Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 2. Мышечная система организма

Задания для самостоятельной подготовки:

Зарисуйте веретеновидную мышцу. Отметьте: брюшко, сухожильное окончание, головку, хвост, перимизий, фасцию, мышечные волокна. Выпишите примеры, подтверждающие разновидности мышц (веретеновидные, перистые, широкие, сфинктеры, лентовидные, двуглавые, трехглавые, четырехглавые, многобрюшные, сгибатели, разгибатели, приводящие, отводящие, сжиматели, вращатели, двусуставные, многосуставные).

Приведите примеры мышц-синергистов; мышц-антагонистов. Подтвердите примерами классификацию видов работы мышц:

– статическая;

– динамическая;

– преодолевающая;

– уступающая.

 

Заполните таблицу:

  Гладкая мышечная ткань Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань Сердечная рабочая мышечная ткань
Рисунок структурно-функциональной единицы      
Особенности функционирования      

 

Ознакомьтесь с таблицей учебника «Мышечная система организма». Найдите указанные мышцы в атласе, выделите функциональные группы мышц, укажите их значение в организме, расположение и участие в различных видах движений:

Виды движений Мышцы, осуществляющие движение Мышцы, тормозящие движение
Наклон головы вперед Разгибание головы назад Сгибание позвоночника (вперед) Разгибание позвоночника (назад) Отведение руки в сторону до горизонтального уровня Поднимание руки вперед и вверх Ходьба Сжимание кисти    

Литература:

1. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. М., 2010.

2. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека. М., 2000, С.92-147.

3. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 2000, Т. 1, С.215-361.

4. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). М.:2004, С.110-148.

5. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. Р-н-Д.:2000, С.94-138.

Тема 4. Спланхнология – учение о внутренностях (пищеварительная, дыхательная системы, мочеполовой аппарат)

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Значение пищеварительной системы, функциональная характеристика отделов желудочно-кишечного тракта:

2. Функциональная характеристика пищеварительных желез.

3. Основные группы пищевых продуктов и питательных веществ.

4. Функции белков и их превращение в организме.

5. Функции углеводов и жиров и их превращения в организме.

6. Витамины, их значение для организма.

7. Значение и виды дыхания, функции и эволюция дыхательной системы.

8. Характеристика отделов дыхательных путей и их возрастные особенности.

9. Легкие, их макро– и микроскопическое строение.

10. Механизм внешнего дыхания и его регуляция, основные функциональные показатели дыхательной системы.

11. Топография и строение почек.

12. Строение нефрона, процесс мочеобразования.

13. Мочевыводящие пути.

14. Мужская половая система.

15. Женская половая система.

 

Задания для самостоятельной подготовки:

1. Пользуясь материалом учебников, ответьте что такое:

– внешняя и внутренняя среда организма;

– вторичная полость тела;

– из каких отделов состоит вторичная полость тела;

– какие системы относятся к системам внутренних органов.

Зарисуйте схему строения трубчатого внутреннего органа, подпишите наружную соединительнотканную оболочку, мышечную оболочку из продольного и кольцевого слоев, слизистую оболочку с подслизистой и эпителиальной выстилкой. Раскройте значение пищеварительной системы.

2. Дайте характеристику ротовой полости по следующему плану:

– границы преддверия рта и собственно ротовой полости;

– особенности строения слизистой оболочки ротовой полости;

– строение зуба, сделайте рисунок, подпишите части: коронка, шейка, корень; слои: зубная эмаль, зубной цемент, дентин, пульпа, зубной канал, кровеносные сосуды и нервные окончания, составьте зубную формулу постоянных и молочных зубов, определите число корней;

– строение языка, на рисунке найдите кончик, тело, корень, спинку, уздечку. Зарисуйте строение вкусовой почки и перечислите виды сосочков слизистой оболочки. Какие виды рецепторов присутствуют на слизистой оболочке языка?

3. Охарактеризуйте особенности глотки по плану:

– топография (границы глотки в проекции на скелет, рассмотрите отделы глотки: носоглотка, ротоглотка и гортанный отдел, и отметьте, какие семь отверстий открываются в каждый отдел.

В чем состоит функциональное значение перекреста дыхательных и пищевых путей? Охарактеризуйте особенности мышечной оболочки стенки глотки и сделайте выводы о роли сфинктеров глотки в процессе глотания. Найдите в атласе скопления лимфоидной ткани слизистой оболочки (язычная, небные, трубные, глоточная, миндалины), сделайте вывод о их значении.

Охарактеризуйте пищевод по следующему плану:

– топография;

– особенности слизистой оболочки;

– развитие сужений пищевода в процессе онтогенеза.

4. Дайте характеристику строения желудка и желудочного пищеварения по следующему плану:

– топография желудка, его проекция на грудную клетку и позвоночник. Размеры в пустом и наполненном состоянии;

– отделы желудка (большая и малая кривизна, дно кардиальная часть, тело, пилорическая часть, привратник;

– строение стенок желудка (особенности мышечной и слизистой оболочки);

– строение железы желудка: укажите типы клеток и состав секрета – желудочного сока;

– химические процессы, протекающие в желудке;

5. Дайте письменную характеристику кишечника по плану:

– отделы тонкого и толстого кишечника;

– особенности строения двенадцатиперстной кишки;

– строение кишечной ворсинки (рисунок и пояснения к нему);

– процессы последовательно протекающие в каждом отделе кишечника;

– внешнее и внутреннее строение печени, схема образования и выведения желчи;

– характеристика внешнего и микроскопического строения поджелудочной железы, ее роль в процессе пищеварения.

6. Подтвердите указанные принципы рационального питания примерами:

– питание должно соответствовать энергетическим затратам организма;

– питание должно быть разнообразным и включать все необходимые на данном возрастном этапе группы питательных веществ;

– питание должно осуществляться по определенному режиму в соответствии с возрастными особенностями и образом жизни.

7. Составьте таблицу «Витамины и их роль в организме».

Витамин Химическая структура (класс органических в-в) Физиологическая роль, доза в сутки Продукты содержащие данный витамин
Водорастворимые      
Жирорастворимые      

8. Рассмотрите функции белков в организме и в клетке, выпишите пищевые продукты, содержащие белки. Объясните понятие «полноценные» и «неполноценные» белки.

9. Дайте подобную характеристику углеводам и жирам.

10. Сделайте заключительный вывод о значении каждого отдела и пищеварительной системы в целом. Какие направления профилактики можно предложить для сохранения нормального функционирования пищеварительной системы.

11. Пользуясь текстом учебника, объясните сущность процесса внешнего и внутреннего (клеточного) клеточного дыхания, видов газообмена и особенности дыхательной системы млекопитающих как наземных животных.

12. Перечислите отделы дыхательной системы. Подробно опишите ход воздушного потока, особенности слизистой оболочки во всех отделах воздухоносных путей, их возрастные изменения.

13. Дайте характеристику легких по плану:

– топография легких, их проекция на грудную клетку;

– плевральная полость, ее границы, происхождение и функциональное значение;

– деление легких на доли, сегменты, дольки, их кровоснабжение и ветвление бронхов;

– структурно-функциональная единица легких – ацинус: рассмотрите микроскопическое строение альвеолы, укажите типы клеток, особенности кровоснабжения и газообмена;

– рассмотрите бронхиальное дерево и его возрастные особенности.

16. Охарактеризуйте роль и перечислите основные, вспомогательные и дополнительные дыхательные мышцы. Укажите роль нервных центров продолговатого и среднего отделов головного мозга в осуществлении дыхательных движений, роль гуморальных регуляторов.

17. Покажите значение процесса мочевыделения, охарактеризуйте топографию почек в организме, их внешнее и внутреннее строение.

18. Зарисуйте строение нефрона, укажите отделы почечных капсул, канальцев, трубочек; особенности кровоснабжения нефрона. Обозначьте место образования первичной мочи и ее отличие по составу от вторичной мочи. Проследите путь вторичной мочи по мочевыделительным путям.

19. Укажите значение (внешне– и внутрисекреторную функцию) мужских половых желез, возрастные особенности их расположения. Перечислите отделы семявыводящих путей, наружных и внутренних мужских половых органов и их функциональное значение.

20. Рассмотрите стадии созревания женских половых клеток, особенности топографии, внешнего и внутреннего строения женских половых желез. Перечислите отделы выводящих путей женской половой системы, отметьте их функциональное значение. Выделите стадии менструального цикла, отметьте гормоны, регулирующие этапы цикла и беременности. Выделите особенности онтогенеза женской половой системы.

Сделайте заключение о роли половых гормонов в формировании половых клеток, работе половых желез и развитии систем организма.

 

Литература:

1. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М.:2000, С. 95-145, 221-251.

2. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. М., 2010.

3. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека. М.:2000, С. 148-185, 192-206.

4. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М.:2000, Т.1, С.362-459, Т2, С.20-67.

5. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). М.:2004, С.152-212, 224-248.

6. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. Р-н-Д.:2000, С. 138-184, 194-206, 208-220.

 

Тема 5. Ангиология – учение о сосудах

Лекция 2. – 2 ч.

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Характеристика сердца как центрального органа сосудистой системы.

2. Работа сердца и ее регуляция.

3. Сравнительная характеристика кровеносных сосудов.

4. Малый круг кровообращения, кровоснабжение сердца.

5. Артериальная кровеносная система организма.

6. Венозная кровеносная система организма.

7. Лимфатическая система организма.

8. Работа сосудистой системы, ее регуляция.

Литература:

1. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. М., 2010.

2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М.:2000, С.145-169.

3. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека. М.:2000, С.207-243.

4. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М.:2000, Т.2, С.104-180

5. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). М.:2004, С.268-316.

6. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. Р-н-Д.:2000, С.235-266.

 

Тема 6. Гуморальная регуляция функций организма

 

Самостоятельная работа слушателей – 6 ч.

Задания для самостоятельной подготовки:

1. Дайте характеристику гормонов по их химической природе, действию на клетки-мишени, времени действия и чувствительности клеток.

2. Перечислите железы внешней секреции, рассмотрите особенности их строения. Укажите понятия внешняя среда организма и внутренняя среда организма.

3. Изучите железы внутренней секреции, составьте таблицу:

Название железы Расположение и ее строение Отделы, структурно-функциональные единицы Гормоны, их химическая природа Функции
Гиперфункция Гипофункция
           

Сделайте общий вывод о значении гормональной регуляции функций организма, ее развитии в процессе филогенеза и на разных этапах онтогенеза.

Литература:

1. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. М., 2010.

2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М.:2000, С.68-81, 280-290.

3. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека. М.:2000, С.302-305.

4. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М.:2000, Т.2, С.77-104.

5. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). М.:2004, С.249-268.

6. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. Р-н-Д.:2000, С.222-234.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...