Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика констатирующего этапа эксперимента

Экспериментальное изучение особенностей развития понимания текста старшими дошкольниками с ОНР на материале сказок

Цель, задачи и организация констатирующего этапа эксперимента

Экспериментальное изучение особенностей развития понимания текста старшими дошкольниками с ОНР включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

База исследования детский центр «АБВГДейка» г. Петропавловска (р-ка Казахстан).

Методы исследования – беседа.

Время проведения – внеурочное.

Форма организации констатирующего эксперимента – индивидуальная.

1 этап – констатирующий этап эксперимента.

Цель констатирующего этапа эксперимента: выявление уровня сформированности понимания текста старших дошкольников с ОНР, входящих в экспериментальную и контрольную группы на начало констатирующего эксперимента.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

1.определить уровень сформированности понимания текста старших дошкольников с ОНР;

2. отобрать методики, направленные развитие понимания текста.

Самой трудной формой импрессивной речи является понимание текста. Это один из сложных аспектов обследования понимания речи, т.к. в нем выявляется взаимодействие процессов мышления, восприятия и понимания речи.

Специалистами в области психологии и логопедии неоднократно отмечалось, что у детей, имеющих нарушения моторной стороны речи, всегда в какой-то степени выявляются и нарушения ее рецепторной стороны, касающиеся процессов восприятия. Это обусловливает качественное своеобразие процесса понимания текста уже на самых ранних этапах развития ребенка.

Н. Г. Морозова считает, что дошкольник не может успешно решать две задачи — овладеть техникой чтения и процессом понимания, т.к. процесс чтения не является для него подсобной операцией для восприятия содержания.

Затруднения в понимании текста происходят еще и потому, что восприятие письменного текста психологически коренным образом отличается от восприятия устной речи.

Н. Г. Морозова выделяет три основные ступени понимания текста: понимание предметного или фактического содержания текста, т.е. усвоение информации о предметах, фактах, событиях; понимание подтекста, т.е. непрямо выраженной мысли; понимание отношения читателя к содержанию.

Понимание текста включает в себя:

• понимание значения слов, т.е. установление предметной соотнесенности между словами и явлениями действительности;

• образование связей между словами;

• образование связей между фразами;

• образование связей между частями текста (абзацами, главами и т.п.).

Методика констатирующего этапа эксперимента

Разрабатывая задания на развитие у дошкольников понимания текстов, мы опирались на точку зрения А.А.Леонтьева, согласно которой «понимание текста – это процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления. Понятно то, что может быть иначе выражено».

Для определения уровня понимания смысла текста детям предлагалось прослушать сказку отечественного автора В. Г. Сутеева «Три котенка».

В соответствии с методикой Ф. А. Сохина, которая предполагает у детей формирование осознания того, что линейная последовательность слов в предложении выражает конкретный смысл, а в результате нарушения линейной последовательности высказывания выражение смысла и, следовательно, его понимание становится невозможным.

Опираясь на современные психолингвистические представления о строении текста, его основных характеристиках и этапах речевой деятельности, обеспечивающих их, мы разработали задания на выявление уровня понимания текста дошкольниками с ОНР.

Первоначально детям предлагалось прослушать короткий текст из тринадцати предложений, затем выполнить разработанные задания.

Задания на выявления уровня понимания текста были представлены в таблице 1.

Таблица 1. Задания на выявления уровня понимания текста

  Ф.И. учащегося Содержание заданий
воспроизведе - ние   компрессия конструиро - вание аудирование
                       
                         
                         

 

Содержание заданий было разработано таким образом, чтобы дети имели возможность проявить результаты понимания как в вербальном плане,

так и в плане действия. Содержание заданий на выявления уровня понимания текста были представлены в таблице 2.

Таблица 2. Содержание задания на выявление уровня понимания текста

Воспроизведение
  О чем текст?
  Кто главные герои сказки?
  Что делают главные герои?
Компрессию
  самостоятельно придумать заглавие к прослушанному тексту
  выбрать заглавие к прослушанному тексту из нескольких, предложенных логопедом
  передать содержание текста одним предложением
Конструирование
  по предложенному заглавию придумать текст, содержание которого соответствует заглавию;
  прослушать начало предложенного текста, придумать его продолжение
  прослушать середину предложенного текста, придумать его окончание
Аудирование
  прослушать текст, выбрать один из предложенных рисунков, который иллюстрирует основную мысль текста («Послушай и определи, какой из рисунков подходит?»).
  прослушать текст и определить расхождение между его содержанием и рисунком, предложенным логопедом для раскрытия основной мысли текста («Найди расхождения между рассказом и рисунком»).
  прослушать текст и соотнести его содержание с серией рисунков размещённых в «хаотической» последовательности («Послушай текст и определи, по порядку ли расположены рисунки?»).

 

Таким образом, каждый вопрос максимально оценивается в 3 балла, минимально – 0 баллов. По итогам опроса из 12 вопросов учащийся максимально набирает 36 баллов, минимально – 0 баллов.

В результате подсчета можно выделить следующие уровни знаний учащихся: высокий уровень (от 33 до 36 баллов), уровень выше среднего (от 23 до 33 баллов), средний уровень (от 18 до 23 баллов), уровень ниже среднего 9от 10 до 18 баллов), низкий уровень (от 0 до 10 баллов).

Критерии оценки уровня:

Высокий уровень (33 – 36 балла)оценивается в целостном восприятии текста, включая понимания скрытого смысла текста Ребенок отвечает на все вопросы по содержанию, самостоятельно придумывает заглавие к прослушанному тексту, передает содержание текста одним предложением, по предложенному заглавию может придумать текст, после прослушивания начала или середины текста без затруднений продолжает его продолжение и окончание. Не возникает затруднений в выборе одного рисунка, который иллюстрирует основную мысль текста, не испытывает трудности в раскрытии основной мысли текста, может соотнести содержание текста с серией рисунков.

Уровень выше среднего (23 – 33 балла) оценивается в понимание всех смысловых частей текста. Ребенок отвечает на все вопросы по содержанию, самостоятельно придумывает заглавие к прослушанному тексту, а также включая вопросы, относящиеся к скрытому смыслу текста. Не возникает затруднений в выборе одного рисунка, который иллюстрирует основную мысль текста, не испытывает трудности в раскрытии основной мысли текста, может соотнести содержание текста с серией рисунков.

Средний уровень (18 – 23 балла) оценивается в понимании только ключевых частей текста. Ребенок с помощью педагога отвечает на большинство вопросов по содержанию. Понимание причинно-следственных отношений затруднено. Испытывает затруднение в раскрытии скрытого смысла текста. Возникают трудности в выборе одного рисунка, который иллюстрирует основную мысль текста, не может соотнести содержание текста с серией рисунков.

Уровень ниже среднего(9 – 18 баллов) оценивается во фрагментарном осмысление текста. Ребенок отвечает только на небольшую часть вопросов педагога по содержанию. Выраженные затруднения в осмыслении причинно-следственных связей, пространственных и временных отношений. Испытывает затруднение в раскрытии скрытого смысла текста. Возникают трудности в выборе одного рисунка, который иллюстрирует основную мысль текста, не может соотнести содержание текста с серией рисунков.

Низкий уровень (0 – 10 баллов) оценивается в выраженных трудностях в овладении смысловым образом текста. Однословные ответы по содержанию текста, с помощью педагога. Непонимание причинно-следственных связей, пространственных и временных отношений. Затрудняется в определении скрытого смысла текста. Испытывает трудности в выборе предоставленных рисунков, не может соотнести содержание текста с серией рисунков.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...