Развитие представлений об эмоциях в отечественной психологии (П.В.Симонов,П.К.Анохин,С.Л.Рубенштейн)
Cтремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловило появление различных точек зрения, которые находили отражение в соответствующих теориях. В XVIII—XIX вв. не было единой точки зрения на природу и сущность эмоций. С одной стороны, выдвигались интеллектуалистические теории, связывающие эмоции с представлениями и суждениями индивида, с другой — разрабатывались биологические концепции, акцентировавшие физиологическую составляющую эмоционального процесса, его связь с приспособительными движениями и реакциями организма. В отечественной психологии наибольшее влияние приобрели фундаментальные теории эмоций П.К. Анохина и П.В. Симонова. В биологической теории П.К. Анохина эмоции определяются как приспособительный фактор в жизни животного мира. П.К. Анохин полагал, что рассмотрение эмоций с биологической точки зрения позволяет признать, что они закрепились в ходе эволюции как эффективный механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов в жизнедеятельности данного организма. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски более успешных способов достижения цели. Согласно информационной теории эмоций П.В.Симонова, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека соотношения величины потребности и вероятности ее удовлетворения в конкретный момент. Симоновым сформулирована закономерность, согласно которой соотношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению потребности (Ин), и информацией, которая имеется в наличии у субъекта и может быть использована им для построения целенаправленного поведения в данной ситуации (Ис), и выражается формулой: Э = П(Ис-Ин). Таким образом, эмоциональное переживание, его сила и качество определяются, с одной стороны, интенсивностью и спецификой актуальной потребности, а с другой — разницей между информацией, которой субъект располагает в данный момент, и информацией, необходимой для удовлетворения имеющейся потребности.
По мнению C.Л Рубинштейн эмоции являются субъективной формой существования потребностей, а эмоциональные переживания могут быть результативной формой существования мотивации.
9.Проблема классификации эмоций.Классификация П.В.Симонова,В.К.Вилюнаса и Б.И.Додонова Б.И. Додонов подчеркивает двойственность ее психологической сущности: эмоция — это одновременно и оценка других ценностей, и ценность сама по себе. Как оценки эмоции направляют деятельность человека на те или иные объекты или отвращают от них, как ценности они определяют склонность индивида к одним деятельностям и безразличие к другим. В работах В.К. Вилюнаса подчеркивается неразрывная связь эмоций и мотивов как двух сторон мотивационной системы личности. Чувства так же многочисленны, противоречивы и иерархически организованы, как и мотивы. Среди них также могут выделиться одно или несколько ведущих чувств, подчиняющих себе все остальные. Ведущие эмоции и чувства открывают субъекту значимость или смысл самого предмета потребности.
П.В.Симонова, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека соотношения величины потребности и вероятности ее удовлетворения в конкретный момент. Симоновым сформулирована закономерность, согласно которой соотношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению потребности (Ин), и информацией, которая имеется в наличии у субъекта и может быть использована им для построения целенаправленного поведения в данной ситуации (Ис), и выражается формулой: Э = П(Ис-Ин). Таким образом, эмоциональное переживание, его сила и качество определяются, с одной стороны, интенсивностью и спецификой актуальной потребности, а с другой — разницей между информацией, которой субъект располагает в данный момент, и информацией, необходимой для удовлетворения имеющейся потребности. П.В.Симонова, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека соотношения величины потребности и вероятности ее удовлетворения в конкретный момент. Симоновым сформулирована закономерность, согласно которой соотношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению потребности (Ин), и информацией, которая имеется в наличии у субъекта и может быть использована им для построения целенаправленного поведения в данной ситуации (Ис), и выражается формулой: Э = П(Ис-Ин). Таким образом, эмоциональное переживание, его сила и качество определяются, с одной стороны, интенсивностью и спецификой актуальной потребности, а с другой — разницей между информацией, которой субъект располагает в данный момент, и информацией, необходимой для удовлетворения имеющейся потребности. П.В.Симонова, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека соотношения величины потребности и вероятности ее удовлетворения в конкретный момент. Симоновым сформулирована закономерность, согласно которой соотношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению потребности (Ин), и информацией, которая имеется в наличии у субъекта и может быть использована им для построения целенаправленного поведения в данной ситуации (Ис), и выражается формулой: Э = П(Ис-Ин). Таким образом, эмоциональное переживание, его сила и качество определяются, с одной стороны, интенсивностью и спецификой актуальной потребности, а с другой — разницей между информацией, которой субъект располагает в данный момент, и информацией, необходимой для удовлетворения имеющейся потребности.
10.Психические эмоциональные состояния,как феномен и их характеристики. Виды психического эмоционального состояния В зависимости от глубины, интенсивности, длительности, дифференцированности выделяются следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон ощущений, аффект, настроение, страсть и собственно эмоции. Чувственный тон ощущений — это генетически первичная и простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее жизненно важные воздействия среды и побуждающее субъекта либо к их устранению, либо сохранению. Нередко подобные переживания в силу их недифференцированности невозможно выразить вербально. Они представляют собой эмоциональную окраску, своеобразный качественный оттенок психического процесса ощущения, но часто не осознаются как таковые, а непосредственно приписываются внешнему объекту или явлению как присущие ему качества. Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который наблюдается в критических/экстремальных условиях и сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями. К основным психологическим характеристикам аффекта относятся: 1)бурное внешнее проявление эмоционального процесса; 2) кратковременность, незначительная продолжительность аффективного переживания; 3)безотчетность, низкий уровень осознания собственных действий и поступков; 4)выраженный диффузный характер аффективного переживания. Для аффекта характерно резкое, неожиданно наступающее изменение состояния сознания, его «сужение», сопровождающееся снижением критичности и нарушением волевого контроля совершаемыми действиями, резкое изменение параметров внимания: снижение его переключаемости, нарушение концентрация, дезорганизация памяти, вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказывает деструктивное влияние на деятельность, вызывая при максимальной дезинтеграции ступор или хаотичные нецеленаправленные двигательные реакции.
Различают нормальные и патологические аффекты. Основные признаки патологического аффекта: измененное состояние неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии. Настроение — сравнительно продолжительное и устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, имеющее субъектную направленность. Причины, вызывающие настроение, разнообразны — от органического до нюансов взаимоотношений с окружающими. По сравнению с чувственным тоном настроение осознается не как свойство объекта, но как состояние субъекта. Настроение имеет следующие отличительные особенности: 1) низкая интенсивность (проявляется неярко, не достигает предельного выражения, не связано с интенсивным нервным возбуждением); 2) значительная продолжительность; 3) неясность и безотчетность; 4) диффузный характер. Значительную роль в возникновении и преобладании определенных настроений играют индивидуально-личностные особенности. Страсть — это интенсивное, обобщенное и продолжительное Характерными чертами страсти являются:1) сила чувства; 2) направленность всех помыслов личности на один объект; 3) устойчивость;4) единство эмоциональных и волевых моментов; 5) сочетание активности и пассивности. Сила страсти проявляется в том, что ее реализация приводит к качественному изменению его субъективного образа в сознании индивида. Собственно эмоции появляются при наличии мотивации, избыточной или неоптимальной по отношению к приспособительным возможностям. В зависимости от того, в каком направлении нарушается баланс мотивации и возможностей субъекта, можно выделить две категории причин, предопределяющих возникновение эмоций: 1)недостаточность приспособительных возможностей или 2) избыточная мотивация. В первом случае эмоция возникает поскольку субъект не в состоянии дать адекватный ответ на внешнюю стимуляцию. Во втором случае имеет место избыточная мотивация социального происхождения (связанная с социально значимым, социально нежелательным или опасным поведением). Собственно эмоции характеризуются значительной длительностью протекания, представляют собой реакцию как на текущие события, так и на вероятные или вспоминаемые.
следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон ощущений, аффект, настроение, страсть и собственно эмоции.
11.Функции эмоций в психическом развитии человека По мнению Е.П. Ильина, следует различать функцию и роль эмоций. Функцияэмоций — это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме. Роль эмоций (обобщенное значение) — это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Основными функциями эмоций являются: Мобилизующая функция заключается в том, что эмоции обеспечивают определенный уровень возбуждения/активации, необходимый для запуска поведения по удовлетворению соответствующей потребности, что проявляется и на физиологическом уровне. Защитная функция связана с возникновением страха, который предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Организующая/дезорганизующая функция способствует организации деятельности, привлекая к ней силы и внимание, что, одновременно, может препятствовать параллельно осуществляемой деятельности, для которой та же эмоция окажется дезорганизующим фактором. Побудительная функция эмоции инициирует определенную деятельность, к осуществлению которой человек стремится ради особых эмоциональных переживаний, возникающих в ее процессе или результате. Регуляторная функция служит одним из основных механизмов, внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей. Логическим продолжением регуляторной функции является предвосхищающая функция эмоций, поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий, и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе. Оценочная функция эмоций состоит в отражении в виде непосредственного переживания значимости для индивида конкретных явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий. Она рассматривается как центральная в когнитивной психологии, где сложилось понимание эмоций как особого механизма интерпретации происходящих событий. Компенсаторная функция реализуется в ситуациях, когда субъекту не хватает информации для принятия рационального решения. В данном контексте эмоции рассматриваются как особый, «запасной» ресурс для решения сложных задач. Познавательная функция эмоций выражается в том, что они предоставляют человеку информацию о его актуальных потребностях и о возможности их удовлетворения. Анализируя эмоциональные состояния, субъект осознает свою иерархию мотивов и ценностей, пониманию глубинных отношений к различным явлениям окружающей действительности. К оммуникативная функция относится к экспрессивному компоненту эмоциональных процессов. Выражение эмоций позволяет сообщить партнеру по общению важную информацию о внутреннем состоянии, отношении к происходящему, предпочтениях и является важнейшей составляющей индивидуального самовыражения. Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих, они помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования. Управляющая роль эмоций. Эмоции важны для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются с другом.
Значение эмоций в жизни человека Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом. Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга. Сравнительно недавно проведенные исследования показали, что антропоиды так же, как и человек, способны не только «читать» по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и то животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены и в организме «наблюдателя» — той обезьяны, которая просто смотрела, как в ее присутствии наказывают другую. Однако врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение. У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это — экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания. Эмоции выступают как внутренний язык, каксистема сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя " и направляя ее. В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.». На важную мобилизационную, интегративно-защитную poль эмоций в свое время указывал П.К.Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного ил вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма». Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно npиспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие не определив еще его тип, форму, другие частные конкретны параметры. Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких- либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Попытки связать эти изменения со специфическими эмоциями предпринимались неоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексы органических изменений, которые сопровождают различные субъективно переживаемые эмоциональные состояния, различны. Однако четко установить, какие из субъективно данных нам как неодинаковые эмоциональные переживания какими органическими изменениями сопровождаются, так и не удалось. Это обстоятельство является существенным для понимания жизненной роли эмоций. Оно говорит о том, что наши субъективные переживания не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживаемых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающие их органические изменения, сколько возникающие при этом ощущения. Тем не менее, определенная зависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями все же имеется. Она выражается в виде следующей, получившей экспериментальное подтверждение связи: чем ближе к центральной нервной системе расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нем чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны. Эмоции и чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия». Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Чувства - продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффекгогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. Мы описали основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам - например, по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способуих выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе. Кроме качественного описания и соответствующей классификации эмоциональных состояний, представленной выше, в истории психологических исследований предпринимались также попытки их объединения по общим признакам в более компактную систему. Эмоции отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые - расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т.д.).
12.Характеристика эмоционального состояния Чувственный тон ощущений — это генетически первичная и простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее жизненно важные воздействия среды и побуждающее субъекта либо к их устранению, либо сохранению. Нередко подобные переживания в силу их недифференцированности невозможно выразить вербально. Они представляют собой эмоциональную окраску, своеобразный качественный оттенок психического процесса ощущения, но часто не осознаются как таковые, а непосредственно приписываются внешнему объекту или явлению как присущие ему качества. Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который наблюдается в критических/экстремальных условиях и сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями. К основным психологическим характеристикам аффекта относятся: 1)бурное внешнее проявление эмоционального процесса; 2) кратковременность, незначительная продолжительность аффективного переживания; 3)безотчетность, низкий уровень осознания собственных действий и поступков; 4)выраженный диффузный характер аффективного переживания. Для аффекта характерно резкое, неожиданно наступающее изменение состояния сознания, его «сужение», сопровождающееся снижением критичности и нарушением волевого контроля совершаемыми действиями, резкое изменение параметров внимания: снижение его переключаемости, нарушение концентрация, дезорганизация памяти, вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказывает деструктивное влияние на деятельность, вызывая при максимальной дезинтеграции ступор или хаотичные нецеленаправленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Основные признаки патологического аффекта: измененное состояние неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии. Настроение — сравнительно продолжительное и устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, имеющее субъектную направленность. Причины, вызывающие настроение, разнообразны — от органического до нюансов взаимоотношений с окружающими. По сравнению с чувственным тоном настроение осознается не как свойство объекта, но как состояние субъекта. Настроение имеет следующие отличительные особенности: 1) низкая интенсивность (проявляется неярко, не достигает предельного выражения, не связано с интенсивным нервным возбуждением); 2) значительная продолжительность; 3) неясность и безотчетность; 4) диффузный характер. Значительную роль в возникновении и преобладании определенных настроений играют индивидуально-личностные особенности. Страсть — это интенсивное, обобщенное и продолжительное Характерными чертами страсти являются:1) сила чувства; 2) направленность всех помыслов личности на один объект; 3) устойчивость;4) единство эмоциональных и волевых моментов; 5) сочетание активности и пассивности. Сила страсти проявляется в том, что ее реализация приводит к качественному изменению его субъективного образа в сознании индивида. Собственно эмоции появляются при наличии мотивации, избыточной или неоптимальной по отношению к приспособительным возможностям. В зависимости от того, в каком направлении нарушается баланс мотивации и возможностей субъекта, можно выделить две категории причин, предопределяющих возникновение эмоций: 1)недостаточность приспособительных возможностей или 2) избыточная мотивация. В первом случае эмоция возникает поскольку субъект не в состоянии дать адекватный ответ на внешнюю стимуляцию. Во втором случае имеет место избыточная мотивация социального происхождения (связанная с социально значимым, социально нежелательным или опасным поведением). Собственно эмоции характеризуются значительной длительностью протекания, представляют собой реакцию как на текущие события, так и на вероятные или вспоминаемые.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|