Социальные функции философии. Философия и конкретные науки: диалектика взаимодействия. Философская культура специалиста- делового человека.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 "Социальная философия - это система научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни" "социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе" Какую роль играет социальная философия в обществе? Прежде, чем ответить на этот вопрос, напомним функции философии: ведь в значительной мере они являются общими и для социальной философии. 1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, представлений, понятий, на которых базируется общественно-историческая жизнь людей); 2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном); 3) критическая функция (критика догматического способа мышления и познания, заблуждений, предрассудков, ошибок); 4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на определенной ступени развития общества. Наука – наблюдение, классификация, описание, экспериментальные иссл-ия, и теоретическое объяснение естественных явлений (включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту науч. знаний, образующих в совокупности научную картину мира). Цели Н - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле теоретич. отражение действительности. которой является выработка знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия.
Философия, как обобщенные представления о мире, и конкретные науки, исследующие сущность и закономерность развития его отдельных фрагментов, всегда необходимо дополняли друг друга и взаимодействовали как общее и частное знание. Если философия формировала свои принципы и заключения на базе конкретно-научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации, то специальные научные дисциплины всегда нуждались в философском осмыслении знаний и новых открытий, накапливаемых в процессе их собственного развития. Ученые всегда обращались к философской теории не только в поисках необходимой методологии, но и для объяснения смысла и направленности научных исследований, понимания их глобальных аспектов и последствий. В свою очередь, философия, опираясь на результаты исследования конкретных наук, соответствующим образом истолковывала и обобщала их. Философия, как правило, опережала в своем развитии конкретные науки, но в то же время в связи с новыми открытиями в специальных областях научного знания менялись и формы философского мышления. Различия: 1) Осознание места, присущего отдельному, конкретному фрагменту знаний в целостной картине невозможно для частных наук. Эта задача может быть решена только при помощи философии, которая способствует правильной постановке проблем; 2) Разрешение характерных трудностей, противоречий, возникающих на границе различных уровней, областей науки при их согласовании (парадоксы, апории, антиномии и др.) невозможно без участия философии – соотнесения мысли (языка) и реальности; 3)Философия выполняет также функции уяснения самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает; 4) В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются и отрабатываются в сфере философии; 5) Наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Она не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Ф. отличается от научного способа постижения действительности тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.
Философский анализ «деловой культуры руководителя» как категории философско-культурологического знания позволил дать ей следующую характеристику: это - совокупность ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируются и соответствуют уровню и ориентациям развития общества; это - мера и способ инновационной самореализации личности специалиста в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении организацией; это - не только ценность, система или процесс, но еще и результат, фиксирующий факт присвоения государством, обществом и личностью ценностей, рождающихся в процессе ее становления.
Заключение Значение философии можно усмотреть не в практической полезности (утилитарности), а в нравственном пафосе. История философии свидетельствует, что философская мысль ищет и обосновывает идеал, способный служить путеводной звездой в жизни людей. Это прежде всего нравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизни человека. Это также и общественный идеал, призванный объяснить смысл общественного развития. В этой связи немецкий философ М. Шелер (1874-1928) характеризовал философию как «знание ради спасения», противопоставив его «знанию ради достижений и господства», т.е. позитивному, — научному и технологическому знанию. Список используемой литературы 1. Антонов Е.А. Философия: Учебное пособие. – Белгород: Призма, 2008.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|