Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составление и решение задач.

I эт. – 30 чел.<---------------------------

                                                            |  ?

II эт. –? на 12 чел. меньше, чем на |

а) Задача: На первом этаже живут 30 человек, а на втором на 12 человек       меньше. Сколько человек живут на двух этажах?

                            1) 30 – 12 = 18 (ч)

                            2) 30 + 18 = 48 (ч)

Анализ задачи.

- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

- Почему? (не знаем сколько на II этаже)

- Что сказано про II этаж? (на 12 ч. <)

- Можем узнать сколько на II этаже? (да)

- Каким действием? (вычитанием)

- Почему? (находим меньшее число)

- Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да)

- Каким действием? (сложением) – Почему?

- Какой вид задачи? (составная задача на нахождение суммы)

- Так сколько человек живут на 2-х этажах? (48)         

Б) Самостоятельное решение задачи.

В одной корзине 37 лимонов, а в другой 33 лимона. Продали 24 лимона. Сколько лимонов осталось?

              1) 37 + 33 = 70 (л)

              2) 70 – 24 = 46 (л)

Проверка фронтально:

- Что узнали в 1-ом действии? Каким действием?

- Во втором? Каким действием?

В) Задача, которая будет на карточке.

В парке 90 деревьев. Из них 37 лип, 36 клёнов, а остальные – дубы.

Сколько дубов в парке?

1) 37 + 36 = 73 (лип и клёнов)

2) 90 – 73 = 17 (дубов)

- Проверка: один ученик рассказывает условие и решение задачи.

- Поднимите руку, кто так же решил задачу.

Геометрический материал.

На мониторе письмо:

 

Я долго смотрю на эти рисунки и не могу понять, сколько тут спряталось фигур. Помогите.          - Поможем? Да.

                       

1 вариант. – Так сколько же здесь спряталось       фигур? (6)

- К доске выходит один ученик и показывает эти фигуры (у каждого ученика на столе такой рисунок).

 

2 вариант. – Сколько треугольников спряталось в данной фигуре?

 

                                                            

12 треугольников.

 

 - Один ученик показывает у доски.

 

 

Итог урока.

- Сначала вашу работу оценит компьютер. Для этого вам надо выполнить следующие вычисления:

       _30 _40 _50 _60 _70 _80 _90

       1122334455   6677

       19 18 17 16 15  14 13

     м о л о д ц ы

- Так оценил вашу работу компьютер.

- А сейчас вы сами оцените свою работу.

- На карточках, где проводился тест, с обратной стороны нарисуйте маску настроения (карандашом).

 

 

 

        

 

  работал хорошо                  работал неплохо                 работал плохо

 

- Поднять карточки и показать.

 

Домашнее задание. Необычно.

- Вы сами его определите, решив следующие числовые выражения.

60 + 40 = 100                 Задача. 60 – 40 – 9 = 11

49 – 9 = 40             Примеры. 42 – (20 + 10) = 12

 25 – 20 = 5               1 вариант. (столбики) 2 вариант.

Страница 145                             26 – 25 = 1            37 – 35 = 2

                                                             20 – 17 = 3        30 – 26 = 4

 

Урок-путешествие в страну занимательной арифметики

Тема: Путешествие с Буратино в страну занимательной арифметики.

Цель: Закрепить у детей умения выделять сходства и различия в предметах; закрепить математические понятия “сумма”, “разность”, а также понятия “большой”, “узкий” и т.д., закрепить знания о свойствах геометрических фигур, о составе числа; совершенствовать навыки устного счёта, закрепить умения составлять и решать простые задачи; развивать внимание, наблюдательность, смекалку.

Игровой материал: игрушка Буратино, конверт с письмами, картинки героев сказки, плакаты Буратино, квадрат с цифрами, мяч, аквариум с рыбками, плакаты с задачами, плакат и геометрические фигуры, плакат с ключом и замками, карточки с числами и буквами; грамзапись сказки “Приключения Буратино”.

 

 

Ход урока

Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня, когда я шла к вам на урок, мне повстречался один весёлый человек, которого, я надеюсь, вы очень хорошо знаете. Он–то и передал для вас большой конверт, но попросил вручить его только после того, как вы отгадаете загадку о нём

Он из полена вдруг возник

Весёлый, юный озорник,

Ребята, не сочтя за труд,

Скажите, как его зовут?

                                          (Дети отвечают хором: Буратино!)

Правильно, ребята! Молодцы! Действительно, этот весёлый человек и есть герой сказки “Золотой ключик” и зовут его Буратино. А вот и он сам! (учитель показывает игрушку Буратино). Ребята, а давайте вспомним, каких ещё героев этой сказки вы знаете? (ребята перечисляют оставшихся героев). Молодцы, ребята! Вы прекрасно знаете сказку “Золотой ключик”. А теперь самое время вскрыть конверт, который для вас прислал Буратино (на конверте: “ученикам 1 “А” класса СШ №121 от Буратино”). Письмо Буратино:

 

                                 “Дорогие мои друзья-школьники

Я очень рад, что вы знаете сказку “Золотой ключик” так хорошо, из неё я пришёл к вам. Большое вам спасибо! Пишу это письмо и хочу обратиться к вам за помощью. Герои сказки прислали мне свои задания по математике, которые мне нужно решить. А так, как я не пошёл в школу и умею считать только до 5, то прошу вас помочь мне решить эти задачи! Заранее вам благодарен! Желаю успеха! Буратино”.

Учитель. Ну, что, ребята, отправимся с вами в страну занимательной арифметики и выручим Буратино! А для того, чтобы ему помочь, вы должны быть ловкими, активными, внимательными и смекалистыми, помогать друг другу хорошо считать. Итак,…

 

I задание. Пудель Артемон.

Милый пёсик Артемон

Встал на задних лапах…

Перед ним два мальчика

В шортиках и шапках.

Пудель смотрит, он притих, даже кость не гложет,

Но что разного у них – он понять не может!

 

Учитель. А сейчас, ребята, посмотрите на эти рисунки внимательно и помогите понять Артемону, что разного у этих мальчиков. (плакаты с изображением Буратино, у него ключ в разных руках).

 

II задание. Мальвина.

Раз, два, три, четыре, пять.

Научились вы считать.

Повнимательней сидите

И задачки вы решите.

 

Учитель. Ребята, Мальвина приготовила для вас занимательные задачки в стихотворениях. Слушайте их внимательно и считайте.

 

Вышла курочка гулять и взяла своих цыплят.

Семь бежало впереди, три осталось позади.

Беспокоится их мать и не может сосчитать.

Сосчитайте – ка, ребята, сколько было всех цыплят?                (10)

 

Стоит коза, голосит коза: “ Ой, беда, беда, беда!

Разбежались кто куда семеро козлят!

Один в лесок, а второй за стог.

Третий спрятался в бочонок!”

А сколько козлят в избушке сидят?                                                (4)

 

1, 2, 3, 4: кто живет у нас в квартире?

Мама, папа, брат, сестра, кошка Мурка,

Два котёнка, мой щегол, сверчок и я.

Вот и вся моя семья.                                                                       (10)

 

2 цыплёнка стоят, 2 в скорлупках сидят;

6 яиц под крылом у наседки лежат.

Сосчитай поверней, отвечай поскорей,

Сколько будет цыплят у наседки моей!                                       (10)

 

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак корней поймал 10 окуней.

Рыбак Евсей – 7 карасей.

А рыбак Михаил трёх сомов изловил.

Сколько рыб из реки натаскали рыбаки?                                        (20)

 

Посадила бабка в печь пироги с капустой печь

Для Наташи, Вовы, Коли – пироги готовы.

Да ещё один пирог кот под лавку уволок.

Да в печи – четыре штуки – пироги считают внуки.

Если можешь – помоги, сосчитай-ка пироги!                                   (8)

 

III задание. Лиса Алиса.

На улице Бассейной

Жила одна лиса

И иногда рассеянной неделями была.

 

Учитель. Ребята! Лиса Алиса забыла, как нужно расставить в пустые клеточки числа так, чтобы в сумме по всем направлениям было 9.

 

2 6  

 

2 6 1
  3   2 3 4
  4   5 0 4

 

IV задание. Кот Базилио.

Поспела новая игра,

Нелёгкое задание.

За дело взяться вам пора и проявить старание!

 

Учитель. Дети, кот Базилио предлагает вам игру “Наоборот”. Кому-то из вас я бросаю мяч и называю слово. А вы поймав мяч, говорите мне противоположное по значению слово и возвращаете мяч. Примеры: толстый-тонкий, утро-вечер, раньше-позже и т.д.

 

V задание. Черепаха Тортилла.

Вот ещё одна задача.

Ждёт смышлёного удача.

1, 2, 3, 4, 5 – задачу эту вам решать.

 

Учитель. Дети, внимательно посмотрите и скажите, есть ли среди этих рыбок в аквариуме одинаковые? (решение примеров).

Детям предлагаются следующие примеры (понятия “сумма” и “разность”):

 

13 + 6 = 19     14 + 3 = 17     19 – 9 =10

11 + 9 = 20     16 + 2 = 18     15 – 4 = 11

12 + 4 = 16     16 – 3 = 13     20 – 10 = 10

15 + 5 = 20     17 – 5 = 12     18 – 6 = 12

 

Физкультминутка “Лягушки”

Встанем, дети, скажем тихо: 1, 2, 3, 4, 5.

Приподнялись, чуть присели и соседа не задели.

А теперь придётся встать.

На болоте две лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо – влево наклонялись

И обратно возвращались

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

 

VI задание. Пьеро.

Пьеро – поэт рассеянный

Жил на улице Бассейной.

И такие вот задачки

Сочинял для вас, ребятки.

 

 

 

 

Ответ: на 4 больше?

 

 

 

Ответ: на 3 меньше?

 

Составление задач по рисунку проводится по следующей схеме. Учитель спрашивает, из каких частей состоит задача, что нам известно из задачи, что значит больше (меньше), каким действием будем решать задачу, почему; затем даётся решение задачи (ответ).

На правило вычитания можно дать такие задачи:

    Четыре воробушка спустились на грядки,

    Скачут и что-то клюют без оглядки.

    Котик-хитрюга внезапно подкрался,

    Мигом схватил одного и умчался.

    Вот как опасно клевать без оглядки.

    Сколько теперь их осталось на грядке?

 

    1, 2, 3, 4, 5 – кошка учится считать

    Потихоньку, понемножку приближаем к мышке кошку.

    Получаем мы ответ: кошка есть, а мышки нет.

 

VII задание. Папа Карло.

Очень трудное задание

Ожидает мальчиков.

1,2,3,4,5-

Задачу эту вам решать!

 

    Учитель. Ребята! Вы все знаете, что в каморке у папы Карло на стене висел старый холст с изображением огня и чана, где варилась похлёбка. Вот однажды, когда Буратино ушёл в театр, крыса Шушара прогрызла холст. Сосчитайте, сколько дыр она сделала в холсте? Возьмите фигуры и помогите Буратино заштопать холст. Но будьте внимательны! (какими свойствами обладает геометрическая фигура?)

Учитель предлагает детям рассмотреть фигуры, расположенные по рядам, и ответить на вопросы, какая фигура есть в каждом ряду, как она называется и почему.

 

 

?
?
?

 

 

VIII задание. Карабас Барабас.

Кто в соревнованьи победит

Конечно, лучший эрудит!

У меня сомнений нет –

Вы дадите мне ответ.

Учитель. Ребята, осталось самое последнее, самое трудное и ответственное задание – освободить Буратино, которого закрыл в домике Карабас Барабас. Посмотрите внимательно на ключ и подумайте, к какой замочной скважине он подойдёт?

 

I Х задание. Буратино.

Учитель (от имени Буратино). Молодцы, ребята! Вы спасли меня и выполнили все задания героев сказки. Вы очень хорошо играли, поэтому я вам приготовил небольшой сюрприз.

              Вам числа выданы не зря, несложен их ответ.

              Из них узнаете, друзья, мой небольшой секрет.

    (Какие числа называются чётными, нечётными).

 

6 11 13 4 7 8 1

Лод   ти     но      мо      ра     цы      Бу

( Открыть в порядке возрастания: сначала чётные, затем нечётные).

Читаем вместе: Молодцы, Буратино. Письмо Буратино:

              “Дорогие мои друзья-школьники!

Большое спасибо за помощь, которую вы мне оказали в решении сложных математических задач. Следующей осенью я тоже пойду в школу, чтобы стать таким умным, как вы.

    Знаю – кто уроки учит,

    Ключик золотой получит.

    С ним в мир знаний, мне поверь,

    Ты всегда откроешь дверь!                         Буратино.


[1] Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1985 стр.93

[2] Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978 стр.277

[3] Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986 стр.160

[4] Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца М.,1996 с.24

[5] Эльконин Д.Б. Психология игры М., 1978 стр.57

[6] Чилинрова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993 стр.6

[7] Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990 стр.12-13

[8] Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990

[9] Кружецкий В.А. Психология. М., 1986 стр.241

[10] Кружецкий В.А. Психология. М., 1986 стр.242

[11] Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982 стр.114

[12] Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982 стр.125

 

[13] Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах. 

[14] Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. М., 1996 стр.46

[15] Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987 стр.39

[16] Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” 1 класс //Начальная школа №1, 1999 стр.106-107

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...