Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.
С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательская работа была проведена на базе ДОУ № 16 «Колокольчик» пос. Иноземцево в подготовительной группе. На первый взгляд в этой группе способных детей нет, они проявляют интерес и активность, но эпизодически и нерегулярно. У детей есть интерес, но технические навыки отсутствуют. Дети предпочитают рисовать карандашом и красками. При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы: наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления; эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий; диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений; анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка; метод исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. Целью исследовательской работы является выявление и развитие творческих способностей у детей подготовительной группы, путем проведения занимательных занятий рисованием красками. Задачами исследовательской работы является: - проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте в технике живописи;
- разработка путей развития творческих способностей в области рисования живописными материалами; - апробирование инновационных техник в живописи для развития художественных способностей старшего дошкольного возраста. Были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования красками. Основными направления изучения художественно-творческих способностей данной работы являются: 1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения; 2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; 3) способность рационально применять различные техники и рисовать живописными материалами, используя цвет. Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в живописи стала способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных техник живописи.. Проводимая исследовательская работа состояла из трех этапов: 1) констатирующий; 2) формирующий; 3) итоговый. Для проведения исследовательской работы был разработан специальный цикл занятий. Й этап. Констатирующий эксперимент. Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей рисования живописными материалами, выработанные предыдущим опытом. Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия со всей группой на тему «Пасмурный весенний день». Программное содержание: закреплять умение работать с красками, свободно применяя технику воскографии; выявить навыки рисования гуашью и воском; развить способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью цвета. В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.
Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображена пасмурная погода. Положительным в занятии было то, что половина детей справилась с поставленной целью. Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития художественно-творческих способностей детей. Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью цвета. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы.
Условные обозначения: o низкий уровень; o средний уровень; o высокий уровень Вывод констатирующего эксперимента: из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, таких как Настя Р., Юля О., Саша П., Халид К., у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей. Й этап. Формирующий эксперимент. Проводился с детьми: Настя Р., Саша П., Юля О., Халид К., которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки художественно-творческих способностей, а точнее способность передавать художественный образ с помощью цвета.
Цель формирующего эксперимента: развитие художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет с помощью нетрадиционных техник в живописи. При проведении формирующего эксперимента были использованы индивидуальные занятия со способными детьми, дидактические игры и упражнения. Тема: «Весеннее дерево». Программное содержание: закреплять умение рисовать с помощью «тычка»; развивать творческое воображение; развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать способность рационально применять различные техники рисования живописными материалами. Ход занятия. В начале занятия детям были прочитаны стихотворения о весенних деревьях. В течение занятия были использованы следующие методы: объяснение с частичным показом, напоминание, контроль, поощрение, оценка. Также было использовано упражнение «вхождение в образ». Детям было предложено описать по прочитанным стихотворениям, каким они видят это дерево. Дети активно приступили к работе, применяя соединение техник: аппликация из ниток, рисование «тычком», используя цветоведение. Дети были очень заинтересованы этой техникой, выполнили задание на хорошем уровне, проявив способность к цветовосприятию окружающего мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|