Научное познание, его специфические признаки, структура и методы. Научное и вненаучное (обыденное, художественное, религиозное)
Научное познание, в отличие от всех многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. осн. признаки: -осн. задача - обнаружение объективных законов действительности - практическое применение (На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.) -системность -сопровождение исследований осознанием методов, посредством которых исследуются данные объекты -цель - объективная истина -исп. "научного оборудования" -доказательность, обоснованность Структура и методы научного познания Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая сложную структуру. Эта структура выражает единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Основные уровни научного познания:
· эмпирический (представляет собой фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; а так же результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях); · теоретический уровень (его составляют основанные на фактах проблемы и научные предположения /гипотезы/, основанные на них законы, принципы и теории); · метатеоретический (представлен философскими установками, социокультурными основаниями научного исследования, а так же методами, идеалами, нормами, эталонами, регулятивами, императивами научного познания, стилем мышления исследователя и т.д.).
Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности.(образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте)
Методы научного познания: -Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение. -Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета. -Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы. -Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди - белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.
Вненаучное познание бывает религиозным, художественным и обыденным.
Научное и обыденное познание Стремление изучать объекты реального мира и на этой основе предвидеть результаты его практического преобразования свойственно не только науке, но и обыденному познанию, которое вплетено в практику и развивается на ее основе. Главной функцией обыденного познания является отражение окружающего мира, предметов и процессов в ходе повседневной жизни. Здесь не используются методы научного познания. Обыденное познание чаще твоего остается на эмпирическом уровне, не поднимается к теоретическим обоснованиям и выводам. Стихийно-эмпирическое познание ограничивается теми средствами, которые человек использует в своей повседневной жизни и работе. Чем совершеннее эти средства, тем больше возможностей для обыденного познания. Результаты ежедневного познания закрепляются в приобретенном жизненном и производственном опыте, правилах поведения и деятельности, которые могут передаваться от поколения к поколению.
Признаки, отличающие науку от обыденного познания: -наука обеспечивает прогнозирование практики выходя за рамки существующих стереотипов производства => имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта - средства обыденного познания недостаточны (необходимы специфический язык, приборы и тд) -специфика объекта исследования -для проверки достоверности научных знаний необходим не только обыденный опыт, но и специфические способы обоснованности истины знания - экспериментальный контроль, выводимость одних знаний из других … -перенос истинности (при док-ве теоремы, например) = связывание в систему
Художественное познание. Важным элементом познания является совокупность его переживаний, чувств, что находит отражение в художественном (эстетическом) познании. Художественное познание можно определить как отражение в конкретно-чувственных образах объективного мира, самого человека, его поступков. Искусство и науку объединяют единый объективный мир и человек (субъект), его деятельность. Однако имеются и отличия: искусство оперирует образами, а наука – понятиями. Искусство является специфической формой существования и развития знаний, которые человек получает в процессе познания. Оно представляет собой неразрывное единство художественно-образного познания действительности и конкретно-чувственного отражения. Принципы, правила и закономерности художественного познания зафиксированы в такой философской науке, как эстетика.
Эстетика (от гр. – чувствующий, чувственный) изучает две сферы явлений: эстетическое проявление отношений человека к миру и художественную деятельность людей. Эстетика – наука о сущности и законах эстетического (художественного) познания и художественной, деятельности человека, наука об общих законах развития искусства как специфической формы отражения и преобразования мира. Эстетика вырабатывает свои категории, которые в общей форме выражают основные закономерности и типы эстетических отношений человека к действительности. Главными являются категории прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. По своей сути эти категории историчны, развиваются вместе с художественным познанием человеком мира. А искусство отражает весь мир, но главным предметом искусства является человек, который рассматривается во всей совокупности его связей и отношений к действительности. Художественное познание и представляет собой отражение мира человека в разных видах искусства (девять муз) – архитектуре, прикладном искусстве, скульптуре, живописи (вместе с графикой и фотографией), музыке, танце, литературе, театре и кино (вместе с телевидением). Все виды искусства связаны между собой, влияют друг на друга. Большую методологическую ценность имеет художественный образ – всеобщая категория искусства, средство и форма художественного освоения мира. Процесс создания художественного образа идет от “живого созерцания”, ощущений, чувственно-конкретных представлений к обобщению, абстракции. Отличие (художественное познание) (научное познание) заключается в том, что здесь мысль выражается через чувства, идеи проявляются в эмоционально насыщенных образах, обращенных к чувствам человека. В художественном образе велика роль субъективного, внутреннего мира человека-творца, уровня его культуры. Художественное познание занимает промежуточное место между обыденным и научным познанием. Однако эстетическое развитие человека проявляется не только в его взглядах на окружающий мир, но и в том, как он одет, какие у наго манеры, как он осуществляет свою профессиональную деятельность и общение с другими людьми. Религиозное познание.
Религиозное познание — основано на вере человека «в мир идеальных ценностей (без которых просто неясно зачем жить)» (Н. А. Бердяев). Через веру человек приобщается к миру трансцендентного, высокого, идеального, абсолютного, к которому должен стремится мир «дольний». Отличается тем, что основным способом познания является вера, которая, впрочем, не отрицает возможности разумного осмысления многих явлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|