Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектура императского рима.




Хоамы и дворцы римлян не были в древности отнесены к семи есам света — хотя бы потому, что список чудес был составлен 4 лолго до того, как в римской архитектуре появилось что-либо, за-^живающее внимания. Но сооружения императорского Рима вызвали в древности не меньший восторг, чем египетские пирами-ЗЫ, римские императоры сделали все, чтобы внешний облик Рима Доответствовал его статусу столицы мировой державы. Начиная с Цезаря каждый из них стремился оставить по себе память в мрамо-И это не просто служило способом удовлетворения честолюбия а было частью политики, учитывающей изменения, происшедшие в общественной организации и общественном сознании.
Мраморный Рим Августа. Первые величественные здания стали появляться в Риме лишь в I в. до н. э., но они тонули в море неказистых построек. Перестройка Рима для придания ему блеска, соответствующего положению столицы великой державы, входила в планы Цезаря. Это он задумал построить новый форум: старый, восходивший к правившим в городе этрусским царям, стал тесен и к тому же с ним было связано немало нежелательных воспоминаний о республиканском прошлом.
Место для форума Цезаря было намечено, скуплены и снесены мешавшие строительству дома, но замысел постройки, как и другие планы, Цезарь осуществить полностью не успел. И это было выполнено Августом. В центре форума Цезаря, построенного между старым форумом и холмом Квириналом, возвышался храм Венеры Прародительницы, покровительницы рода Юлиев. Цезарь дал обет соорудить его перед сражением при Фарсале. В храме было множество художественных произведений, в том числе статуя Венеры работы жившего в Риме знаменитого греческого скульптора Аркесилая, а также бронзовая статуя царицы Клеопатры. Позднее Август поставил в храме статую обожествленного Цезаря с головой, украшенной звездой.
Продолжением форума Цезаря был обширный форум Августа (125x118 м), строительство которого было завершено 1 августа 2 г. до н. э. Наиболее видной частью форума являлась стена, поднимавшаяся на 36 м над мостовой. Она предохраняла форум от частых в Риме пожаров и в то же время — скрывала от глаз посетителей неприглядные кварталы Субуры. Император в целях пропаганды показывал свою столицу с самой выгодной стороны, прикрывая неистребимую нище-ту и грязь. Сама стена представлялась зрителям огромной сверкающей плоскостью мрамора, в действительности же тонкие мрамор-
Ь1е Плиты лишь прикрывали дешевую кладку из местного камня. На западной и восточной сторонах форума Августа находились два портика, а на северной, между их флангами, — величественный храм Марса Мстителя, построенный в благодарность за одержанную в битве при Филиппах победу над убийцами Цезаря. О грандиозности этого храма, которым когда-то восторгался Овидий, можно судить по трем сохранившимся коринфским колоннам почти восемнадцатиметровой высоты. На форуме Августа были установлены статуи всех римских триумфаторов, начиная с легендарного Энея, в триумфальном облачении и с надписями, перечисляющими их заслуги. Юноши, прежде чем надеть в храме Марса-Мстителя мужскую тогу, проходили через строй тех, чьему примеру должны были следовать.
Апофеоз мира в том его понимании, которое было присуще Августу, олицетворял монументальный Алтарь Мира, воздвигнутый в 9 г. до н. э. на Марсовом поле. Это поставленный на возвышение мраморный куб, на четырех гранях которого была изображена церемония жертвоприношения богине мира. Участники этого священного акта — Август и члены его семьи, а свидетели — восседающая на трофеях богиня Рома, установительница мира силой оружия, божественный предок Августа Эней со спасенными пенатами и основатели Рима Ромул и Рем с волчицей-кормилицей и пастухом-воспитателем.
Алтарь мира — типичное произведение римского монументаль-
rwvccTBa. В нем передано настроение, чуждое какой-либо ре-«ого иску
зной экзальтации: не только взрослые, но и дети, держащие-лИ тоги родителей, преисполнены чувства долга. Холодно и торжественно даже личико легкомысленной Юлии, которую Август, мы помним, вынужден был отправить в изгнание за нарушение его закона о супружеской верности.
Таковы некоторые памятники Рима времени Августа, который, по его собственному выражению, он «принял кирпичным, а оставил мраморным». В знаменитом перечне деяний Августа досконально перечне пено все восстановленное и построенное. Значение, придаваемое им внешнему облику столицы, — еще одно внушительное подтверждение той истины, что для каждой из империй главное — фасад.
Золотой дом. Превращение Августом Рима из кирпичного города в мраморный еще не означало коренной его перестройки. По склонам холмов сбегали узкие улочки, где повозки из соображения безопасности могли проезжать только ночью, где высокие здания не давали проникнуть солнечному свету и царила сырость вместе со своей спутницей лихорадкой, возведенной в ранг злых римских богинь.
Последний представитель династии Юлиев-Клавдиев Нерон находил Рим грязным и вонючим. Одаренный артистизмом и буйной фантазией, он мечтал о садах Семирамиды и дворцах Мемфиса на семи притибрских холмах. И императорские архитекторы разработали проект грандиозного дворца, который, по их замыслу, должен был затмить роскошь резиденций восточных владык. Но этот план не мог быть осуществлен без очистки центра города от трущоб. Даже у Нерона, не считавшегося ни с какими затратами, не хватило бы средств на выкуп и компенсацию владельцам. Проект так и остался бы проектом, если бы не внезапно вспыхнувший колоссальный пожар, уничтоживший в пять дней десять из четырнадцати районов, на которые Август разделил Рим.
Теперь ничто не мешало Нерону приступить к грандиозному строительству, в которое была вовлечена вся империя. На пепелище поднимался новый Рим. Центром его стал дворец, получивший название «Золотой дом» из-за массы золота и драгоценных материалов в отделке. Дворец был открыт свету, его стены имели осо-ое устройство, с помощью которого потолки вращались вслед за Движением солнца, рассыпая сверху цветы и источая благовония.
пристроенных к трапезной термах лилась бесконечным потоком ВалуКая и лечебная серная вода. Но наибольшее удивление вызы-не дворец и не бронзовый колосс, изображающий Гелиоса с лицом Нерона, а грандиозность императорской виллы в самом центре города и невиданное прежде сочетание царской резиденции с уединенными лугами и рощами на берегах искусственного озера, с виварием для экзотических зверей и стадами, словно перенесенными из сельской глуши в столицу мира.
Колизей. Амфитеатр как тин архитектуры впервые появился в колонизованной этрусками Кампании, родине гладиаторских игр. Это были деревянные сооружения, равно как и первые римские амфитеатры И—I вв. до н.э. У Августа возникла идея строительства монументального амфитеатра в долине речки Лабикана между холмами Оппием и Велием. Но осуществлена она была Веспасианом, стремившимся показать, что он, в отличие от Нерона, растратившего государственную казну на собственные прихоти и капризы, заботится о народе и стремится удовлетворить его страсть к зрелищам. Строительство началось рядом с бронзовым колоссом, давшим в народе название амфитеатру — «колоссеум», соответствующее также его колоссальным размерам. Имя архитектора, создавшего это чудо, неизвестно. Возможно, это был Рабирий, строитель дворца Веспасиана на Палатине, или Гауденций, казненный Веспа сианом за его приверженность христианству. Но это был один из гениев римской архитектуры.
ие имело форму эллипса с осями 178x156 м, а высота его внеш-
^сгены СОСтавляла 48,6 м. От нее по наклону к арене спускались Ht" * ieHHbie проходами зрительные ряды, облицованные мрамо-P^^qhh давали место одновременно пятидесяти тысячам зрите-^° 1 Арена с осями 87x54 м была огорожена стеной, достаточно ЛбИ\кой, чтобы защищать зрителей от зверей, но в то же время не Ве1павшей наблюдать за зрелищем. Особые механизмы выдвигали из подземелий на арену декорации, людей и животных. Во вре-\я дождей и нестерпимого летнего зноя Колизей накрывался ог-шным тентом. Для этого использовались две команды моряков, участвовавшие также в показательных морских сражениях на заполняемой водой арене.
Амфитеатр Флавиев (таково было официальное название Колизея) стал наиболее представительным символом правящей династии, создавая контраст «золотому дому» Нерона и увековечивая победу над Иудеей — в сооружении Колизея участвовало 15 ООО иудейских пленников.
Веспасиан не дожил нескольких месяцев до завершения начатых работ. Тит к 80 г. их закончил и отпраздновал открытие амфитеатра грандиозными гладиаторскими играми и травлей зверей, длившимися сто дней. Было уничтожено до пятидесяти тысяч зверей и множество гладиаторов.
Ярче, чем какая-либо иная постройка, Колизей выразил идею могущества империи, ее беспощадной жестокости к побежденным. И не случайно между 80 и 214 гг. его изображение четырежды появлялось на римских монетах. Для христиан (и не только для них) он был воплощением всего самого ненавистного, откуда средневековая народная этимология — collis eum (его холм, т.е. холм Сатаны). Вокруг Колизея клубились волны страха и ненависти. Уничтожение его считалось благочестивым делом наподобие молитвы или паломничества, и в этом преуспели многие поколения. Но — силен Сатана! — Колизей, как и идея империи, не поддался бурям времени: он по-прежнему высится, вызывая восторг и удивление.
Форум Траяна. Запечатлеть победу Траяна над даками был призван форум его имени, имевший прямоугольную форму (16x95). Его окаймляли с трех сторон мраморные портики, между колоннами которых выстроились статуи великих полководцев и °Раторов. В центре форума высилась конная статуя императора, четвертой стороны форум замыкала грандиозная базилика, а ней находились прямоугольные здания двух библиотек — греной °И " латинскои' разделенных колонной. Из надписи, высечен-на постаменте, ясно, что первоначальным ее назначением было тить высоту холма, снесенного для сооружения форума Траяна. °™ем V кого-то (скорее всего, у архитектора Аполлодора) возникла тастическая идея обвить ствол колонны рельефами и предста-ФаН ее каК подобие свитка между двумя книгами-кодексами. ^Ваятель развернул на мраморных плитах историю дакийских камни Траяна. Сам Траян является главным героем этого панегири-в камне. Он представлен среди своих воинов шестьдесят раз — в сценах марша, форсирования рек, военного совета, жертвоприношения переговоров с врагами, награждения легионеров, принятия капитуляции. В такой трактовке создатель колонны единодушен с автором словесного панегирика Плинием Младшим. Но насколько богаче возможности рассказа о войне с помощью резца! Театр военных действий показан с таким великолепным знанием реалий, что можно быть уверенным: ваятель был участником похода Траяна. На колонне изображен римский город на берегу Данубия — с храмами, арками, театром. Перед нами знаменитый мост через могучую реку, сооруженный Аполлодором, строителем форума Траяна, в центре которого была поставлена колонна. С полным знанием этнических и бытовых реалий выведены даки, самоотверженно защищающие свои селения и города от закованных в железо римлян. В объективном отношении к врагу и сострадании к нему ваятель не знает предшественников в искусстве и литературе императорского Рима. Он истинный последователь Гомера с его восхищением перед побежденным Гектором и сочувствием к страдалице Гекубе.
Самый драматичный эпизод рельефа — взятие Сармизегетузы. Дакийские вожди, охваченные отчаянием, предают огню квартал за кварталом, а затем подносят к губам кубки с ядом. Дак в характерной для варваров одежде наливает жидкость в чашу, переданную ему товарищем. Другие даки протягивают к чаше руки, торопясь свести счеты с жизнью. Некоторые из осажденных уже мертвы, кое-кто пытается спастись бегством.
Разумеется, «мастер колонны» не мог быть свидетелем этих сцен: во время осады города он должен был находиться в свите полководца, наблюдавшего за агонией вражеского города. Но, войдя в гоРод, он увидел тела тех, кто предпочел смерть рабству, и запечатлел трагедию побежденных в собственной памяти, чтобы впоследствии увековечить ее в мраморе. В последующих сценах представлена картина нараставшего распада вражеского войска. Царь даков скачет через леса, сопровождаемый небольшим эскортом. Римские 1''|дать1 ведут лошадей, навьюченных драгоценными сосудами и ут-варыо царского дворца. Они с помощью предателя-дака раскрыли ник, куда вождь даков спрятал сокровища своего народа. Обма-1И нарь не склоняет головы. Он беседует со своими приближенными, чтобы поднять их дух ]| все тщетно: надвигается римская кон-ница. Царь, пуская коня во весь опоп пытается спастись бегством вместе верными телохранителями. Но римские всадники почти рядом. Соскользнув с конского крупа, он наносит себе смертельный удар. Рельеф завершается изображением дерева и близ него пары овец. Война оборвалась, утонула в мирной степи, и вместе с тем завершился патетический и строго исторический рассказ о победе Траяна.
Пантеон. Архитектура времени Траяна и Адриана — такие же антиподы, как внешняя политика этих императоров. Холодному римскому практицизму и официальной торжественности противостоит космичность, плавность и теплота, квадрату римского лагеря и кубу сторожевой башни — круг и шар.

 

Первые художники земли.

Первые шаги искусства – пение, танцы, музыка, эпос – безвозвратно утеряны для науки. Только образцы изобразительного искусства сохранились до наших дней.
Вместе с открытием во Франции первых следов палеолитического человека в середине XIX столетия были найдены небольшие статуэтки и гравированные предметы. Позднее, уже во второй половине XIX века, в гротах Франко-Кантабрийского региона были обнаружены первые наскальные рисунки, относящиеся к эпохе позднего палеолита.

Особую известность завоевали французские пещеры Ласко, Нио, Руффиньяк и испанская Альтамира. Первым своеобразным сигналом о существовании палеолитического искусства стала Альтамира (высокий горизонт). Величайшему открытию помог случай. Но расскажем все по порядку.

Еще в 1868 году на землях, принадлежавших дону Марселино Сантьяго Томазо Санц де Саутуола, некий охотник потерял из виду свою собаку, которая, как потом оказалось провалилась вместе с преследуемой лисицей в расщелину пещеры. Только спустя одиннадцать лет Саутуола смог спуститься в темное подземелье. В глубине пещеры любознательный испанец обнаружил кости древних животных.
В очередной раз, когда Саутуола собрался в свое “путешествие” к Альтамире, с ним увязалась двенадцатилетняя дочь Мария. Отцу не хотелось брать ее с собой, однако Мария настояла на своем.

И вот, когда при свете карбидной лампы они вошли в пещеру, случилось непредвиденное.

— Папа, — воскликнула девочка, — смотри — быки!

Прямо над головой по каменному карнизу шествовало стадо бизонов. Древний художник черными минеральными красками нарисовал целую галерею животных эпохи палеолита: оленей, лошадей, дикую свинью.

Однако открытие Саутуолы не принесло ему славы. Первобытные шедевры не были приняты тогдашней западноевропейской наукой, которая не смогла осмыслить происхождение и эволюцию человека, а тем более оценить необыкновенное палеолитическое искусство. В 1888 году Саутуола умер. И только в 1902 году, когда стали известны новые пещеры с первобытными рисунками, на Альтамиру обратили внимание, и она заняла достойное место в списке палеолитических памятников.

Многие десятилетия в науке считалось, что только Западная Европа была местом возникновения и развития первобытного изобразительного искусства. Однако археологические раскопки от границ Черного и Балтийского морей до Тихого океана показали, что территория Евразии была заселена человеком еще в эпоху раннего палеолита (200 тыс. лет назад). Во многих районах на древних стоянках наряду с каменными орудиями труда были найдены женские фигурки, предметы из кости с геометрическим орнаментом, и, наконец, – наскальные рисунки эпохи позднего палеолита. Яркими образцами в этом ряду являются Капова и Игнатьевская пещеры на Южном Урале. Древние художники на стенах здешних пещер оставили изображения мамонтов, носорогов, лошадей.

Среди многочисленных памятников первобытного искусства на просторах Евразии особое место занимает Каменная Могила. Многолетние исследования ученых привели к открытию 65 гротов и пещер, на потолках которых обнаружено несколько тысяч редчайших наскальных изображений. Глубоко реалистические рисунки дают представление о хозяйстве первобытных людей Приазовья, их духовной культуре. На потолках перекрещиваются рисунки разных исторических эпох: палеолитической, эпипалеолитической (мезолит), неолитической, эпохи меди – бронзы и средневековья.

Таким образом, хронология наскальных изображений Каменной Могилы охватывает огромный период от XXIV—XXII тысячелетий до н. э. до X—XII веков. Среди большинства рисунков, расположенных на фоне линейно-геометрических композиций, хорошо прослеживаются изображения человека, диких и домашних животных и т. д. В основном эти рисунки наносились на песчаник не красками, как, например, во Франции, Америке, Северной Африке или в Гекамских горах на Кавказе, а протирались куском твердого камня, образуя углубления, которые лишь иногда покрывались минеральными красными и черными красками. Только в последнее время, как отмечалось, в пещере № Зб-б обнаружены живописные рисунки, выполненные оранжевой и верной красками.

Как же появились в Приазовской степи эти творения первобытных художников?

Дело в том, что древние люди целиком зависели от природы. Бродя по степи, они не всегда могли добыть себе пропитание. Все зависело от удачи: повезло на охоте — значит, будешь жить… Наши далекие предки не могли пояснить явления природы и потому наделяли их сверхъестественными свойствами. По верованиям древних, обряды, совершаемые с помощью колдунов перед изображениями животных, способствовали удачной охоте, защищали людей и их жилища от стихийных бедствий.
Большой каменный холм в степи привлекал людей как явление необыкновенное, фантастическое. Их сознание, наверное, тревожил вопрос: как он мог возникнуть в выжженной солнцем степи? Вот почему первобытные люди обожествляли холм и превратили его в место отправления культов. Именно сюда, в эти гроты и пещеры, приходили они перед охотой совершать свои обряды. Об этих обычаях древних красноречиво свидетельствуют строки из “Ригведы”, первого известного памятника индоевропейской литературы:

Нечто подобное представлял собой и холм Каменной Могилы, где многие народы находили уединенные места для поклонения своим богам.

Все объясняется просто. Древние люди обожествляли горы. У многих народов существовал культ горы, где якобы жили боги. Возникнув в глубокой древности, этот культ был унаследован различными цивилизациями, и его проявления найдены в Вавилоне, Древнем Иране (Персия), Урарту Греции.

Эта традиция была использована в позднейшие эпохи при строительстве культовых храмов на высоких (видных) точках, где приносились жертвы, в селениях и городах. Классическим примером может служить гора Олимп в Древней Греции, на которой собирался весь Пантеон античных богов, и в древнем Киеве поклонение славяноязыческим богам Перуну, Хорсту и Макоше совершалось также на горе.

В наши дни высота Каменной Могилы достигает 12 метров. На трех гектарах ее площади насчитывается около трех тысяч плит, многие из которых испещрены древнейшими наскальными изображениями. И сегодня они волнуют воображение и дополняют наши знания о быте и культуре древних пращуров. Уникальный памятник — своеобразный подземный эрмитаж.

Живописными уголками на Каменной Могиле являются северный и восточный склоны. В результате ветровой эрозии огромные глыбы песчаника раскололись на десятки мелких и крупных плит. Кое-где над всем этим хаотическим нагромождением возвышаются шарообразные монолиты. Это поистине чудо природы, которая действовала по своим, только ей понятным законам.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...