Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные функции философии. Философия и конкретные науки: диалектика взаимодействия. Философская культура специалиста- делового человека.




"Социальная философия - это система научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни" "социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе" Какую роль играет социальная философия в обществе? Прежде, чем ответить на этот вопрос, напомним функции философии: ведь в значительной мере они являются общими и для социальной философии.

1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, представлений, понятий, на которых базируется общественно-историческая жизнь людей);

2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);

3) критическая функция (критика догматического способа мышления и познания, заблуждений, предрассудков, ошибок);

4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на определенной ступени развития общества.

Наука – наблюдение, классификация, описание, экспериментальные иссл-ия, и теоретическое объяснение естественных явлений (включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту науч. знаний, образующих в совокупности научную картину мира). Цели Н - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле теоретич. отражение действительности. которой является выработка знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия.

Философия, как обобщенные представления о мире, и конкретные науки, исследующие сущность и закономерность развития его отдельных фрагментов, всегда необходимо дополняли друг друга и взаимодействовали как общее и частное знание. Если философия формировала свои принципы и заключения на базе конкретно-научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации, то специальные научные дисциплины всегда нуждались в философском осмыслении знаний и новых открытий, накапливаемых в процессе их собственного развития. Ученые всегда обращались к философской теории не только в поисках необходимой методологии, но и для объяснения смысла и направленности научных исследований, понимания их глобальных аспектов и последствий. В свою очередь, философия, опираясь на результаты исследования конкретных наук, соответствующим образом истолковывала и обобщала их. Философия, как правило, опережала в своем развитии конкретные науки, но в то же время в связи с новыми открытиями в специальных областях научного знания менялись и формы философского мышления.

Различия: 1) Осознание места, присущего отдельному, конкретному фрагменту знаний в целостной картине невозможно для частных наук. Эта задача может быть решена только при помощи философии, которая способствует правильной постановке проблем; 2) Разрешение характерных трудностей, противоречий, возникающих на границе различных уровней, областей науки при их согласовании (парадоксы, апории, антиномии и др.) невозможно без участия философии – соотнесения мысли (языка) и реальности; 3)Философия выполняет также функции уяснения самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает; 4) В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются и отрабатываются в сфере философии; 5) Наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Она не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Ф. отличается от научного способа постижения действительности тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Философский анализ «деловой культуры руководителя» как категории философско-культурологического знания позволил дать ей следующую характеристику: это - совокупность ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируются и соответствуют уровню и ориентациям развития общества; это - мера и способ инновационной самореализации личности специалиста в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении организацией; это - не только ценность, система или процесс, но еще и результат, фиксирующий факт присвоения государством, обществом и личностью ценностей, рождающихся в процессе ее становления.
С содержательной точки зрения в деловой культуре руководителя выделяются: личностно-деятельностная основа, которая формируется на основе механизмов умственной деятельности (гносеологический аспект), ее инновационное проявление, которое осуществляется на основе закономерностей процесса познания (когнитивный аспект), мотивационная направленность специалиста, ориентация его на приобретение новых знаний, готовность к реализации изобретательских потенций (эмоционально-психологический аспект); человеческий опыт, не поддающийся рефлексии, формально не выражаемый, существующий в традициях восприятия, практическом мастерстве (эмпирический аспект). Деловая культура руководителя имеет свою специфику: напряженность, инновационный характер, метадеятельность; способствует выполнению управленческих функций, отличающихся однородностью содержания выполняемых работ (операций) и их целевой направленностью. В структуре деловой культуры руководителя присутствуют базовый и мировоззренческий уровень, уровень практической деятельности, уровень регуляции управленческого поведения, эмоциональный уровень.

 

Заключение

Значение философии можно усмотреть не в практической полезности (утилитарности), а в нравственном пафосе. История философии свидетельствует, что философская мысль ищет и обосновывает идеал, способный служить путеводной звездой в жизни людей. Это прежде всего нравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизни человека. Это также и общественный идеал, призванный объяснить смысл общественного развития. В этой связи немецкий философ М. Шелер (1874-1928) характеризовал философию как «знание ради спасения», противопоставив его «знанию ради достижений и господства», т.е. позитивному, — научному и технологическому знанию.
На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогает формировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.
Вместе с тем надо иметь в виду, что отдельные специализированные сферы философского знания косвенно способны приносить значительные практические результаты. Например, философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный, хотя и косвенный вклад философии.

Список используемой литературы

1. Антонов Е.А. Философия: Учебное пособие. – Белгород: Призма, 2008.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Инфра-М, 2003.
3. Ильин И.А. Философия и Жизнь. М.: Философия, 2007.
4. Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. Ростов - на - Дону.: Феникс, 2001.
5. «На переломе». Философские дискуссии. Философия и мировоззрение. М.: Аспект, 2006 г.
6. Современная картина мира /Отв. ред. В.В. Казютинский. - М.: Издательская корпорация \"Логос\", 2008.
7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Юрист\'ъ, 2007.
8. Спиркин А.Г. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
9. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: Академический Проект, 2004.
10. Шпаков А.А. Карта Знаний (Научная Картина Мира). Москва: Информот, 2005.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...