Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественное своеобразие

ЛЕКЦИЯ 4. Поэмы Пушкина и его проза.

Руслан и Людмила»

2. Южные поэмы

3. «Борис Годунов»

Евгений Онегин»

Реалистические поэмы

Маленькие трагедии»

Повести Белкина»

Пиковая дама»

Капитанская дочка»

 

  1. «Руслан и Людмила»

«Руслан и Людмила» (1817-1820) Известный пролог «У лукоморья..» написан в конце 1824-1825 гг.

Не первая:«Монах», «Бова» - слабые, ученич.

Взорвала весь литературный свет: одни неистово ругали за нарушение всех возможных правил и безнравственность,другие так же неистово вознесли на поэт. Олимп – за то же. Новаторство на уровне содержания и формы.

Основа сюжета поэмы – похищение невесты прямо с брачного пира,ложа и поиски ее героем. Смесь ситуаций традиц. сказочных и волшебно-рыцарских пр-ний. При этом – не подраж., а оригинальное пр-е.

Оригинальность и новаторство – в смелом разрушении классицистического принципа построения поэмы, нарушение иерархии жанров и видов.

Пафос – героический, сюжет – о историческом прошлом, но поэма – отнюдь не историческая, Поэма «Руслан и Людмила» не столько о прошлом, сколько о современности и о будущем. Проникнутая радостным ощущением возможностей земного счастья, охваченная неудержимым стремлением к свободе, она обличает коварство и зло во имя гуманности. Ее главенствующая мысль громко звучит в напутственных словах добролюбивого Финна Руслану: «Но зла промчится быстрый миг… С надеждой, верою веселой Иди на все, не унывай…». Перемешаны и героика, и любовь, и даже – о ужас! – эротика.

Герои – вначале – князья=рыцари, но потом – каждый из них обретает плоть и хотя бы наметки характера, не схемы – а люди, а Людмила – не бесплотная героиня романтич. баллады Жуковского, а земная, жизнерадостная и немного ветреная девушка. Проходя по мостику над ревущими волнами, она собирается прыгнуть вниз. как настоящая классиц. героиня, но…передумывает. Или:

Мне не страшна злодея власть:

Людмила умереть умеет!

Не нужно мне твоих шатров,

Ни скучных песен, ни пиров –

Не стану есть, не буду слушать!»

Подумала и стала кушать.

 

Конечно, еще не полновесные х-ры, но уже и не голые схемы

Композиция: Впервые –в истории отечественной поэмы вводит образ автора-повествователя, который дерзко вмешивается в ход событий, общается с читателем, откликается на какие-то совр. события, исповедуется перед чит-лем.. прив. к необычной манере повествования: интимность, непосредственность, ирония…Имеет дерзость прерывать действие в самых увлек. местах- лирич. отступл., всегда непринужд., остроумными – часто о себе.

Язык: церковнославянизмы (классицизм) прекрасно уживаются с разговорной речью совр. пушкину образованного круга, причем не только «высокие», но и низкие, и даже – о ужас! – просторечия: «завизжала, растянулся». Это противоречило не т. правилам классицизма, но и сентиментализма.

Изобразит. средства – необычайно просты, произаичны, смелы и дерзки. И точны.

Размер – четырехстопный ямб, поэт не стремится к правильным чередованиям рифм, кни к упорядоч. строфике. – Краткий, энергичный стих, отраж. многоцветность чувсв и мыслей - воспринимался как прорыв, освобождение от длинного, замедленно-тягучего торж. 6-стопного ямба, характ. для тогд. поэзии.

Пародия – не только на класс., сентим.: героиня не только не бросается в бурные волны, когда оказывается в плену у злобного Карлы, как должны были герои классиц., но даже не стесняется перекусить:«подумала – и стала кушать». Также пародия и на романтизм: так, уединенный монастырь из романт. поэмы Жук. «12 спящих дев» превращ. в веселый дом с жрицами любви.

Перевернуло все устоявшиеся предст. о поэме. В чем только не обвиняли. Прежде всего – в аморальности, «площадном» языке, грубом нарушении всех правил пиитики и эстет. вкуса. Но – другие – знамя новой литературы. Спор о класс. и романтизме был решен в пользу последнего – благодаря «Р. и Л.» - начиналась «эпоха обновления РЛ» (Белинский о поэме)

Этой поэмой завершается петербургский. этап творчества П., во многом ученический тоже. Своей оригинальностью и новизной она окончательно закрепила славу П. как первостепенного русск. поэта, вызвав многочисл. подражания.

 

Южные поэмы

Южные поэмыследующая ступень в развитии пушкинского романтизма. Пушкин причисляет себя к тем романтикам, которым присущи поэтическое новаторство, нарушение отживших форм и традиций. Именно в таком духе написаны «Кавказский пленник» 1820-21, «Братья-разбойники»(1821-1822), «Бахчисарайский фонтан» (1821-23), «Цыганы» (1824).

Проблема героя: Пушкин ставит целью не изображение своего внутреннего мира в виде исповеди, а создание характера с чертами, присущими молодежи двадцатых годов, а именно: «равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, преждевременную старость души» (в письме Горчакову в 1822г.): Эта новая задача требовала иной формы, отличной от общеизвестного представления о байроновских образцах. Поэтому жанр Пушкин определит как повесть.

Главная тема — поиски свободы. В этом причина бегства Пленника из привычной (европейской) жизни. Родственность душевных устремлений героя и вольных горцев подчеркнута в поэме. Описание природы и нравов дополняет характеристику героя. Для Пушкина — «черкесы, их обычаи и нравы занимают большую и лучшую часть повести».

Центральный эпизод — объяснение Пленника с Черкешенкой. Трагическая развязка заложена в характерах героев: Пленник еще не исцелился от прежней любви, любовь Черкешенки наивна. Противоречия намечены резко — слова Черкешенки «Свободу, родину забудь» Пленник принять не может. Успокоение души, усыпление чувств не для него. Отсюда берет начало будущий характер Онегина.

Отдавая дань проблеме народности на уровне ее тогдашнего понимания, Пушкин во все южные поэмы вводит народную песню. Ее эволюция может служить еще одним доказательством развития творчества Пушкина от романтизма к реализму.

«Цыганы» — не только последняя из южных поэм, но и завершающая, самая зрелая. «Пушкин исчерпал романтическую тему» (Томашевский).

«Цыганы» (1824) обычно включаются в круг южных поэм. А между тем это произведение уже явно порывает с их последовательным романтизмом. Начатое в Одессе, оно завершалось в Михайловском.

Ведущая проблема поэмы «Цыганы» — неудовлетворенность окружающей действительностью и вытекающие отсюда поиски счастья, социальной гармонии. Основой ее сюжета послужили личные наблюдения поэта над бытом цыган. По свидетельству брата поэта, Пушкин в 1822 году, будучи в Кишиневе, «исчез и пропадал несколько дней. Дни эти он прокочевал с цыганским табором, и это породило впоследствии поэму „Цыганы“.

Романтизм поэмы: - в предмете изображения – главном герое. Исп. романт. ср-ва в его обрисовке.

Но определ. метод – реалистический: Основной идейный смысл и пафос поэмы „Цыганы“ уже не в утверждении, не в превознесении, а в разоблачении романтическо-байронического героя, так распространенного и модного в тогдашней западноевропейской и русской литературе. По справедливому мнению Белинского, эта поэма — „неумолимо-трагический и вместе с тем горько-иронический“ суд над Алеко и над подобными ему людьми. Алеко показывается в присущей ему противоречивости и социальной обусловленности, Пушкин, сострадая Алеко, отмечает его положительные свойства. В городских условиях Алеко — носитель прогрессивной идейности, протестант, преследуемый законом, враг утеснительного, праздного высшего света, добровольный из него изгнанник.

„Душным городам“, высшему свету в поэме противопоставляются нравы, этические нормы, быт простого народа, цыганской общины, а образу Алеко — Старый цыган. Нравы цыган, добрые, мирные и истинно вольные, определяются не внешними законами, а внутренним самосознанием. Но Алеко не мог сродниться с обычаями людей „бродящей бедности и воли“. В нем слишком еще сильны индивидуалистические предрассудки общества, которое он возненавидел и покинул. Алеко не способен возвыситься до понимания той душевной щедрости и широты, которые олицетворяет Старый цыган — представитель народного сознания.

Старый цыган, признавая право на новую любовь, прощает Мариуле уход от него. Алеко же, этот, по определению Белинского, „турок в душе“, «чудовищный эгоист», признает только свое право индивидуалиста на обладание разлюбившей его женщиной или на месть ей и ее любимому. Он осуждает Старика, простившего Мариулу.

Алеко требовал прав и свободы лишь для себя. Попытки Алеко сблизиться с цыганами, стать вровень с простыми людьми окончились полным крахом.

«Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним —
Не нужно крови нам и стонов —
Но жить с убийцей не хотим…
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли;
Ужасен нам твой будет глас:
Мы робки и добры душою,
Ты зол и смел — оставь же нас,
Прости, да будет мир с тобою».
Сказал — и шумною толпою
Поднялся табор кочевой
С долины страшного ночлега.

Однако – и это признак реализма – образ Алеко не однозначен.

В споре об Алеко не правы и те, кто признает в нем лишь отрицательные черты, определяющие его развенчание (Н. К. Гудзий, И. В. Сергиевский), и те, кто видит в нем только изображение трагической безысходности (Б. В. Томашевский, А. Л. Слонимский). Образ Алеко более сложен. Пушкин, во многом сочувствуя ему, считал главной своей целью разоблачение его индивидуализма, приведшего к трагической потере им разумной воли. Поиски идеала вели поэта от сильного одинокого героя, противопоставленного толпе, к народу.

Причины трагедии также объясняются реалистично: Алеко не нашел душевного покоя на лоне природы не только потому, что он еще не стремился уйти от привычных ему индивидуалистических интересов, его развративших. Весь дальнейший ход событий, обостряя трагизм Алеко, наряду с осуждением, как главной тенденцией, вызывает к нему и сочувствие. Цивилизация не деградация, не порча нравов, а приобретение, высший этап развития человечества, и люди, приобщившиеся к ней, не могут вернуться вспять — таков вывод Пушкина. Поэт выступал не против цивилизации, а против ее искаженных, уродливых форм

Для Пушкина было ясно, что нравы простого народа, трудолюбивого, доброжелательного, мирного, противоположны эгоистической морали господствующих сословий. Но он в то же время не может признать и жизнь народа идеальной, счастливой, а законы «естественной» жизни на лоне природы «развязывающими» все «проклятые» вопросы. В поэме «Цыганы» с еще большей силой, нежели в «Кавказском пленнике», оспаривается руссоистская идеализация «естественной» жизни.

Переходя на позиции реализма, Пушкин показывает противоречия и в самих нравах цыган. Возвышая Старого цыгана, он отнюдь не идеализирует Земфиру. Ее пылкий, своевольный характер проявляется лишь в чувственной страсти. Земфира повторяет путь Мариулы, своей матери, которая ради любовной страсти пренебрегла брачно-семейными обязанностями, даже материнским долгом, разбила судьбу Старого цыгана, бросила «маленькую дочь».

Свобода, как неограниченная эгоистическая воля, критикуется Пушкиным и в действиях Алеко, и в поступках Мариулы — Земфиры.

Ни цивилизация, ни естественная природа не приносят людям необходимой социально-нравственной гармонии, не избавляют их от эгоистических страстей. Безмятежность цыган призрачна, их счастье иллюзорно: «Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны!»

Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны,
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.

Персонажи - это глубоко обозначенные типы – признак реализма: Алеко — молодой человек дворянской фронды 20-х годов, состоявший в несомненной связи с прогрессивными людьми той поры; Старый цыган — олицетворение народной простоты, мудрости и нравственности; Мариула и Земфира — проявление односторонне понятой таборной воли.

Если в южных поэмах Пушкин стремился к поэзии необычного, то в поэме «Цыганы» его влечет главным образом поэзия повседневного. Типические образы цыган воссоздаются в подробно очерченных типических обстоятельствах. Быт и нравы «дикого племени» рисуются в блистательно-точных «местных красках».

Реалистическая композиция: - сюжет не прерывистый, вершинный, а последовательно развивающийся.

- в отл. от романт. поэм, субъект- лир. мотивы т. в начале и в конце, поэма драматизирована – диалоги ок. половины поэмы.

- романт. недосказанность свед. до минимума, реалист. мотивации происходящего, ясный эпилог-вывод

- просторечно-разгов. язык, мало книжной, высокой лексики, конкретность и точность в изображении, лаконичность описаний и реплик.

 

От романтической субъективности к реалистической объективности, от лиричности к эпичности и драматичности — таков путь Пушкина в создании этой поэмы.

 

 

3. «Борис Годунов»

Написана под влиянием чтения «Истории государства Российского» и посвящена периоду царствования Бориса Годунова с 1598 года по 1605 год и вторжению Лжедмитрия I. На встрече с императором Николаем I (которая положила конец ссылке) Пушкин читал ему отрывки из «Бориса Годунова».

Драма написана в подражание историческим хроникам Шекспира — преимущественно белым стихом с несколькими прозаическими сценами

Полностью пьеса была впервые опубликована (с цензурными сокращениями) в конце декабря 1830 с датой издания 1831, но поставлена на сцене только в 1866. Причиной тому — предполагаемая несценичность произведения. Но главное — до 1866 трагедия была запрещена для представления на сцене. С цензурными изъятиями и сокращениями была поставлена впервые 17 сентября 1870 на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра[1].

Первые драматургические замыслы Пушкина относятся к началу двадцатых годов, они соответствовали распространенным представлением о комедии и особенностям изображения трагического персонажа (Вадим Новгородский) и осуществлены не были Завершенная необычайно быстро трагедия «Борис Годунов» (1825) свидетельствовала о реалистическом методе Пушкина Интерес к законам истории, историзм — одна из основных черт пушкинского реализма Хотя сюжет возник под влиянием чтения Истории Государства Российского Карамзина, и версию гибели царевича Дмитрия Пушкин заимствовал у него же, само понимание хода исторического процесса у поэта иное. Историзм творчества Пушкина — это его законы развития жизни. В соответствий с ними Пушкин в противовес Карамзину, говорящему, что история принадлежит царю, утверждает: «История принадлежит поэту» Именно с этих позиций организован материал в трагедии.

Содержание.

В трагедии "Борис Годунов" Пушкин пишет о о незаконном восшествии на престол Бориса Годунова и вечном страхе перед потерей трона. А здесь еще пролилась кровь царевича Дмитрия, законного наследника трона, малолетнего сына Иоанна Грозного. Все в этом обвиняли Годунова, и Шуйский, посланный расследовать это злодейство, обнаружил тому подтверждение. Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия.

Александр Сергеевич Пушкин придерживается исторической версии, что убийство царевича Дмитрия, наследника престола, необходимо было Борису Годунову, жаждущему власти.

Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха.

Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное — против него народ.
Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье и мятеж».
Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

Это основная мысль трагедии «Борис Годунов». России необходима крепкая власть, но не замешанная на крови, а иначе все рассыплется в прах — таков неумолимый закон жизни.
Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же всегда остается в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы.
Народ безмолвствует и не может ничего изменить самостоятельно. Пока же народу остается ждать, терпеть, надеяться теперь... на Лжедмитрия.

 

Пушкин отказывается от законов классицистической драматургии. Трагедия делится не на акты, а сцены, в ней большое количество персонажей (около 60). Обязательные три единства также претерпевают изменения и становятся чертами реалистической поэтики. Так единство цели — это судьба России; единство места — действие происходит везде, где решается в эпоху Смутного времени судьба России; единство времени — период царствования Бориса Годунова, ибо над существованием России возникла угроза.

Время в трагедии расписано по календарю. Первые три сцены — своего рода пролог к началу царствования нового правителя. Действие в них происходит в течение суток. Сцены, происходящие при царе Борисе, передают последовательность нарастающих) конфликта, втягивание в борьбу за власть различных социальных групп.

Действие начинается в Кремлевских палатах и завершается в Кремле на площади, где находится дом Борисов. Центральные сцены также происходят в Кремле в Царской Думе и на площади перед собором в Москве.

Пушкинское понимание возможности спасения государства связано с идеей покаяния, которую предлагает Патриарх государю.

Проблема народности имела для Пушкина два аспекта: отражение народных этических представлений («Евгений Онегин») и роль народа в истории («Борис Годунов»). Как историческая драма «Борис Годунов» противостояла романтической драме, где герой — рупор авторских идей. Как политическая трагедия пьеса ставила современные проблемы: роль народа в истории и природа тиранической власти.

Деградация власти, покинутой народом, — закономерность. С точки зрения Лотмана Ю. М., в изображении народа Пушкин чужд просветительских идей. Противоречива позиция народа: негодование против преступной власти Бориса перерождается в бунт в защиту Самозванца, который также приходит к власти через обман и убийство. Пушкин создает собирательный образ народа, проходящий эволюцию, и образы его представителей: Наиболее интересно решение образа Юродивого.

Трагедия ознаменовала полный отход Пушкина от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению образов персонажей.

Пушкин использовал для сюжета народный слух об убийстве цесаревича Дмитрия по приказу Бориса Годунова, что исторически не подтверждено.

Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Пушкин даёт абсолютно чёткое определение: любая власть есть насилие, а значит, зло.

И еще одна (не одна – но важнейшая – тема совести Монолог Бориса.

Достиг я высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе. Не так ли Мы смолоду влюбляемся и алчем Утех любви, но только утолим Сердечный глад мгновенным обладаньем, Уж, охладев, скучаем и томимся?.. Напрасно мне кудесники сулят Дни долгие, дни власти безмятежной — Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе. Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить, Щедротами любовь его снискать — Но отложил пустое попеченье: Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. Безумны мы, когда народный плеск Иль ярый вопль тревожит сердце наше! Бог насылал на землю нашу глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы — Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви. В семье моей я мнил найти отраду, Я дочь мою мнил осчастливить браком — Как буря, смерть уносит жениха... И тут молва лукаво нарекает Виновником дочернего вдовства Меня, меня, несчастного отца!.. Кто ни умрет, я всех убийца тайный:Я ускорил Феодора кончину, Я отравил свою сестру царицу, Монахиню смиренную... всё я! Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто... едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою. — Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда — беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И всe тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах... И рад бежать, да некуда... ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.  

Последняя сцена:

  • В Москве царь Борис внезапно умирает, успев благословить сына Федора на царство. Бояре провозглашают власть Лжедмитрия и провоцируют на бунт против детей Годунова. Бояре входят в дом, где скрывается царь Федор с сестрой и их мать, и душат их. Боярин Мосальский объявляет народу: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!». Народ безмолвствует.

 

Народ

Расступитесь, расступитесь. Бояре идут.

Они входят в дом.

 

Один из народа

Зачем они пришли?

Другой

А верно, приводить к присяге Феодора Годунова.

Третий

В самом деле? — слышишь, какой в доме шум! Тревога, дерутся...

Народ

Слышишь? визг! — это женский голос — взойдем! — Двери заперты — крики замолкли.

Отворяются двери. Мосальский является на крыльце.

 

Мосальский

Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.

Народ в ужасе молчит.

Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Народ безмолвствует.

 

 

Евгений Онегин

написан в 1823—1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности.

Роман в стихах «Евгений Онегин» был начат Пушкиным в южной ссылке (1823г.) и закончен в период, называемый «Болдинской осенью» (1830 г.). – свыше 7 лет. В 1831 году поэт переделал последнюю главу и написал письмо Онегина к Татьяне. Роман состоит из 8 глав. Действие его развивается с 1819 по1825 год. Пушкин воссоздает в романе духовную атмосферу общества, собственный духовный рост и развитие своих героев.

Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции

Сюжет

В целом, в романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века (с 1819 по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, время правления Александра I.) то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.

Сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него — любовная история Число героев ограничено. Онегин, Ленский, Татьяна и Ольга противопоставлены друг другу. В основу сюжета положены чувства героев — любовь Татьяны к Онегину, Ленского к Ольге, дружба Онегина и Ленского. Центральным событием романа является дуэль Онегина с Ленским, которая коренным образом меняет судьбы всех главных героев.

Роман начинается с сетований молодого дворянина Евгения Онегина по поводу болезни своего дядюшки, вынудившего Евгения покинуть Петербург и отправиться к одру больного, чтобы проститься с ним. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника. Повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина. Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в не самой успешной дворянской семье:

  Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец.  

Онегин получил соответствующее воспитание — сначала, имея гувернантку Madame (не путать с нянькой), затем — гувернёра-француза, не утруждавшего своего воспитанника обилием занятий. Пушкин подчёркивает, что образование и воспитание Евгения были типичны для человека его среды (дворянина, которым с детства занимались учителя-иностранцы).

Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими развлечениями, но эта постоянная череда забав привела героя к хандре. Евгений уезжает к дяде в деревню. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, но и здесь его одолевает хандра.

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблён в Ольгу Ларину, дочь местного помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Ольга младше сестры на один год, она внешне красива, но неинтересна Онегину:

  Неужто ты влюблён в меньшую? — А что? — Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет.  

Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным на именины Татьяны. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать, обещая, что никого из гостей-соседей не будет. На самом деле, приехав на торжество, Онегин обнаруживает «пир огромный», что его злит не на шутку.

  […] Надулся он и, негодуя, Поклялся Ленского взбесить, И уж порядком отомстить.  

 

На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.

Через три года он появляется в Петербурге и встречает Татьяну. Теперь она — важная светская дама, жена генерала. Онегин влюбляется в неё и пытается её добиться, но на этот раз отвергают уже его. Татьяна признаётся, что по-прежнему любит Евгения, но говорит, что должна остаться верной мужу.

  Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.  

На этом повествование прерывается. Автор оставляет обескураженного Евгения и в нескольких репликах прощается с читателями и со своим многолетним трудом.

Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма.

«Евгений Онегин» — роман весьма сложный в жанрово-видовом выражении. Своеобразен жанр произведения — «роман в стихах». В письме к П. Вяземскому поэт высказывается так: «Пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница».

Сплав эпического и лирического: В своем произведении Пушкин объективно и реалистически изображает современную ему эпоху через историю героя и сюжет, что является романным признаком (эпическое): синтез романных жанров: роман-биография, роман воспитания, роман-путешествие, любовный роман, авантюрный роман. Это роман социально-бытовой по захвату быта и нравов и социально-психологический по глубине и разнообразию отображаемых в персонажах чувств, мыслей и идей.

Но роман Пушкина стихотворный и его лиризм, активность авторского поэтического голоса придает ему особое своеобразие (лирическое ): лирические отступления, синтез лирич. жанров – элегия, послание, эпитафия, эклога, ода, многочисл. пародии. В лирических отступлениях главный герой- автор, его внутр. мир. Это роман о духовном взрослении не только героев, но и автора.

Из всего этого складывается уникальное жанровое единство, к-е П. назвал – «свободный роман»

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал.

Композиция. Сложная структура повествования обусловлена жан­ровыми и стилевыми особенностями романа. «Евгений Онегин» «роман в романе». «Внутренний» план повествования — история любви Онегина и Татьяны, Лен­ского и Ольги. Но на «внешнем» плане повествования можно обнаружить своеобразный «сверхсюжет» — разго­вор повествователя-поэта (прообраз которого — сам ав­тор) с читателем (сам Пушкин говорил, что роман «тре­бует болтовни»). Это история жизни поэта, обрастающая многочисленными историко-культурными и литератур­ными реминисценциями.

Несложный сюжет романа обрастает множеством социально-исторических и культурных контекстов, что позволило В. Г. Белинскому назвать роман энциклопе­дией: «„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Представлена широкая панорама жизни русского дворянства, подробно воссоздаются такие важные историко-культурные пространства, как Петербург, Москва, деревня, провинция (из них складывается достаточно полный образ России). В текст включаются цитаты или аллюзии на близкие по жизненному материалу произве­дения европейских и русских (например, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина и др.) писателей.

Сюжет романа несложен и делится на две части:

главы с первой по седьмую — история любви Татья­ны к Онегину (параллельно развивается сюжетная линия Ленского и Ольги);

глава восьмая — история любви Онегина к Татьяне.

Эти сюжеты отражаются друг в друге. Кульминацией каждого из них служит письмо, а развязкой — ответный монолог-отповедь. Кульминацией всего сюжета можно считать дуэль (после нее меняется система персонажей, исключаются две важные фигуры — Ленский и Ольга).

Важную сюжетно-композиционную функцию выпол­няют экскурсы в прошлое героев, пейзажные и другие лирические отступления.

Отдельное место занимает «Путешествие Онегина», первоначально задуманное как восьмая глава романа. Оно сохранилось в отрывках.

Существенная особенность сюжета — подчеркнутый отказ от привычных, традиционных, «ожидаемых» для читателя сюжетных ходов (прежде всего это мог бы быть настоящий роман между Онегиным и Татьяной, со все­ми характерными для такого романа перипетиями). Та­ким образом создается ощущение непредсказуемости и разнообразия возможностей, как будто бы изображаемое происходит в самой жизни, а не в романе (еще одно вы­ражение этой идеи — дополнительные «варианты» судь­бы Ленского, условно предлагаемые читателю уже после смерти героя в главе).

Герои. Центральный образ, Евгений Онегин, представляет собой реалистический тип молодого человека, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и общественной средой. Онегин описан автором в противоречиях. С одной стороны, это молодой дворянский интеллигент, умный, благородный, способный к сильным чувствам. Но неумение трудиться («Труд упорный ему был тошен»), жажда однообразных удовольствий, отсутствие реального дела, «жизнь без цели, без трудов» делает его пресыщенным жизнью и чувствами индивидуалистом и эгоистом, живущим в скуке и хандре.

Читатель видит, как складывается характер героя, мы узнаем, чему его учили, как он проводил время. Хотя Евгений «учился чему-нибудь и как-нибудь», уровень его культуры довольно высок. Он порождение своего общества, но при этом чужд ему. Пустота жизни мучает Онегина, он во всем разочаровывается. Характер Онегина обусловливает его поступки. Он искренне привязывается к Ленскому, но порывы его души сталкиваются с привычными, внушенными светским обществом правилами поведения. Соблюдая негласные законы чести, Онегин фактически убивает на поединке Ленского.

И в от общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот начем вертится мир! —
восклицает поэт.

Чувства Онегина оскудели, любовь Татьяны он отверг, слишком рассудочно и притворно его отношение к любви. Привыкший и усвоивший светские «истины», «науку страсти нежной», Онегин лишен самой способности любить.

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать...

Лишь череда потрясений — убийство Ленского, встреча с Татьяной, ставшей женой генерала, светской дамой, — заставили Онегина обрести способность к большому и сильному чувству.

Отношения автора к Онегину на протяжении всего повествования ироническое, но благодушное. Онегин для Пушкина не только «забав и роскоши дитя», законодатель мод, завсегдатай театральных кулис, искусный знаток «науки страсти нежной», но и беспокойный, остро критический, ищущий ум, проявляющий недовольство окружающей действительностью. Пушкин подчеркивает благородство поведения своего героя, Онегин не обманул Татьяну, не воспользовался «доверчивостью души невинной».

Пушкин стремился дать в образе Евгения Онегина типическое обобщение характерного явления в жизни современного ему общества. Это реалистический тип молодого человека, жизнь и судьба которого обусловлены не только его личными качествами, но и определенной общественной средой начала XIX века. Скептицизм и разочарование Онегина — это отражение общего состояния, которое охватило в начале века значительную часть дворянской интеллигенции.

Своеобразно противостоит Онегину другой герой романа — Владимир Ленский. Молодые герои романа подчеркнуто контрастны: «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». Пылкий восторженный романтик, «поклонник Канта и поэт» не имеет реального представления о жизни. Дворянский патриархальный быт и заимствованная европейская культура определили романтический настрой мыслей и чувств Ленского.

По ироническому замечанию Пушкина

Он пел разлуку и печаль,
И не что, и туманну даль,
И романтические розы...

Автор не дает ответа на вопрос о том, как бы сложилась судьба Ленского в дальнейшем. Женившись на Ольге Лариной, бездушной посредственной кокетке, он мог стать заурядным помещиком, повторившим судьбу отца сестер Лариных:

Он умер в час перед обедом,
Оплаканный своим соседом,
Детьми и верною женой.
Чистосердечней,чеминой.
Он был простой и добрый барин,
И там, где прах его лежит,
Надгробный памятник гласит:
Смиренный грешник Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир,
Под камнем сим в кушает мир.

Но Ленский мог стать и настоящ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...