициации, отражённая на одной из пластин котла из Гундеструпа. Письменные упоминания[править | править вики-текст] Название инструмента известно из римских письменных источников — карниксы упоминаются в описании нападения кельтов на Дельфы в 279 году до Р. Х., а также в «Записках о галльской войне» Юлия Цезаря и в автобиографии Клавдия при описании его вторжения в Британию. Ниже греки описывают инструмент кельтов как (натуральную) трубу-сальпингу (др.-греч. σάλπιγξ). Диодор Сицилийский примерно в 60-30 годах до Р. Х. писал следующее: «К тому же трубы их по-варварски необычайны; трубя в них, они издают неприятный звук, который так хорошо сочетается с грохотом сражений.» Оригинальный текст (др.-греч.) [показать] — Διόδωρος Σικελιώτης 30 // Ιστορική Βιβλιοθήκη. — Vol. Ε'. Полибий описывает следующим образом, как войска кельтов в битве при Теламон устрашали римлян: «…с другой стороны, кельты пугали их боевым строем и шумом. Действительно, число трубачей и свирельщиков было у них невообразимо велико, а когда всё войско разом исполняло боевую песню, поднимался столь сильный и необыкновенный шум, что не только слышались звуки свирелей и голоса воинов, но звучащими казались самые окрестности, повторявшие эхо..» Оригинальный текст (др.-греч.) [показать] — Πολύβιος 29 // Ιστορίαι. — Vol. β. Археологические находки[править | править вики-текст] Один из карниксов, найденных в святилище Тинтиньяка В 1816 году на шотландской ферме Лейтчестаун в Дескфорде, Банфшир, был найден хорошо сохранившийся образец карникса. Первоначально он был передан в дар музею Банффа, и сейчас экспонируется в Национальном музее Шотландии из запасников хранилища Абердинширского музейного ведомства. Место, где был найден карникс, и его возраст позволяют предположить, что инструмент использовался не только при сражениях, но и в мирное время — при проведении различных церемоний. До 2004 года сохранившимися были фрагменты только ещё четырёх карниксов, но в ноябре 2004 года археологи обнаружили пять хорошо сохранившихся карниксов первого века до Р. Х. под галло-римским святилищем (fanum (фр.)) в Тинтиньяк (fr)[ проверить перевод ! ] (Коррез, Франция). У четырёх навершия в виде головы кабана, у пятого, вероятно, змеи. Реконструкция[править | править вики-текст] Реконструкция дескфордского карникса была предложена д-ром Джоном Парсером (John Purser (англ.)) и была начата в 1991 году при совместном финансировании Glenfiddich Living Scotland Award и Национального музея Шотландии. В дополнение к Джону Парсеру, как музыковеду, в ре
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|