Потребности как источник активности личности
Тема 6 ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА Потребности как источник активности личности Мотивы Направленность личности Роль профессиональных интересов в деятельности
Потребности как источник активности личности
Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека являются его потребности. Потребности побуждают человека действовать в определенном направлении и определенным образом, становятся мощным регулятором его жизни и деятельности, фактором его развития и саморазвития. Из этого следует то, что формирование, развитие и становление личности – это в определенном смысле слова процесс формирования и развития потребностей человека, прежде всего социальных: процесс развития потребностно-мотивационной сферы личности. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни. Потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития. Это своего рода состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Именно потребности вызывают у человека стремление принимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта. В потребностях человека выражаются характер и степень его зависимости от конкретных условий существования. Кроме того, сама обстановка может актуализировать различные потребности в человеческой жизнедеятельности.
Потребности не существуют в виде физиологических или психичес-ких устойчивых образований. Они проявляются в форме состояний организма и психики человека. По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта. Потребности имеют ряд особенностей (рис. 1).
Рис. 1. Особенности потребностей Существуют различные классификаций потребностей. Потребности различают по происхождениюи по предмету(рис. 2). По своему происхождению выделяют потребности естественные (простые) и культурные (сложные).
Рис. 2. Виды потребностей Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению. Регулирующая функция естественных потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Культурные потребности обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную. По предмету выделяют материальные и духовные потребности. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта). Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п. Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению – либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных. В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальными, групповыми или общества в целом. Потребности человека могут иметь общественный и личныйха-рактер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей человек использует результаты общественного труда. У человека могут проявляться ведущие (основные) потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию (приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации личности) и второстепенные (нежизненно важные потребности), которые в определенных обстоятельствах могут играть ведущую роль в детерминации поведения человека.
Есть и другие основания для классификаций потребностей человека. Так, например, потребности могут быть социально полезными и вредными, асоциальными; реальными, соответствующими возможностям данного человека и уровню развития социальной и природной среды его жизнедеятельности; иллюзорными, наделенными фантазиями личности. Если взять за основу содержание отражаемой в потребностях объективной реальности, то можно выделить следующие потребности: профессиональные, политические, правовые, нравственные и др. По времени существования потребности могут быть устойчивыми (периодически актуализирующиеся, длительные) и неустойчивыми (кратковременные, ситуативные). Потребности, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени, называют доминантными потребностями, а недоминантными те, которые косвенно влияют на особенности реализации первых. Следует признать, что в принципе каждая потребность в той или иной ситуации, при определенных обстоятельствах может стать доминантной. В психологии принято выделять три типа доминантных потребностей человека: ситуативные (кратковременные) потребности; жизненные, определяющие стратегию жизни, линию поведения человека (потребности длительного существования), и потребности деятельности (промежуточные между двумя первыми), которые представляют собой потребности текущих дел. Различают потребности теоретические (в познании) и практические (в предметно-практической деятельности). Потребности человека во многом обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей. Объект, ставший для человека потребностью, преобразуется в ее цель, побуждая и активизируя человека. Объекты потребностей обычно способны удовлетворить несколько различных потребностей человека. Те или иные стороны объекта, которые служат удовлетворению конкретных потребностей человека, принято называть предметами потребностей.
По мере развития человека (физиологического и психологического), становления его как личности развиваются, видоизменяются и его потребности. Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия, что, в свою очередь, ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности. Из этого следует – удовлетворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития, формирования и становления. Воспитание и актуализация у человека потребности в труде также являются непременными условиями развития личности. Отсутствие у человека этой потребности (труд является источником материальных и духовных благ, культуры в целом) неминуемо ведет к сужению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу – к ее деградации. Изучая потребностно-мотивационную сферу личности, следует учитывать, что основные ведущие потребности личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности. Наиболее популярной как в западной, так и в отечественной психо-логии является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу. Согласно этой концепции все потребности человека являются врожденными и в мотивационной сфере образуют иерархическую систему приоритетов (рис. 3). Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием лич-ности, высшие ее уровни «вызревают» лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Но, будучи сформированными, высшие уровни потребности, особенно потребности в самореализации, самосовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основ-ную отличительную особенность личности – ее направленность. В порядке очередности потребности располагаются в следующей последовательности.
Рис. 3. Классификация потребностей («пирамида» А. Маслоу)
Физиологические потребности являются основными, непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены хотя бы на самом минимальном уровне, прежде чем станут актуальными потребностями более высокого порядка. Это базовые, жизненные, основные естественные, природные, физические потребности: в воздухе, пище и другой энергетике, одежде, жилище, в продолжении рода и т.д. Формы и способы реализации этих потребностей имеют социальный, культурно окрашенный характер. Пока человек не удовлетворит базовые (нижние) потребности, более высокие потребности теряют для него мотивационную силу. Когда же физиологические потребности будут удовлетворены, для человека становятся значащими следующие потребности.
К числу других естественных, природных потребностей, имеющих вполне конкретно-содержательное наполнение, формы, средства и способы реализации, относятся: потребности в безопасности и защите и потребности в принадлежности и любви. Потребности в безопасности и защите (стабильность, чувство защищенности, избавление от страха и неудач, порядок, свобода от хаоса и т.п.). В этих потребностях отражается заинтересованность человека в выживании. Потребности в принадлежности и любви вступают в действие лишь тогда, когда удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности и защите. Когда эта потребность не удовлетворяется или удовлетворяется слабо, человек испытывает чувство одиночества, общественного остракизма. Потребности в самоуважении, по Маслоу, делятся на два основных типа: самоуважение и уважение со стороны других. Самоуважение включает такие понятия, как компетентность, уверенность, независимость, свобода. Уважение другими – это престиж, репутация, признание, статус, принятие. Познавательные (когнитивные) потребности – это потребность в знаниях, умениях, понимании, в творческом труде, в раскрытии своих способностей. Потребность в познании жизни, объективного мира реализуется: · через науку (главная особенность такого познания – объективность знаний), расширяющую возможности человека, делающую его более защищенным, позволяющую принимать более адекватные, правильные решения, успешнее прогнозировать свои действия и поступки; · искусство, в котором проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни; · религию, дающую человеку научную и религиозную картину мира; · собственный социальный, этнический, профессиональный и другой опыт; · через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, технических и других наук. Эстетические потребности включают в себя понимание человеком канонов красоты, гармонии, восприятие и осуществление поведения, деятельности, жизни в целом по законам красоты, неприятие безобразного, низменного, уродливого, нарушающего естественную и социальную гармонию. Когда описанные выше потребности удовлетворены, на первый план выступают потребности в самоактуализации, т.е. желание человека стать тем, кем он может стать. Достигая этого уровня иерархии потреб-ностей, человек добивается полного использования потенциала личности, своего таланта и способностей. Мотивы
Человек, испытывая нужду в чем-то, ищет возможность ее удовлетворить. Удовлетворить потребность можно только в активности, в духовной или физической деятельности. Промежуточным средством удовлетворения потребности, побуждающим человека к конкретной деятельности, выступает мотив. Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив – способ проявления потребности, психологическая форма ее существования. Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности. В отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение. В нем фиксируется собственно психологическое содержание, а именно тот внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом. Мотив характеризуется силой и устойчивостью (рис. 4); выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функции (рис. 5).
Рис. 4. Характеристики мотива
Рис. 5. Функции мотива
Выделяют различные виды мотивов (рис. 6).
Рис. 6. Классификация мотивов Биологические мотивы – это влечения, желания человека, обычно отражающие его биологические потребности. Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют значительную роль в жизни человека. Мотив достижения проявляется, как устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата в деятельности. Мотив избегания выражаются в стремлении личности выбрать либо легкие для себя цели, гарантирующие ей успех, либо очень трудные (в этом случае неудача воспринимается не как личный неуспех, а как следствие привходящих и не зависящих от личности обстоятельств). Мотив аффилиации (стремление к общению) проявляется как стремление личности наладить добрые, эмоциональные отношения с людьми. Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому поведению, является предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи (эмпатия). Мотив отвергания выражается в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми. Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться их расположения, влиять, направлять, диктовать условия, определять нормы и правила поведения и т.д. В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии. Предметные мотивы являются устойчивыми для личности, проявляются в различных ситуациях и видах деятельности, обеспечивают надситуационную устойчивость и своеобразие поведения личности. В этом качестве они становятся атрибутами личности, т.е. ее сущностными особенностями. Функциональные мотивы связаны с конкретными видами деятель-ности человека, например с учебной, профессиональной, общественно-политической и т.д. Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или неосознаваемыми. Если мотивы человека осознанные, он отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К осознанным мотивам можно отнести убеждения, идеалы, интересы. При неосознанных мотивах человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К неосознанным мотивам относятся установки, влечения. Поведение человека полимотивировано. Это значит, что в каждой конкретной ситуации актуализируется и действует не один, а несколько мотивов. Иерархия мотивов образует мотивационную сферу личности, которая в значительной степени определяет индивидуальность, неповторимость ее поведения и деятельности (рис. 7).
Рис. 7. Мотивационные состояния
Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. По мнению психологов, влечение – первичное проявление потребности, начальная стадия мотивационного процесса, который заканчивается осмыслением и в результате этого осмысления либо тормозится личностью, либо переходит в мотив и цель деятельности. Установка – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Обеспечивает устойчивый характер протекания соответствующей деятель-ности, служит основой целесообразной избирательной активности чело-века. В структуре установки выделяют три подструктуры: · когнитивную – совокупность того, что готов познать и воспринять человек; · эмоционально-оценочную – комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; · поведенческую – готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия. Интересы – это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и обусловливающие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности. Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Желание – это отражающие потребность переживания, перешедшие в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Стремление – это первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к ее объекту.
Направленность личности
Направленность личности – интегральное свойство, включающее потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и дея-тельности. Выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает. От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу. В направленности личности выражается содержание человека как общественного существа. В структуре направленности большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знания объективной действительности, но и признание их, безусловно, правильными, субъективно важными для деятельности личности. Идейная убежденность – это синтез знаний, интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений лич-ности. Направленность включает в себя несколько иерархически связанных форм. Она всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспи-тания. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности (рис. 8).
Рис. 8. Основные формы направленности личности Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих его моральный, идейно-нравственный облик. В структуру мировоззрения входят ее философские, социально-экономические, нравственные, правовые, эстетические и другие взгляды. Убеждение выражает единство социальных и профессиональных идеалов личности с соответствующими эмоциональными состояниями и навыками целенаправленной деятельности. Идеалы – ориентация на конкретные образцы социального поведения и профессиональной деятельности. На основе мировоззрения у человека формируются нравственные идеалы, т.е. созданные воображением образы, к которым он стремится, правосознание. Идеалом может стать конкретная (или воображаемая) личность, определенный образ жизни, поведение того или иного человека или группы людей, отдельная черта характера. Идеал человека возникает под воздействием жизни и воспитания, с различной степенью отчетливости осознается личностью и проходит путь от конкретного образа к обобщенному идеалу. Интересы – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик. Так, устойчивый, глубокий интерес к чему-либо может побуждать человека как к определенной общественно полезной, так и к противоправной деятельности. Широта и содержание интересов могут быть одной из наиболее ярких характеристик человека, определять полноценность его жизни. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т.е. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основания может выступать и стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Желание является осознанной потребностью индивида к чему-либо вполне определенному. Желание как форма направленности характеризуется осознанием человеком не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения. Влечение – это наиболее примитивная, по своей сути, биологическая форма направленности, выражающая недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечения могут быть естественными и сформировавшимися в социальных условиях. Естествен-ные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в очень незначительной мере могут регулироваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|